№ 43 май 2003 год

 

духовное наследие

 

ПИСЬМА К ДУХОВНЫМ ЧАДАМ

Священномученик Григорий епископ

Шлиссельбургский

Окончание. Начало в №№ 40, 41, 42.

Милая Нина!

Христос воскресе!

Сегодня среда. Ровно неделя прошла с Пасхальной среды.

Переживалось чувство неудовлетворенности. Причины, думаю, две. Одна в том, что при обилии тем и при краткости времени предметы охватываются вскользь и остается впечатление нагроможденное, без удовлетворения договоренностью. А вторая причина - несвежесть головы, при которой нет возможности ухода в трактуемый вопрос без остатка. А совсем удовлетворяет только такой уход.

Но я благодарю Христа за все! За радость праздника, за души празднующих, за осязание мира и любви. За все, за все до мелочей, до отдельных слов и малых поступков.

Теперь о некоторых деталях.

Первая из них - письмо, Ваше мнимое письмо. Не могу понять, что же это было?

Вторая - сон. Если придать ему вещность, то как понимать его? Почему он встревожил?

Третья - о семье. В целом речи об ней не могло быть. Могла быть речь о Ваших личных переживаниях. И к этому надо подойти основательно. Были признаки, что острота Вашей боли проходит. Или это были внешние причины? Казалось, что Ваше внутреннее занимает свое личное совершенствование. А потом, Пасха Господня - это примиренность и любовь. Значит, ко всем этим данным и к делу личного переживания надо подойти осторожно.

Как жалко, что в этом пункте не установлена ясность. Верю, Господь поможет! Моя мысль была о том, что не недостаток понимания мешает ясности, а только недоговоренность при открытии, когда острота боли закрывает душу, при частичном и, может быть, одностороннем открытии ее.

Разве для меня нет боли в этом деле? Я хочу понять все, до конца. Последнее письмо с этой стороны многое дает, и до сих пор мои суждения не кидались в разные стороны, а углублялись в одном направлении.

Что думается теперь? Думается, что с Божьей помощью все изживется не к утрате лучшего, а к большему приобретению. И это достигается не само собой, а делом и подвигом.

Вы взяли путь личного подвига. Это совсем хорошо. И спрашиваете Вы, что делать? Для внешнего делания у Вас есть молитва, упражнения в Священном Писании, храм, свои занятия, домашняя работа. Довольно! Если будет иной вечер излишек времени, отдавайте его чтению. Чтение разнообразьте. Все-таки идейность - опора ума, и мы привыкли к умственной жизни. Потом не пренебрегайте все-таки питанием, сном. Помните, что отсекается не самое тело, а искажение (грех) нормальных потребностей тела.

Если же при всем практикуемом будет потребность в дополнении внешнего делания, то Вы напишите.

Второе - внутреннее делание. Вы знаете, что в нем центр тяжести в контроле помыслов. Конечно, Вы его и практикуете в борьбе с грехом. Теперь - призовите помогающего Христа и мужественно противостаньте помыслу болезни. Как будто ее и не бывало. Противовесом пусть будет сердечное убеждение, настроенность: "Ты зовешь меня к Себе, радостями зовешь и скорбями. За все слава Тебе". "Сам твори во мне волю Твою".

Наконец четвертая деталь, о том, что нужно было сообщить. Минувшей зимой я очень плохо чувствовал себя по здоровью. Да и теперь я не вижу "крепости" своих дней.

И мне хочется передать Вам весь опыт пережитого. Может быть, это ценно. Тут и личный опыт, и опыт виденного. В одиночестве все обсмотришь точным взглядом и взвесишь все по объективной справедливости, насколько сможешь ее понять.

И еще добавлю сожаление, что не все сказал о Вашем лучшем устройстве на будущее. Но... милостив Господь. Не без пользы для души и спасения Вас и теперь возделывайте себя. Будущее - в Господних руках. Лишь бы нам крепко пребыть под этой мудрой и любящей рукой.

Творите же, Нина, Его волю в смирении, радостной покорности.

Помысел болезни и теперь откиньте. Держите сердце в просторе и преданности Отцу Благому. Не обращайте внимания на планы и большие задачи. Освящайте Господним присутствием каждый данный миг жизни и учитесь уходить в счастье этих мгновений настоящего. А ко всему принижающему настроение относитесь так, как Вы выучили себя относиться ко внешнему, т.е. выводя себя из него, становясь над ним, почти игнорируя его.

Христос Господь дает благословение и с ним силу идти путем, на который Он призвал Вас, и достигнуть постоянного зрения Его лица "доброты неизреченной", и в этом счастье со всеми угодившими Ему. Простите.

Всегда Ваш богомолец. 10 апреля 193?г.

Милая К!

Господь да будет всегда с Вашей душой!

Давно я в долгу перед Вами и по обстоятельствам никак не мог расплатиться.

Вы интересовались смыслом некоторых евангельских текстов. Пишу пояснение.

"И сказал им (Христос ученикам): для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд, или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? (Мк. 4,21).

Пошли ко Христу - значит, зажгли свечу. "Я - Свет миру" (Евангелие от Иоанна). От этого Единственного Света мы зажгли огонь в своей душе. И зажгли мы затем, чтобы во свете идти за Светом.

Зачем же мы глушим эти светильники? Зажжем - погасим, зажжем - погасим. Как неразумные дети! И сами знаем, что это плохая игра. Ведь мы же страдаем и мучаемся, оставаясь во тьме! Кто же, зажегши лампу, спрячет ее в сосуд? Или поставит ее под кровать? Всякий ставит ее на подставке!

И ты подвесь лампу души - Божий Свет в высоту, чтобы не грязнилась, чтобы свет ее освещал все пути сердца, и было внутри тебя неугасимо светло, и чисто, и уютно.

И помни: пошел за Христом - значит, зажег свечу. И закрывать ее - совершать бессмыслицу вроде той, как спрятать зажженную лампу в шкафу, а самому сидеть в темной комнате.

Не закрывай же и не закрывайся от Божьего Света!

А вот и другой текст, интересовавший Вас: "Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу" (Мк. 4,22).

Если ты сознательно или бессознательно заглушаешь (гасишь) зажегшийся в твоей душе Божий Свет и думаешь, что временно можно и без него прожить, что быть всегда под таким светом как будто тяжело и напряженно, то ты глубоко неправ.

Если ты укрываешь в своей душе глубокий тайник любимых желаний, укоренившихся привычек и думаешь, что можно временно и поберечь этот тайничок и не сразу же обнаружить его, то ты глубоко неправ.

Как в человеческих делах на дневном свете открывается все старательно скрытое, как выходят наружу и делаются всем известными дела, свершенные очень потаенно, так тем более ничего невозможно укрыть от Божьего Света. Он пронизает все тайники и просветит все извилины души. И чтобы тебе в свое время не стало очень, очень стыдно пред Господом, пред другими, да и пред собой, что ты укрыл в своей душе приласканную гниль, уж лучше обнажи все сразу.

И с Божьим Светом поступи так, повесь его повыше в душе. Пусть осветит все закоулки, чтобы обнажилась вся неубранность и засоренность души. Будь безжалостен к себе. Это выгодней. Скорее во свете приберешься. Да не туши света и по временам. Уж какая приборка во тьме! Только размажешь грязь, разнесешь сор по углам, перетряхнешь его с места не место.

Это мы и делаем, когда ступим во свете шаг вперед, а потом, впотьмах, два шага назад. А душа томится и болеет от пустоты и неудовлетворенности.

Желаю Вам от всего сердца поучаться в Законе Господнем день и ночь, чтобы открылись глаза души и Вы видели "чудеса Закона Господня", то есть всю чудесную глубину его. А за словом Господним придет и Господь.

Будьте крепки в молитве, не ослабевайте стоять на страже души, отметая все нечистое, засоряющее помыслы и расслабляющее волю.

Да благословит Господь Вас и М. Передайте ей мой поклон! Господом же будьте хранимы.

Ваш убогий богомолец. 25 января 1931 г.

Мария!

Господь пусть будет всегда с Вами!

А Он в трудную минуту Вашей жизни, конечно, был у Вашего сердца и подсказал ему нужное и вдохнул в него решимость. Я видел это, когда читал конец Вашего последнего письма.

Конечно, Ваши мысли последнего времени и поступок сообразно с ними были чарованием, которое, как вредный густой туман, обволокло разум и подчинило ему и волю. И замечательно, что дьявол ловит хорошего христианина, уже "работающего Господеви", ловит его чаще всего мнимым подталкиванием на исполнение высоких христианских заповедей любви.

И цель сатаны одна - заслонить Самого Бога.

Между тем, мы имеем прямое повеление Христа на первом месте возлюбить Господа твоего всем сердцем: "Сия первая и большая всех заповедей".

Сатана делает ловкую подтасовку, человеческим и как будто более близким и понятным, и нужным, заменить Божеское, Бога затушевать, отодвинуть на задний план.

И цель понятна - выбить фундамент жизни, всякую прочную основу деятельности, выбить основу из-под того же дела любви к ближнему, на которое он толкает человека.

И вот Христос подсказал Вашему сердцу, что это заблуждение, и Вы с решимостью оттолкнули его. Слава Христу!

Так остановитесь на первом и главном.

А что дальше? Я же сказал Вам, что, поскольку поможет мне Господь, я подскажу Вам, когда придет момент - другое.

Пока же надо руководствоваться словами Иоанна Крестителя в ответ на вопрос народа: "Что нам делать?" Смысл слов Крестителя таков: каждый будь на своем месте, делай свое дело и живи по-Божьи.

В этом и пребудьте! Не занимайтесь планами, а в каждый момент жизни, чем бы она ни была наполнена, все сердце отдайте Христу. Вот наш подвиг. Пусть же совершит его Господь при нашей безраздельной отдаче себя Ему и Его благодатной воле. Пребудьте в смиренной молитве и делах любви! Да благословит Вас Христос и никогда не отступит от Вашего сердца.

26 ноября 1930г.

Милость Божия пусть покроет Вас!

Зачем Вы волнуете себя?

Вопрос о спасении в семье становится у Вас как будто предметом расслабления. Вижу, что это уже вражеское дело. В нем ничего Божеского уже потому, что идет смущение из-за выдуманных предметов, нереальных. Например: приписывание мне какой-то перемены во взглядах.

Еще раз повторяю: все, что я говорил Вам, есть истина, которой держусь и теперь.

Положение той или иной личности в едином пути спасения может быть разное; и это зависит от особенности личности, ее склада. Вот это последнее стало для Вас как бы камнем преткновения.

А у меня только это и определяет разнообразие суждений.

Мой совет и просьба - оставьте дискуссии на эту тему, а исходите хотя бы из малой реальности, каковая жизненно охватывает все. И дай Бог больше не возвращаться к этой "больной" теме.

"Неприязнь" ее в том, что враг непременно подмешает "человеческое" в Божье, чтобы отвратить от Божьего. Этого и будете бояться. А ошибки - покроем взаимной любовью.

Теперь о Вашем вопросе.

С Божьей помощью я указал бы три приема восстановления себя и борьбы с искушением плоти.

Первое: молитва. Молитва - в миг и в час искушения. Она может быть мысленной, когда Вы находитесь на людях, и может быть наружной, когда Вы одна. Молитва решительная, резкая, с обрыванием похоти.

Второе: недопущение в себя даже ничтожной доли прилога, искушения, ни через мысль, ни через глаз, ни через чтение. Если борьба с прилогом всегда нужна, то в борьбе с искушениями плоти она всё, потому что в этих искушениях физический навык является смертью, а навык образуется из допущения "прилога".

Пресечение с беспощадностью "прилога", успеяние в борьбе с похотью плоти, так как грехи плоти почти на 100% делаются с соизволения человеческой плоти (хотя это и происходит иногда как бы полусознательно).

Третье: внушение себе Божьего страха, как испрашивается в молитве ангелу Хранителю: "Молись за меня ко Господу, да утвердит меня в страхе Своем". Утверждение себя в Господнем страхе указывается отцами как средство восстановления духовного бодрствования.

Наполнение мысли в три момента может быть разнообразным: нарушение заповеди, страх Господня Суда, пренебрежение Божьей любовью, загрязнение себя и удаление от Бога, общее духовное расслабление, вред для тела и пр. и пр.

Конечно, лучшее средство - молитва. В ней и укрепляйтесь и лучше достигнете и второго и третьего.

Господь да совершит все Своею всемогущею благодатною помощью.

Обращаю к Вам, в заключение, одну просьбу: ни с кем не говорить обо мне ни слова. До меня доходят совершенно детские сказки Марии. Вы, конечно, ей не говорите, а то она и предостережение воспримет по-своему.

Я чувствую себя получше, но в бедре боль еще сильна. Краснота ноги пропала. Очень жалею, что уже наступили холода так рано. Простите. Спасайтесь о Господе.

Всегда Ваш убогий богомолец. 20 сентября 1930 г.

Милая Зина!

Моя молитва Господу и приветствие моего сердца в виду Святого дня. Прими его.

Я спрашивал тебя: думала ли ты о промыслительных законах жизни?

Каковы же эти законы? Иначе: какова Божья воля о мире? И, в частности, каково положение христианина в жизни согласно той же Божественной воле?

За длинную историю христианства думали об этом двояко: в одни периоды жизни преобладал взгляд, что Господь благословляет земную жизнь, что Божья воля о жизни, чтобы человек был здесь счастлив, что христианство удобно совместимо со всем земным устроением и что отсюда задача жизни - осуществить исполнение христианских заповедей в радостной обстановке земной жизни - семейного счастья, материального довольства, невинных наслаждений, доброго смеха и счастливых улыбок.

Лет 15-20 назад этот взгляд имел много сторонников в русской церковной жизни.

А есть и другой взгляд - суровый, по которому христианство отрицает земное. По этому взгляду, земное устроение есть только необходимость, связывающая христианина, а задачей жизни будет ослабить путы жизни, выйти из них, чтобы дать свободу духу идти ко Христу.

Следовательно, по этому взгляду земная жизнь есть борьба, подвиг, и христианство сулит не смех и улыбки, а скорбь и очистительные слезы.

Где правда?

Родная о Христе! Нужно ли для тебя спрашивать об этом?

Ты переживаешь такую суровую школу жизни и такую суровую школу своего духовного роста, что для тебя совершенно реально то, что было для других предметом шумных логических построений.

Мало того: тебе, пережившей в суровых условиях первые шаги духовной жизни, должно быть странно, может ли быть спор о том, где правда.

И действительно, только сумрачное сознание периодов христианского упадка могло серьезно блуждать в вопросах полухристианского, полуязыческого ренессанса, обращая христианство в какой-то культ земной красивости.

Ведь даже поверхностное перелистывание Евангелия скажет, что тут была большая натяжка.

Разве можно пройти мимо классического определения Господа: "Царство Мое не от мира сего" (Ин. 18,36) и "Я не от мира" (17,14) и "вас (христиан) Я избрал от мира" (15,19).

А если Христос и христианство не от мира, то их взаимоотношение будет отношением несвязанности и противоречий, и потому: "мир вас ненавидит" и это совершенно естественно: "знайте, что Меня прежде вас возненавидел (мир)" (Ин. 15,18).

Если же так, если взаимоотношения христианства и мира есть взаимоотношения отчужденности, то следование за Христом в миру будет только несением креста и подвигом (Мф. 10,38).

Потому и говорится, что "от дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11,12). И еще: "Подвизайтесь войти сквозь тесные врата" (Лк. 13,24), "потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими" (Мф. 7,13).

Так вот какова Божья правда о христианской жизни. Путь за Христом есть крест, есть непрерывный подвиг, есть безжалостное насилие над собой. Сделай отсюда вывод для своей жизни.

Вывод будет один: не ищи от жизни роз, покоя, благодушного довольства и наслаждения.

Христианство - подвиг, подвиг и в твоем пути, пока он добрый путь ко Христу; всегда будет труд, напряженное принуждение себя, слезы и воздыхания.

Родная! Видишь, что крест, скорбь - это уже закон жизни во Христе. Захочешь ли ты уклониться от нее?

Скажу тебе больше. Посмотри вдумчивее! Не будет ли наличие скорби в жизни показателем правильности христианского пути, не будет ли в хорошей скорби о Христе присутствия Самого Христа, напротив, тупое благодушие не будет ли показателем широкого пути, чуждого Христу?

А потому полюби спасительную скорбь. Она - неизбежный путь к Богу, через нее - очищение.

Вот почему счастливы (блаженны) плачущие! С ними - Господь.

Ну, скажи теперь: с кем же ты хочешь быть? Останься с плачущими. Это - спасающиеся. А смеющимся ныне - горе (Лк. 6,25).

Всегда Ваш убогий богомолец. 7 октября 1930г.

Милая Лиза!

Господь с Вами!

Вы счастливая! Уже не первый год Вы именинница дважды.

Ошибаюсь потому, что по первому году сам решил, что день Вашего ангела 5 сентября и это упорно вошло в память.

Как счастливая, примите мое вторичное поздравление и на этот раз маленький подарок в виде прилагаемого назидания.

О закреплении хорошего состояния после молитвы. Надо заботиться и добиваться этого трудом, потому что когда упустишь себя, тогда борьба еще тяжелее, так как приходится устранять нажитые в рассеянности препятствия и потом опять начинать сначала воспитание себя.

Какой труд помог бы закрепить доброе состояние? Следите за собой, что Вам лучше помогает стоять на Божьем пути, то и делайте. И закрепляйте это "нужное" путем включения его в план ежедневного обязательного деланья.

И еще, и, пожалуй, самое главное: если молитва оказывает благотворное влияние, то приучайте себя чаще молиться. Дело молитвы - венец нашего дела. Из него придет и дело любви.

Спасайтесь, Господь в помощь.

Может быть, у тебя имеется хоть капля сомнения в том, справедливо ли считать скорбным путь к Богу? Всегда ли он был такой? Всегда, всегда. Знай, что скорбность пути ко Христу - это непререкаемая догма.

Первым высказал ее святой апостол Павел: "Вси хотящие благочестно о Христе жить гонимы будут". Так и пошло во все века. Конечно, в периоды внешнего спокойствия христианской жизни тернистость пути ко Христу совсем не бросается в глаза. Она скрыта за легальностью обнаружений христианства.

Но и в эти периоды спокойствия приглядись ближе к жизням, загляни за торжественные декорации внешности, окунись в глубь людских будней и ты увидишь, что если где под внешнею гладкостью пульсирует истинная христианская жизнь, то там же найдешь и неприметный снаружи подвиг, и боренье, и скорбь.

Проверь это наблюдение на опыте жизней, прошедших пред твоими глазами. И ты припомнишь, что во всех случаях, когда на фоне общего безразличия к спасению и поверхностного отношения к Богу некоторые из твоих знакомых начинали проявлять действительное горение в вере и начинали идти путем заповедей, сейчас же кончалось видимое спокойствие, в жизнь подвизающегося входила скорбь и "врагами человека становились домашние его" (Мф. 10,35-36). Человек объявляется чудаком, ненормальным, фанатиком, психопатом и пр. Вместо понимания и любви он встретил улыбки, насмешки и упреки, и боренья человека над собой делались еще более острыми шипами.

Да возьми, наконец, в пример свой собственный жизненный опыт. Припомни, что когда ты вела обычную рассеянную светскую жизнь, какую ведет подавляющее большинство, и Бог был для тебя лишь далеким блюстителем законного порядка, тогда твои жизненные отношения были благодушны, и твой путь, может быть, был пуст и утомительно поверхностен, но он был гладок.

А вот когда ты строже взглянула на жизнь и пересмотрела свои отношения к Богу, и действительно пошла за Спасителем и к своему спасению, то припомни, не оборвалось ли у тебя все разом: не оборвалось ли благодушие и не оборвалась ли гладкость.

Тогда тебе пришлось, прежде всего, употребить насилие над собой, а с ним начались и бесконечные боренья и бесконечный подвиг.

И тогда разве не узнала ты воздыханий и разве чужды были тебе слезы?

С того же момента начался твой отход от жизни. Нить за нитью обрывались связи с нею. Ты отходила от вещей, привязанностей и наконец от людей... Даже свои близкие, казалось, наиболее сродные, и те становились далекими и как бы чужими.

Так царство мира отходило, заменяемое Царством Христа, так радость борьбы заменялась печалью о Боге.

И, поверь, так было всегда, и так было со всеми. И иначе быть не могло, потому что Христос и мир - противоположность и следование за Христом сейчас же обостряет отношения к миру, и жизнь в миру делается только вынужденной и только скорбной от ее несовместимости с христианским путем, когда в душе уж нет ничего общего с миром, а человек вынужден жить в нем и быть в вечной дисгармонии между "своим" и "внешним".

Отсюда и скорбь.

И опять говорю: видишь, как скорбь сродна христианскому пути? И пожелаешь ли ты уйти от спасительной скорби? Можно ли забыть закон Его Царства: "В мире будете скорбни"?

Итак, если хотим быть с Ним, так как же нам уйти из-под этого непреложного закона?

И снова говорю: "Останься с плачущими... останься со спасающимися".

Господь да утвердит Вас в этих мыслях. Приветствую христианским приветствием о Христе Катю и поздравляю ее с именинницей.

19 октября 1930г.

Милая Лиза!

Христос воскресе!

Прочитал Ваше письмо и раз и два. Вы имели возможность поподробней написать о себе. И мне было радостно хотя бы заочно побыть с Вами.

В Светлую Утреню, конечно, помнил о Вас и мысленно христосовался с Вами. На сердце было спокойно и радостно. И весь день было хорошо.

Вы обуревались грустью. Обидно! Надо было насильно побороть ее. Это была грусть по несовместимости мира Христа и мира внешней жизни. И это была расплата внешнего мира за счастье быть с Богом, за уход к Богу. И надо было насильно откинуть притязания внешнего мира на господство в душе.

Слава Христу, что Он быстро помог душе оправиться и она вышла из искушения неповрежденной.

Я сужу о том по содержанию всего письма. И особенно ценно в письме Ваше признание, что духовный опыт Вам кое-что дал, потому что Вы понимаете силу опыта. Вы пишете, что "небольшой труд и воздержание создают удовлетворенность в душе". Конечно, конечно. Вот Вы теперь и знаете по опыту, что малое насилие над собой, малая борьба и малый подвиг сейчас же дают плод. И по другому опыту Вы знаете, что в противоположность подвигу, жизнь неподтянутая, как бы распущенная, только затягивает в колесо никчемности, без радости и удовлетворения.

Значит, у Вас опытно имеется такой вывод: насилие необходимо, борьба, подвиг необходимы. И если хотите большего удовлетворения, то и подвиг должен усилиться.

Причем не забывайте того, что при некотором духовном достижении не надо останавливаться, как бы для отдыха и упокоения. Духовная бездеятельность поведет опять к снижению уровня настроенности, и потому, значит, ростки добра надо беречь и возделывать дальше. А то может случиться, что в мыслях-то будет все в порядке, а сердце потускнеет и тогда-то окажется "Слово Божие скучной моралью", т.е. оно уже не будет жизненно затрагивать душу, хотя разум и будет признавать всю его нужность и полезность. Для усилия подвига нужна воля. Когда борьба непосильна, тогда надо "вопиять" к Богу, т.е. неотступно просить Его помощи. Тогда смирится и воля. А то у нас часто бывает так, что когда мы живем по своей воле, то мы очень несчастливы и воли у нас найдется довольно... А когда надо ограничить злую волю, тогда мы пасуем и бываем мягки, как будто нет у нас воли.

И еще Вам одно отеческое указание, проверенное отцами. Не загадывайте больших планов. Стройный план должен быть у одного дня, и такой план выполняйте без щаденья себя. Так шаг за шагом будет создаваться устойчивость в добре, а с ней уже легче всходить со ступеньки на ступеньку. В таких мыслях утвердитесь и с молитвой ко Христу Воскресшему приобретайте богатство души, чтобы венчаться венцом нетления. Господь да благословит Вас. Простите.

Всегда Ваш богомолец. 11 апреля 193?г.

Милая Лиза!

Господь с Вами!

Я всегда с любовью следил за Вашими письмами, хотя и не мог исправно отвечать на них. И во всех письмах, исключая последнее, я видел прежнюю Лизу - спокойную, рассудительную, преданную Господу, занятую своим делом и рвущуюся к жизни о Христе, когда обстановка мешает ей.

Когда получилось сообщение, что Вы переменили занятия и стали более свободными и не так утомляетесь, я порадовался, что Вы теперь сможете углубленнее отдаться Богу. Последнее письмо вносит тревогу в мои спокойные мысли о Вас.

Вы сообщаете, что переживаете полосу упадка настроения, что молитва опускается, потому что нет тревоги в совести, и настроение равнодушия.

Такое душевное состояние и вызывает мою тревогу, Лиза!

В Вашем состоянии две стороны. Одна - упадок настроения, и другая - отношение к нему. Упадок настроения - законное явление. И в духовной жизни бывают свои "отливы", чередующиеся с духовным подъемом.

Правильное отношение к упадку - усиленное сознание человеческой слабости и отдача себя Божьему покровительству.

При упадке должно быть чувство ответственности пред Богом за свое бессилие, смиренная молитва о Божьей помощи и общее чувство беспокойства. Когда их нет и когда взамен их охватывает равнодушие, тогда душа погружается в духовный сон.

Здесь уже опасность, потому что "спящим человеком прииде враг", т.е. состояние духовной бездеятельности есть открытые ворота для прихода всякого искушения, всякого "прилога" и за ними греха, а потом и рабство греху.

Словом, с состояния духовного сна плетется сеть, из которой да как трудно выбраться! Сохрани Вас, Господи, даже от начала греховного плена.

Почему так страшно состояние духовного сна? Не есть ли оно только бездействие, без элемента греховности? Значит, не есть ли оно состояние нейтральное, когда нет ни добродетели, ни греха?

Нет, оно не таково. Нейтральных духовных состояний не бывает: или добро, или зло. Душевная жизнь не замирает, не стоит на одном месте. Она или развивается правильно или дает крен, т.е. высота ее или повышается, или понижается. Вот почему Господь и сказал со всей решительностью: "Кто не со Мной, тот против Меня... и кто не собирает со Мною, тот расточает".

Лиза, это Божье слово не только запомните, а сделайте заповедью сердца, чтобы воля всегда подчинялась этому Божьему указанию. Теперь скажу, как надо бороться, - или даже не бороться, а вести себя в периоды упадка настроения.

Основное требование к душе в такие моменты - поддержать духовную настроенность.

Этого можно достигнуть только путем насильственного восполнения хотя какого-нибудь духовного минимума. Т.е. если правильный духовный режим, скажем, к примеру, требует часовой молитвы и часового чтения священных книг, то в такие периоды упадка надо установить молитву, хоть в пять минут, и несколько раз на протяжении часов лености, но эту короткую молитву надо исполнить во что бы то ни стало, как бы ни мешал ей враг и тело, погружающееся в бездействие. Так поступать и в остальных частях духовного режима.

Милостив Господь! Я хочу верить, что Он защитит Вас и не допустит быть захваченной сетью лукавого.

А Вы, избавившись от нее, переживши душевный мрак, воспрянете крыльями чистой души ко Христу, стряхнете духовную сонливость и опять в бодрости, легкости и радости идите за своим Спасителем и Господом.

А пережитое пусть останется в памяти, чтобы всегда знать о сети, около которой Вы стояли, и всегда любить и благодарить Христа, охраняющего и спасающего Вас.

Еще один совет Вам, Лиза.

Как Вы используете свое свободное время? Идет ли оно у Вас для духовного "стяжания"? Вы построже распределите его по ценным предметам, интересующим Вас, и в точности выполняйте распределение. Тогда Ваш отдых будет разумен, будет давать освежение духовных и физических сил и будет накоплять истинное богатство. И тогда будет меньше прорывов в небытие. Причем, не забывайте, что распределение не должно связывать. Его можно менять, хоть каждый день, в зависимости от задуманного доброго, но все же наметки дня пусть будут делаемы неуклонно.

Да благословит Вас Милостивый Господь и укрепит, и охранит, и обвеселит Ваше сердце радостью о Нем, одном нашем полном счастье, одном пути истинной жизни и радостного бессмертия.

Молитесь Ему и трудитесь ради Него. А Он будет с Вами. Простите.

Всегда молитвенно с Вами

Ваш убогий богомолец.

18 июня 1930г.

О церковно-богослужебном чтении

"Пастырский собеседник", 1900 г., № 7

В числе средств, предлагаемых к поднятию религиозно-нравственного чувства в народе, более и более обращают внимание в последнее время на улучшение церковного пения. И во многих приходах, действительно, заведено уже духовенством и пение хоровое, и пение общее в храмах, и пение классное в церковно-приходских школах, и пение общехоровое при ведении внебогослужебных собеседований. Но если важное значение при богослужении имеет пение, то не менее же важное значение принадлежит и чтению. Более того, – в круге церковного богослужения почти во всех чинопоследованиях, за исключением Божественной Литургии, чтению отведено первое место. Если же так, то заботы об улучшении церковного пения должны идти непременно рука об руку с такими же заботами об улучшении и церковного чтения.

Всякое чтение, а тем более чтение церковно-славянское требует понимания читаемого; только в этом случае оно может быть осмысленным и в состоянии овладеть вниманием слушателя и возбудить в нем соответствующие чувствования и сердечные расположения. В виду этого, для улучшения церковного чтения необходимо заставлять чтецов предварительно изучить славянский язык настолько, чтобы при чтении они не задумывались над словами, а произносили их надлежащим образом, обращая главное внимание на смысл читаемого.

Приходится слышать отзывы о современном церковном чтении от лиц, сведущих в этом деле, причем высказывается мнение о настоятельной необходимости улучшения его, так как чтение имеет неотразимое влияние на молящихся. Если в церкви идет чтение толковое и выразительно, то в храме царит строгий порядок и тишина, молящиеся чрезвычайно внимательно относятся к читаемому, и молитвенное настроение их настолько возвышается, что они положительно забывают о всех житейских делах и, несмотря на то, что служба продолжается иногда несколько часов сряду, не замечают и не чувствуют никакой усталости. Совершенно обратное действие производит на предстоящих в храме чтение неотчетливое, невыразительное, подчас безграмотное. Слушая такое чтение, молящиеся невольно начинают зевать, переминаться с ноги на ногу, а некоторые и прямо уходят из церкви, не дождавшись конца службы.

Подобные печальные и нежелательные явления имеют место, конечно, в тех случаях, когда приходские священники обращают исключительное внимание на пение, совершенно упуская из виду церковное чтение. Заботливость об улучшении церковного пения нисколько не освобождает от не меньшей заботливости и об улучшении церковного чтения, составляющего весьма важную и существенную составную часть православного богослужения. И прежде всего, на обязанности пастыря лежит – внушать чтецам церковным заблаговременно просматривать богослужебные книги и приготовляться к тому, чтобы их чтение в наступающих праздник или воскресный день было как можно выразительнее и отчетливее.

Как известно, одному псаломщику прочитать все, положенное по церковному уставу, бывает настолько затруднительно, что часто к концу богослужения он, хотя бы и желал читать хорошо, не может этого выполнить вследствие усталости и совершенного упадка сил. Между тем, почти в каждом приходе есть любители церковного чтения, которые весьма исправно посещают службы церковные, занимают места на клиросе и, по указанию псаломщика, с большою охотою читают положенное по уставу. Имея в своем распоряжении таких лиц, всегда можно распределить (разумеется, заблаговременно) чтение в церкви так, что один, например, будет читать шестопсалмие, другой – канон, третий стихиры и т.п.

Для того же, чтобы желающий читать в церкви мог быть допущен к этому, необходимо заставить раньше просмотреть назначенное ему чтения. Этим можно достигнуть, во-первых, того, что чтение, просмотренное раньше, будет производиться надлежащим ведением голоса; во-вторых, труд чтения будет разделен между несколькими лицами и не обременит псаломщика; наконец, в-третьих, и на клиросе будут полнейшая тишина и порядок, так как каждый чтец, наперед зная назначенный ему отдел, не будет нуждаться в соответствующих разъяснениях, указаниях и подсказываниях псаломщика.

В особенности эта мера может быть с большим успехом применяема по отношению к ученикам церковно-приходских школ. Сколько отрады и утешения для истинно верующего человека должно принесть выразительное и сознательное детское чтение в церкви? Что же касается прихожан, то о них и говорить нечего: они не только не будут утомляться, выслушивая продолжительное на некоторых службах церковные чтения, напротив – с большим вниманием и жадностью станут ловить каждое слова, каждый звук, исходящий из уст их родных детей. Кроме того, прихожане на деле увидят, что дала их детям школа, и не только не будут избегать школы, а, можно с уверенностью сказать, от желающих поучиться церковному чтению не будет отбоя.

(Вят. Еп. Вед)

Об упорядочении церковного пения

1. Об осмогласии

1. Осмогласие является основой богослужебного пения Православной Русской Церкви.

2. Все богослужебные песнопения - изменяемые обязательно, а неизменяемые предпочтительно - исполняются осмогласными распевами.

3. Установившиеся общецерковные распевы, как-то: большой, малый и сокращенный знаменные, большой и сокращенный киевский и греческий признаются ценными и потому настоятельно рекомендуются для употребления на церковном клиросе. Те же распевы, которые обезличены различными редакциями, как, например, "придворный", считаются нежелательными для клироса и подлежащими постепенному упразднению.

4. Отдел считает настоятельно необходимым издание отдельными книгами рекомендуемых в 3-м пункте осмогласных распевов, а равно подобных и самогласных, в мелодически выправленной редакции всех изменяемых песнопений годового круга богослужения.

Примечание: Редактирование и издание мелодий общецерковных осмогласных распевов должно быть сделано центральным церковнопевческим органом при Высшем Церковном Управлении. Заботы же о записи, изучении и издании местных распевов во всем их объеме возлагаются на епархиальные церковнопевческие советы при правящем епископе под смотрением центрального певческого органа.

5. Осмогласные напевы могут исполняться за церковными службами как одноголосно, так и хором: в двух-, трех- и более голосных изложениях.

6. Для хорового исполнения осмогласных распевов Отдел считает наиболее приличествующим такое изложение их, в котором сохраняется неизменяемой основная мелодия распева, соблюдаются все законы осмогласия и обрисовываются наличные черты национального церковнопесенного искусства.

7. Отдел допускает также обработку существующих церковных напевов и составление последних по законам осмогласия и с более свободным применением музыкально-технических средств.

8. Отдел выражает горячее желание, чтобы песнотворцы и певческие деятели прониклись усердием и отнеслись с полным вниманием к музыкальной обработке и исполнению за церковными службами изменяемых песнопений (стихир, канонов, антифонов, Блаженн, тропарей, кондаков, подобных и самогласных), до настоящего времени затеняемых песнопениями неизменяемыми и вообще весьма слабо представляемых на клиросе. Между тем они, будучи по существу нарочитыми, собственно и непосредственно относятся к данным церковным празднествам и службам. Не только опущение их в большей части, но и исполнение в певчески необработанном виде и нетщательное ведет к обезличению празднеств и служб. Вместе с тем через изъятие из церковных служб изменяемых песнопений, составляющих главное содержание богослужебных книг, утрачивается для верующих огромная доля многовековой православной церковной поэзии, исчезают дары творческого вдохновения великого сонма святых песнотворцев.

 

  Продолжение следует.



Hosted by uCoz