№ 49 ноябрь 2003 год
духовное наследие
Преп. Амвросий Оптинский
СОВЕТЫ СУПРУГАМ И РОДИТЕЛЯМ
Окончание. Начало в №№44 - 48.
ОБ ОБИДЯЩИХ И НЕНАВИДЯЩИХ
Грех осуждения
Блажен, кто радости праздничной и духовной не отравляет никакой немощью человеческой. <...> общая у всех нас немощь, когда бываем веселы или недовольны, — судить и осуждать ближнего. Немощь эта многим из нас кажется маловажной, — а в самой вещи она очень велика и подвергает нас великому осуждению перед Богом.
Святой апостол Павел пишет: “Им же бо судом судиши друга, себе осуждаеши, тояжде бо творими судяй” (Рим.2,1), то есть такой же подвергаешь себя ответственности, как и согрешивший, которого осуждаешь.
Святой Иаков, брат Божий, пишет: “Един есть Законоположник и Судия, могий спасти и погубити; ты же кто еси, осуждаяй друга” (Иак.4,12).
И Сам Господь во святом Евангелии глаголет: “не осуждайте, да не осуждени будете”.
Святой Димитрий Ростовский грех осуждения уподобляет седмиглавому змию, который хоботом своим отторг третью часть звезд небесных, то есть ангелов. И грех осуждения, по слову этого угодника Божия, отторгает от неба третью часть и добродетельных людей, которые без греха осуждения просияли бы, как звезды.
Некоторые греху осуждения подвергаются от привычки, иные от памятозлобия, другие от зависти и ненависти, а большей частью подвергаемся мы греху этому от самомнения и возношения; несмотря на великую свою неисправимость и греховность, нам все-таки кажется, что мы лучше многих.
Если желаем исправиться от греха осуждения, то должны всячески понуждать себя к смирению перед Богом и людьми и просить в этом помощи Божией, памятуя евангельское слово: “нудится Царствие Божие, и нуждницы восхищают оное” и евангельское увещание тридневно воскресшего Господа: “возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо и бремя мое легко есть”. Аминь.
* * *
<...> Заблуждения человеческие и козни вражии очень многоразличны. Когда человек во всем винит других, а не себя, то сам не видит, как он через это вдается в обман вражий (и нерадение называется прелестью вражией).
Спрашиваешь, спасешься ли? Спасешься — только не осуждай других и умудряйся среди затруднительных обстоятельств.
Мир тебе! Умудряйся
Ложь людская
Вам кажется, что некоторые люди позволяют себе бесстыдно лгать; а на самом деле это совсем не так, а вот как. Ежели, по слову святых Отцов, и одна страсть ослепляет человека, то что будет, когда их соберется куча целая? Например: высокоумие, честолюбие, от них же гнев и ненависть...
Если возобладают такие страсти над человеком, — может ли он иметь правильный взгляд на вещи? Не станет ли он, под влиянием этих страстей, выдавать неправильные мнения за сущую правду?
Как человеку кажется, так он и говорит.
* * *
Не будьте слишком строги к представляющим дело в ложном виде. Вот и солгавший на женщину, думаю, сделал это ненамеренно, а как светский человек, от рассеянности, смешал два разговора вместе, бывший в известной комнате, и другой, где-либо в ином месте, по слуху (об известном предмете)... Пример этому и у нас был. Г. Муравьев (А. Н.), побывав в скиту в двух кельях разных, в одной видел переплетное мастерство, а в другой — токарный станок, и после спутал в одну келью, и так напечатал в своей книжке.
Когда будет бороть вас подозрение, то вы говорите себе: “может быть, это не так?” и оставляйте дело в среднем смысле.
Помни заповеди
Ты пишешь о своем стеснительном и прискорбном положении. Что делать? Не вотще нам объявлено в евангельском и апостольском учении, что “тесен и прискорбен путь, вводяй в живот, и что многими скорбми подобает нам внити в Царствие Небесное”, и что все, “хотящии благочестно жити, гоними будут”.
Помышляя все это, твердо держи в памяти слова Самого Господа: “в терпении вашем стяжите души ваши”, причем чаще перечитывай в уме евангельские блаженства и особенное внимание обрати на последнее: “блажени есте, егда поносят вам, ижденут и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небеси”.
А чтобы не погрешить нам обвинением других, необходимо нам... и следующие заповеди Господни: “не гневаться всуе, не судить, и не осуждать, любить врагов, добро творить ненавидящим нас, благословлять клянущих нас, и молиться за творящих нам напасть и изгоняющие ны”.
Более всего и прежде всего следует... молиться за творящих нам напасть, как научает... святой Дорофей: “помози Господи, якоже веси, таким-то, и за их молитвы мне окаянной”.
Краткая эта молитва, как показывает опыт, очень сильна и нам помогает, и изменяет противное расположение других.
Если же и после всего сказанного, по немощи нашей, помысл наш как-нибудь стал бы нас беспокоить или возмущать памятованием зла, тогда обратимся к сильному глаголу Самого Господа, вещающего через апостола: “Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь” (Рим.12,19). Не это только, но и все полезное нам предавать суду Божию и во всем располагаться на всеблагий Промысл Божий.
В православной Церкви обносится мудрое слово: “Человек предполагает, а Бог располагает”. Мы предполагаем так; а Господь да устроит о нас полезное, яко же угодно будет Его всеблагой и всесвятой воле. Только в настоящем положении, для успокоения нашего, крепко да держимся утешительного псаломского слова: “открый ко Господу путь твой, и уповай на Него, и Той сотворит. И изведет, яко свет, правду твою, и судьбу твою, яко полудне. Повинися Господеви, и умоли Его: не ревнуй спеющему в пути своем, человеку творящему законопреступление...”, и весь псалом 36-й) до конца. <...>
* * *
Господь молился за распинающих, а первомученик Стефан молился за убивающих, чтобы не вменилось им в грех, глаголя: “не ведят бо, что творят” . Делай и ты то же и получишь милость и помощь Божию и успокоишься...
Собственным своим опытом ты испытала и испытываешь, как тяжело нести притеснение по одному подозрению. Помни это и не забывай и остерегайся действовать без испытания и исследования.
Повторю: ободрись и перестань малодушествовать, и особенно остерегайся гнева, который правды Божией не соделовает. Молись и перечитывай мои письма, в которых не раз тебе было сказано: если не исполняем заповеди Божией — любите врагов ваших, добро творите ненавидящим вас, благословляйте клянущих вас и молитесь за творящих вам напасть и изгонящих вас: то чем отличаемся
от язычников, которые только любящих любят!Если хочешь гневаться, то гневайся и негодуй на невидимых поджигателей, которыми ты была окружена, как видела в видении. Они-то всех стараются путать и запутывать под благовидными предлогами, как хищные и злобные волки в овечьих кожах. Поэтому будь благоразумна и осмотрительна и осторожна, чтобы не спешить огорчаться, ему последует душевредный гнев и негодование...
Молись и читай Евангелие
Для избежания скорби, тебя отягчающей, потребно и необходимо молиться за ту особу, на которую скорбишь. И молиться так: “спаси Господи и помилуй возлюбленную мать мою (имя), и за ея молитвами помоги мне окаянной и грешной”.
Молиться так имеешь евангельскую заповедь от Самого Господа, глаголющего: “любите враги ваша, благотворите ненавидящим вас, благословляйте клянущия вас и молитесь за творящих вам напасть и изгоняющия вы”.
Без такой молитвы нельзя избавиться от скорби и успокоиться. А когда будешь молиться... с верой и усердием, то и особа эта к тебе может перемениться на лучшее.
Советую тебе почаще и подолгу читать Евангелие, особенно от Иоанна. Читать так, чтобы только твои уши слышали: понимаешь — не понимаешь, читай. Благодатное слово евангельское сильно прогнать скуку и уныние и успокоить тебя; только читай побольше и подольше, признавая такое искушение попущением Божиим к испытанию тебя к обнаружению внутреннего затаенного залога, чтобы постараться об исцелении затаившейся болезни душевной евангельским средством, указанным Самим Господом, глаголющим: “научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем обрящете покой душам вашим”. Господь и через апостола глаголет: “Мне отмщение, Аз воздам”; то есть предоставь все Господу, и Господь воздаст, так как ты и не сильна воздать, хотя бы и хотела.
* * *
...Все описанное тобой показывает, что следует оставить человеческие меры и прибегнуть за помощью к Единому Богу. Лучше молись Богу так, как покойный старец Леонид советовал: “Спаси Господи и помилуй возлюбленного отца моего М. П. и за его молитвы помоги мне, грешной”.
Многие примеры показывают, что такая молитва умиротворяла противных и враждующих лиц. <...>
* * *
Оставь все человеческие мнения и недоумения и молись за сестру по совету Аввы Дорофея: “помози Господи, якоже веси, рабе твоей, такой-то, и меня грешную помилуй. Хощеши бо всем спастися и в разум истины приити”...
Вспоминай свои неправды
Для успокоения душ ваших нахожу благовременным напомнить вам о евангельских словах Самого Господа: “аще кто тя ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую”. То есть когда нас укоряют и обвиняют в том, в чем мы нисколько не виноваты, тогда мы должны обратить мысль свою к тем случаям, в которых мы были виноваты пред Богом или пред людьми, и для получения прощения в своих согрешениях должны простить несправедливость и обиды, наносимые нам от ближних наших, слыша снова Господа глаголющего: “аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец Небесный согрешения ваши; аще ли же не отпущаете человеком согрешения их от сердец ваших...”
Грозно и страшно слово сие! Постараемся исполнить то, что от нас требует Слово Божие, и оставим самолюбивые наши претензии, домогаясь человеческой правды. Словом, позаботимся о том, чтобы не относился и к нам упрек апостольский: “ищуще поставити правду свою, правде Божией неповинушася”. Правда же Божия состоит в том, чтобы при ударении в десную ланиту помнить дела свои с шуией стороны. Мир вам!
Не вини других
Никто тебя ни в чем не обвиняет, только ты перестань винить других и успокоишься. Никакого толку нет в том, чтобы винить других; если совершенно права, то и будь покойна. Чистая совесть сама себе успокоение, — зачем нам искать в других правоты или вины. Каждый от своих дел или прославится или постыдится.
* * *
Вкратце тебе скажу, что ты не вовремя взялась исправлять нравы других и защищать мнимые свои права. Других ты не исправишь, а себе можешь повредить несказанно.
Если мы желаем получить милость Божию и прощение грехов своих, а затем наследовать Царство Небесное, то должны внимать тому, что говорит к нам Господь, а не то, что внушают нам душевные враги наши и к чему побуждает нас горделивое самолюбие наше. Господь же глаголет к нам во Евангелии: “научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть”.
Иго же вражие, как сама испытываешь, и тяжело, и зело люто, и весьма мучительно. Поэтому оставь злой путь... и держись пути правого...
Служебные отношения
Служебные дела ваши день ото дня усложняются и затрудняют ваше положение!
Что делать? В настоящее время неустройство в целом мире от брожения умов и от через меру развитого самолюбия; не говоря уже о каких-либо увлеченных людях, видим, что между самыми благонамеренными... редко можно найти двух во всем единомысленных и согласных; но и из таких людей всякий думает по-своему; видит вещи по-своему и действует с настойчивостью тоже по-своему, когда в силах, то — открыто; более же политически и ухищренно.
И так действуют потому, что иногда уверены в правильности своих убеждений до папской непогрешимости, иногда же уклоняются в человекоугодие, по человеческим расчетам. В первом случае забывается слово апостола: “имут ревность, но не по разуму”, а в последнем случае — слово псалмопевца: “розсыпа Бог кости человекоугодников”.
Находясь среди таких обстоятельств, кто еще не имеет совершенно полной власти, непрестанно да памятует совет Самого Господа: “будите мудры, яко змия, и цели яко голубие”, то есть видя несправедливое действие (кого-либо), вместо того, чтобы раздражаться от негодования, должен употреблять мудрость, чтобы достигать цели не во всем, а хотя бы в главном, или в чем возможно... как змея, когда ранят тело ее, всячески старается соблюсти голову. <...>
Лучше... дело пускать в ход на волю Божию: пройдет — хорошо; не пройдет или подвергнется неправому изменению — вы за это отвечать не будете. Должно успокаивать себя тем, что Господь взирает на благое намерение и требует посильного и возможного действия, а не сверх силы и возможности.
Письма старца публикуются с сокращениями — опущены подробности, не относящиеся к теме книги.
ДУШЕСПАСИТЕЛЬНОЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНАМ О ХРАНЕНИИ СЕБЯ
ОТ ОБЩЕНИЯ С НЕВЕРНЫМИ
(О МIРЩЕНИИ)
Наставники-староверы
“И премудрость Господа духов открыла Его святым и избранным, ибо Он охраняет жребий праведных, так как они возненавидели и презрели этот мир неправды, и все его произведения и пути возненавидели во имя Господа духов; ибо во имя Его они спасаются, и Он становится мстителем за их жизнь” (Енох. 8:25)
В настоящее лютое и соблазнотворное время некоторые (вернее, многие) из православных христиан уклонились в порабощение плотских похотей и слабостей, а от сего распространяется корень горести общения с нечестивыми вероотступниками и с нарицательными христианами, без боязни себя пасущими, не внимая апостольской заповеди: “Повелеваем вам, братия, от имени Господа нашего Iсуса Христа, отлучатися вам от всякаго брата безчинно ходяща, а не по преданию, еже прияша от нас” (зач. 277).
При таком усыплении оказываются те, кто, сквернясь общением с нечестивыми в дружбе, ядении и питии, осмеливаются оспаривать святоотеческие по сему предмету запрещения, как будто не соответствующие настоящему времени, чем явно обнаруживают неуважение к богопрославленным Божиим угодникам и преслушание спасительному их учению.
В таком преслушании и пререкании есть плод сатанинской гордости. Шатающиеся во тьме и сени смертной покровители сказанного сквернения пролагают жизненный путь, противный Христову Евангелию.
Нужно принять во внимание, что рестораны, кафе и буфеты посещают люди, чуждые веры Христовой, — жиды, мусульмане, безбожники и прочие еретики, которые там безразлично допускаются на съестные и питейные общения, и пророко-апостольский, от имени Самого Бога преданный, закон предписал: “Изыдите от среды их, и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоте не прикасайтеся, и Аз прииму вы. И буду вам во Отец, и вы будете Мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель” (Ис. 52:11; Ап. зач. 182).
Из сего пророко-апостольского законоположения ясно видно, что достоинство сынов Божиих, по благодати веры усверяемое (Ап. зач. 250), мы удерживаем только тогда, когда избегаем общения с нечестивыми.
Святой апостол Июда, брат Господень, предписал ненавидеть и ризу, от плоти еретиков оскверненную (зач. 78).
В святоотеческих преданиях предписано: “Аще арменин испиет из сосуда, таковому сосуду (сиречь чаше или иной какой) молитвы не давати, но разбити” (Книга Кирилова, лист 369).
Общающиеся в еде и пьянстве с иноверными не составляют ли союз соблазнителей? А преп. Ефрем Сирин в “Слове о Божием Суде” написал: “Иже суть соблазнители сквернящиеся, услышат сице: да возьмется нечестивый и да не видит славы Господни” (Слово 102).
Праведно священнейший Иоанн Златоуст заметил: “Како можете убежати гнева, приходящего на них, иже с ними сквернящиися в ядениих и питиях?” (Маргарит, в слове о лжеучителях).
Все сущие христиане, по благодати святым крещением печатлеемы, сопричитаются в телесность Христу Богу. О сем ясно видно в благовестии апостола Павла: “Не весте ли, яко телеса ваша удове Христовы суть… храм живущему в вас Святому Духу суть, его же имате от Бога” (зач. 135).
Некоторые из христиан осмеливаются оправдать общение с иноверцами тем, что апостол Павел написал: “Аще кто от неверных призывает вас и хощете идти, все предлагаемое вам ядите, ничто же сумняшеся за совесть” (зач. 146). Сими апостольскими словами без боязни себя пасущие самообольщаются покрыть свое преступное святоотеческим воспрещениям сквернение, не ведая, что допущение коринфским христианам на хождение к неверным язычникам, а не к еретикам и не ко лжехристам, притом не по похоти плотоугодия, тем же апостолом воспрещенного (зач. 112), было дано для вразумления и просвещения язычников благодатью Христовой веры, учением которой и усердным богоревнованием преизобиловали первоначальные христиане до мученического самопожертвования, внимая того же апостола завещанию: “Слово гнило да не исходит из уст ваших, но точию еже есть благо, к созиданию веры, да даст благодать слышащим” (зач. 223). “В премудрости ходите ко внешним… слово ваше да бывает всегда во благодати солию растворено” (зач. 260). “Сия предаждь верным человеком, иже довольни будут и иных научити” (зач. 292).
Современные нарицательные христиане, посетители столовых и питейных заведений, весьма не с такими намерениями общаются с внешними: трактиры и кабаки — не место для духовных поучений, и посетители их не прославляют, а охуляют святость веры и благочестие, исполняют дело соблазнотворцев. Не сеют они плоды святой веры и благочестия, но и лично усвоенное растлевают, по обличению святого апостола: “Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы” (Кол. 15:33); становятся обличенными ругателями (зач. 245) и блудодейными сквернителями (зач. 232). “Кто прикасается к смоле, — учит Исус Сирахов, — тот очернится, и кто входит в общение с гордым, сделается подобным ему” (Сир. 13:1).
Общение в ядении с неверными христиан, воспитанных в любомудрии и благоговении, вовсе неприменимо к современным любострастникам, ни по образу жизни, ни по намерению. Ино есть не приобщенный в святую веру язычник, а ино преступный веры еретик и лжехрист. И ино есть язычник неправоверующий, и ино есть безбожник, вовсе неверующий.
Итак, только для проповеди святого Евангелия возможно общение в трапезе верных с непросвещенными (из язычников, готовых принять веру), но не для игрищ, гуляний, пьянства, сладострастия и пустых разговоров. Во всех других случаях ядения с безбожниками и язычниками необходимо избегать. С ними не следует разделять не только общих трапез, но и не праздновать с ними никаких праздников, не ввязываться с ними ни в какие дела, по слову пророка: “Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе” (Пс. 1:1). Всех же еретиков, иноверцев, богохульников и даже грешников, именующих себя правоверными христианами, следует гнушаться совершенно и не допускать себя до осквернения с ними в трапезах, ибо сказано: “Аще некий, брат именуем, будет блудник или лихоимец, или идолослужитель, или досадитель, или пияница, или хищник: с таковыми ниже ясти” (1 Кор 5:11). Да и всех вообще, “кто приходит к вам и сего учения не приносит, — говорит св. апостол Иоанн, — не приемлите его в дом и радоватися ему не глаголите,
глаголяй бо ему радоватися сообщается делом его злым” (2 Ин. 1:10), т. е. таковых нужно гнать из дома и не здороваться с ними (желать здоровья), ибо христиане врагам Божиим не благополучия и здравия желают, но скорейшего Божиего наказания, вопия: “доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле?” (Откр. 6:10). Безбожники, иноверцы и еретики — не друзья нам, христианам. А кто заводит себе таковых “друзей”, тот явно всем показывает, что христиане ему не друзья.Сказано апостолом: “Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиалом? Или какое соучастие верного с неверным?” (2 Кор. 6:14-15). “Какое общение у волка с ягненком? Так и у грешника — с благочестивым” (Сир. 13:21). Нет у правоверных ничего общего с неверными: ни общего дела (ярма), ни дружбы, ни общения, ни согласия, и никакого поприща. Делить с ними христианам нечего, если только не хотим, приобщившись их квасу, разделить вместе с ними адские мучения. Премудрый Соломон так предостерегает: “Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых; оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо; потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения; ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения” (Притч. 4:14-17).
Распространенное мнение о том, что Бог “всех любит” не имеет ничего общего со Священным Писанием и евангельским благовестием. Патриарх Неффали говорит: “Кто сотворит недоброе, проклянут его и ангелы, и люди… и возненавидит его Господь” (Зав. Нефф. 8:6). И еще пророк Давид: “Возненавидел еси вся делающыя беззаконие, погубиши вся глаголющыя лжу; мужа кровей и льстива гнушается Господь” (Пс. 5:6-7); “Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его” (Пс. 10:5). Премудрый Соломон изрекает: “Равно ненавистны Богу и нечестивец и нечестие его” (Прем. 14:9); “Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью” (Прем. 7:28), а сын Сирахов вторит ему. “Всевышний ненавидит грешников и нечестивым воздает отмщением” (Сир. 12:6). Сам же Господь глаголет: “Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел” (Мал. 1:2-3; Римл. 9:13); “Я возненавидел их за злые дела их” (Ос. 9:15); “Не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем” (Ин. 3:36). Следовательно, и христиане не могут к безбожникам питать иных чувств, кроме гнева и ненависти. Ибо если Бог всегда гневается на безбожников, ненавидит их, а христиане будут проявлять к ним благорасположение и добрые чувства, значит таковые — противники Богу. “Не знаете ли, — увещает св. ап. Ияков, — что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу” (Иак. 4:4).
Христианину заповедано подражать Богу, он призван к совершенству, по заповеди Спасителя: “Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (5:48) и св. апостола Павла: “Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные” (Еф. 5:1). Значит, кого Бог ненавидит, на кого гневается, того должен ненавидеть и на того гневаться и верный ученик Его. Как и златословесный учитель Иоанн поучает: “Как не можем мы насытиться любовью ко Христу, так не можем насытиться и ненавистью к врагам Его. Ибо Сам Он говорит: Кто не со мною, тот против Меня”. (см. “Просветитель” преп. Иосифа Волоцкого. Слово 13-е).
Таким образом, благочестивые верующие не просто не должны иметь друзей среди безбожников, еретиков и прочих нечестивцев, не просто бежать от них (Ин. 10:5) и не иметь с ними никаких общих дел, но им следует всех таковых совершенно ненавидеть. Пророк-псалмопевец по вдохновению от Св. Духа изрек: “Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Совершенною ненавистью ненавижу их: враги они мне” (Пс. 138:21); и еще он же: “Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду” (Пс. 25:5); “Ненавижу почитателей ложной суеты, но на Господа уповаю” (Пс. 30:7). Исус, сын Сирахов: “И три рода людей возненавидела душа моя, и очень отвратительна для меня жизнь их: надменного нищего, лживого богача и старика-прелюбодея, ослабевающего в рассудке” (Сир. 25:3-4). “Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей” (1 Ин. 2:15). А что иное есть мир, как не совокупность нечестивцев, всякого рода богопротивников, так или иначе борющихся с Богом? Все сии — явные враги Божии. “Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего” (1 Ин. 2:16). Сказано: “Не любите”!
Да и как возможно любить того, кто не любит Бога и кого не любит Бог? Так и пророк Ииуй обличал царя Иосафата: “Тебе ли помогать нечестивцу и любить ненавидящих Господа? За это на тебя гнев от лица Господня” (2 Пар. 19:2). А ведь всякий безбожник — враг Богу (Лук. 19:27), и Бог всем нечестивым враг и противник (Исх. 23:22), потому что безбожие — крайняя степень одержимости диаволом, крайнее сумасшествие, безумие и умопомрачение. Хуже безбожия нет ничего. И не случайно Писание называет безбожника “безумцем” (Пс. 13:1). Хороших безбожников и еретиков в очах Божиих не бывает, поэтому Он и гневается на них непрестанно и все они идут в ад (Ин. 3:36; Лук. 19:27). Таковыми же очами на мир сей должны смотреть и мы, христиане. “Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно” (Лук. 11:34), — говорит Христос. И не следует нам смотреть на мир сей, в котором княжит сатана (Ин. 14:30), сквозь “розовые очки”.
Не только любовь, но и ненависть заповедует Христос: любовь — к братьям по вере (они же и ближние наши), даже если они делают зло тебе и становятся лично тебе врагами; ненависть — ко всем врагам Божиим, наставляя: “Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер… тот не может быть Моим учеником” (Лук. 14:25). Св. Климент Александрийский по сему поводу говорит: “Если кто-либо имеет нечестивого отца или сына, который был бы помехой для веры и препятствием к высшей жизни, то с ним не должно сходиться и быть одних с ним мыслей, а должно из-за духовной вражды родственные плотские связи с тем порывать” (Кто из богатых спасется. Гл. 22). Если
следует враждовать и ненавидеть даже близких своих родственников за то, что они не исполняют заповедей евангельских, то тем более не осуждается тот, кто ненавидит и гнушается внешними. Как говорит Екклесиаст: “Всему свое время... время любить, и время ненавидеть” (Еккл. 3:8).Спаситель заповедал: “да любите друг друга” (Ин. 13:34); и далее: “по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Ин. 13:35). Сказано: “между собою”, а не между христианами и нечестивыми. Вообще христианский закон, касающийся отношений между людьми, направлен преимущественно внутрь, а не вовне Церкви. Так, когда Христос учит, что “всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной” (Мф. 5:22), то явно имеются ввиду внутрихристианские взаимоотношения (между братьями), из чего следует, что на внешних христианин может как гневаться, так и назвать его “рака” и “безумным”. Таким образом, нигде не заповедана любовь к внешним: еретикам, иноверцам и безбожникам, но сии заповеди касаются отношений исключительно между учениками Христа. Так и премудрый Исус, сын Сирахов, говорит: “Давай благочестивому, и не помогай грешнику. Делай добро смиренному, и не давай нечестивому: запирай от него хлеб и не давай ему, чтобы он чрез то не превозмог тебя; ибо ты получил бы сугубое зло за все добро, которое сделал бы ему; ибо и Всевышний ненавидит грешников и нечестивым воздает отмщением. (Итак) давай доброму, и не
помогай грешнику” (Сир. 12:4-7).Внешних апостол советует не любить, а “поступать мудро” с ними (Кол. 4:5); “если возможно вам, живите в мире со всеми людьми” (Рим. 12:18), т. е. необходимо действовать так, чтобы, ненавидя и хуля внешних, не нанести при этом вред самому себе и Церкви Божией. Следует по крайней мере стараться, чтобы своим резким отношением к нечестивым в обществе, которое враждебно христианству, не навлечь на себя излишней ненависти от него. С внешними мы должны жить в мире с их стороны
, а не с нашей, т. к. у последователей Христа с последователями Велиара никогда и ни при каких условиях не может быть никакого мира. Насколько все же тяжело не вызвать к себе ненависти и гонений со стороны богопротивников, отметил и апостол, подчеркнув: “если возможно”. Да это и почти невозможно, ибо по слову Господа Иисуса мир всегда будет ненавидеть христиан и сие будет главнейшим отличительным свойством последних: “Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир” (Ин. 15:19). Как изрек псалмопевец: “Я мирен: но только заговорю, они — к войне” (Пс. 119:7). Христиане, которых любят разного рода нечестивцы (т. е. мир сей), весьма подозрительны в своем поведении: действительно ли они христиане, или только кажутся таковыми, лицемерствуя? Ведь мир любит только свое, а чуждое себе с раздражением отмещет.В чем же должна проявляться наша ненависть к нечестивым? — Прежде всего, в презрении к ним. Подражая Спасителю, христианам позволительно унижать т. н. “человеческое достоинство” нечестивых, которого у них, — увы! — впрочем, и нет. Когда к Спасителю подошла жена Ханаанеянка с просьбой о помощи, Господь, как известно, сказал: “Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам” (Мф. 15:26). Что сие означало? — А то, что в переводе на наш ругательный жаргон, Христос обозвал ханаанейку “сукой” (если исходить из того, что вся ханаанейская нация — “псы”). И только после того, как она согласилась с таким оскорблением, выразив тем похвальное смирение и веру в Сына Божия, тотчас получила просимое. Впрочем, этим поступком Спаситель преподал нам еще одно важное наставление: благотворительствуя псам, даже когда у нас добра преизбыток, мы отнимаем хлеб у овец Христовых.
Мы вправе называть вещи своими именами, не взирая на лица и не боясь сильных мира сего. Господь Иисус Христос и апостолы неоднократно наносили оскорбления уважаемым представителям иудейского народа за их неверие и упорство в противлении Богу. Ирода Спаситель назвал “лисицей” (Лук. 13:30), фарисеев и книжников обзывал “гробами окрашенными”, “змиями”, “порождениями ехидны”, “слепыми вождями”, “лицемерами” (23:24-29), а всех жидов — детями диавола (Ин. 8:44). Характерен эпизод из деяний ап. Павла. Когда первосвященник Анания приказал бить апостола по устам, св. Павел отвечал оскорблением: “Бог будет бить тебя, стена подбеленная!” (Деян. 23:3). Когда же предстоящие указали ему, что он поносит первосвященника, тот вдобавок стал насмехаться над ним и иронически заметил: “Я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь” (-ст. 4-5), –– дав понять присутствовавшим, что не признает Ананию в таковом достоинстве. Конечно, ап. Павел никак не мог не знать, кто такой Анания.
Чисто практически христианская Церковь наделена от Бога функцией корпоративной власти, власти “заступления, правления” (1 Кор. 12:18), противоположной той, которая установлена на земле сатаной (Апок. 13:2). Поэтому “наша брань не против крови и плоти (как таковых!), но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной”, которые сими земными властями руководят (Еф. 6:12). Верным обетована вся земля в наследие. И сие есть обетование не только Ветхого, но и Нового Завета (Мф. 5:5).
Теперь обратимся к практике Церкви. Святые отцы не только своеличными воспрещениями, но и соборными определениями воспретили христианам всякое общение с еретиками.
Карфагенский Собор, проходивший в V столетии в составе 217 отцев предал завещание удаляться от сообщения с неверными и отлученными (“Церковная история” Иннокентия).
Преподобный Феодор, игумен Студийский: “Враги Божии, как объявил Златоуст великим и громким голосом, суть не только еретики, но и вступающие в общение…” (1 части, в 39 письме).
“Просветитель” преподобного Иосифа, игумена Волоцкого: “Многажды глаголах вам о безбожных еретицех, и ныне молю не совокуплятися с ними ни в ядении, ни в питии, ни в любви, ни в дружбе; творяй сия чужа себе творит Христовы Церкви. Аще кто в безплотных житие поживет, с еретики приобщаяся, таковый друг диавола” (св. Иоанн Златоуст).
Номоканон, правило 33: “Строго возбранено с еретики молитися, ясти или пити, или принимати от руку их милостыню”.
Св. Иоанн Златоуст: “Нарекованием именуются христиане, а нравом язычницы, и смесившиеся с ними, сиречь с еретиками, и навыкоша делам их” (Маргарит).
Книга Кирилова: “Аще будет арменин и християнин на пути вместе, а чаша будет едина: и аще преже испиет арменин, то християнину не пити из нея, и чаши молитвы не давати, но разбити”.
Матфей властарь: “С еретики ядущему и пиющему — анафема!”.
Книга о правой вере: “О нынешних не благополучных временах, слезам достойных, яко христиане частое смешение с еретики и жиды имеют, ядят и пиют, в корчмы их ходят, а инии безумнии служат им, се же все возбраняет строгое запрещение святых отец, ясти, пити и молитися, или что от них приимати милостыню и общение имети”. “Сия же есть наигоршая беда, яко с ними смесихомся и приобщаемся делом их и нравом, ядим, пием, молимся и милостыню приимаем”.
Все сии святоцерковные воспрещения, наказания и праведные суды, приемля ко вниманию в благодати страха Божия, во избежание устремляющегося на нечестивых всегубительства (Притч. гл. 21), сущие по благодати веры христиане, не должны ли охранять себя от безчинных похотей и душетленных страстей?
Разумны всем спасительные святоотческие и апостольские воспрещения на сообщение с иноверными в дружелюбии и гостеприимствах, но проходя жизнь широко-пространную, в обольщении тления и мирских признаков теряют спасительную стезю жизни, святым апостолом провозглашенную: “Мы же не дух сего мира прияхом, но дух иже от Бога, да вемы дарованных нам от Бога” (зач. 123).
Некоторые из таких безпутников, без боязни себя пасущих, при безсовестном своеволии воспитание детей поручают нехристианским учителям. Воспитание это, под лоском современного образования, объемлет в себе неприличные танцы, бесовскую музыку, гнусные позорища, бездарные икусства и прочие противные благочестию обычаи. При таком настроении чуждо им спасительное крестоношение. Чужда им нищета духа, смиренномудрие (основа добродетелей) мерзит, нравственность растлевается в похотях прелестных, вплоть до злостного нарушения святых постов.
Духовные отцы и все православные христиане по своей силе должны предотвращать душеубийственное зло по прямому предписанию Закона Божия: “Обличением да обличиши ближняго твоего и не приимеши ради его греха” (Лев. 19:17).
Божий предел: “Изыдите от среды его (Вавилона) людие Мои, да спасет кийждо душу свою от гнева ярости Господни” (Иер. 51:45).