№ 25 июль 2002 год

духовное наследие

УТЕШЕНИЕ В СКОРБИ

ЕВСЕВИЯ, епископа Винницкого, Ректора Санкт-Петербурской Духовной Академии

(19 августа 1849 года подписано в печать)

Письмо пятое

Терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша
молитву мою
(Пс. 39, 1)

Как могу сказать, что также терплю, как страдалец, изрекший сии слова? Но уповаю, но не ропщу, когда терплю; и молю Господа, да явит Он Свою силу в моей немощи. Терпение с молитвою - твердая опора в немощи; а любовь ко Господу и упование на Него - корень терпения и молитвы.

К кому же прежде всего и обращаться в нужде, как не к Источнику и Подателю всякой помощи и всякого блага? Не говорил я и не скажу, что напрасно стали бы мы обращаться к другим, искать у них помощи и утешения. Есть святой закон любви, внушающий нам нести тяготы друг друга: почему же не просить у ближних помощи в нужде, в скорби, в болезни? Люблю помогать ближнему, чем могу; почему же и не принять помощи от ближнего? Все мы дети одного Отца небесного: Он, Благий, каждому дал свою часть даров, но не каждому все, для того, чтобы всех связать узами взаимных нужд и любви. Так все от Бога: и ближние, и дары их в деснице Вышнего, потому и то, что получаем от ближних, надобно принимать как дар Божий и благодарить Подателя. Потому к Нему прежде и обращаюсь, когда скорбь или болезнь тяготит меня.

Не жалуйтесь на ближних, которые мало принимают участия в вашем положении. Господь попускает быть сему, чтобы лучше чувствовали вы свое одиночество в этом мире и более искали и любили Его, Единого, Спасителя нашего. Чего ищете там, где не находите утешения и подкрепления? Не благо ли для вас и то, что не дают вам более обманываться? Не сами ли теперь ясно видите, что преходит бо образ мира сего (1 Кор. 7, 31). Не жалейте об этом и не переставайте искать тех благ, которые не преходят. Кто сказал вам, что уже долго терпите вы? Спаситель говорит: в терпении вашем стяжите душы ваша (Лк. 21, 19). Претерпевый же до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22). Из слов Господа видите цену терпения, видите и предел, до которого мы еще не достигли; ибо предел скорбей - конец настоящей жизни. А доколе будем жить в этом мире, последуя Иисусу, как ученики Его; дотоле и к нам будут относиться слова Господа: в мире скорбни будете (Ин. 16, 33). Но мы не долго будем терпеть; ибо настоящая жизнь очень коротка.

О том мире, в котором еще не действует Дух Христов, не говорю вам: этот мир занят сам собою? Ему не до того, чтобы участвовать в деле скорбящих и страждущих; в нем друзья не друзья, ибо любят только себя и свои выгоды. Не говорите о таких; да лучше сторониться от них: они менее будут растравлять раны скорбящей души.

Так, когда придет скорбь, когда войдут болезни во глубину души, не буду надеяться на то, что неверно. Зачем обращаться на ту и другую сторону, когда знаю, где Помощник мой, где надежда моя, где мир и радость. Нет, лучше для меня, если в часы скорби удаляюсь от людского шума, остаюсь в уединении, только с собою и созерцаю верою Вездеприсущего Бога. Не для того уединяюсь, чтобы питать мрачные мысли и предаваться печали и унынию, - такого уединения надобно бегать, но ищу уединения, чтобы там, в горячей молитве к Богу, найти утешение и подкрепление. И не напрасно ищу: там свободнее вхожу в себя, помышляю о моих грехах, вижу мое недостоинство; там свободнее открываю взор души и простираю мои мысли и желания к милосердию Божию. Там смотрю на страждущего Господа Иисуса, за меня пострадавшего и умершего, исповедую пред Ним все мои немощи и болезни, всю нищету мою, и прошу милости у Него: вздыхаю и стенаю пред Ним, и умоляю о прощении грехов моих, уповая на Его безпредельные заслуги. Ищу, чтобы в сии часы никто не лишал меня уединения, не ослаблял моей скорби, моих вздохов пред Господом. Что нужды, если и слезы льются от чувства скорби, только бы это было пред Господом и с молитвою к Нему. Пусть не скоро приходит ослаба душе, и тяжело ей, только бы не преставала она благоговеть пред Господом и молить его с преданностию. И упованием: упование же не посрамит, сказал апостол (Рим. 5, 8). И видел я великую милость Господа каждый раз, как прибегал к Его милосердию. Получая в скорби утешение от Господа, и я, в моей немощи, мог говорить с чудным страдальцем: терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою (Пс. 39, 1).

Эту милость Божию уже видели вы сами над собою и будете видеть, если пребудете тверды в терпении и уповании на Господа. Бог говорит каждому скорбящему: призови Мя в день скорби своея, и изму тя (Пс. 49, 15). Но, призывая Господа, подражайте тому страдальцу, который взывал: терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою. "Долго ждал я Господа, и Он преклонился ко мне, и услышал вопль мой". Не краткое время окружали его скорби, но он долго терпел; и не просто терпел, но в терпении ожидал помощи от Господа, но молил Его, просил у Него милости, вопил к Нему, исполняя заповедь Господа: просите, ищите, толцыте (Мф. 7, 7). Господь преклонился к нему Своею милостию и услышал усильную молитву его.

Как, говорите, поддерживать вам молитву ко Господу? Как достигнуть, чтобы душа любила молитву и всегда молилась? Средств к этому очень много. Если бы мы, как должно, внимательны были к себе и окружающим нас вещам, то на что ни смотрели бы мы, все питало бы в нас дух молитвы. Ибо все говорит нам о Боге и Его Божественном величии, о Его всемогуществе, премудрости, благости; все свидетельствует о Его близости к нам. Куда бы ни заключились мы, Дух Божий везде и всегда с нами, все пред Ним открыто, и око Его видит нас повсюду. Читайте и повторяйте псалом 138, чтобы ваш дух научился созерцать всеведение и вездеприсутствие Божие. Господи, искусил мя еси, взывает Псалмопевец, — и познал мя еси. Ты познал еси седание мое и востание мое. Ты разумел еси помышления моя издалеча... и вся пути моя провидел еси. Камо пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо Ты тамо еси, аще сниду во ад тамо еси. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря и тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя (Пс. 138, 1—3. 7—10). Все содержится силою Духа Божия; ибо словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32, 6). В другом псалме говорит: отвращшу же Тебе лице, возмятутся, отъимеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся (Пс. 103, 29). Так близок к нам Господь и Св. Дух Его; только смотрите открытым взором ума и сердца, и везде будете встречать следы величия Божия и побуждения к благоговейной молитве пред Ним. Но если в часы скорби хотите в уединении иметь занятие для вашей души более питательное, то имейте под руками молитвенник. Прочтите, в свое время, молитвы утренние; прочтите вечерние на сон грядущим; присовокупите к сему, по расположению души, акафист Иисусу или Пресвятой Богородице, или канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии, и сему подобное. Также, чаще размышляйте о страданиях Христовых, и для этого читайте с благоговейным вниманием повествования святых евангелистов о страждущем Спасителе. Приводите на память, как переносили скорби и трудности этой жизни праведники. Читайте 11 и 12 главы послания апостола Павла к Евреям: здесь открывается вам, как ветхозаветные праведники, силою веры в Бога и обетованного Спасителя, совершали великие дела и терпением преодолевали все трудности и искушения этой жизни. Читайте Деяния святых апостолов и жития святых, и опять будете видеть, как благодать Духа Божия различными путями приводила к Царствию Небесному, и на всех путях сопровождала благочестивых странников, ограждала и руководила их. Читайте псалмы Давидовы. Между ними найдете многие, точно будто для вас написанные: многострунная псалтирь Давидова верно будет отзываться и под тон ваших душевных болезней. Пусть вы будете плакать, но плакать пред Богом; ваши слезы скоро сменятся внутренним миром и утешением в Господе, при содействии Духа Его.

Если так станете ограждать и подкреплять
свою душу молитвою и благоговейным размышлением о делах Божиих, то и вы научитесь благодушно терпеть и уповать на Господа, ожидая от Него помощи и утешения,
и упование не посрамит. Когда получаете свыше помощь и подкрепление, и вы, прославляя Господа, говорите с Псалмопевцем: терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою!

 

Письмо шестое

Преходит бо образ мира сего

(1 Кор. 7, 31).

Вас поражает эта истина! Вам больно смотреть на непостоянство земной жизни! Но кто этого не испытывает? Кого не поражали, хотя иногда, картины земных превратностей? Они есть ныне, были вчера, повторятся завтра и после. Посмотрите, какой удел жизни спасает от болезней, от скорбей и несчастий? Внимательно посмотрев на вещи, из которых слагается земное счастие, вы не позавидуете тем людям, которых обыкновенно называют счастливцами. Скажите, кого хотите назвать счастливым? Того ли, кто стоит выше других и располагает по своей воле многими подобными себе? Того ли, у кого есть все средства, чтобы ни в чем не отказывать желаниям своего сердца? Того ли, кто, по словам притчи Евангельской (Лк. 12, 18. 19), хочет разорить свои житницы, чтобы построить большие и собрать многие блага на многие годы, чтобы потом, в неизвестной будущности, предаваться беспечной роскошной жизни? Того ли, кто привык жить в мечтах, питается мечтами и думает быть счастливым, опьяняемый мечтами? Кого из сих назовете счастливым? Вникнув хорошо в свойства земных благ, вы не назовете таким никого из тех: частию видите из опыта других, а частию испытали и сами на себе, как все это скоро проходит и обыкновенно оставляет по себе только тяжелую пустоту.

Как и не трогаться, представляя в мыслях или видя на самом деле такое зрелище превратностей! Видим, что один в том, другой в другом ищет и находит, по-видимому, свое счастие, и, не размыслив, а последуя только мнениям и толкам других, можно бы подумать: вот, поистине, этот счастлив, а другой еще счастливее. Одному все удается по желанию души его, любящей преимущества, честь, славу; другой, кажется, имеет более удовольствий, нежели сколько желает душа его, пристрастная к удовольствиям; а третий, живя в мечтах и всегда находя пищу им, по-видимому, ничего лучшего не желает. Так думают иногда сами те, которые ищут счастия там, где совсем нет его, а есть разве только одна тень счастия. Но подойдите к такому человеку в то время, когда он в душе своей бывает ближе сам к себе, когда мысли его собираются от внешнего к внутреннему, сила страстей ослабевает и голос совести говорит внятнее; подойдите в это время к нему и замечайте состояние души его; если можно, выслушайте непритворное признание его. Тогда узнаете, что и такие люди при лучшем расположении своего духа хорошо сознают непостоянство и превратность всего того, за чем в своем ослеплении они гоняются, как за последним предметом их желаний. Это можете видеть в каждом из них, замечая, в часы удаления их от рассеянности, их скуку, недовольство собою, отвращение от всего, к чему с такою жаждою они стремились, и тяжелое ощущение внутренней пустоты. О, когда бы, приходя в такое состояние духа, они дольше оставались сами с собою и внимательнее рассуждали о том, о чем скорбит душа их? Какую терпит потерю? Чего ищет? Они увидели бы, что душа скучает, поражаемая суетою земных вещей, к коим привязывают ее; сетует о том, что среди рассеянности и забот о преходящих благах удаляют ее от лучших благ, к которым она стремится по своей природе, как предопределенная к вечности.

Если бы всегда безпристрастно смотрели мы на окружающие нас предметы, то не могли бы не видеть, как преходит образ мира сего. Не только душа в каждом человеке, хотя по временам, сознает суету всего земного; но как часто и внешние наши чувства поражаются ею! Как часто честолюбец, подобно стеблю поблекших цветов, внезапно лишается блеска преимуществ, питавших страсть его! Как часто корыстолюбивому богачу, как неверный раб, изменяет его богатство; утопающий в чувственных удовольствиях, подобно растению, засыхающему от палящего зноя, сохнет в глазах подобных себе и медленно умирает среди разлива чувственных наслаждений! Как часто болезнь или потеря человека, близкого сердцу, или другое какое несчастие вдруг срывает обольстительный покров со всех видов внешних благ и удовольствий! При таких переворотах и самый раболепный поклонник мира невольно чувствует потрясающее впечатление, поражаемый шумными вихрями земного непостоянства.

Но теперь ли только так бывает? Ныне ли только все сделалось непостоянным и преходящим? Нет, так было и будет! День сменяется ночью, лето зимою, радость печалью, жизнь смертию, - и род преходит, и род приходит (Еккл. 1, 4): это древний закон, современный бытию падшего человечества!

Хотите ли яснее представить, как преходит образ мира сего? Представьте минувшее столетие и смотрите, сколько около вас старцев, переживших это время? Может быть, никого не находите из таких: они реже, чем колосья на сжатом поле. Где же весь тот род, который жил в начале сего столетия? Где бывшие в славе за два, за три столетия? Где все те роды, которые населяли землю от начала мира в продолжение всех протекших веков? Где сильные племена? Где непобедимые народы? Где все знаменитости минувших времен? Где могущественные цари? Где славные полководцы? Где удивлявшие современников мудрецы? Где богатые и великолепные города? Где великие царства?

Представьте все это на пространстве двух или трех тысячелетий. Где все то, что было, что делалось в сих пределах времени? Все прошло, все скрылось, исчезло или от всего того едва слабые следы остаются в истории и в памятниках древности, сбереженных не столько в руках человеческих, сколько в недрах земли. Так преходит образ мира сего!

Как было, так и будет, доколе мир существует в настоящем виде. Часы и дни летят; годы скоро проходят; время быстро течет и все увлекает с собою, как великая, неудержимая река. Представьте, что теперь видите около себя; представьте, кто живет с вами, кто ныне богаты, сильны, славны; представьте затем, - что будет чрез двадцать, пятьдесят, сто лет? Кто останется свидетелем того, что теперь видим? Кто будет на месте тех, которым теперь удивляются или завидуют? Удвойте и утройте число лет, расширьте на тысячу и более, и повторите себе те же вопросы. Смотря на прошедшее и настоящее, что можете представить в будущем? Как предки прошли, как будто не было их, так пройдет и современный род, так будут проходить и новые поколения человечества! Как изменялись и сменялись племена, народы и царства, так будет и в отдаленной будущности! Станьте в безмолвии; представьте в мыслях эту реку времени, все изменяющую, разрушающую и смывающую; смотрите на волны ее в настоящее время и прострите взор в даль закрытой будущности; вообразите тот же порядок изменяемости: какое поразительное зрелище представится взору вашей души! Так преходит и будет преходить образ мира сего!

Чье сердце не тронется при внимательном взгляде на это обширное зрелище непостоянства и превратностей? Какая душа не сознает своей бедности и нищеты, представив этот печальный образ человеческой жизни? Человек, яко трава дние его, яко цвет селъный, тако отцветет (Пс. 102, 15). Так было во дни Псалмопевца, так бывает и ныне! Был я дитя, как зелень, возникшая из земли; был юноша, как цвет, цветущий свежестию сил. а что теперь? Что говорят седины, убеляющие мою голову? Сколько впереди ступеней, чтобы низойти мне до гроба? Сколько остается лет или дней моей жизни под этим небом?

Ты один, Всеведущий и Всесодержащий в деснице Своей, Господи, знаешь это! В Твоей деснице книга судеб каждого человека и всех царств и народов: яко Ты еси,создал всяческая, и волею Твоею суть, и сотворены (Апок. 4, 11).

Если бы прямо из уст моих слушали вы, что читаете, то с первых слов, может быть, остановили бы меня и сказали: зачем я, желая что-нибудь сказать вам в утешение, говорю о непостоянстве и кратковременности человеческой жизни, представляю вещи в таком виде, в каком они не утешают, а наводят скуку или умножают ее? Сказал бы я вам тогда в ответ, и теперь скажу, что, говоря так с вами, не хочу умножать болезни вашего сердца, но желаю, чтобы вы, правильно смотря на вещи, спокойнее принимали и переносили те перевороты, которые, по воле небесного Промысла, испытываете в обстоятельствах своей жизни. Правильный взгляд на такое непрерывное течение земных вещей немало может успокаивать нас в трудных обстоятельствах жизни.

Как часто скорбим мы только потому, что видим перемену своего положения из лучшего, по нашему мнению, на худшее, или потому, что сравниваем свое положение с лучшим, по-видимому, состоянием других! Один жалуется на то, что он не столько имеет удобств жизни, сколько ближние его; другой скорбит, что не имеет преимуществ, какими владеют подобные ему; третий почитает себя несчастным, видя, что теперь обстоятельства жизни его не те, к каким привык он с продолжением времени. Подобную перемену и вы на себе испытываете. Но смотрите на непрерывное изменение всего окружающего вас, размышляйте чаще, как преходит образ мира сего, и вы спокойнее будете переносить свои скорби и несчастия. Смотрите, вам ли одним достался такой жребий? Как много и прежде нас было, и теперь есть подобных нам, которые терпят несравненно более нас? Вам Бог, по благости Своей, еще много оставил таких утешений в этой жизни, которых другие не имеют.

Размышляйте и о том, как незначительно и ничтожно различие между вами и другими по внешнему состоянию. Судите, надолго ли это различие: надолго ли одни богаты, а другие бедны; одни в славе, другие в неизвестности; одни цветут здоровьем и веселы, а другие больны и стенают от скорби?

Не предполагайте неизвестных случайностей, но имейте в виду закон, по которому все быстро проходит мимо нас, по которому и мы сами так скоро проходим путь этой жизни и уступаем место другим. Этого довольно, чтобы мало-помалу присмотреться к вещам, нас окружающим, и, при Божией помощи, привыкнуть судить о них правильнее, и принимать перемены с терпением, без смущения и замешательства в своих делах.

Представьте все выгоды и преимущества, все удовольствия, какими только может человек пользоваться на земле; присоедините к этому, если угодно, и последнее условие к увеличению сих благ - цветущее здоровье и возможную долготу жизни: все это недолговечно, и скоро пройдет! Да и в то время, как человек в счастии и довольстве внимает себе, он всегда будет испытывать истину слов Мудрого: не насытится око зрети, ни исполнится ухо слышания (Еккл. 1, 8). Вспомните, что говорит единый всесовершенный Учитель истины, Спаситель мира: кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (Мф. 16, 26). Сколько бы человек, по-видимому, ни был счастлив, но если забыта безсмертная душа его и остается в удалении от Иисуса Христа, чуждою упования на блаженную жизнь в вечности, - какая польза ему, хотя бы владел целым миром в продолжение этой краткой жизни, когда между, тем не спас души своей для жизни нескончаемой, вечной? Все различия в земных преимуществах - только до предела этой жизни, а там будет другой порядок: там будут, по слову предопределенного Судии живых и мертвых, и последний перви, и первии последни (Мф. 20, 16). Там, пред престолом Царя неба и земли, царь и раб, судья и подсудимый, учитель и ученик, богатый и нищий, все станут не по степеням земных преимуществ, а по суду правды Божией, и приимет кийждо, яже с телом содела,
или блага или зла
(2 Кор. 5, 10). Для будущей
жизни все равно,
умру ли я на богато убранном ложе или на голой земле; а важно то, украшена ли будет душа моя добрыми делами, и принесу ли к престолу праведного Судии и Мздовоздаятеля кадильницу чистой, пламенной любви к Богу - Отцу и Сыну и Святому Духу.

Так не скорбите, испытывая лишение временных благ, а смотрите на все это, как прилично христианам, не имеющим здесь постоянного града, но ищущим будущего (Евр. 13, 14). Переносите все скорби и трудности настоящей жизни с христианским терпением, возлагая всю надежду на Господа. Видя счастие других, не завидуйте им, но искренно желайте, чтобы пользовались они сим благословением Божиим не во вред себе и другим, а к истинному благу своему и своих ближних. Смотрите ли на цветущую юность: пожелайте пред Господом, да сохранит ее Благий Своею благодатию от всякого зла и гибельного порока. Видите ли счастливое супружество: скажите в душе пред Тем, кто установил и освятил брак: благослови их, Господи! Сохрани их в верности и святости! Помоги им соблюсти ненарушимо благодать таинства, да будет благословение Твое над их чадородием и потомством до последнего предела! Видите ли человека, возвышенного честию, отличиями и добрым именем: в тайне души вознесите молитву к Тому, Кому дадеся всякая власть на небеси и на земли (Мф. 28, 18), - да управит Он все его преимущества ко благу ближних, к заступлению обижаемых, к утешению скорбящих, ко спасению других и своей души. Видите ли бедных, несчастных и скорбящих путников этой страны: сострадайте им и утешайте их, как можете. Молите Того, Кто ради нас был
нищ, чтобы
мы обогатились, был странником и не имел, где главу приклонить, чтобы мы вселились в обители Отца небесного, молите Господа

Иисуса, да подкрепит, руководит и утешит Он их Своею благодатию.

Будьте так благожелательны ко всем; любите всех, как себя, по заповеди Божией; обнимайте всех любовию во Христе; желайте всем, чего и себе желаете; не завидуйте никому, но молитесь о всех: и вы всегда будете иметь пред собою неисчерпаемый источник утешения; счастие других будет и вашим счастием; любовь и благожелательство к другим, и молитва за них будут вашим богатством, вашею честию, вашим истинным сокровищем, с которым ничто земное не может сравниться; ибо любы, по учению апостола, николиже отпадает. Ныне же пребывают вера, надежда, любы, три сия; болши же сих любы (1 Кор. 13, 8. 13). Собирайте и умножайте это сокровище каждый день, чтобы когда настанет час преселения из этого мира, имели вы сокровище для будущей жизни и понесли его с собою в мир горний, к престолу Царя небесного.

Письмо седьмое

Пришелцы бо есмы пред Тобою и преселницы, якоже вси отцы наши: дние наши яко сень на земли, и несть постояния

(1 Пар. 29, 15).

Удивляетесь, от чего такая перемена, что ваша душа, прежде неохотно смотревшая на скоротечность окружающих предметов, теперь находит утешение в размышлении о земной суете? Вам хотелось всегда видеть около себя то, что так внезапно изменилось или совсем прошло. От этой привязанности к земным благам вам было скучно и тяжело размышлять о тленности и ничтожестве их. Но в то же время голос души говорил вам: "Не обольщайся видимым, не привязывайся к сим благам: они не то, чего ищет дух твой". Вы вняли сему голосу, увидели и узнали, что это истинно так; и теперь, размышляя о непостоянстве земных вещей, более и более знакомите вашу душу с этою истиною и, не замечая сами, подчиняете ей ваши чувства и желания. А душа к тому и стремится; ей, как существу безсмертному, свойственно видеть и чувствовать непрочность земных благ и искать благ более совершенных, возвышающих ее к небу, удовлетворяющих не смертному телу, но безсмертному духу. Поэтому теперь ваша душа и охотно видит суету того, в чем прежде искали вы удовольствия. Какой путник не обрадуется, открыв в дороге свою ошибку, когда ночью блуждал он по распутиям и был на краю пропасти, не замечая опасности? То же бывает и с душою, которая, после рассеянности во внешней жизни, приходит в сознание своего опасного положения и спешит возвратиться на прямую дорогу.

Если бы чаще размышляли мы о непостоянстве земных вещей, окружающих нас, мы всегда смотрели бы на эту жизнь подобно древним праведникам, говорившим о себе: пришелцы бо есмы пред Тобою и преселницы, якоже вси отцы наши: дние наши яко сень на земли, и несть постаяния. Странник, переходящий из какого-нибудь отдаленного места в свое отечество, что бы не встречал на пути, никогда не забывает, что он странник: родная страна, к которой стремится, не выходит у него из мысли. Благоприятен ли путь, - он пользуется удобствами, подкрепляет свои силы, и идет вперед; неблагоприятен ли путь, от бедности страны или от непогоды, - он терпеливо переносит нужды, преодолевает неудобства, всегда имея в памяти, что он странник, что легко ли, трудно ли идти ему, но надобно идти, - и идет.

Так естественно смотреть на себя и нашей душе: она точно странница в этом мире. Давайте вашей душе свободу внимательно и прямо смотреть самой на себя и на окружающие предметы: увидите, как глубоко чувствует она свое настоящее странничество, и как сильно стремится туда, где быть ей назначено Творцом ее. Отчего это, что никакие внешние удовольствия не утоляют ее внутренней жажды? Оттого именно, что они ей не сродны. Они ей отчасти нужны на пути, для подкрепления утомляемых сил, для облегчения трудов, для ободрения, и то более для тела, нежели для нее, или и для нее, но по причине тела, обременяющего дух; сами же, по своей природе, они совсем не таковы, чтобы душа могла прилепляться к ним. Она как дух и радостей ищет духовных; как дух, к безсмертию предопределенный, и радостей ищет постоянных, всегда пребывающих. Если вы были внимательны к себе в годы детства или, по крайней мере, во время юности, то и тогда уже не могли не замечать, как, обыкновенно после детских забав или юношеских рассеянностей, душа оставалась пустою, скучною и недовольною тем, чему, по-видимому, охотно предавалась.

И, стараясь делать добро, человек в этой жизни всегда видит себя не тем, чем надобно быть ему, по свойству безсмертного духа. То по неведению погрешаем; а то, и, зная волю Божию, претыкаемся, увлекаемые грехом. Часто хотим идти вперед, и между тем оказываемся позади. Дух бодр, а плоть немощна. Дух стремится к высшей, совершеннейшей деятельности и в то же время, увлекаемый плотию, ниспадает опять к тому, в чем раскаивается; ищет побед над препятствиями, и оказывается побежденным. Как путник, идя по незнакомой стране, не может совершенно освободиться от опасностей и неудобств пути, так и каждый человек, доколе живет в этом мире, никогда не безопасен от падения и не может сказать о себе: вот я победил, и теперь буду идти прямо, не преткнусь, не паду. И наилучшие из земных странников смотрели на себя, только как на стремящихся к цели, к небесному отечеству; но цели не достигали здесь. Апостол Павел писал: не зане уже достигох, или уже совершихся: гоню же, аще и постигну, о немже и постижен бых от Христа Иисуса. Братие, аз себе не у помышляю достигши: едино же, задняя убо забывая, в предняя же простирался, со усердием гоню, к почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе (Флп. 3, 12-14).

Странник то идет скоро, при благоприятной погоде; то медленно, когда сверху непогода, снизу неудобно; то совсем останавливается или от усталости, или от болезни; но едва подкрепит силы, он опять идет к своему месту. То же испытывает и странник, идущий к отечеству небесному: он идет среди разных обстоятельств жизни, то благоприятных для спасения, то неблагоприятных. Если встречает человека благочестивого, который и словом и примером помогает ему утвердиться на пути к небесному отечеству, - в сообществе с таким спутником легче идти вперед. Но когда, напротив, встречает одного за другим таких спутников, которые и словом, и делами отвлекают его от пути спасения, тогда идти ему труднее: надобно неусыпно бодрствовать, чтобы, при содействии благодати Божией, терпением, молитвою и упованием на Господа преодолевать все преграды. Поэтому праведник молит Господа: Пришлец аз есмь на земли, не скрый от мене заповеди Твоя (Пс. 118, 19).

Тело бо тленное отягощает душу (Прем. 9, 15), - говорит Мудрый. Наше тело, точно как тяжелая ноша, тяготит душу на пути земного странствования. Оно, как земля, к земле и склоняется; оно видит только земное и прилепляется к земному. Горе душе, которая, не внимая голосу своей природы, увлекается тяжестию тела и, вместе с ним ниспадая к земле, пресмыкается только по чувственным предметам! Тело, как образованное из брения, всегда готово и обратиться в брение. Земля еси и в землю отъидеши (Быт. 3, 19), - сказал Бог падшему Адаму, - и сему праведному определению подвергаются все потомки согрешившего прародителя.

Это смертное тело есть как бы путевая ноша, или одежда, данная безсмертной душе на дорогу для прохождения чрез страну дольней жизни. С продолжением времени эта одежда ветшает и своею ветхостию предуказывает конец странствования. Путника издали можно узнать по суме за плечами: и человек, смотря на свое тленное тело, всегда должен помнить свое странничество в этом мире. Кто из опыта не знает, что оно так слабо, и так легко может всегда разрушиться? Скажите, где можно быть безопасным от смерти? Сколько тело само в себе носит зародышей разрушения, и сколько случаев к этому отвне: от зловредного воздуха, от огня, от воды, от неисчислимых несчастных случаев? Какой образ жизни или какой возраст безопасен от смерти?

Пришелцы бо есмы... и преселницы, якоже вси отцы наши: дние наши яко сень на земли, и несть постояния, - так все говорит душе, что не здесь ее постоянное жилище, но в вечности. Это тело, как неумолкающий вестник, своею бренностию говорит каждому: Ты странник! Твой путь недолог, дни странствования твоего скоро пройдут. Непостоянство и непрерывное течение вещей, тебя окружающих, напоминают тебе, что и ты также привременен, что и ты теперь живешь и делаешь, а потом, как тень, пройдешь, и не будет тебя среди живых. Вспомни твой прошедший род: где твои, предки? Они были здесь, шли тою же дорогою, которою и ты теперь идешь, исчисляли дни и годы, и все прошли свой путь, окончили поприще, и нет их здесь. То же неминуемо будет и с тобою.

Апостол Павел для того и указывает на древних праведников, которые жили верою, а не видением, чтоб показать, как надобно и нам все скорби и трудности этой жизни побеждать верою и упованием: по вере умроша сии вси, не приемше обетовании, но издалеча видевше я, и целовавше (Евр. 11, 13). "Все сии умерли в вере, не получив обетовании, а только издали видели оные, и радовались". И исповедавше, яко страннии и пришелцы суть на земли (Евр. 11, 13), - "и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле", и, говоря так, искали отечества небесного.

Тому же поучал апостол Петр, писавший к христианам, рассеянным по разным странам: Возлюбленнии, молю яко пришелцев и странников огребатися от плотских похотей, яже воюют на душу (1 Пет. 2, 11). Апостол просит христиан, как странников и пришельцев, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, просит, чтоб они, помня о своем странничестве в этом мире, не имели ни к чему земному пристрастия, и терпели все скорби благодушно, совести ради Божия (1 Пет. 2, 19), - помышляя о Боге и подражая Христу Спасителю, - зане и Христос пострада по нас, нам оставлъ образ, да последуем стопам Его (1 Пет. 2, 21).

Сам Христос был странником, не имел постоянного жилища, а переходил с места на место, чтобы безпрепятственнее исполнить дело Своего служения и чтобы нам оставить пример безпристрастия к земным благам. На пример, Своей страннической жизни Спаситель указал человеку, хотевшему идти за Ним, вероятно, с надеждою получить выгоды от сего последования. Он говорил: "Учитель! Я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел". Иисус сказал ему: "Лисицы имеют норы, и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову" (Мф. 8, 19, 20).

Пришелцы бо есмы... и преселницы, якоже вси отцы наши: дние наши яко сень на земли! Как отцы наши были странниками здесь и прешли в другой мир: так и мы идем теперь туда же в страну вечности и, по определению Божию, перейдем в другой мир тем же путем, которым все проходят. И странствование наше так кратковременно и непостоянно! Помните это, и не смущайтесь своими настоящими обстоятельствами, равно как и теми, какие могут встретиться вам в последующее время. Как ни скорбно и как ни тяжело вам будет, теперь или после, не предавайтесь малодушию и унынию, а терпите благодушно, уповая на Господа; ибо скоро все пройдет, или мы сами скоро перейдем в эту страну. Обращайте чаще взор ваш туда, куда идем. Не заботьтесь много о том, что нужно только для пути странствования; но помышляйте о том, что нужно для получения вечного мира и блаженства в отечестве небесном. На пути, встречаясь с неспокойными спутниками, не заводите ссор из-за того, что нужно только для дороги; а старайтесь сохранить мир и согласие ради Бога, ибо это нужно, чтобы соблюсти Его заповедь о любви. Подвергаясь лишениям, опять вспоминайте, что вы странники, и не беспокойтесь много о потере благ этой жизни; а бойтесь, как бы не лишиться тех благ, которыми искупается вечное блаженство. Старайтесь сохранить те добродетели, которыми приобретается Царствие Небесное. Внимайте голосу души, призывающему вас к небу; размышляйте чаще о небе, как отечестве, к которому, в продолжение всей настоящей жизни, должны мы стремиться. Все другие заботы маловажны в сравнении с попечением о будущей вечной жизни. Ибо все заботы о настоящей жизни суть только заботы о нуждах в дороге. Но, как ни пройдем этот путь, главное, необходимо нужное, только то, чтобы достигнуть града небесного, которого ищем и к которому стремимся. Не важно для будущей жизни, - кто здесь богат, кто в чести и славе, кто много знает и много может в делах человеческих: но важно то, как кто идет пред Богом, как любит Его и как соблюдает заповеди Божии. Спаситель заповедал: ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6, 33).

 

На главную страницу - http://pravbrat.narod.ru/index.html



Hosted by uCoz