№ 42 апрель 2003 год

 

духовное наследие

 

ПИСЬМА К ДУХОВНЫМ ЧАДАМ

Священномученик Григорий епископ

Шлиссельбургский

Продолжение. Начало в №№ 40, 41.

Шура, милая!

Господь с Вами есть и да будет вовеки!

Я восхищен плодами, присланными Вами. Я принял их как символ. Они символизируют плоды сада Вашей души, когда она уйдет в мир Бога.

И я очарован ими. И я снова повторил притягательное местоимение, чтобы обозначить им не узость себялюбивого владения, а простор утверждения в захватывающей и объединяющей стихии Бога - любви.

Кстати, Вы очень умненько разобрались в широте оттенков человеческого слова. Для исчерпывающего понимания нашего местоимения в его глубоком смысле прочтите то место прощальной беседы Христа с учениками из Евангелия Иоанна, где Господь объясняет термин "меч".

Итак, возвращаюсь к плодам. Я принял их как залог. Теперь милой садовнице - забота, чтобы сад оправдал себя.

Забота - это хорошо. Не угнетающая забота, сковывающая, как цепью, а забота, как окрыление. Она не только в корне убьет душевную прострацию (она может быть и в молодой душе), а закрепит взлет как одно дыхание жизни, без чего уж и жить нельзя.

Вот и приложите, Шура, эту пленительную (но не пленяющую) заботу, эту хорошую "печаль (устремляющую заботливость) о Боге" (выражение апостола) к богатству своей души.

Это все - фундамент для сада, чтобы насаждение было непоколебимо прочно, а плоды покоряющи и сладостны.

Забота должна иметь своим основанием опасение упустить время, особенно неповторяемое время весны, когда силы полны и благоухают. Жизнь в целом - очень коротка. И другое основание, чтобы пресечь появление отравляющих и засоряющих жизнь плевелов...

Итак, приложите "заботу" к богатству души. И будет формироваться хорошее "пеленание" души, чтобы рост способностей и сил был верным, как пеленанье ребенка предупреждало уродливость.

Это "пеленание" есть тренировка воли. Рассуждение, о котором я писал, было обеспечением тренировки ума. Его недостаточно для укрепления основ души. Переплетение его с тренировкой воли, чтобы в душе, в ее целом, образовался прочный уклон в сторону поисков Истины, Света, пленяющей радости и наполняющего удовлетворения. Чтобы душа не задерживалась на пестрых и, может быть, красиво-крикливых лоскутках, мелькающих на дороге. Чтобы сладкая забота о большом, и только о большом и исчерпывающем эгоистично отравила ее, и она повлеклась бы неудержимо и видела пред собой одну, одну манящую цель.

Шура, милая! Это все - фундамент, нельзя без него. А может быть, надо сказать и больше: все в нем.

Я знаю и вижу, что Вы, как ребенок, торопливо хотите вперед. А я так медлителен, и горький опыт жизни слишком часто иллюстрирует беспочвенность и потом - бесплодность поспешных взлетов. Поэтому, оберегая молодость, чистоту и пылкость души, направьте их сейчас не вперед, а вглубь.

Так Вы, шустрая садовница, забежали вперед в определении "единого". Я пока не говорил о формах жизни, а только о содержании жизненных задач и целей. Мне очень понятна и, может быть, даже радостна Ваша стремительность, но я хочу, чтобы после "льда" рассудка "кипение" устремленности дало максимум атмосфер и закалило неотвратимость влеченья.

Я вернусь еще к этой теме, как вернусь к Вашим письмам. Пока простите. Пребудьте в любящих руках Христа!

Вера расскажет Вам, почему я так отрывочен в письмах к Вам.

Всегда душою Ваш убогий богомолец. 22/5 декабря 1933г.

Благословен Грядый во имя Господне.

Шура, дорогая о Господе!

Нынче день Вашего ангела пройдет под отзвуком встречи Христа. И я в своем поздравлении Вас и мыслю и дышу молитвами встречи! "Осанна Богу"... "Благословен Грядый"...

И человек благословен, идущий во имя Господне! И Ваша жизнь, и Вы, идущие во имя Господне, да будете благословенны!

Это неоспоримо! Идите в "Истину" и в "светлость Воскресенья"! И откуда? Из долины печальной ограниченной порчи! Как же не "благословен путь Ваш"!

Это неоспоримо. Да Вы и опытно познаете это, когда будете подходить к познанию "славы", имеющей открыться в Вас.

А вот из этой неоспоримости выходит и другая мысль. Как за "Осанной" Христу последовало для Него "распни его", так и для человека Божьего пути неминуемо свое "распни". Сочетание дня Вашего Света, дня ангела, со Страстной седмицей - значительное сочетание, напоминающее о неизбежности "страсти", страдания, в благословенном дне величавой "Осанны".

Есть внутренняя необходимость этого страданья. Может быть, Вы улавливаете ее.

Я не буду говорить о ней. Мое пожелание, чтобы Вы вооружились этой истиной, чтобы не быть застигнутой врасплох днями, толкающими на измену и пути, и идеалу. Встречайте их спокойно, как доказательство Вашей немертвости, как попускаемые к обнаружению Вашей жизни и, значит, служащие к Вашему же укреплению и росту.

А их много... Как их много - дней измены!

Когда же знаешь их, как врага, они не так страшны. Тем более, когда знаешь, что они неминуемый этап Воскресенья.

Так, милая Шура, в этот год, в день своего праздника углубите свою настроенность мыслью о "страсти". А Господни страданья сделайте близкими, близкими своему сердцу, чтобы в Господе иметь свою силу. И с любовью пройдите с Ним весь путь от Вифании.

Захватитесь - "Осанна" (воскресенье). Строго научитесь смоковницей (понедельник). Поревнуйте мудрым девам и приобретайте таланты Божьего образа (вторник). Поплачьте у Его ног вместе с женой-грешницей (среда). Сподобьтесь Божьей Тайной Вечери (четверг) и "очищенными смыслы" сшествуйте Ему на великое и вольное страданье (пятница). С любовью целуйте Его язвы, Его распростертое тело и у гроба Его погребите свою худость (суббота), чтобы светлою восстать с Ним и исполниться вечной радости быть в Нем!

И тогда празднуйте вместе с ангелом полно, захватно, ибо "радости Вашей никто же возьмет от Вас". От всего сердца поздравляю. Да будет благословен Ваш путь! Чрез дни испытанья - путь славы!

Простите, что мое поздравительное письмо вышло нерадостным! Оно соответствует дням. А Бог так устроил дни, чтобы "приобресть нам сердце мудрое". Приобретем же мудрость сердца от мудрости наступивших Божьих дней!

Своим подарком Вам я хотел бы сделать 13-й том известного Вам собрания. Его содержание близко Вашей душе, и пусть оно всегда стоит на уровне его идеала.

Подарок надеюсь вручить Вам непосредственно.

Простите. Встречайте Христа всей душой и не оставляйте Его во все дни.

Всегда, всегда Ваш убогий богомолец. 16/2 9 марта 1934г.

 

 

Милая Шура!

Спасибо Вам за Ваше письмо.

От души желаю Вам скорее окончательно выправиться и опять вдохновляться неизменными идеалами. Человеческое пусть отложится на человеческое, а Божье пусть будет ярче и глубже.

Вас занимает сейчас мысль о девстве.

Святоотеческого трактата, посвященного этой теме, я не знаю, кроме известного Вам сочинения Златоуста. Отдельные мысли Св.Отцов по этому предмету можно находить в толкованиях на соответствующие места св.Писания (Евангелия и Послания).

Плодотворнейшие из них - они будут утешительны и для Вас - две: первая о том, что девство есть законное состояние идеального человека. Это - райское состояние. Человек в раю, до падения, был девственником. И вторая, что девственность должна быть самоценностью жизни, а не придатком ее, т.е. она сама в себе должна давать идеальное наполнение жизни, и всякий сдвиг от нее есть одностороннее снижение жизни.

Эти же мысли найдете и в подвижнической литературе. И там они не в системе, а попутно пояснению того или иного духовного состояния.

Утешительную роль имеют примеры высокого девства, начиная от Пречистой Девы. Это живые примеры высокоинтеллектуального состояния девственничества.

Думаю, что Вы интересуетесь девством применительно к себе и всем сердцем желаю Вам пожать большой плод от своих добрых размышлений - такой плод, чтобы девственность переживалась как ценнейший ароматный мир души и жизни, измена которому даже в мысли давала тень мрачности и будила тревогу лишения.

Божьим благословением преуспевайте в этом, идеальном!

Простите. Пишите о себе больше и не замыкайтесь в своих тяжелых настроениях, когда они будут.

Передайте поклон Вере. Письмо ее я получил. Жалею, что она еще не смогла вернуться в единство души и ее правду. Христос с Вами ныне и вовеки!

Ваш убогий богомолец. 14/27 января 1936г.

...Яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, ...вопия любящим Тя: Аз семь с вами и никтоже на вы (кондак Вознесения)... желающим Тебе соедини Себе, Щедре... (кондак Пятидесятницы).

Дорогая Шура!

Поздравляю Вас с двумя большими праздниками, с прошедшим - Вознесения и наступающим - Святой Троицы!

Хорошие праздники, особенно хорошие! Они как реализация Воскресения в приложении к земной жизни.

В этих праздниках и ответ на мысли и настроения Вашего последнего письма.

Все лучшее в душе, конечно, реально. Оно реально и у Вас. Оно и есть то земное, что "соединимо с небесным", оно реально уже потому, что оно есть правда, хотя бы она была и оторванной от грубой реальности. И с этой точки зрения самая грубая реальность, как часто неправда, не будет ли обманом и нереальностью?!

А если правда - одна реальность, то естественно ее воплощение. И Вы тоскуете, что мало воплощения.

Святая тоска! Так тосковал апостол Павел. Прочитайте 8 гл. Послания к римлянам, начиная с 16 стиха. Эта тоска не исключает хотя бы "начатка" воплощения. "Начаток" идет от Пятидесятницы. Тогда, в дарах Духа, было вдунуто прерванное было "дыхание жизни".

Значит, рецепт реализации один: оживление Духа, чтобы переживалось, что "Щедрый соединил Себе желающего Его".

Практически, думаю, тут должны действовать два фактора. Об одном Вы говорите в своем письме, и очень хорошо. О другом, как основе, Вы не сказали.

Сначала о принципиальном, основном. Не следует ли в жизни усилить элемент мистики? Если правда не в грубо-реальном, то не переносится ли центр устремленности (жизненной) в сверхреальное? А так как токами сверхреальности являются дары Духа как "источник нетленной жизни", то не ставится ли практическая задача - дать простор этим токам нетления и тем усилить всякие сверхреальности.

Это - основная база настроенности. А вот в ежедневном и ежечасном раскрытии этой базы Вы указываете то, к чему пришли великие души и что ими осуществлялось в практическом устроении жизни. Вы пишете о непризнании "ветхой" воли и отдаче себя в такое "послушание" Правде, когда Она Сама чрез какое-то освященное посредство творит свое созидание жизни в осуществление наилучшего, идеального, соединения с небесным.

При таком построении пути все отдельные штрихи жизни и все шаги каждого дня, все детали жизни становятся малыми "правдами", несущимися и собирающими жизнь в одно русло, и душе остается только безраздельно отдаться и в радостной легкости бежать вперед и вперед. И будет тогда счастливым вздохом души песнь: "Жизнодавче, слава Тебе"!

Ваше недоумение - разделяю. Как быть? Будьте одна! Господь укажет. Ваше письмо хорошее, и я старался понять его все. Укрепляйтесь и растите в его правде! Я глубоко верю, что Дух Правды будет с Вами и Вы не одна. И я умом и сердцем всегда, Шура, милая, с Вами и Божию ласку призываю на Вас. Простите. Передайте Вере мое поздравление и приветствие.

Всегда Ваш убогий богомолец. 10/23 мая 1936г.

Милая Нина! Господь с Вами!

Давно уже я подробно не писал Вам. Ваши письма получал, следил издали за Вашими переживаниями. Не всегда мог отвечать на них. Заботился о главном: чтобы не развилась в Вас жестокость. Как умел, молился, чтобы Господь Сам подкреплял Вас и уберегал от зла.

О Ваших бореньях я знал с прошлого года. Понимал, чего Вы лишались. Очень скорбел, что Вы страдаете в одиночестве и что Ваш анализ иногда переходит в неправильное самобичевание.

Во всем этом я видел одно главное, прежде всего, это то, что Вам надо пережить отметание человеческого. Это неизбежно в каждом совершенствовании. И все более стоять той цели, ради которой они переживаются.

В отметании человеческого нет опустошения души, а есть смена "подсобного". "Подсобное" нам очень нужно, и к нему мы очень привыкаем, а все же оно только "подсобное". И вот в правильном духовном росте идет смена "подсобного" как качественная, так и количественная, она идет в сторону утончения качества и уменьшения количества.

В прошлом году Вы и должны были стать в полосу очередной смены, отметая человеческое. При величайшей тяжести этой полосы ее боренья - никак не опустошения, а то же наращивание духовного, к чему Ваша душа тяготела всегда. А Вы переживали все с величайшей болью. Я издали следил за главным, чтобы не было ожесточения от невыносимости скорби.

Сострадал я и радовался, когда видел, что Господь близко и не дает скорби превозмочь.

Я видел Господа, когда узнавал о Ваших настроениях в знаменательные минуты жизни и среди них, например, в дни болезни Вашей мамы.

И мне не нужно браться за прошлое, когда в Вашем последнем письме есть свидетельство, что рука Господня над Вами. Вы пишете о молитве, что привыкаете жить ею, что в ней Ваше "упование, радость, утешение".

А в молитве - Господь и, следовательно, где молитва, там и Он.

И о цели своих борений Вы пишете хорошо, что они должны "много уничтожить и даже стереть".

Правильно! Помоги, Господи!

И Вы ищете Божьей помощи. И Ваши мысли в образке Гефсиманской молитвы с Спасителем и ангелом - совсем к месту. Кстати, у меня был такой образок и его взяли.

В связи с Вашим душевным состоянием и высшими духовными задачами я только никак не могу отнести к Вам упоминание Вашего письма о больном душою. Думаю, что и Вы не относите его к себе.

И, наконец, в Вашем письме есть мысли о последней цели. И они не без Божьей поддержки. И об них скажу, что и они хороши. Они согласуются с апостольским словом о нашем состоянии и зрелище ("я с усердием стремлюсь вперед...").

В этих целях не должно быть ничего смешанного, как бы искусственно притягиваемого. Наша задача - быть в бодрости, делая Христово дело. Рука же Промысла в нужный момент в ясности укажет, в какую новую форму должен облечься наш подвиг.

Вы в спокойствии и преданности Господу смотрите за совершающимся вокруг Вас и о нем проразумевайте Божью волю. Решений же надуманных не возносите и на них не опирайтесь. К молитве прибавьте воздыхание: "Скажи мне, Господи, путь, которым идти"... И с этим серьезным делом не торопитесь.

Теперь о Ваших запросах.

Пост был нарушен Вами невольно. Исповедайте это пред Господом через духовника.

В наступающий мясоед подкрепите себя питанием, и поосновательнее. У Вас теперь большая трата сил физических, и Вы много нервничаете.

Жизнь мамы Вы отдали в Божьи руки. Что сказать к этому? "Да будет, Господи, воля Твоя". Для мамы делайте все требующееся, но не угнетайтесь сами. Делайте в радости сердца, как исполняя послушание пред лицем Господа.

Да благословит Господь все ее дни, и Сам Своими ангелами пусть всегда будет у ее возглавия!

О своей работе совсем не беспокойтесь. Что Вам полезнее, то и будет. Я глубоко верю в это. Еще Вы спрашиваете о пути ко Христу через разум. Хороший путь. Он узаконен и Господом и апостолом. Литература этого пути - большая и удовлетворит всем запросам.

На память я могу назвать с десяток книг. Под руками сейчас не имею ничего, кроме святого Евангелия и томика святого Златоуста.

Предлагаю сделать так: пойти к прот. А. Думаю, что у него есть самые книги, и он не откажется снабдить ими для прочтения. Из того, что у него есть, он сам укажет порядок. А. - один из образованных священников. И как будто "добрый" по своему духовному складу.

Со своей стороны порекомендую такое поведение для ищущего:

  1. Ежедневное чтение Евангелия (по одной главе) без критического анализа непонятных мест, в уверенности, что Господь еще откроет непонятное, и
  2. Ежедневную, хотя бы краткую молитву, одним умом к Творцу всего и Его помощи и покровительства в пути жизни. Молитва складывается своими словами. Если нет предубеждения против церковных молитв, то можно читать "Отче наш" и "Царю Небесный" в русском переводе их.

Мои литературные заметки пропали все до одной. Сам очень жалею. Сейчас думаю о человеческих скорбях и Божественном Промысле.

Как-то Господь поможет все выразуметь!

И потом, сейчас нет своей воли в устроении жизни. И как я по-человечески угнетаюсь этим. Душа в постоянной тоске! И нет выхода! Успокаиваюсь, отдавая себя без рассуждения в руки Бога. Значит, так надо!

И Вас молитвенно отдаю в то же могущественное защищение!

Всегда пребудьте в Нем, и пусть рассеются все душевные скорби, и тернистый путь будет радостным, как благое Господне иго. Христос да благословит Вас.

Всегда душою молитвенно с Вами. 28 июня 1930г.

Милая Нина! Господь с Вами!

Я получил Ваше письмо. Рад скоро ответить.

Моей ноге лучше. Считаю, что в человеческих средствах лечения лучше всего мне помогла грелка, которой я пользовался недели три, ежедневно.

Сейчас мы перебрались в новое помещение. Взяли две комнаты в семье, состоящей из мужа, жены и двух детей.

Дом основательный, комнаты хорошие. Большого тепла не будет, так как комнаты высокие, большие окна и двери на террасу! Сколько возможно - утеплим. Сейчас температура - 12-14 градусов. Заботимся запасти дрова.

Божьей милостью, следовательно, забота о помещении отпала. И здоровье лучше. Осталась боль в бедре. Употребляю присланное Вами втиранье.

Итак, обо мне не тревожьтесь.

Все переживаемое складываю в сердце, во всем вижу Господень Промысел, и из всего извлекаю один урок - быть достойным Божьей любви.

Теперь о Вас.

В вашем письме много тяжелого. Главное - зачем Вы как бы обрываете связь с Господней волей? Если утвердиться на ней, то не следует выдвигать своих желаний и проявлять нетерпимость. Нетерпеливость подтачивает веру, ослабляет силы жизни и порождает оторванность.

А вера дает покой и уверенность.

В чем Вы болезненно ослабляете себя? Слушайте.

Первое. Зачем Вы допускаете в себе развитие тоски по маме? Разве не к Господу она ушла? И разве это плохо для нее? И, по-человечески, разве не естественен ее уход? Зачем же Вы тревожите ее дух? Для Вас она не умерла, а ушла в другую комнату, чтобы отдохнуть там от земли до дня радостного Восстания, когда снова все соберемся у своего Отца. Хорошо быть на могилке и помолиться о радостной встрече. Все иное - смерть.

Второе. Зачем нервность в деле изменения жизни? Господь ведет, и разве Он не в силах привести? Разве требуется помочь Ему нашими усилиями?

Третье. Зачем пренебрежение здоровьем?

Милая Нина! Я очень прошу Вас: будьте умницей и не выпускайте себя из рук. Ведь Вы уже хорошо мыслите и правильно пишете: "Я прошу дать мне силы и терпенья..." Вот эту силу и надо претворить в жизнь с помощью Божьей.

Как раз Ваша общая задача - накопление сил души. Вы переживаете ответственное для себя время, когда, по Божьей воле, уходят земные нити, и должна формироваться углубленность и индивидуальный подвиг.

Скажу, кстати, об отношениях с семьей. Думаю, что надо прекратить дискуссии об ошибках. И совсем забыть об этом периоде.

И затем смотреть на взаимные отношения как на дело любви и христианского совместного подвига (в какой бы части он ни объединял). Сторониться любви не должно: "О сем познают яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собой".

Долг любви - наш первый христианский показатель.

Еще не забыть сказать Вам о словах Е.И. Забудьте о них и думать. Это же совсем шаблонное, трафаретное суждение. Теперь, когда мы имеем компетентные суждения, его место в корзине под столом. Так что пусть это трафаретное суждение ни в какой мере не отразится на Вашей настроенности.

В своем письме Вы сообщаете, что долгое время не получали от меня вестей. Это дело меня озабочивает. Хорошо ли действует Ваш адрес? Не изымаются ли письма?

Я отправил Вам три письма. Одно (первое), написанное А.А., и два я писал сам. Я буду проявлять осторожность.

Кстати, и Вы делайте то же. Я просил бы: а) не вести обо мне никаких, абсолютно никаких разговоров с посторонними; б) не исполнять никаких поручений для третьих лиц без моего указания.

Верьте, так лучше. Да и Вы сами это прекрасно знаете.

Сообщаю свой адрес (без передачи кому бы то ни было) с правом использовать его не чаще одного раза в месяц.

Адрес будет такой: ст.Ж.Белорусской ж.д. (г.Москва), 4-й проселок, дом В.А.Попендик, Л. и больше не прибавляйте ничего, даже инициалов.

В своих письмах делайте цифровые пометки в левом нижнем углу третьей страницы. В первом письме - 1, во втором - 2, в третьем - 3 и т.д.

Обещанного канона не прилагаю (и очень сожалею об этом), так как не имею времени его переписать. За письмом пришли и его ждут.

Простите. Да благословит Вас Господь. Буду ждать Вашего письма. Христос с Вами всегда.

Ваш убогий богомолец. 22 сентября 1930 г.

Милая Нина!

Господь с Вами!

Я Вам пишу с некоторым чувством досады.

Давно Вам не писал и берег запись всех Ваших вопросов. А на прошлой неделе отправил письмо в город, а оно утерялось. Мне досадно, что и время прошло, и что я за необходимостью разорвал листок с записью.

Конечно, я помню о главном, о Вашем основном настроении и мыслях.

Вам трудно залечить пережитое. Я очень понимаю Вас, не менее сочувствую Вам.

Но я боюсь, как бы в переборовании пережитого Вы не утратили часть своего лучшего. Хочу верить, что Господь не допустит этого.

Вот почему главным моментом поведения я считаю для Вас смиренное предание себя Божьей воле и смиренную молитву Христу.

В практическом поведении не нужно замыкаться в себе, а нужно новое принуждение себя к христианскому любвеобильному служению ближнему, с полною открытою сердечностью, без подневольного снисхождения.

"Уход в другой мир", мир неба - хорош. Ах, как он хорош! И пусть он не суживает горизонты, а поднимает, чтобы все было видно, чтобы, по Евангелию, "открыты были глаза и отверсты уши". Лучше возвыситься, слабости простятся.

И еще одно практическое указание: не пренебрегайте здоровьем. Грешно это! И ни к чему это!

О планах на будущее хочется отдельно побеседовать с Вами.

Сейчас прошу Вас написать мне, что для Вас представляется неясным в вопросе о Божественном Промысле? Пришлите мне все вопросы, какие требуют выяснения. Можно даже не классифицировать их, то есть писать вразбивку и об общем Промысле и о частном, и не в порядке проработанной мысли.

Будете писать мне, не ставьте никакого обращения. Так лучше!

Радуюсь с Вами, что Вы имеете возможность занять отдельную комнату. Значит, условия молитвы будут благоприятней.

Я испытываю меньше боль. Спасибо за лекарство. Уж очень много Вы прислали его!

Какое-то основное недомогание идет упорно во мне. С Божьим благословением хочу обратиться к лучшему здешнему гомеопату. Плохо пишу, потому что завязан палец.

Простите. Да благословит Вас Христос. Всегда с любовью о Христе.

Н., милая!

Пусть в Вашем сердце всегда будет Христос!

И мне помешало пространство!

Когда я читал Ваши последние письма, я так напряженно хотел быть с Вами.

Мне так хотелось приласкать Вас как хорошего ребенка, которого не хотят понять большие и у которого своя большая боль и некому рассказать о себе!

Зачем Вы волнуете себя? Ведь Вы уже знаете, что моя душа вся открыта Вам и я всегда сумею понять Вас и, с Божьим благословением, рассказать Вам о Божьей воле.

Все Ваши разрозненные вопросы связываются в цепь, и она легко расторжима. Я напишу об этом отдельно.

Сейчас я вновь хочу сказать Вам: "Успокойте свое сердце".

Что нужно? Вы уже нашли нужное слово: "по-детски". Да, да... предаться Христу и за Его волей стать ребенком. "Если не обратитесь и не будете, как дети, не можете войти в Царство Небесное".

Итак, подробно я еще напишу.

Не писал Вам после 12-го, потому что неблагоприятно складывались обстоятельства.

Большое письмо, написанное Вами, Вы поберегите и при случае перешлите мне. Мне очень хотелось прочесть его.

Теперь о текущем. "Покаянный канон" Вы читали. Он написан для "большого" читателя, т.е. рядового верующего. Его назначение указано в заголовке: "Для молитвенных размышлений", т.е. он должен будить потребность посмотреть в свою душу и обратиться ко Христу. Редакция канона неровная: по местам более гладкая, а то шероховатая. Строй ясный.

а) Факт ухода от Бога;

б) Последствия ухода и путь зла;

в) Возвращение к Богу только через Христа и Церковь;

г) Ошибки сознания и их исправление познанием Христа;

д) Ошибки сердца, падение жизни и их исправление очищением сердца;

е) Укрепление воли;

ж) Заключение: результат покаяния - обновление человека благодатью Святого Духа.

Да, еще порадую Вас, Н. Я как будто угадал Ваше желание и пишу об евангельских образах, где раскрываю смысл евангельских слов со стороны нравственного приложения их. Как-то Господь поможет исполнить?

Помолитесь в чистом сердце.

За все, все, идущее от Вас, примите мой поклон.

Благословение Господа на Вас да будет нерушимо. Простите.

28 ноября 1930г.

Нина, милая!

Господь с Вами!

Главное - не думайте, что я забываю о Вас. Хочется написать Вам много и сказать многое, да не всегда позволяет обстановка и самочувствие.

Вы написали мне в последних письмах о таких серьезных предметах, что в одном письме и не исчерпаешь их всех.

Начну с главного.

Уверьтесь, Нина, в том, что Ваше спасение и Ваша жизнь мне дороги и будут дороги всегда. И я всегда буду болеть Вашими скорбями и радоваться вместе с Вами! И всеми силами души я хотел бы облегчить Ваш путь. В том и мой долг, и мое счастье, и мой венец у Христа.

Ему слава вовеки! Истинно.

Теперь о Промысле. Тут Вы ставите ряд вопросов, которые замыкают Вас в кольцо. Надо разобраться.

Божественный Промысл, Вы знаете, есть отеческое попечение о жизни. Он вовсе не связывает жизней и не ставит им обязательнейших вех, как думают об этом принимающие предопределение. Божественный Промысл не непреклонный рок, не фатум древних. Человек свободно выбирает путь и идет. Господь благословляет, поддерживает. Но спасение не совершается механически. Иначе какая цена ему? И во что обращается тогда человек? Спасение продолжает быть свободным подвигом. Припомните статью о благодати и свободе. И вот человек решается на подвиг спасения, и за спасение он ведет борьбу. Так поступали святые. Они выбирали для себя лучшее, удобнейшее для спасения.

И теперь для христианина не исключается надобность выбора, когда ставится вопрос: за Бога или против Бога. Может быть выбор и в других обстоятельствах, менее значительных. Например: переменить обстановку, взять новый подвиг на том же пути к Богу и пр. Но как все такие вопросы решались святыми подвижниками не своею волею, а по Божьему указанию и совету опытных, то тем более нам в настоящее время надлежит браться за такие ответственные решения со всей тщательностью, ища и молясь о Божьем указании.

Итак, в основном пути к Богу, в бореньях за него человек свободен. И человек обязан их нести. Святой Промысл тут нимало не связывает. Такова вся область борьбы с грехом ради спасения. Но вот когда в пути спасения человек сталкивается с неизбежным, промыслительно попущенным в мире зла, в котором живет человек, тогда он смиренно подчиняется священному Промыслу и терпеливо несет приключившееся. Он вовсе не изменяет путь спасения, а он только пополняется скорбью от несоответствия двух миров и терпеливо несет ниспосланное. Например, разве может даже святой и праведный человек отменить в мире болезни и смерть?

Ясно, что нет. Он и несет их с терпением, покорный священному Промыслу. Вот святой Гурий Казанский, память которого праздновалась недавно, три года страдал неисцельной болезнью пред своей смертью! И неизбежность подчинения миру земли, в котором мы живем, и земному порядку, попущенному Богом, можно проследить не в одних болезнях, а в десятках других явлений жизни.

Вот почему и пишется в речи о Промысле: такие явления жизни, такой порядок прими как неизбежность, промыслительно попущенный, и обрати его на свою пользу. И еще пишется: и для Божьего Сына не был отменен порядок жизни.

Значит, не надо смешивать борьбу с грехом в себе с законами ограниченной человеческой жизни, которым мы вынуждены подчиняться.

В последнем случае Промыслом попущен земной порядок, и человек подчинен ему неизбежно и должен извлечь для себя благо и из болезни, и из других явлений ограниченного мира.

С точки зрения написанного решается частный вопрос: принять ли добавления занятий? Решение просто: если это занятие не нарушает основного пути, и даже если они не снижают общего настроения, в то же время, по условиям жизненной обстановки, не в Вашей воле находящейся, деньги нужны, то, понятно, без колебаний надо взять такую работу.

Если же она не по силам, и если она будет отражаться на понижении настроения, то поступать обратно.

Пока кончу на этом. Других Ваших больших вопросов не забыл. И о пути буду писать.

С молитвой ко Господу приобретайте душевную ровность. Кто идет ко Христу, тот под Его рукой, и ему не нужно волноваться, что он забыт Господом. Отдадимся же с детской покорностью и непосредственностью Его воле.

Что Вы вступили на путь принуждения себя в деятельной христианской любви, то очень хорошо. Господь - помощник. Я верю, что после первых трудных шагов будет и легче и радостнее.

Читали ли Вы "Покаянный канон" в полном составе всех песней? Как Ваше мнение?

И еще Вас хочу порадовать. Я как будто угадал движения Вашего сердца и Ваши мысли относительно Евангелия. С Божьей помощью, в отдельные благоприятные моменты пишу о евангельских образах. Беру их из святого Евангелия Марка. Сейчас пока исчерпал 3 первых главы, кончая стихами 4-й, посвященными притче о сеятеле.

Как-то благословит Господь написать? Молитвенно вручаю Вас Господней руке и покрову Пречистого. Простите.

Всегда Ваш убогий богомолец. 12 декабря 1930г.

Милая Нина!

Господь с Вами!

Вчера получил Ваше письмо. Спасибо. Простите, что у меня не было возможности написать Вам, и мое поздравление придет к Вам после 14-го. Слава Господу и за эту радость сейчас писать Вам.

А мысленно я буду у Вас и сегодня вечером, и завтра, чтобы по молитве Господу, благословить Вас и порадоваться всему Господнему промышлению о Вас. Дорожите им пуще всего. С ним жизнь и счастье. Пусть через скорби... Значит, так надо для нас, и в общем плане Божьих забот о мире.

В качестве подарка для Вас пишу, с Божьей помощью, "образок".

Вы интересовались объяснением слов Евангелия Марка, 4 гл. ст. 10-12. Вот как надо их понимать.

"Когда же остался без народа (Христос), окружающие Его... спросили Его о притче (о сеятеле). И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи".

Вот слова большой радости, а вместе и трепета.

В отношении ко Христу одни люди - слушатели. Послушали и ушли. Другие - ученики и последователи. Эти остались, чтобы наполниться словом Господним и следовать Слову.

Первые - "внешние", вторые, очевидно, "свои".

Первые - смотрят и не видят, слышат и не разумеют. Вторые - пронизают невидимое, и им открыты тайны Царствия Божия.

Вникай, вникай! У настоящих учеников открыты глаза, и они видят тайны Божьего Царства. Они, зрячие, знают, куда идут, и знают, что только один путь. Они, счастливые, бегут во свете к одной своей цели, потому что в сердце у них открытая им тайна. Она влечет их!

Господи! Как же блаженны видящие! Как счастливы ходящие во свете! Им открыты Твои тайны. И Твое Царство влечет их.

И как жалки невидящие. Они бродят в потемках. И нудно ползут своими земными путями, да не обратятся и прощены будут грехи их.

Так и есть в жизни!

Один человек в Бога верит, и в церковь ходит, а нет в нем жизни! И верно, что еще нет у него правды в пути. У него все заслоняет своя маленькая жизнь и свои заботы. И они впереди, а Христос к случаю, когда понадобится. И вот он топчется и ползет. И, конечно, ничего он не видит. Жизни своей не видит. И хоть он слушает слово жизни, но заткнуты у него уши и ничто не доходит до его души. И он по-прежнему, без пользы и радости для себя, толчется вокруг Христа и около стен церковных, и нудно тянется его жизнь.

Это - "внешний".

А другой, посмотришь, загорелся. И поистине, как сказал Господь, как будто у человека открылись глаза.

Да, воистину открываются у человека глаза, потому что он начинает видеть одну цель жизни, видит один путь, легко выбирает нужное в жизни, откидывает ненужное, и с душевным спокойствием, Богу содействующу, твердо, во свете и радости он пойдет по своей дороге.

Тогда же ему открываются "Божьи тайны". Ведь он же идет к Божьему Царству? И чем он ближе к своей цели, тем она достойней, ясней, видней.

Таков смысл. А Вы "день ото дня" благодарите в веселии Господа, "припав к Богу, Христу Его".

Ей и пребудьте вовеки.

Благословение Господне на Вас. Простите.

Всегда, всегда Ваш убогий богомолец. 24 января 1931г.

Милая Нина!

Господь с Вами!

Я пишу Вам второе письмо. Первое начал и оставил незаконченным. Я начал письмо с мыслью о крестном пути, потому что этой мысли, как главной, посвящена часть Вашего письма.

И оставил письмо незаконченным, так как оно приняло большие размеры. Сделаю из него отдельный богословский эскиз, посвященный теме христианского пути.

Значит, вопрос пути я сейчас обхожу. А по поводу Ваших суждений скажу только, что Вам надо выправить суждение о "естественном". Откуда у Вас мысль, что "естественное" это есть зло и грех? Зло и грех в неестественном, то есть в том, что вкралось и испортило естество и сделало его не тем, чем оно должно быть. И в христианском пути идет борьба не с естественным (которое создано Творцом), а идет борьба с порчей его, за восстановление естественного.

Так и в самом суровом подвижничестве. И там шло не убийство естественного, а восстановление первозданной "доброты". "Погубление" души, к которому зовет Христос, есть погубление "ветхого Адама", т.е. опять тень зла и греха, искажение добра.

Если б подвижничество стало на путь убийства "естественного" как зла, то оно выродилось бы в манихейство, бывшее в древности, или в буддийскую борьбу с телом как злом.

Этим совсем не уничтожается "отрицание мира" в монашестве и внешний подвиг в нем же. И то и другое необходимы, чтобы высвободиться от рабства злу. А так как зло идет через мир, или через тело, то отсюда и насилие над миром и телом как проводниками зла.

Я лично для себя недосягаемо высоко ставлю внешний подвиг. И моя личная тоска об этом недосягаемом растет и растет.

Если б не моя болезнь, я бы распорядился собою по руководству этого внутреннего чувства.

Теперь о тексте Евангелия от Марка: "Кому много дано"... Если вчитаться в его смысл, то мысль о каких-либо преимуществах "имущего", в смысле особых заслуг - отпадает. Объяснение текста подчеркивает, что Господь одинаково всем желает спастись и готов на всех излить Свои дары, но один способен принять их, другой не способен. "Имущий" Божье - принимает Божье. В этом смысле ему и дается. Тут нет заслуги, но нет и "естественности". Это дар благодати. А человек стережет его и должен быть достоин его.

И еще Вы спрашиваете меня о том, что до сих пор переживается с болью. И просите сказать о моем переживании отрыва от любимого.

В совершающемся со мной вижу Божью волю. Принимаю ее только как премудрую, милосердную. Учусь смотреть на все несовершенство, как нечистое, и хочу научиться наполнить сердце жалостью, что мы, люди, мало познали Господа и плохо умеем ходить пред Его Светлым Лицем.

В настроении жалости человека ("что есть человек, яко помниши его") написан Покаянный Канон. Да, верно, что в нем преобладающая мысль о ничтожестве человека.

О своей поездке ничего не могу сказать. Будете на Пасхе в Москве, заходите к нам. Известите письмом с коротким сообщением о дне.

Поздравляю с Божьей милостью, со святым Причастием, и с духовной радостью о Христе спасающем. В этой радости молю Господа, да сподобит Он Вас разделить Его страданья и приблизиться к Великому дню Божественного Восстания. Простите.

Всегда Ваш убогий богомолец. 10 марта 1931 г.

 

 

  Продолжение следует.



Hosted by uCoz