№ 41 апрель 2003 год

 

духовное наследие

 

ПИСЬМА К ДУХОВНЫМ ЧАДАМ

Священномученик Григорий епископ

Шлиссельбургский

Продолжение. Начало в № 40.

Моей нерадивой ученице

"Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешного да не намастит главы моея"...

Вера... Вера!

Да в Вашем же письме ответ на все Ваши вопросы. Вот смотрите.

Но я предварю этот ответ одним вводным указанием, которое, конечно, Вера, надо сделать исходным для жизни.

Не надо только рассуждать о жизни - надо жить. Не надо строить планы, а надо делать. И даже лучше меньше планов, а больше нужных поступков. Вот исходное.

Теперь о китах. Назову их в порядке Вашего письма.

Первый - отрыв. Вы о нем и говорите. И это очень хорошо. Для нового пути жизни надо уйти со старого, совсем, совсем уйти от него и от себя "старого" уйти ("ветхого"). Тогда прочнее новое. Тогда под него закладывается новое основание из драгоценных камней. А когда остается старое основание, оно - гниль, солома. Оно и сгорает при испытании огнем, и дела, построенные на нем, рушатся, так что человек опять нагой останется, как и пишет о том святой апостол Павел.

Итак, новое вино вливайте в новые мехи. Приготовьте новые, бросьте старые. Вот смысл отрыва.

Вы спрашиваете: как же совершается отцепка?

А я Вам напоминаю: как оно совершалось летом, когда Вы по приезде с лета свидетельствовали: "Все было чуждо".

"Все было чуждо". Да разве это не прекрасная отцепка? Как она совершалась?

Она совершалась мыслью и жизнью чуждою ненужного, а тем более вредного.

Заботиться надо только о двух вещах:

а) Не форсировать отцепку, а проводить ее постепенно... Установить, иль выбрать одно ненужное и вредное, да и бросить его с презреньем... И основательно закрепиться в презреньи и освобождении от ненужного, чтобы оно казалось жалким рабством. А душа корнем уходила бы в новое, заменившее брошенное. Да полгодика, годик пожить новым, чтобы оно стало частью души, без чего уж нельзя жить.

Вот так будет основательно. И тогда к первому присоединить второе. И оно присоединится легче. К сродному сродное легче прирастает.

И душа будет образовывать в себе новый плацдарм жизни, когда нити, связывающие со старым, будут обрываться, "чуждого" будет больше и больше, а взамен его будет расти новое и свое.

б) И о второй вещи надо позаботиться, чтобы была устойчивость в преследовании своей цели. "Человек с двоящимися мыслями нетверд во всех путях своих". Хроманье на оба колена никогда ни к чему не приводило.

Этим предметом мы подходим ко второму киту. И о нем есть упоминание о Вашем письме. Вы пишете: "Одинокая... затеряюсь..." Вот это ненужные слова.

Когда у человека образовалось "свое", как он может затеряться? "Свое"-то ведь лежит в глубине глубин, без него и меня самого нет. Как я могу его потерять? Теряют привешенное, привязанное, наружи находящееся, иль поверхностно прицепленное "на поддержание".

Это не "свое". "Свое" лежит крепко, его не оторвешь, потому что с собой надо отрывать, и за "свое" борются.

Вот это и есть кит. За "свое" идет борьба. Воспитывается внутреннее мужество и вырабатывается привычка иметь опору не вне себя, а в себе, в своем ценном и лучшем.

Без внутреннего мужества, без привычки иметь опору в своем лучшем - никакой путь добра невозможен. Будет тоскливое погруженье в слякоть. Исканье опор на стороне: то в сочувствии, то в поддержке (мнимой), а то и в совсем негодной любви.

Это, Вера, крупный жизненный кит. Надо всеми силами вырабатывать устойчивость, внутреннее мужество и с пренебрежением кидать от себя расслабляющую вялость, мягкотелость, отсутствие сопротивления и настойчивости. Они больше чем вредны. Особенно, когда имеют обманные ярлыки гуманности, широкого кругозора и фиктивной свободы.

Вот главное.

Как будто мысли просты и ясны.

Вера! Вера, милая моя Вера! Пусть за ними будет Господь (по их ценности и близости Вашему духу), и пусть будет с Господом дело.

Но непременно с Господом! Пусть Его помощь и Он Сам будут в каждом дыханьи уст, в каждом движении мысли, и тем более во всяком поступке.

Да и опора на себя - гнилая. Особенно на себя - "ветхого". От себя "ветхого" тоже надо "отцепиться". И не бойтесь от себя отцепляться. Это не унижение, не потеря себя, а достижение, победа.

Так, с Господом!

И еще последнее. Вы пишете: "Как жить... чем наполнить жизнь"... Я перевожу эти вопросы в иной: "С чего начать"?

"Отцепку" надо начать с главного, непременно с главного, что особенно омерзительно в жизни. "Быка - за рога". "Никто не может войти в дом сильного, если прежде не свяжет сильного".

А наполнение начните с наиболее сродного душе. Им живите. Его поощряйте! Укрепляйте, как неистребимое свое и уж от него пойдете к другому.

Благословение Господа да будет с Вами, вдохновляя и подкрепляя Вас.

О браке не пишу. Я много говорил об этом с Шурой.

Да и зачем писать Вам? Я думаю, что для Вас это уж детская игрушка.

Вы попомните о другом, о чем говорилось. А время летит быстрее быстрого коня и ничто не остановит его.

Это серьезно и вечно.

Поздравляю Вас со Святым Праздником Успенья Пречистой Богородицы.

И от всего сердца приветствую с наступающим днем блаженного князя Александра Невского.

Поздравьте 3. Очень скорблю, что она замыкается в себе. Как бы не вышло от этого горя.

Если возможно, сделайте выписку из этого письма для М.Г. А то мне не удается написать ей, как бы хотелось, а надо утешить ее. Простите.

Да будет Господь с Вами.

Всегда Ваш убогий богомолец. 16 августа 1933 г.

Моя милая Вера! Да будете с Господом!

Ну как, душа моя Вера? Вы усвоили вчерашнюю мысль? Боюсь, что я не сумел ее выразить.

Вот ее сконцентрированное содержание:

Вера - сила, которая должна вывести душу из греха и ограниченности, поднять душу из земной малости, уныния, загороженности предметами и лицами, путем включения души в просторный мир "Божьих судеб". Это мир Божьего попечения (Промысла) о земле и людях, все в целом должно выполнить свое назначение и все должно оправдаться. В этом мире нет ничего "малого", затеривающегося, одинокого, ненужного. Все велико, даже отдельная душа, как выполняющее святую и великую Божью волю, направленную к Вечной Гармонии...

Вот почему "зрение судеб" просвещает, т.е. обливает светом душу и ее путь делает ярким, разумным и даже вдохновленным.

Оттого и сказал я Вам пожелание молитвы: "да просветимся зрением судеб Твоих". Просветимся всегда, без устали - и днем, и ночами.

Всегда - паренье, высь, захват, всегда выход из малого и погруженье в сладкое великое.

Как? Понятно теперь? Стремитесь, достигайте. Хочу, чтобы через Бога Вы были сильной! Ах, как хочу!

Конечно, Вы ничего не купили в кооперативе. Ничего нет.

Возьмите, пожалуйста, у меня. Л.А. принесет.

Дозволенным и благословенным питайтесь без смущения в меру потребного для восстановления сил.

Среда.

Милая Вера! Господь с Вами!

Простите за карандаш. Бумага плохая и чернила промокают.

Вчера я получил Ваше письмо. От души благодарю за все сделанное. Очень рад, что все вышло хорошо. Смущаюсь лишь относительно А. Р. Пока письма нет.

По поводу содержания Вашего письма в целом, присоединяюсь к выражению сожаления, что интересующее Вас не было затронуто в личной беседе. По правде говоря, я не понимаю, в чем дело?

Охотно отвечу на вопросы, которые Вы ставили. (И всегда всем отвечаю, иногда не сразу, когда вопрос заслуживает внимания, а ответ будет воспринят и принесет плод.)

При помощи Божией я раскрываю Божий путь жизни и применение его к данному миру. Как недуховник я не могу следить за процессом работы над собой, и мне видны только результаты. По ним я отмечаю достижения, когда они есть.

Обязательно ли духовничество, как руководство? Нет.

Кто хочет идти и знает путь и приложение его к себе, тот идет, т.е. он надзирает за собой и регулирует шаги и дни.

Если обозначатся препятствия, вытекающие из особенностей склада души, то о них всегда может быть вопрос вне исповеди, т.е. вопрос в обычном порядке открытия пути.

При таком устроении себя роль духовника сводится (да она такова и должна быть) к принятию интимнейшего открытия пред Богом всех падений души. Ясно ли теперь Вам все, что Вас смущает?

И ясно ли, что требуется от Вас. Идти, идти, идти. Воспитывать силу, силу, силу. Ведь главное - нужное - известно.

Детали, общие штрихи препятствий на пути подмечаются, и они могут быть устранены.

Думается, что здесь - все. Остальные смущения, если они есть, "от лукавого", от привычки людей больше задумываться и мечтать...

А мы будем шагать, прямо шагать. И все будет хорошо. Во время свое все будет ясно.

За подарок - спасибо.

Всегда буду ждать и другого подъема души.

Ваше сравнение - хорошо. И Вы не забывайте о нем.

Последнюю неделю пред Праздником поблюдите пост. Да чтоб он чувствовался.

Да будет Господь с Вами ныне и вовеки.

Простите.

Всегда Ваш убогий богомолец. 7/20 декабря 1933 г.

Вера, милая Вера! Господь с Вами!

Кончили Вы свою страду? Скорее бы. Вы получили мою записку? И опять я Вам пишу: разделяйте, пожалуйста, физическую угнетенность от душевной пустоты.

При физической угнетенности естественно душевное состояние "алчбы", желание освободиться от гнета и скорее уйти в жизнь души. И тогда "свое" делается милее.

А когда физическая угнетенность запускает свою руку на душу, да еще с желанием "смазывания" душевной светлости - это ненормально. Это дело тьмы. И против него надо противостоять всей силой "света".

Решительно покончите, Вера, с этим делом, чтобы оно не мешалось под ногами. Достаточно для Вас другого, положительного дела крепления души.

Книжку "о свете" хорошенько прочитайте. И прошу Вас, дайте ее, пожалуйста, Шуре и М.Г.

Как Шура? Я прошу ее всегда мне вкладывать записочку от себя с тремя строчками - больше не нужно.

А 10-я книга понравилась? Она является заключительной к 4, 6, 7 и 9. Они объединяются одной мыслью. Да, это важный участок нашего разумения.

Вот бы сделать его участком действования?! Тогда - несказанная красота и сила души!

Ревнуйте, Вера, ревнуйте! Стремитесь!

Поприветствуйте от меня 3. Она душою совсем заработалась! Кончились ли ее дополнительные занятия? Успеха ей желаю.

Простите. Помните, хочу, чтобы Вы были сильной и будьте такой. Истинно. Благословенье Божье с Вами! Всегда душою около Вас.

Ваш убогий богомолец. 15/28 января 1934 г.

Милая Вера! Христос пусть будет с Вами теперь и всегда! Я пишу обещанные пункты. Их немного, но они очень значительны. Они охватывают главное. И чрез них я всегда буду около Вашей настроенности.

  1. Приняты ли меры, чтобы обеспечить внутреннюю свободу и иметь
    время направить ее к своей жизни?
  2. Пресекается ли препятствие истинного пути жизни в неправильном
    обращении с лицами другого пола, - даже в неправильных взглядах,
    чувствованиях в их присутствии?
  3. Поддерживается ли бодрственность души постоянным контролем
    распределения занятости?

4. Какое дается душе питание, и есть ли плоды его?

Я хотел бы, Вера, чтобы Вы в каждом своем письме касались этих пунктов.

В изложении ответов по ним не надо больших рассуждений. Пишите совсем кратко. По пунктам 1 и 2 возможны совсем короткие ответы, особенно когда нет погрешностей по ним. По 3-4 - особенно по 4 -конечно, придется писать побольше.

Под плодами питанья души я разумею те или иные достижения в практике питания души. Например, Вы питаете душу молитвой, и Вы заботитесь, чтобы молитва была умно-сердечной. Вот и требуется указать, есть ли успех в молитве. Что получает от них душа? Как она чувствует себя в монашестве? и пр.

Итак, с Господом и к Господу. Во внимании и бодрости! Пишите мне раз в месяц, считая тут и праздничные письма. Призываю на Вас Божье благословение. Вы будете встречаться с Зоей? Думаю, это неплохо.

Всегда, всегда Ваш убогий богомолец. 28 августа 1934г.

Милая Вера!

Господь с Вами да будет теперь и всегда!

Получил Ваше письмо. Хорошо, что Вы спокойно уясняете для себя лучший путь жизни. В этом деле уяснения пути жизни лучше всего объективное спокойствие и открытость.

И вот первое, что требуется помнить: доступно и то, и другое, и брак и не брак. Чтобы не было ничего запретного в этом, особо заманчивого.

А второе, надо также спокойно подойти к оценке того и другого, и к практической приемлемости того или другого. Чтобы и тут, при спокойной оценке, не было иллюзий.

А иллюзий не оберешься! Хотя бы в вопросе о сродности. Принятое представление, что любовь все восполняет, а на поверку выходит и это - иллюзия. И "любовь" рассеивается, как мираж, и обнажается полнейшая отчужденность несродности.

И потому, Вы правы, когда пишете, что необходим духовный брак.

Так, идите дальше и глубже в своей объективной и спокойной оценке возможного и лучшего. А что дальше, спросите Вы?

Как Богу угодно, так и совершится лучшее, и оно - предназначенное. Если лучшим будет брак, то явится и человек.

Если брак не предназначен, то теперешняя объективная оценка получит свое необходимое значение. Лишь бы не было "скорби" плоти, о которой пишет апостол. Она бывает, когда мы неразумно отдаемся попечению о плотском. Тогда эта скорбь захлестывает нас, как рабов, и для нас начинает представляться законом то, что в действительности вовсе не закон, а ярмо расслабления.

Вот так-то, Вера! Главное - суровое спокойствие и суровая объективность!

Передавайте О.П. приветствие моей души. Всегда пребываю в молитвенном общении с ним. В предстательстве пред Господом мы - едино.

Молитвенно благословляю Вас на "доброе" течение поста, и в виду прощеного дня прошу меня простить, если в чем-либо неволею погрешил пред Вами.

В самый день оставления помолимся, да простит всех нас Господь и помилует и спасет.

Всегда Ваш убогий богомолец. 16 февраля/1 марта 1935 г.

 

Христос воскресе! Милая Вера!

Не то я читал, не то слышал, что в жизни наблюдается, что матери имеют пристрастие к своим неразумным детям. Очевидно, такое пристрастие испытываю я в отношении Вас.

Правда, оно еще имеет и другое объяснение, чисто духовное, и оно может быть высказано словами апостола: "если кто из вас уклонится от истины и обратит кто его: пусть теперь знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов".

Выходит, что мое пристрастие тем сильнее, что к нему примешивается эгоистическая причина. Хочется притронуться к чужому неразумию, чтобы заслужить милость Господа отвлечением неразумного от ложного пути.

Так-то, Вера, и примите мое пристрастие как диктуемое любовью к истине.

Письмо Ваше читал, читал, и тосковало мое сердце. Уж так все это неразумно, что близко к полной нелепости. Ведь у Вас же и сознание ясно, и оценка правильна, и заинтересованность взвешена. И, однако, скольжение по наклону.

Болезнь воли... Совершенно очевидная, оформившаяся болезнь воли. И, как душевная болезнь, конечно, серьезная. Сейчас Вы еще не имели побуждений столкнуться с ее серьезностью.

Сейчас Вас забавляет новизна, ласкает удовлетворяемое тщеславие, доставляют наслаждение моменты темной остроты и все покрывает желание: а почему не знать и эту сторону жизни. Буду знать и буду спокойнее, и буду сознательно держаться лучшего.

Обычная картина изучения жизни чрез ломку жизни. Это похоже на рассуждение: сначала утону, а потом попытаюсь лучше жизнь устроить.

Утопленники, Вера, не живут. Даже тонувшие получают такое органическое расстройство, которое уж навек не дает им полноты жизни. У душевной жизни последствия еще резче. Ведь недаром же написано: "Земля, много раз пившая дождь ранний и поздний..." Помните эти слова? В них суровая истина!

Вера! Я ничего не советую Вам. Помните мой давний совет. Разве он потерял силу? Бросьте всю эту нелепую компанию, да и дело неладное.

Вот молиться посоветую одной молитвой: "Потерпи меня, Господи!"

На юг ехать определенно не годится. Там будет та же музыка, лишь в иных вариациях. Игра не стоит свеч! Лучше отдохнуть действительно в тиши и глуши.

Господь пусть сохранит Вас от всякой неприязни. Пишите больше о себе.

Поклон Шуре. Как ее дела? Что она не пишет? Надо бы ей оставить работу.

Простите.

Всегда Ваш убогий богомолец. 18 мая 1935г.

 

Дорогая Вера!

Мир Божий да будет с духом Вашим ныне и вовеки!

Подошел день большого праздника Вашей души. Отпразднуйте его достойно празднуемых вещей. Они стоят блистательного праздника!

Усвоили ли Вы это жизненно? Летом Ваша мысль повторяла маленькие соображения, пытающиеся развенчивать большие истины. Неблагодарное дело! Да и Вы сами знаете, какая это незадачливая задача.

Другое дело, когда вопрос переводят в область жизни и практики и говорят: а вот покажите-ка, как осуществляется Ваша правда? Вы сами, Вера, не прочь поискушаться таким подходом.

Поверьте, он не страшен. Он был бы даже хорош и совершенно законен, если бы в нем не было, как бывает зачастую, замаскированного лукавства. А что он не страшен и что доказательства "от жизни" уж не так трудно находимы, я покажу из жизни Ваших последних дней.

Простите, может быть это и не скромно, но зато очень вразумительно. Нескромность Вы мне простите, а полезность я предпочту ради Вас же.

Так вот Вам иллюстрация из Ваших дней. Это - Ваши портреты приезда и отъезда. Приехав, Вы выглядели как "этакая личность". Не обижайтесь. Их миллионы. И я не хочу сказать ничего обидного для всех этих миллионов. А уезжая, Вы имели "лицо", хорошее "лицо" - это не комплимент. Это только правда. И Вы сами могли бы подмечать ее, если бы были внимательнее к себе.

Вот так-то, Вера! Теперь, найдя это лицо или, лучше сказать, возвратясь к нему, и отпразднуйте светло свой блистательный праздник. Право же, он стоит всего блеска и всей светлости, которые Вы можете собрать для него!

Чтобы пребывание в этом блеске и светлости остались для Вас впечатлительным на много, много дней, а лучше - много лет и на всю жизнь, Вы вычертите в своем сердце последние стихи Евангелия, которые читались вчера вечером. Это замечательные слова и они поразительно жизненно подходят Вам. Запомните: жизненно Вам подходят.

Так их начертите и ими вдохновляйтесь в правом пути береженья и роста.

Удивительные слова. Их я делаю своим пожеланием Вам, принося сердечное поздравление: "С днем ангела, Вера!" Поздравляю Шуру и М. и прошу передать им мой поклон и благословение именем Божьим.

И Вас пусть благословит Господь и утвердит навеки в пути правды, сделав его радостным и "сладчайшим".

Как устроились со всем внешним? Как самочувствие? Как заботы о себе и своем? Все в порядке? А как погода у Вас?

У нас дожди. Грязи достаточно. Стало и прохладнее. Утепляемся... и не без скорби. Тронешь одно, выглянет плохого десяток. Много тратишь времени на упорядочение этой нудной мелочи. И оставить нельзя. И без того большого тепла не жду, старенькое помещение.

Простите, будьте со Христом, не изменяя Его зовущей любви.

Всегда, всегда Ваш убогий богомолец. Поздравляю с сегодняшним праздником. 27 сентября 1935г.

Вера!

Божье милосердие пусть не оставляет Вас!

Я получил Ваше письмо. Спасибо за добрые пожелания.

Писать Вам я хотел все время. Но как мне трудно писать Вам!

Знаете, что люди, близкие друг другу, после продолжительной разлуки не находят мыслей и слов для разговора. А писать в таких условиях много тяжелее.

Два Ваших последних письма я помню. Они и положили на меня молчание. Я видел, что ответить на них надо чем-нибудь очень сильным, потому что все обычное Вам было известно и даже было пережито. Я знаю это сильное. Я готовил его для "Писем матери", для той части писем, где должна идти речь о реализации христианского пути в молодых годах.

"Письмами матери" я сейчас не занят. А нужно было все тщательно перебрать и систематизировать. Нужна была большая работа. Работается же плохо, потому что я чаще и чаще прихварываю и голова отказывается веско соображать. Дни и часы здоровья я стал отдавать "Евангельским образам", пробуя в них занести на бумагу положительное учение Христа. Может быть, хоть одна искра истины присоединится для "верных", познавших Свет истины.

Так и потянулось молчанье в отношении Вас. И еще я переживал чувство грусти. Когда я читал Ваши суждения о радостях земли, по прочтении их, у меня неотвязно стояла мысль: "Ведь у Вас были годы опыта, она годы ищет этих радостей. И что же, этот опыт бесплоден?"

Ваша большая ошибка, которой Вы не замечаете, в том, что христианство и путь Христа отрицает не радость земли, а отрицает искажение этих радостей грехом. Христианство отрицает не любовь между людьми (хотя бы и между мужчиной и женщиной), не брак, не искусство, в частности театр, не шутки, не смех, не любовь к траве и цветку. Христианство говорит, что мир "лежит во зле" и может испортить все это невинное, доброе и радостное и сделать так, что от всего этого будет "смердить" грехом. И разве христианство ошибается в таком утверждении? Разве часто не изгажено все в мире зла? Разве не опошлена любовь? Разве не загажена природа? Где Вы услышите чистый смех? Где неиспорченная радость? И что перечислять! Скажите, где удовлетворение от этих мнимых радостей?

Только угар и большее одичание, и большее удаление от недосягаемой радости, к которой зовет христианство...

Радость христианства - это радость и о земном, но, прежде всего, при отвержении мира зла, испортившего радость. Где найти эту радость? Сначала ее надо найти в себе, а потом она будет и вне, но опять-таки только не в мире зла, испортившем радость.

Радость в себе Вы уже испытали - это был Божий дар. Почему Вы не хотите остаться верной ему?

Я знаю, нужно, помимо того, внешнее. Вы во внешнем испытали боль сердца. Забудьте об этом! Изгладьте совсем, если это мешает. Пусть не будет никаких соприкосновений, не ищите виновных.

Относительно внешнего - особое положение. Внешнее - отнимается. Очевидно, пришла пора духовной зрелости, когда надо становиться на ноги, независимо от внешнего. Это сложно и сурово, но, видимо, неминуемо.

Работа над собой, конечно, должна идти в том же направлении. Путь Христа один. Тогда работа будет проходить в суровой замкнутости. Не будет отдыха, приходящего со вне, не будет и поддержки.

Центром тяжести "деланья", конечно, остается молитва, домашняя. А церковная молитва остается для подкрепления, вдохновения на домашний подвиг.

Собственно, это "делание" есть воспитание воли. Ведь идейность у Вас определена и не нуждается в поправках, а вот воли у нас у всех мало, и потому жизнь идет вне убеждений и даже часто вне сознания.

Согласование убежденности и практической жизни будет целью всего дела над собой. А ведь это же обязательное, общечеловеческое дело! И тут христианский путь строится по общечеловеческим требованиям к жизни. В отсутствии воли и отсутствие согласованности дает то, что есть, т.е. беспринципность жизни и нудность ее.

Поговели ли Вы? Поберегите примиренность совести с Богом. Больше входите в постижение Божьих истин, законов жизни. Читали ли Вы "Евангельские образы"? В них должна быть польза по открытии Божественных истин.

Да поможет Вам Христос утвердиться в мирном сердце! С таким войдите в седмицу Его страстей, чтобы мысленно душевно, идя за Господом, подойти с Ним и к радостному дню Его Восстания. Простите.

Всегда Ваш убогий богомолец.

 

Господи, благослови!

Шура! Не отвечать Вам я не могу по своему положению духовного наставника, которого спрашивают о пути спасения. Помимо того и мысли Вашего письма хороши, хотя и имеют немного задорную внешность. Тут, очевидно, говорит молодость, а, может быть, вместе и свойство Вашей натуры.

А ответ Вам будет такой:

Вам необходимо: а) утвердиться в Вашем теперешнем настроении и б) кроме того, "дозреть до высшей точки "кипения" того отрицания прежнего, к которому Вы подошли сейчас.

Первое как будто не нужно. Уж очень определенно Вы пишете: "неудовлетворенность... пустота... новый лад". Все это чрезвычайно хорошо, а надо придать к этому и еще более глубокую основу. А именно: видеть в своем настроении зов души и совести, Божий зов. Как тело заявляет о своих потребностях (хотя бы потребность гигиены) и как его зов мы считаем и серьезным, и спешим удовлетворить, так и душа вправе иметь и имеет большой зов. Пока он не убит.

И у Вас, в Вашем настроении - зов души, пока еще не убитой. А потому пусть он не будет связан с моментом. Пусть он не имеет сегодня "остроту", а завтра "неостроту". Этак иной объяснит Вашу настроенность обычным молодым "гамлетизмом" или случайными переживаниями времени и обстоятельств. Надо, чтобы Ваша настроенность была не настроенностью момента, а глубоким сознательным, совершенно холодным, стальным анализом, одинаково беспощадно режущим старое вне момента настроений.

И заглушить этот зов души невозможно, потому что действительность одинаково скверна, и перестать его слушать - страшно, потому что это уже скат к смерти души.

Вот какая серьезность в зове. Где уж тут гамлетизм! Гамлетизм - игра в страшное! А тут возможность ноля как жизненной основы.

Теперь перехожу ко второму. Почему вводится это второе пожелание? Казалось бы, не достаточно ли первого, искреннего и порывистого желания молодости? Не встречает ли Отец каждого обращающегося к Нему? Конечно, встречает. И Он встретил бы, если бы был "ход". А Вы сами пишете: "За три года... сплошное толчение на одном месте".

Шура! Поверьте, у меня нет и тени осуждения Вас. У меня сжимается горло. Я вспоминаю слова Евангелия: "Он сжалился над народом, видя, что народ изнурен и рассеян, как овцы, не имеющие пастыря". И мне от всей души хотелось бы теперь же дать Вам твердую руку и сказать: "Идите теперь же бодро и смело, есть порыв, душа ищет Бога, идите без раздумыванья".

А как идти?

Я знаю, что Вы будете одиноки, что Вам придется и топтаться, и падать, что растревоженная добром сила злая ополчится в семь раз сильнее. Помните, в Евангелии есть интересные слова Господа: "Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого" (Мф. 12,43-45).

И Вам предстоит злейшая борьба. И так как не будет помощника под рукой, который бы ослаблял удары и поправлял контрэнергию, то и нужно застраховаться. Второе из выдвинутых пожеланий и представляет из себя кое-какую страховку.

Успешность христианского пути спасения стоит в большой связи с прочностью исходного пункта. Идеальным исходным пунктом является смерть прошлого. Апостол Павел неоднократно так и утверждает: "Вы умерли", т.е. требуется не только уход от прошлого и не только осуждение его, а его похороны - полное зачеркиванье и чувство омерзения к прошлому. Ведь ясно же сказано: "Спасет свою душу только тот, кто ее, старую, прежнюю, погубит, и найдет новую душу тот, кто потеряет прежнюю". Короче говоря, требуется погубление старого человека.

А раз погубление, то со всем старьем надо покончить: и с умничаньем, и с планами, и с самонадеянностью, и с пристрастиями, и с маленькими слабостями, такими как будто невинными, не говоря уже о явных страстях и явных падениях. Надо бесповоротно покончить со всем старым, потому что все, что не приводило ко Христу, все только расслабляло душу и жизнь ("кто не собирает со мною, тот расточает"), и есть только мерзость.

Эту мерзость надо в любой момент воспроизводить не только умом, как отвлеченное понятие, а мерзость эту надо органически впитать в себя, чтобы было в нас физическое отвращение к делам тьмы, чтобы для нас физически невозможна была отрыжка греха, как возвращение пса на свою извергнутую нечистоту (сравнение, которое приводит апостол). Так как у нас это возвращение на нечистоту было, и много раз было, то и надо себя прежнего возненавидеть, как смрадного пса, а прошлое чувствовать, как смрадную яму. Вот это и будет "дозреванием" до "кипения".

Ну, конечно, в Вашем теперешнем состоянии нет элементов "смрадности", и, выражаясь так, я хочу лишь оттенить мысль о вкоренении в Вашем сознании и чувства, мысли и настроения банкротства жизни без Христа.

Такова для Вас исходная позиция. От нее пойдет новый путь, выращивание ростков нового. В нем отмечаю три момента:

а) Коренной момент - обращенность души ко Христу как основной регулятор всей жизненной устремленности. И в этом моменте - культивирование "доброй молитвы ко Христу". Молитва - альфа и омега жизни в Спасителе;

б) Неизбежность подвига, насилия над собой, проводимого с малых доз, но насилия и, непременно, насилия;

в) Необходимость внешней связи с людьми одинаковой настроенности. Это неустранимо и по-человечески, и по-Божески, это движение себя в соки живой лозы Христа ("Я лоза, а вы - ветки"), мистическое обвязывание себя благодатной стихией Церкви, Христа, Его Святого Тела.

И последние заключительные советы: из литературы возьмите "Невидимую брань" Никодима Святогорца в изложении епископа Феофана и сделайте ее "своей" книгой. Кроме нее для руководства решительно ничего пока не имейте, а для богословского развития и назидания рекомендую переводную литературу, вроде Феррара, и оригинальную - описательного характера (биографии подвижников, путешествия ко святым местам, истории монастырей, храмов, святынь и пр.). Для некоторой опоры вовне подойдите поближе хотя бы к М. Для Вас это и законно, и удобно.

Молитвенно призываю на Вас Господне благословение, чтобы Вам утвердиться в решимости стать на спасительном пути и с Божьею помощью невозбранно пойти по нему, к небесной радости о Вас и к Вашему полному душевному счастью. Господь в помощь. Простите.

Ваш искренний доброжелатель. 24 ноября 1929г.

Шура! Да будет Господь всегда близок Вашему сердцу!

Я не забываю Вас и каждый день, хоть минуточку, а вспоминаю о Вас. Меня очень интересует (не по любопытству, а по хорошему чувству интереса к Вашей душе), как идет процесс Вашего внутреннего развития. И, конечно, мне было бы тяжело, если бы Вы "невольно" даже делали ошибки на пути, от которых сами бы стали и терять, и страдать.

Для христианского идеала жизни имеют исключительное значение Божьи слова, определяющие жизнь. К таким словам, едва ли не в первую очередь, принадлежит евангельское слово об отвержении себя для следования за Христом. Думаю, что Вы знаете его и равно знаете толкование этого слова.

Как ни строго это слово, но оно содержит непререкаемую истину, и потому продумать это слово, ввести его в глубину своей души и сделать правилом, законом жизни было бы немалым приобретением. Сейчас, в непосредственное дополнение того слова, я приведу Вам другие Христовы слова, определяющие направление жизни христианина.

"И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее... И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее... И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом (или хромому, или увечному) войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами (руками, ногами) быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает" (Мк. 9,43-48).

Это слово Господне надо понимать в неразрывной связи с Его указанием об отвержении всего себя при следовании за Ним (ср.Мк. 8,34-37). Оно вытекает из заповеди о погублении себя. Если там заповедуется христианину отвергнуться всего себя, всю свою душу погубить и всего себя бросить в мусорную яму, то, естественно, что жалеть о руке, ноге или глазе, когда они будут мешать спасительному пути?

А потому так же безжалостно тебе надо похоронить всего себя греховного. Так же безжалостно отсеки в себе все мешающее твоему пути, когда ты стал на него и идешь им. И даже не так надо сказать, а устрани еще безжалостнее, потому что, если в начале пути ты осудил и похоронил в себе всего древнего змея, то зачем же теперь беречь малую ехидну? Потому без колебаний отсеки в себе соблазнителя, сталкивающего тебя с пути.

Господь называет три источника соблазна: руку, ногу и глаз - и тем обозначает соблазны, происходящие от разнообразных движений тела (рука - осязание, похоть), от различных видов человеческой деятельности (нога - поступки) и от человеческой мысли (глаз - видение, мысль).

Причем Господь указывает источники соблазна в порядке их жизненной силы. Сначала показывает соблазны, наиболее близкие человеку, возникающие в нем как бы непроизвольно, затем соблазны воспринимаемые сознательно и идущие от внешней жизни и, наконец, более утонченные соблазны мыслей. Но все три источника соблазна объединяются тем, что повод к их возникновению идет извне, через внешние органы чувств (рука, нога, глаз).

И потому Господь указывает один прием борьбы с соблазнителем: "отсеки", "вырви", т.е. прием отметания, отбрасывания, подавления внешнего ради спасения внутреннего - души.

Господь так и говорит и трижды повторяет одно и то же как очевиднейшую истину, что лучше человеку, безногому и безглазому войти в блаженную вечность, чем с двумя руками, ногами и глазами остаться в мертвенности безвыходного страдания, потому что, в самом деле, "какой выкуп даст человек за душу свою?" (Мк. 8,37). Чем может компенсировать человек потерю души? Конечно, ничем. Не только рукой, ногой и глазом, а и всей внешней жизнью. Значит, за душу и ради нее, без колебаний лишайся руки и глаза, т.е. отсеки соблазняющее внешнее.

Так поступай и ты! Поставь задачей жизни сберечь душу. Жива душа - и ты жив. Погибла душа -ив тебе не будет жизни. А потому безжалостно отсекай все истребляющее душу, отсекай соблазн, который несет с собой смерть души. Если соблазн идет от внешнего и чрез внешнее, то не бойся, не жалей, обрезай все внешнее. Без пощады рви все нити, связывающие тебя с внешним, и с легким сердцем бросай концы! Лишнего никогда не будет. Не будет ошибки, если обрежешь несоблазнительное сейчас. Кромсай и кидай внешнее без раздумья, чтобы кругом была обезвреженная среда, пусть даже пустота. Ты все же будешь не побежденный, а победитель, и будешь ты не потерявший, потому что ты приобрел, ты сберег свою душу.

И во всех случаях обрезывания внешнего, когда через то (обрезывание) ты сберегаешь свою душу, ты только выигрываешь, потому что в случае утраты души от внешнего соблазна уж никакое внешнее, сохраненное из жалости к себе, не в силах компенсировать тебя за потерю души.

Какой выкуп, какую компенсацию может иметь человек при потере души своей?

Значит, не жалей. Вырви и отбрось соблазнителя! Пусть кругом останется пустота. Пусть останется малая комната, скромный наряд и скудное питание. Все-таки ты - богач. Пусть не слышится пряной музыки, и нет феерических зрелищ, и ты чужд шумливого веселья. Ты ничего не потерял. Ты все-таки приобрел.

Итак, не скорби, что не будешь ты жить полной внешней жизнью и будешь обрезывать себя в вредных устремлениях тела. Не лучше ли тебе в скромном костюме, отсутствии рассеивающих впечатлений и отсечении вредных движений сохранить девственность и ширь души и влиться ею в блаженную вечность, чем с знанием последнего вычурного танца, в туманящем азарте прискакать с трупом души к тупику безысходности?

Что лучше? Что выгоднее?

Какой же выкуп, какую компенсацию может иметь человек за потерю души своей?

Ах, как бы я желал, чтобы и Вы сделали верный выбор и "выгодный" во всех отношениях! Как бы я желал, чтобы и Вы не боялись "отсечений" и "откидываний" внешнего! Как бы я хотел, чтобы Вы полюбили лучшее и неумирающее, предпочтя его сомнительному и гибнущему! Как бы я хотел, чтобы Вы жизненно поняли, что через тесноту выходят на простор и через уход от света открывается Свет. Как бы я желал, чтобы во всем этом Вы увидели и почувствовали не лишение и потерю, а только приобретение!

Да благословит Вас Господь в искании и поможет в выборе!

Простите, что пишу так неразборчиво. Это потому, что просто неудобно писать.

Пребудьте всегда со Христом. Простите.

Всегда Ваш убогий богомолец. 7 октября 1931 г.

 

Шура, милая!

"Крепким разумом, (святая), душу утвердивши верою, борителя врага яве посрамила еси и у Христа предстала еси, всеблаженная"...

Когда сегодня утром я читал эти слова молитвы, обращенные к дневной святой, я невольно подумал о Вас, Шура. Какой это хороший девиз для Вашего пути. И я ставлю его в начале своего письма, в котором мне так хочется притронуться Вашей души и ответить движению ее жизни.

И не писать я хотел бы, а хотел бы большего. Писать и трудно. Во-первых, я большой должник пред Вами. До сих пор не ответил Вам еще на первое письмо. А уж очень большие и хорошие темы поднимало оно. Я молчал не потому, что игнорировал темы, а потому, что много часов отдавал занятию, о котором Вы знаете и которое хочется при Божьей помощи довести до конца.

Сам же я вхожу в Вашу настроенность с таким вниманием и отношусь к Вам с такою внутреннею бережностью, что, верьте, часто сожалею, что лишен возможности непосредственных бесед с Вами.

Ведь у Вас теперь - и это вторая причина трудности писать Вам - может возникать столько вопросов и будет столько ответственных моментов, что общение с Вами является необходимейшим. Между тем живая переписка для меня невозможна, и потому томишься, зная, что нужно Вам, и бессильно натыкаясь на непреодолимость.

Успокаивает вера в близость Господа к душам чистым и ищущим Его. А уж мое писанье - поскольку благословит Господь.

Первое и главное знайте, что Вы всегда пишите мне, когда захотите. Никогда не думайте ни о какой навязчивости. Я же, с Божьей помощью, хотя исподволь, отвечу Вашим нуждам, поскольку будет возможность сделать это в письме.

Сейчас я хочу сказать Вам мысль, навеянную начальными словами молитвы. У Вас есть Божий дар - рассудительность. Это - большой дар. В спасительном пути, т.е. пути подвига и насилия, его роль чуть ли не первая среди человеческих сил. И этим даром Господь уж как бы предначертал для Вас путь Вашего "деланья". Очевидно, он в том, чтобы с помощью этого природного дара сделать свой ум "владычественным", как выражаются святые подвижники, т.е. сделать его руководствующим с подчинением ему других сил души. Конечно, предполагается само собой, что идеалом ума будет его просветленность, чтобы он не оказался фальшивым маяком.

Чем же добиваться "владычественности" просветленного ума? Самоанализом, самоконтролем. У ворот ума надо приучаться ставить сторожа, который бы пропускал "свое", Божье, выправлял исправленное, разоблачал обманное и отсевал явно негодное.

Вот великое дело многих лет. Да благословит Господь!

То, что Вы писали о себе - ваша похвала. Пусть так и будет. Земное лишение - уже не лишение, а несчетное богатство. И принимайте его в свободе и радости души.

Душевно благодарю Вас, Шура, за гостинец, присланный прошлый раз.

Простите. С молитвой ко Христу вручаю Вас Его любящему и могучему водительству.

Всегда, всегда с душой, обращенной к Вам, Ваш убогий богомолец. 5/18 октября 1932 г.

Милая Шура!

Да будет Господь с Вами ныне и вовеки!

Наконец я принимаюсь за ответное письмо Вам. Простите, что я несколько замедлил ответом.

И в моем одиночестве, Шура, время идет быстро, быстро... я не знаю ни скуки, ни тоскливого безделья с придумыванием, куда бы убить время. Часы, дни, месяцы, годы бегут, бегут...

И Вы дорожите часами досуга, чтобы разумнее использовать их. Это отступление.

Я не писал, занятый и своим обычным дневным порядком и хозяйственными хлопотами. Уже на исходе третья неделя, как я один. Словом, так и бегут дни...

Как я уже успел сказать Вам коротко по прочтении Вашего письма, оно такое большое, большое, что я не сумею коснуться всех его тем.

На первом месте, конечно, речь о "едином на потребу", выражаясь евангельским языком. Как ни вертись, сказать по-житейски, а от этого "единого" не отвертишься, если предварительно не отказаться от совести и не убить окончательно рассудка.

Вот, милая Шура, сейчас, в данный момент своей жизни Вы и поставьте задачей вырешить это "единое" и сделать его своим скалистым фундаментом. Вырешите с упорством, до конца и без остатка. Это - фундамент. На нем будет строиться разумная жизнь.

Без него - кисель, разгильдяйство, с самыми жалостными итогами и жалостною удовлетворенностью.

И вырешите "единое" - всесторонне. Вы склонны подходить к вещам с меркой разума. Неплохо. Дайте ему волю вовсю! Пусть анализирует все до последнего атома, пусть опровергает, требует дополнительных данных и пр. и пр.

По Вашему письму вижу, что вопросы "единого" не чужды Вам. Даже как будто есть и решенность их. Вы записали в одном месте, давая оценку обыденности: "Все один мираж... одни крохи (счастья)... Кому они нужны!".

Хорошо сказано. Если бы Вы были поменьше, можно было бы "умницу" погладить по головке. Да, да, это очень хорошо! И вот в этом направлении надо повести дело до конца, т.е. надо все подсмотреть в жизни и порешить теперь же навсегда. Впоследствии материал на тему о "едином" может быть, но обхождение с ним будет не болезненным "исканием", затрагивающим основы жизни, а только спокойной классификацией: это направо, это налево, это годится, это никудышное потому-то и потому-то.

Значит, повторяю, сейчас нужно, чтобы ясность в этом деле была стопроцентной, и ни одного уголка не оставалось бы в тумане.

Что требуется предпринять в этом деле в смысле ознакомления с разными областями знания и жизни, Вы знаете, конечно, я лишь дополню пожеланием, чтобы одновременно с анализом "мнимого" и его браковкой происходило углубленное принятие истины. А потому поступите по предложению Самого Христа: "исследуйте Писания, так как в них вы будете иметь жизнь"...

И еще один совет в области метода обследования: дайте полный простор рассудку, не страшно, это важно, чтобы в будущем не могло быть с его стороны и тени намека на отбой, на мнимую переоценку.

Если в этом деле потребуются какие-либо справочные указания по выяснению положительной истины, конечно, пишите мне. Частичку положительного Вы имеете в том, что Вы читаете теперь. Вы пишете, что Вам понравились "мысли". Добавлением к ним будут главы 4, 6 и 7. Просмотрите их.

Когда будет обеспечен фундамент, тогда можно будет перейти к вопросу "стиля" жизни. Тут встанет вопрос о браке. Все, что Вы написали на тему о браке - выше похвал. Я как-то внутренне думал, что у Вас вопрос о браке именно так и обстоит.

Если я сознательно завел речь на эту тему, так не потому, что думал об актуальности для Вас брачного вопроса в данный момент, а потому, что предвижу "туманности" и хочу, очень хочу заранее забронировать Вас, милая Шура, чтобы Вы не были застигнуты врасплох, а оказались бы неуязвимыми.

Конечно, этой темы придется коснуться в следующем письме. А пока, пока будьте такой, как Вы есть. Думаю - хорошей с Богом! Значит, хорошей.

Об "узорах" души еще будем много, много раз говорить. Жизнь для Вас - вся впереди! Лишь бы теперь не сделать ошибки в основном. Ее было бы труднее выправить.

Да, как будто срочна речь о "наметке". "Наметка", как мечтание, - это никуда не годится. Наметка есть жесткая реальность, рассчитанная на подгонку воли, чтобы не просачивалось расслабляющее стремление к покою, а часто и к губительному покою. (В природе материи лежит стремление уйти в состояние инертности.)

Главное, основное, содержание "наметки" определить легко, установив потребность данного момента. Для Вас я бы так определил главные части наметки:

а) Молитва - хоть бы и короткая, но непременнейше - сознательная, от ума чрез сердце;

б) Проникновение в Божью волю чтением и изучением Божьих слов с применением к своей жизни. Тут чтение, размышление, запись (возможно) и другое.

в) Научение "единому" во всех прочих областях знания. Тут чтение, беседы.

Не кидайте хорошей развлекающей книги и хорошего развлечения! Общество пусть будет только избранным. Помните древнюю мудрость: "Злые беседы растлевают добрые обычаи".

Пока кончу этим. А Вы, Шура, пожалуйста, не стесняйтесь писать все, все. Получила ли Вера мое поздравительное письмо? Что она молчит? Ее посылка получена. Спасибо ей, и мое душевное приветствие и М. также. Благословение Божье пусть почиет на Вас. Простите.

Всегда всей душой Ваш убогий богомолец. 7/20 октября 1933 г.

 

 Продолжение следует.

 



Hosted by uCoz