5 1996 год

ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛ

 

Правило 45 Епископ, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что либо, яко служителям церкви: да будет извержен.

 

Правило 64 Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу кроме единыя токмо (великия субботы): да будет отлучен.

 

ПРАВИЛА ШЕСТАГО ВСЕЛЕНСКАГО КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАГО СОБОРА

 

Правило 11 Никто из принадлежащих к священному чину, или из ми­рян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые иудея­ми, ни вступати в содружество с ними, ни в болезнях призывати их, и врачевства принимати от них, ни в банях купно с ними мытися. Аще же кто дерзнет сие творити: то клирик да будет извержен, а ми­рянин да будет отлучен.

 

Правило 50 Никто из мирян и клириков впредь да не предается пре­досудительной игре. Аще кто усмотрен будет творящим сие: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковнаго.

 

Правило 51 Святый Вселенский Собор сей совершенно возбраняет быти смехотворцам, и их зрелищам, такожде и зрелища звериныя творити и плясания на позорищи. Аще же кто настоящее правило презрит, и придается которому либо из сих возбраненных увеселений: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковнаго.

 

Правило 70 Не позволительно женам, во время Божественный литургии глаголати, но, по слову апостола Павла, да молчат. Не повелеся бо им глаголати, но повиноватися, яко же и закон глаголет. Аще ли же чесому научитися хотят: в дому своих мужей да

вопрошают.

 

Правило 91 Жен, дающих врачевства, производящая недоношение плода во чреве, и приемлющих отравы, плод умерщвляющыя, подвергаем епитимий" человекоубийцы.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ  СЕРАПИОН  СИНДОНИТ

 

реп. Серапион родом был Египтянин, прозванный Синдонитом, потому что ничего не носил кроме синдона (льняная одежда). От юности Серапион "бысть монах" (Читин.14 мая) и, постоянно упражняясь в чтении священнаго Писания наизусть. Ревнуя о приобретении совершенной нестяжательности, он не имел ни келлии, ни инаго какого-либо пристанища, но подобно птице небесной жил без забот: "ни в храмине покровенней, когда сидети или почити хотяше, но едину плащаницу нося и малое Евангелие"; проводил жизнь в постоянном странствовании, переходя с места на место, и так усовершенствовался в подвиге нестяжательности, что приобрел совершенное безстрастие. Часто встре­чали его вне селения седящим на пути и горько плачущим и на вопрос: чего он плачет, - Серапион отвечал: "Господин мой поручил мне свое богатство, а я его разстратил и он хочет мучить меня". Слышавшие его не понимали и думали, что он говорит о "злате"; пода­вали ему деньги, иные - хлеба, другие - овощи, говоря: "возьми, брате, это, а о богатстве, котораго лишился, не скорби, Бог может послать тебе его снова". Всю жизнь свою преп. Серапион посвятил на спасение ближних. Будучи еще юношей, в одном городе он продал се­бя за двадцать монет комедиантам - язычникам и оставался у них, питаясь только хлебом и водою и непрестанно проповедуя слово Божие, до тех пор, пока не обратил их к христианству и не убедил их оставить театр. Пробыв, таким образом, у них долгое время, блажен­ный обратил сперва самого комедианта, потом жену его, и наконец, все семейство их. С принятием христианства, они отстали от теат­ра, начали жить честно и благочестиво и весьма почитали Серапиона и говорили ему: "теперь, брат, мы отпустим тебя на свободу, так как ты сам освободил нас от постыднаго рабства". Тогда Серапион отвечал им: "поелику Бог устроил, а вы содействовали, чтобы ваша душа была чрез меня спасена, то я скажу вам всю тайну этого дела. Сжалившись над вашею душею, которая была в великом заблуждении, я свободный подвижник, родом египтянин, ради вашего спасения про­дался вам, чтобы вы освободились от великих грехов. Теперь Я ра­дуюсь, что Бог совершил сие чрез мое смирение. Возьмите же свои деньги, я оставляю вас и пойду о спасении других пешися". На пути в Александрию, Серапион встретился с нищим, который без одежды дрожал от холода. Серапион, остановившись, подумал: "меня почитают постником и исполнителем Христовых заповедей, между тем я ношу одежду, а этот нищий - раб Христов, погибает от холода. По истине, как убийца буду осужден в день страшнаго суда, если не покрою наготы его и попущу ему умереть от холода". Тотчас снял с себя "синдон" свой и отдал нищему; потом сел нагой на распутий, держа в руках Сввангелие. В то время один знакомый, проходя мимо его, спросил: отец Серапион, кто обнажил тебя? Св. подвижник, указав на Евангелие, сказал: оно раздело меня! Потом св. Серапион увидел, что мимо него ведут должника в темницу; сжалившись над ним и не имея, что дать ему, продал Евангелие и отдал тому человеку деньги для уплаты долга. После того, как Серапион пришел в келлию, ученик спросил его: где Евангелие? Старец сказал: сын мой! Оно постоянно твердило мне: продаждь имение твое и даждь нищим.. пос­лушал и сделал так, чтобы за послушание получить дерзновение пред Богом. Постоянно путешествуя, однажды Серапион прибыл в Грецию и в продолжение трех дней, которые он провел в Афинах, никто не подал ему хлеба, а купить ему не на что было. Наступил уже четвертый день и он, не евши ничего в эти дни, сильно взалкал. Став на одном холме города, куда собирались чиновныя особы, он начал кричать и сильно рыдать о рукоплесканием говоря: "Афиняне, помогите! "Все, носившие плащи и виры, подбежали к нему и спрашивали, что с тобою?" Откуда ты? Чем страдаешь? "Он отвечал им "родом я египтянин, по образу жизни - монах. Удалившись из своего - отечества, я впал в руки трех заимодавцев. Из них двое оставили меня, - потому что получили долг и не имели причины обвинять меня; третий не отстает от меня, а мне нечем удовлетворить его». Окружавшие Серапиона, любопытствуя о заимодавцах, с намеринеим удовлетворить их, спрашивали его: «где же эти люди, которые тебя безпокоят, и кто они? Покажи нам их, чтобы мы могли тебе помочь». Тогда он сказал им: "от юности моей мучили меня сребролюбие, плотское вожделение чревоугодие. От двух я освободился - от сребролюбия и вожделения ибо у меня нет ни золота, ни другаго какого либо имущества, наслаждаюсь и удовольствиями, которые поддерживают этот непосему эти отрасти уже не безпокоят меня. Но от чревоугодия никак не могу освободиться: вот теперь уже четвертый день остаюсь без пищи и жестокий заимодавец – чрево непрестанно мучит меня, требует обычного долга и не позволяет мне жить, если не заплачу ему". Ему дали "златицу", Серапион отнес ее в хлебную лавку, взял хлеб и тотчас удалился из города. Один пустынник пришел к Серапиону. Старец по обычаю предложил совершить ему молитву. Пустынник отвечал, что он не смеет молиться с ним по причине множества грехов, что он недостоин даже дышать одним воздухом с ним. Серапион хотел омыть ему ноги, но пустынник не допустил и до этого, опять представляя ту же причину. Серапион убедил вкусить пищи и сам стал есть вместе с ним. Потом дал ему такое наставление: сын мой, если хочешь себе пользы, то сиди в своей келье, будь внимателен к себе и своему рукоделью; ибо, по молодости, для тебя полезнее сидеть в келье, чем выходить из нея. Пустынник, выслушав наставление, огорчился и так изменился в лице, что это не могло укрыться от старца. Почему старец Серапион сказал ему сейчас ты говорил: я грешник, обвинял себя, как недостойнаго и «самого монашескаго образа": а теперь так разсердился, когда я с любовию давал тебе совет! Если хочешь быть смиренным, то учись великодушно переносить обиды от других и удерживайся от празднословия. Пустынник, выслушав это, раскаялся пред старцем и удалил­ся от него, получив большую пользу. (Достопамятн. Сказания 377-8 стр) Такова жизнь преп. Серапиона, мужа безстрастнаго и в высшей степени нестяжательнаго. Много славных и удивительных дел, относящихся к безстрастию, совершил добродетельный сей мудрец Христов: но мы из многаго описали немногое, заключает блаженный Пал­ладий, епленопольский в своем "Лавсаике". Скончался Серапион на шестидесятом году своей жизни (в начале 5 века) в пустыне Египта. Память его празднуется 14 мая. По "Иконописному Подлиннику": подо­бием лицам блед от пощения, власы просты и надседы, брада доле Николины, риза на нем едина синдон, в руках Евангелие. (Свободный иконописный подлинник 18 века по списку Г.Филимонова 344 стран.).

Преподобие отче Серапионе моли Бога о нас.

 

 

ПАМЯТКА ПРАВОСЛАВНАГО ХРИСТИАНИНА.

 

1.        Помни: ты - сынъ (дочь) Православной Церкви. Это не пустыя слова. Помни  къ чему это тебя обязываетъ.

2.        Жизнь земная скоротечна. Не заметишь, какъ она промелькнетъ. Но ею определится вечная участь твоей души. Не забывай этого ни на минуту.

3.        Старайся жить благочестиво. Молись Богу въ храме, молись Богу дома благоговейно, съ верой, съ преданностью воле Господней. Исполняй святыя и спасительныя правила Церкви, Ея уставы и заповеди. Вне Церкви, вне послушания Ей - спасения нетъ.

4.        Даръ слова - великий Божий даръ. Онъ облагораживаетъ человека, онъ неизмеримо подымаетъ его надъ всеми другими земными творежями. Но какъ злоупотребляетъ имъ теперь развратившееся человечество. Береги этотъ даръ и умей пользоваться словомъ по христиански. Не осуждай, не празднословь. Какъ огня бойся сквернословия и соблазнительныхъ речей. Не забывай словъ Господа Спасителя: «отъ словъ своихъ оправдаешься и отъ словъ своихъ осудишься»... Лжи не допускай. Священное Писание грозно предупреждаетъ: «Погубитъ  Господь вся, глаголющия лжу»...

5.        Люби ближняго своего, какъ самаго себя по заповеди Господней. Безъ любви нетъ христианства. Помни: христианская любовь самоотверженна,а не эгоистична. Не пропускай случая делать дело любви и милости.

6.        Будь скроменъ, чистъ и целомудренъ въ делахъ, словахъ и мысляхъ. Не подражай развращеннымъ. Не бери съ нихъ примера, уклоняйся отъ близости съ ними. Безъ нужды не имей дело съ неверующимъ - Heвepиe заразительно. Соблюдай скромность и приличие всегда и везде, не заражайся безстыдными обычаями нашихъ дней.

7.        Тщеславия и гордости бойся и избегай. Гордость свергла съ небесъ высшаго и могущественнейшаго изъ ангеловъ. Ты помни: земля еси и въ землю отыдеши… Глубоко смири себя.

8.        Основная задача жизни - спасти душу для вечности. Это да будетъ главной задачей и заботой твоей жизни. Горе погубившимъ свою душу нерадениемъ и безпечностью.

Господь да благословитъ тебя и поможетъ тебе.

Твой духовный  отецъ

Митрополитъ Филаретъ.

 

Его Высокопреосвященство,

Высокопреосвященнейшiй Митрополитъ Филаретъ,

Первоiерархъ Русской Зарубежной Церкви.

 

 

 

 

В годину смут, унынья и разврата

Не осуждай заблудшагося брата;

Но ополчась молитвой и крестом.

Пред гордостью - свою смиряй гордыню,

Пред злобою — любви познай святыню

И духа тьмы казни в самом себе.

Не говори: "Я капля в этом море.

Моя печаль безсильна в общем горе.

Моя любовь безследно пропадет..."

Смирись душой - и мощь свою постигнешь,

Поверь любви - и горы ты подвигнешь

И укротишь пучину бурных вод.

 

Гр. А. А. Голенищев-Кутузов

(1848 - 1913г.)

 

 

 

 

 

 

МОЯ  ЖИЗНЬ  ВО  ХРИСТЕ

Дорогой батюшка ооанн Кронштадский

Когда совершаешь молитву, правило, особенно по книге, не спеши от слова к слову, не прочувствовавши его истины, не положивши его на сердце, но сделай и постоянно делай себе труд чувствовать сердцем истину того, что говоришь; сердце твое будет противиться этому - иногда леностию и окамененным нечувствием к тому, что читаешь, иногда сомнением и неверием, каким - то внутренним огнем и теснотою, иногда разсеянностию и уклоне­нием к каким - либо земным предметам и попечениям, иногда припамятованием обиды от ближняго и чувством мщения и ненавис­ти к нему, иногда представлением удовольствий света или представлением удовольствия от чтения романов и вообще чтения светских книг, - не будь самолюбив, побеждай сердце твое, дай его Богу в жертву благоприятную: даждь Ми, сыне, твое сердце (Притч.23,26), - и твоя молитва сроднит, соединит тебя с Богом и со всем небом, и ты исполнишься Духом и плодами Его: правдою, миром и радостию, любовью, кротостию, долготерпением, сердечным умилением. Тебе хочется скоро кончить молитвенное правило, чтобы дать покой утомленному

Пастырь труженник ооанн Кронштадский  телу? Сердечно помолись и заснешь самым спокойным, тихим и здоровым сном. Не поторопись же помолиться кое - как: выиграешь на полчаса молитвы целых три часа самаго здороваго сна. На службу или на работу торопишься? Вставай раньше, не просыпай - и помолись усердно — стяжешь спокойствие , энергию и успех в делах на целый день. Рвется сердце к делам житейской суеты? Преломи его пусть будет сокровище его не суета земная, а Бог: научи сердце свое более всего прилепляться чрез молитву к Богу, а не к суете мира, да не посрамишься во дни болезни твоей и в час смерти твоей, как богатый суетою мира и нищий верою, надеждою и любовию. Если не будешь так молиться, как я сказал, то не будет у тебя преуспеяния жития и веры и разума духовнаго.

 

Завещание Преподобного Феодосия Печерского Киевскому Князю Изяславу о Православной Христианской вере - хоругвь борьбы и якорь спасения.

 

"Господи, благослови! У меня есть слово к тебе, Боголюбивый Князке. Я - Феодосии, худый раб Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, в чистой и православной Вере рожден и воспитан в добром научении православными отцом и матерью. Берегись, чадо, кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнилась ими. Если кто и спасет свою душу, то только живя в Православной вере, ибо нет иной веры лучшей, чем наша чистая, святая, Православная. Живя в этой Вере, не только избавишься от грехов и вечной муки, но и сделаешься причастником вечной жизни, и без конца будешь радоваться со Святыми. А живущие в иной вере не увидят жизни вечной. Не подобает также, чадо, хвалить чужую веру. Кто хвалит чужую веру, тот все равно, что свою хулит. Если кто будет " хвалить свою и чужую, то он двоеверец, близок к ереси. Итак, чадо, берегись их и всегда стой за свою Веру. Не братайся с ними, но бегай от них и подвизайся в своей вере добрыми делами. Твори милостыню не своим только по вере, но и чужеверным. Если увидишь нагого, или голодного, или в беду попавшего, - будь то жид, или другой какой иноверец, или латинянин, - ко всякому будь милосерд, избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога, ибо и Сам Бог в нынешнем веке изливает милости свои не на христиан только, но и на неверных. О язычниках и иноверцах Бог в этом веке печется. Но в будущем они будут чужды вечных благ. Мы же, живущие в и здесь получаем все блага от Бога, и в будущем веке спасет нас Господь наш Иисус Христос.

Чадо! Если тебе надо будет умереть за Святую свою веру, со дерзновением иди на смерть. Так и святые умирали за Веру, а ныне живут во Христе. Если увидишь, чадо, иноверцев, спорящих с православным и хотящих оторвать его от Православной Церкви - помоги православному. Этим ты избавишь овча от пасти льва. Если же смол­чишь и оставишь без помощи, то это все равно, как если бы ты отнял искупленную душу у Христа и продал ее сатане.

Если кто тебе скажет: «Ваша и наша вера от Бога», то ты, чадо, ответь ему так: «Кривовер, или ты и Бога считаешь двоеверным? Не слышишь, что говорит Писание. «Един Бог, едина Вера, едино крещение» (Ефесянам 4,5). Не слышишь ли Апостола Павла, поучающего: «Аще и ангел с небесе благовестит Вам не яко же мы благовестником, да будет проклят» (Галатаи 1,8). Иноверцы отвергли проповедание апостольское и постановления св. отец и приняли неправую и извращенную веру, исполненную всякой погибели, потому и отвергнуты нами. Они мертвые и мертвую жертву приносят. Мы же Живому Богу Живую Жертву приносим, чистую и непорочную, чтобы обрести живот вечный о Христе Иисусе Господе нашем. Ему же слава. Аминь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

" Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу. Были побиваемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли" (Евр. 11. 37-38).

 

 

 

 

 

 

 

 

«О, Церковь Божия, Святая Соборная, Апостольская! Сколь ты величественна, премудра, права и спасительна!... Слава Церкви Православной! Слава Христу Богу - святейшей Главе, единой Главе Церкви Божией на земле».

о. Иоанн Кронштадский.

 

 

Газета "Духовные чтения"

выпущена на пожертвования прихожан

храма Св. преподобномученицы кн. Елисаветы

Русская Православная Церковь Заграницей

 

г. Владивосток 1996г. Редактор: чтец Александр Игнатенко



Hosted by uCoz
Hosted by uCoz