№ 31 сентябрь 2002 год

духовное наследие

Священномученик Григорий епископ Шлиссельбургский

“БЛАГОВЕСТИЕ СВЯТОГО ЕВАНГЕЛИСТА МАРКА”

(Духовные размышления)

Продолжение. Начало в № 30.

  1. Иное (семя) упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло... когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло (потому что не имело влаги - Лк. 8,6) .Посеянное на каменистом месте означает тех, которые... не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются (Мк. 4,5-6, 16-17), ... временем веруют, а во время искушения отпадают (Лк. 8,13).

Вот и второе условие: позаботься о плодоносности почвы для сада твоей души... позаботься, чтоб был в ней чернозем (земля) - эта среда, насыщенная силою для добрых произрастаний. Скапливай в душе такую силу! Она - результат доброй мысли и доброго дела. Так пусть осадки их будут глубже в твоей душе. Когда отслоение добра ничтожно, тогда Божиему семени не за что в душе и зацепиться и не на чем укрепиться. Тогда растет Божие семя хилым и безжизненным, почти не имея корней в душе.

Потому, когда приходит искушение, скорбь (а они неизбежны), увядает чахлый росток и гибнет... Нет для него основы, закрепы в душе, и нет у него сильного корня, и зной жизни ("взошло солнце"), тягота жизненных испытаний губят слабый побег добра. И нет для него поддерживающей влаги! Влага - это роса Божией благодатной помогающей силы. Конечно, из камня не появится влага... Роса благодати обильна там, где почва насыщена влагою добрых дел.

Итак, борись с каменистостью, бесплодностью души. Для ростков добра крепи в себе землю добрых дел! И роса благодати снизойдет на ниву души... И будут крепки побеги доброго сева, и нива заколосится полноценным зерном.

31 Иное (семя) упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода... Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания (и наслаждения житейские - Лк. 8,14), входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода (Мк. 4,7,18,19).

Третье условие доброго роста Божиего семени - не давай усиливаться в своей душе сорнякам. Сорняки неизбежны. Человек живет в мире зла, и сам он немощен и склонен к греху. Плевелы не уничтожены Господом, а оставлены расти до жатвы (Мф. 13,30). Значит, сорняки будут. Это - "заботы века сего, обольщения богатством, наслаждения житейские". И если дать им волю, они заглушат все доброе... Разве ты не знаешь, как быстро растет дурная трава и как она размножается и забивает доброе семя?

Вот не нужно давать волю тернию души, которое обовьет и заглушит душу, и ей ничего не даст, и доброе не пустит к себе. Когда терние заполнит душу и опустошит ее от добра, тогда и смерть души.

Останется пустота... одна пустота, бессмысленность целей, никчемность усилий и в результате... разбитая жизнь. Господство сорняка... и нечем жить, и нечем дышать!

32 И иное упало на добрую землю и дало плод... А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод (Мк. 4,8,20). Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен (Мф. 13,23). А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении (Лк. 8,15).

Здесь Господь указывает основные и положительные условия произрастания Божия семени. Среди них первое - добрая земля. Хорошая земля имеет в себе силы произращать посаженное в ней. И в душе, готовящейся стать доброй нивой для Божиих глаголов, нужна среда, имеющая силы принять и вырастить добро. Доброе усваивается добрым. Значит, это должна быть среда, насыщенная силою добра. Лишь она способна вырастить добро.

Второе условие Господь указывает в принятии и разумении Божия слова. Душе недостаточно слышать Божий зов. Надо с заботливой внимательностью ввести в душу ("принять". - Мк.). Надо отдать этому делу всю человеческую способность восприятия истины, всю способность человеческого разумения истины, чтобы Божие слово входило в душу как единый истинный свет и как единая истинная жизнь. Такое проникновение души в Божие слово святой евангелист может обозначить термином "разумение". Плодоносен бывает слышащий слово и разумеющий (Мф. 13,23).

Господом указывается и третье условие доброго произрастания семени - "хранение Божия слова".

Как земледелец, бросив семя в добрую землю, оберегает пашню от засорения, от затаптывания скотом и потрав, так и возделыватель души должен охранять ниву души от засорения плевелами зла, от затаптывания дурными наслоениями и от всяких потрав диавола. Как постоянно бодрствующий глаз земледельца, человек должен поставить на ниве души неусыпного стража - чистую совесть, чистое сердце.

Чистое сердце, как ограда души, пусть не допускает засоряться душевной ниве, и тогда Божие семя растет правильно. "Те, которые... хранят его (слово) в добром и чистом сердце... приносят плод" (Лк. 8,15). Но Господь и это условие не считает последним. После многого труда над обработкой земли души, чтобы была она доброй, после заделки семени ("принятия слова"), после бодрственного оберегания нивы чистым сердцем надо проявить и еще одно свойство - терпение.

Земледелец кладет много труда, бросает семя и долго, долго ждет всходов и плодов.

Так тем более не ожидай на душевной ниве скороспелости семени истины и добра; семя жизни взращивается в терпении, в бденьях, в потах, во многих, многих днях, месяцах, годах, в великой терпеливости.

Так говорит Господь: "Приносят плод в терпении" (Лк. 8,15). Таков путь отклика на Божий зов к доброму созреванию о Христе. Встань на него со Христом и, поддерживаемый Его милующей рукой, пойдешь.

33 Плод... взошел и вырос, и принесло иное (семя) тридцать, иное шестьдесят, и иное сто (Мк. 4,8).

Не подумай, что несправедлив, лицеприятен Господь и одному дает лучшее семя, другому худшее. Божие семя взращивается несчетно. Дело в тебе, в твоей душе... Насколько она подготовлена и способна принять и взрастить Божие семя, настолько она и плодоприносит. Отсюда и разница: одна душа плодоприносит тридцать, другая - шестьдесят, а третья и стократ.

34 И сказал им (ученикам): вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем, внешним, все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи (Мк. 4,11-12).

Вот слово большой радости, а вместе и трепета! В отношении ко Христу одни люди - слушатели. Послушали и ушли... Другие - ученики и последователи. Эти остались, чтобы наполниться словом Господним и следовать слову. Первые - "внешние", вторые, очевидно, "свои". Первые смотрят и не видят, слышат, а не разумеют. Вторые проникают в невидимое, и им открыты тайны Царствия Божия.

Вникай, вникай! У настоящих учеников открыты глаза, и они видят тайны Божия Царства. Они, зрячие, знают, куда идут, и знают, что только один путь... Они, счастливые, бегут во свете к одной своей цели, потому что в сердце у них открытая им тайна. Она влечет их!

Господи! Как же блаженны видящие! Как счастливы ходящие во свете! Им открыты Твои тайны, и Твое Царство влечет их. И как жалки невидящие! Они бродят в потемках... И нудно ползут своими земными путями, "да не обратятся и прощены будут грехи их".

Так и есть в жизни!

Один человек и в Бога верит, и в церковь ходит, а нет в нем жизни, и видно, что еще нет у него правды в пути. У него все заслоняет своя маленькая жизнь и свои заботы. Они впереди, а Христос к случаю, когда понадобится. И вот, такой человек топчется и ползет... И, конечно, ничего он не видит. Жизни своей не видит... Хотя он слушает слово жизни, но заткнуты у него уши и ничего не доходит до его души. И он по-прежнему, без пользы и радости для себя, топчется вокруг Христа и около стен церковных, и нудно тянется его жизнь. Это - "внешний".

Другой, посмотришь, загорелся... Поистине, как сказал Господь, как будто у человека открылись глаза. Да, воистину открываются у человека глаза, потому что он начинает видеть одну цель жизни, видит один путь, легко выбирает нужное в жизни, откидывает ненужное, и с душевным спокойствием, Богу содействующу, твердо, во свете и радости он пойдет по своей дороге.

Тогда же ему открываются "Божии тайны". Ведь он же идет к Божию Царству! И чем он ближе к своей цели, тем она доступней, ясней, видней.

35 И сказал им (Христос ученикам): для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? Не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? (Мк. 4,21).

Пошли ко Христу - значит зажгли свечу. "Я свет миру" (Ин. 9,5), и от этого единственного Света мы зажгли огонь в своей душе. Зажгли затем, чтобы во свете идти за Светом.

Зачем же мы глушим свой светильник? Зажжем - погасим, зажжем - погасим. Как неразумные дети. И сами знаем, что это плохая игра! Ведь мы страдаем и мучаемся, оставаясь во тьме.

Кто же, зажегши лампу, спрячет ее в сосуд? Или поставит ее под кровать? Всякий ставит ее на подставке. И ты подвесь лампу души - Божий Свет - в высоту, чтобы не грязнилась она, чтобы свет ее освещал все пути сердца и было внутри тебя неугасимо светло, и чисто, и уютно.

И помни: пошел за Христом - значит зажег свечу. Закрывать ее - совершать бессмыслицу вроде той, как прятать зажженную лампу в шкафу, а самому сидеть в темной комнате.

Не закрывай же и не закрывайся от Божия Света!

36 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу (Мк. 4,22).

Если ты сознательно или бессознательно заглушаешь (гасишь) зажегшийся в твоей душе Божий Свет и думаешь, что временно можно и без него прожить, что быть всегда под таким светом как будто тяжело и напряженно, то ты глубоко неправ.

Если ты укрываешь в своей душе глубокий тайник любимых желаний, укоренившихся привычек и думаешь, что можно временно и поберечь этот тайничок и не сразу же обнажать его, то ты глубоко неправ. Как в человеческих делах на дневном свете открывается все старательно скрытое, как выходят наружу и делаются всем известны дела, совершенные очень потаенно, так тем более ничего не возможно укрыть от Божьего Света. Он пронизывает все тайники и просветит все извилины души. И чтобы тебе в свое время не стало очень, очень стыдно пред Господом, пред другими, да и пред собой, что ты укрыл в своей душе приласканную гниль, уж лучше обнажи все разом.

И с Божиим Светом поступи так: повесь его повыше в душе. Пусть осветит все закоулки, чтоб обнажилась вся неубранность и засоренность души. Будь безжалостен к себе. Это выгодней. Скорее во свете приберешься. Да не туши свет и по временам. Уж какая приборка во тьме! Только размажешь грязь, разнесешь сор по углам, перетряхнешь его с места на место...

Это мы и делаем, когда ступаем во свете шаг вперед и потом в потемках два шага назад.

А душа томится и болит от пустоты и неудовлетворенности.

37 И сказал им (Христос ученикам): замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет (Мк. 4,24-25).

Вопиющая несправедливость! Отнимается последнее у нуждающегося... Дается тому, кто и без того уже имеет.

Не волнуй кровь! Здесь мудрость. Не напрасно предупредил Христос: "Замечайте, что слышите".

Здесь незыблемый закон духа. Дух Господень есть жизнь и свет (Ин.). Жизнь от Божия Духа есть движение, рост. И свет брызжет свои лучи всюду. Так и бывает в духовной жизни.

Если семя Божие попало в твою душу и ты не глушишь его, то оно будет наслаиваться, как снежный ком, и заполнит всю душу. Чем сильнее ком света в душе, тем стремительнее он все подчиняет себе и все растет и растет, и проникает, и захватывает все поры души и стороны жизни.

В таком состоянии как будто раскрывается душа и делается, как губка. Как губка, берет в себя влажность атмосферы и сама ширится и растет, так и душа, вкусившая Божией жизни и Божия Света, без насыщения улавливает все невидимо разлитое Божие и ширится, и выходит, и поднимается сама. Конечно, в таком состоянии душе в обилии дается Божие не потому, что Бог несправедлив к другим, а потому, что эта душа становится способной воспринять Божие. И ей больше открывается Божиих тайн и подается Божией силы, потому что она больше усваивает Божию обращенность к людям и силу.

Получается закон: больше имеешь - больше получаешь. Вот почему "кто имеет, тому дано будет". И по той же причине "какою мерою мерите, такой и вам будет отмерено"!

Меришь жизнью и светом - получаешь жизнью и светом. Меришь богато - получаешь богато... Нет, не так: получаешь богаче, получаешь несчетно, потому что "не мерою дает Бог Духа" (Ин. 3,34). Потому и добавляет Христос: "И прибавлено будет вам, слушающим".

Если ты слушающий и слышащий, то, значит, у тебя открыты уши, значит, ты не "внешний", а "свой", и тебе открываются Божии тайны (Мк. 4,11), и в них - свет и жизнь.

И, конечно, они даются не человеческою мерою. Словом "мера" по-человечески определяется твоя способность восприятия Духа и жизни, а Господь дает без цены и счета. Сравнительно с тем, что ты имеешь, Господь дает от Своего могущества обильно и преизобильно. Это и выражено по человеческому счету словами: "И прибавлено будет вам, слушающим".

А как же с неимущим?

Проследи Господню мысль и тебе будет ясно. Как в отношении имущего Господь вовсе не несправедлив, а все дело в способности человеческой души к духовному росту, так же точно и в отношении неимущего. Господь пришел спасти погибающего и можно ли приписать Господу, что Он отнимает последнее у слабого?

Господь обильно расточает свет и жизнь. Кто крепко укоренил в себе первые зачатки Божия Света и жизни, тот схватывает Божий лучи света и силы и усвояет их, и растет под Господним воздействием. А кто духовно хил и не заботится о зачатках Божия, как фундамента души, тот, если и схватывает семена жизни, то они, не находя доброй почвы в душе человека и не имея корней, скоро чахнут и гибнут, как будто их не было. Вспомни притчу о сеятеле. И выходит, что у неимущего и отнимать-то нечего. Да и имел ли он что-нибудь? Ведь недаром он называется "неимущим".

Хороша здесь славянская редакция текста; она читается так: у неимущего отнимается то, "еже мнится имети", т.е. отнимается то, что он думает, что имеет, в действительности же он ничего не имеет и отнимать у него нечего. Значит, Господне слово "отнимется" означает "исчезает", "бесследно пропадает", "рассеивается, как дым" то, что человек считал своим духовным богатством.

Не изумляйся! "Мнится имети" бывает, и часто бывает. Так могут быть обозначены все те душевные состояния, которые святой апостол Павел называет "образом благочестия", т.е. видимостью благочестия без его внутренней силы (2 Тим. 3,5).

38 И сказал (Христос): Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе (Мк. 4,26-28).

"Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк. 17,21). А если ты в благоговейной вере захотел бы проникнуть в тайну открытия в душе Божия Царства, то Господь отвечает тебе приведенными словами. Господь говорит, что в постижении Царства Божия невозможно желать чувственной видимости, что если в земных, видимых вещах человеческому уму открыт лишь внешний процесс физического явления и закрыта от него внутренняя сущность наблюдаемого, то как же может быть осязаемо сокровеннейшее явление чистой духовности?

Вот, когда растет семя, ты знаешь все о химических соединениях, содействующих росту, а как идет самое формирование тканей, как эта творческая сила, заложенная в семени, через долгий и сложный процесс образовывает новую жизнь, это скрыто в природе. Так же сокровенно открытие Божией силы в душе человека. Здесь действуют Господь и человек. Господь творческой силой Животворящего Духа творит обновленную природу человека от стихии Божия Царства. А как исподволь растет семя новой жизни, как идут побеги от Божией силы, как постепенно наливается колос души, это остается сокрытым.

Нарождение Царства принимай как факт. Он есть. А сам с величайшей заботливостью соблюдай, что требуется от тебя самого как соучастника этой сокровенной тайны.

Господь указывает, что, по аналогии с земледельцем, сеющим семя, от человека требуется неусыпающая бдительность к своей душе и к открытию в ней Божией силы.

Как земледелец, бросив семя, находится в постоянной заботе о нем: хорошо ли закрыто семя землей, достаточно ли влаги, не топчется ли пашня скотом, как земледелец в постоянной заботе пойдет на пашню днем, побеспокоится и ночью, проснется и поглядит, и постережет, так и ты в стяжании Божией силы будь без устали бодр. И ты, лелея в душе Божие семя, никогда не позабудь о нем... Храни бережно!

Позаботься о нем днем... Побереги его ночью. Хороша ли земля в душе, достаточно ли влаги добрых дел, не прокрались ли враги, не топчут ли. Смотри же, бодрствуй неустанно. Береги днем, встань, охрани душу ночью. Как бессмертный сторож души, поставленный от Бога, как соучастник Божией тайны, стой без устали, храни поле, когда Господь возделывает его. Будь достоин Призвавшего и Доверившего тебе охрану Божия дела! А в остальном отдайся великому Создателю и Совершителю - Богу.

Ты настороже - Он творит.

И колос души зреет и наливается от Божией силы. Открывается Царство благодати! А Совершитель новой жизни - Господь.

39 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что

настала жатва (Мк. 4,29).

"Серп" посылается немедленно по созревании плода. Значит, покуда идет рост, идет и человеческая жизнь. Отсюда выводы (и запомни их).

Первый: что твое возделывание души должно идти всю жизнь. Потому не уставай, трудись, совершенствуй душу, без устали беги к Зовущему! Если живешь, значит мера твоего духовного возраста еще не исполнилась.

Второй: если Господь берет к Себе добрую христианскую душу, то, значит, эта душа пришла в ту меру совершенства, каковую она способна вместить. Исполнение этой меры может быть и в старом возрасте, и в зрелом, и в молодом. А что способна вместить душа, ведомо только Господу. Вот почему Его суд о конце жизни человека только праведен.

И третий вывод: если Господь пресекает дурную жизнь, то это значит, что прошли года Божия ожидания плода от души, что безнадежно бесплодна смоковница и секира опускается на корень ее. "Вот, я третий год прихожу искать плода... и не нахожу; сруби ее (смоковницу)... господин! оставь ее и на этот год... не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее" (Лк. 13,7-9).

И в другом месте: "Уже и секира (топор) при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Мф. 3,10).

Как в жизни отдельного человека серп посылается, когда кончается его духовный рост и исполняется мера его духовного роста, так и в жизни вселенной жатва наступит, когда человечество исчерпает свои духовные силы ("Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?" - Лк. 18,8) и избранные определятся для наполнения Царства Славы. "Доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле?.. - спрашивают святые Господа - ... и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока... братья их, которые (еще на земле)... дополнят число" (Откр. 6,10-11).

  1. И сказал (Христос,): чему уподобим Царствие Божие?.. Оно - как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные (Мк. 4,30-32,).

Зародыш Божия Царства в душе человека всегда ничтожен, совсем ничтожен, мал, как горчичное семя. Это потому, что душа в миру обуревается стихией мира, отличной от стихии Божией, и вся она заполнена мирскими вещами, а Божие семя в ней теряется, и оно мало и ничтожно, как горчичное зерно. А когда это малое семя тобою будет укреплено, и ты станешь на сторожбу его малого побега, и Господь Своей творческой силой будет творить в тебе обновленного человека, тогда малое семя пойдет в бурный рост, и быстро, быстро раскинет ветви и будет глушить сорные травы, и захватит все пространство, весь мир души.

И вот, когда душа заполнится обильными и сочными ветвями Божией благодати, на нее ложится тень рая. Зной страстей уже не сушит добра. В животворящей прохладе благодати задерживается и зреет все небесное, духовное, как птицы небесные охотно укрываются в тени древесных ветвей.

41 Проповедовал (Господь) им (ученикам) слово, сколько они могли слышать (Мк. 4,33).

Уразуменье Божия слова дается по мере твоей внутренней способности воспринять это слово, а потому молись с пророком: "Открой очи мои (глаза моей души), и увижу чудеса (уразумею всю чудесную глубину) закона Твоего" (Пс. 118,18).

42 Ученикам наедине (Господь) изъяснял всё (Мк. 4,34).

И тебе Господь откроет Свои тайны "наедине", когда ты душой уйдешь от шума мира, вырвешь душу из обволакивания земными делами, убежишь от поверхностной, легкомысленной толпы, убежишь от расслабляющего влияния человеческого порока и похоти и оборвешь путы, связывающие твои ноги.

Вот когда ты придешь к Нему "наедине", придешь с чистой, свободной, несвязанной душой, оставив все сзади себя, тогда Господь и будет открываться тебе в уединенной глубокой молитве, в проникновенном чтении Писания, в святом размышлении о Божиих путях.

43 Вечером того дня сказал (Господь) им (ученикам): переправимся на ту сторону (Галилейского моря) (Мк. 4,35).

Хорошо по вечерам уходить по ту сторону моря жизни. Уходить от колеблющихся волн и опасностей моря, чтобы под ногами не было бездны. Хорошо в тишине стать на твердой земле Господнего закона. Там встретить Христа. Он переправился туда с учениками.

44 И они (ученики)... взяли Его (Христа) с собою, как Он был в лодке... И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру... И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? (Мк. 4,36-40).

На море обычно волненье. На море бывают и бури. На море случается и "великая буря". И, конечно, волны бьют в лодки! И когда по морю жизни плывет лодка человека, ей неминуемо подвергаться волненью, и для нее неустранимы бури, а случается ей переживать и "великую бурю".

Тогда волны всяких напастей, бед, искушений, греха бьют без пощады человеческую душу, проникают внутрь, портят скопленное добро, лежащее в глубине души, захлестывают, поднимаются выше и выше, и ладья души в этой борьбе и сдает, и садится глубже, как бы опускаясь в пучину. Сему надлежит быть.

Твоя жизнь - плывущая лодка, а кругом волнующееся море. Потому будь готов! В свое нелегкое плаванье христианин идет со Христом: "они взяли Его". И Он занял место на корме. Ведь Он же рулевой. Он - кормчий жизни. Но в жизненной беспечности человек всегда забывает о Начальнике жизни и забывает, что плывет он над бездной. Человек сам правит жизнью. Ведь он же все понимает, и свою-то пользу он не упустит.

Выходит, что Христос лишь присутствует при жизни человека, но не играет роли. Он не активен; Он не допускается управлять жизнью; Он как бы в бездействии. Святой евангелист образно выражает эту мысль словами: "а Он спал на корме".

А вот когда разразится с человеком несчастье, когда захлестывают искушенья и человек видит свое бессилие, тогда он хватается за Бога и часто, часто обращает к Нему мольбу с оттенком упрека: "Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?"

А вы не будьте беспечны! И в бодрствовании, когда плывете с Ним, всегда отдавайте Ему рулевое весло. Ведь Он же Кормчий! А то в духовной сонливости слабеет вера.., а в маловерии - растерянность, в растерянности - боязливость.

Когда же кормило жизни в Его всемогущей руке, не будь боязлив! Если Он и попускает быть буре, то все же никогда не даст потонуть верной ладье. И потом: если на тебя и обрушилась буря мира, то, когда ты осяжешь, что у руля жизни Он, твой надежный Кормчий, когда ты осяжешь, что Он пришел, стоит, правит, в душе у тебя воцарится такая тишина, что шум бури мира будет слышаться только разве как отдаленный глухой рокот непокорной и злой стихии.

В тебе же и около тебя будет умиротворенность, покой Божия присутствия.

45 Встретил Его (Христа) вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни (Мк. 5,2-5).

Здесь образ человека, находящегося в плену зла, в руках сатаны. Такой человек живет, как в гробах, потому что его жизнь есть путь смерти. На высотах самовлюбленности, на крутизнах гордости, на утесах эгоистической самости (...я сам лучше других, умнее других... кто авторитет для меня?), в ложбинах греха, в ущельях одной неправды, лжи, в пропастях смертных падений -вот тропинки его пути.

"Он жил в гробах"... Он живет в скалистых стремнинах... Там нет жизни: ни растения, ни зверя... Это путь смерти! На этом пути смерти человек уже не выносит ничего, что не подходит к этому пути, отрицает его и осуждает. Душа, порабощенная злом, как будто продалась своему хозяину и за совесть работает на него. Отбрасывается, коверкается, уничтожается все, что пытается выправить душу или только сдержит намек на другой мир, отличный от мира зла.

Все это вызывает бешеную ненависть, и человек, как безумный, рвет все связи жизни добра. Он рвет связи чести, совести, долга, рвет семейные связи и, наконец, добирается до Бога и хулит Его и рвет святые веленья, твердые как оковы, веленья Божия закона.

И кто может укротить его?

Его хозяин, которому он продался, - зло, диавол. И только он властен над ним, и только ему он работает.

Жалкое состояние, ужасное состояние!

Ты думаешь, что за рабство диаволу человек имеет счастье? Вот его счастье: "всегда, днем и ночью, он кричал и бился о камни".

Вечная тревога, вечное недовольство, вечная погоня за неуловимым "нужным для жизни". Бесконечный круг недовольства, тупиков и какой-то нескончаемой пустоты кругом, при всех усилиях наполнить жизнь. И, конечно, крик пустоты... Крик без устали, ночью и днем, как печать отверженности. И окружающее очень скоро обращается в то, что оно есть, человек зла живет в горах. Понятно, что кругом его голые камни зла, и он бьется о камни, бьет ноги до крови, бьет руки... Камни давят грудь. Он весь в ранах кругом от пути смерти.

46 (Бесноватый) увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему (Мк. 5,6).

Удивительное дело! Бес - существо, отпадшее от Бога, -признает Бога и почитает Бога. Издалека он увидел Христа, прибежал поклониться Ему. Об этом же говорит святой апостол Иаков: "И бесы веруют и трепещут" (Иак. 2,19). А вот грешник иной раз делается как будто ожесточеннее самого сатаны, и бежит от Христа, и хулит, и ненавидит Его.

Но здесь есть и другая мысль о том, что как в диаволе, так и в человеке-грешнике, хотя бы в самой сокровенной глубине его души, все же есть сознание, что Свет и Добро существуют, что они выше зла и достойны познания.

47 И, вскричав громким голосом, (бесноватый) сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека (Мк. 5,7-8).

Новое свидетельство, что тьма не выносит Света и зло не выносит Добра. "Не мучь меня". Кто мучил его? Тьме невыносимо самое присутствие Света (ср. Мк. 1,23-24).

Так при соприкосновении с добром грешник впадает в раздраженное состояние ("вскричал громким голосом") и шлет вызовы добру: "что Тебе до меня!" Когда Свет начинает поборать тьму, когда добро, усиливаясь, хочет вытеснить зло, тогда душевный перелом проходит с большой болезненностью.

Дьявол с неохотой оставляет насиженное место. Для него болезненно сдавать позиции. "Не мучь меня". Он мучается и, уходя, мучает свою жертву. Помни это! А все-таки распорядитель души, пока она не закоснела от зла, - Господь. И, конечно, Он одним дыханьем уст выгонит сатану.

  1. И много (бесы) просили Его (Христа), чтобы не высылал их вон из страны той. Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море" (Мк. 5,10-13).

Бесы просили не высылать их из той страны. Зло, как живая стихия, группируется; сродное притягивается сродным. Группирующаяся стихия крепнет...

Создается могучая среда, которая властвует, поглощает окружающее. Так наслаивается стихия зла. Понятно, что агентам зла невыгодно расслоять среду. В своей стихии они сильнее, их гибельная работа идет легче и усиленнее. Вот почему бесы просят оставить их в той же среде. Так и бывает в человеческом обществе: зло, как зараза, ширится, оседает черными пятнами на человечестве и имеет тенденцию подчинить себе все окружающее.

Зло оседает в семьях... Бывают семьи лжи, семьи легкомыслия, семьи черствости, семьи гордости и пр. Зло захватывает совокупность семей (род), отпечатлевается на племени, бросает свою тень на целый народ. А то зло концентрируется по группам; люди обозначают группы названием "среда" и говорят: "Среда (т.е. окружающее общество) погубила".

Бывает, что зло концентрируется по районам. Бывают районы жестокости, черствости, замкнутости; бывают районы легкомыслия и разврата; бывают районы бесшабашия, удали, всяких обид и т.д. Так как в этом мире зло не истребляется Господом поголовно, то Господь снисходит к очагам зла и терпит их. Вот почему Он разрешает бесам остаться в том же районе. И бесы удаляются в свиней.

Свиньи - образ порочного человечества. Значит, бесы уходят в свою среду, в большую, сложившуюся, укоренившуюся среду ("стадо большое"). Святой евангелист дважды подчеркивает, что это среда зла. Свиньи паслись "при горе". Горы, где жил и бесноватый, - это пути смерти и зла. И в другом месте: "свиньи бросаются с крутизны" самости и пороков. На ней бился и бесноватый. Это среда зла. Итак, бесы уходят в свою среду.

Но конец их один - гибель. Свиньи тонут в море. Конец пути смерти - одна гибель, духовная смерть.

49 И жители (Гадаринской страны) вышли посмотреть, что случилось (Мк. 5,14).

Вот образ человеческой толпы. Как она поверхностна, обывательски мелочна и вся во внешнем! И ничем, ничем, кажется, не разбудить ее от духовного сна.

По стране ходит Великий Учитель. Он совершает знамения, обличает неправды жизни, зовет к возрождению. Волны Его обличения уже стучат в людские души, Его знамения потрясают станы людских жилищ, а обыватель, сонливый, апатичный, вышел посмотреть, что случилось. Евангелист в коротком простом слове передает выразительную картину жизни: "Вышли посмотреть, что случилось". Эпическое спокойствие!

Ни волненья, ни стремленья разобраться в окружающем, ни попыток подняться над мелочностью дня. Один захват внешностью. Одно мелочное всепоглощающее любопытство: "что случилось". Евангелист Лука (8,35-37) отмечает только чувство страха гадаринян пред непонятным для них происшествием, причинившим материальный ущерб.

Так было всегда! Волны Божиих призывов набатом бьют в человеческие души. Знаменья потрясают стены людских жилищ, а обыватель только кидается от мелочи к мелочи и с жадностью выкликивает: "что случилось?"

50 И начали (жители Гадаринской страны) просить Его (Христа), чтобы отошел от пределов их (Мк. 5,17).

Стабилизация зла! Зло вошло в порядок жизни и имеет все права гражданства. Сложился свой мир жизни со всем "своим" порабощением злу. Человек втянулся в эту атмосферу "своего" мира и не мыслит, и не желает другого. Проникновение иного, чуждого "своему" миру, вносит беспокойство, тревогу. "К чему новизна, хотя бы в ней была и правда? Так спокойнее!"

А когда подобной стабилизации и установившемуся равновесию (закостенению) в зле грозит потрясение со стороны, когда вмешательство добра связано с беспокойством (жители устрашились, узнав о чуде с бесноватым - ст. 15) или когда выход из стабилизации соединен еще и с материальными потерями ("свиньи потонули в море"), тогда продавшийся злу и вовсе отмахивается от всего нарушающего его земное благополучие. Он рассуждает так: "приспособился и сижу... А Бог, совесть... еще, пожалуй, неприятности наживешь! Нет! Это дело нам неподходящее".

"И просили Его, чтобы отошел от пределов их". И Господь оставляет людей.

Продолжение следует.

 

На главную страницу - http://pravbrat.narod.ru/index.html



Hosted by uCoz