№ 58 август 2004 год

 

СПАСЕНИЕ ГРЕШНИКОВ

Составленная общедоступной речью Агапием, иноком Критским на Святой Горе Афон (1641 год). Продолжение. Начало в №№50-57.

Глава 16

О различных скорбях. И о том, что берущие свой крест добровольно несут его легко, а получающие не по своей воле имеют много cкopбей

Мы написали достаточно о всех грехах. Каждый, одолеваемый страстями, а, значит, и бесом, должен прочитать настоящую главу, где он, с Божией помощью, найдет великое врачевание. Мы напишем о разных скорбях. Большинство людей имеет множество немощей, бедствий, притеснений и преследований, и они сетуют на Господа, скорбят, не зная, что это — благодеяние, которое предопределяет к ним Божие благосердие и праведный Суд. Им посылаются временные невзгоды, чтобы они не мучились вовек.

Я особенно подвигся на написание главы, когда услышал, как некоторые тяжело болеющие богохульствуют, не имея терпения. Я очень опечален их несчастьем, зная, как они отторгают от себя вкушение небесного блаженства, и какую кару они готовят своей бедной душе за нетерпение и безпечность. Прошу вас, покупающих нашу книгу, если рядом будет какой-то неграмотный больной, очень скорбящий — прочтите ему эту часть книги. Тогда он узнает, сколько пользы получает душа. И он не будет сетовать на Бога, и не предастся несчастно мучениям, дабы не получить двойную муку: здесь временно — телесную немощь, а душе — вечное мучение. Кто духовно утешит скорбящего, пусть знает, что это — великая награда, много лучше, чем дать деньги. Сколь отличается душа от тела, столь благодеяние душе, без сомнения, предпочтительнее благодеянию телу.

Люди с самого начала, приходя в мир, первое, что делают наставничеством природы, — плачут и льют слезы. Рыдание и слезы при рождении — общее для всех, как для царей и князей, так и для бедняков и нищих. Ибо по положению и по обычаю мира есть разница между рабом и царем, но в естественных вещах нет никакого различия. Все одинаково входим в жизнь, равно и уходим со смертью.

Итак, мы находимся в мире, будто в юдоли* слез. Поэтому так обычна у нас печаль, нет радостного человека, который не стенал бы от какой скорби. Одному больно от безысходной бедности. Другой скорбит от немощей и болезней тела. Третий тесним смертью родственников и друзей. Говоря просто, у каждого своя тягость. Поэтому Екклесиаст говорит, как тяжело ярмо, которое влекут чада Адама от рождения до смерти. Он говорит о несчастии, в котором каждый имеет свою часть.

Юдоль (цел.) —лощина, ущелье, долина. (Прим, пер.)

Даже если и есть в мире умиротворенный человек, явно не имеющий никакой скорби, — внутреннее мучение и пытка совести не оставляют его. Если грешник не притесняем скорбью извне, и во всех делах его благополучно, то тем более он тесним изнутри.

Так как нет никого, у кого не было бы невзгод, то всякий должен терпеть их с радостью. Ибо нет другого более полезного пути ко спасению души, чем узкий и тесный путь скорбей. Ими мы подражаем нашему Владыке Христу и следуем за ним. Он Сам предпочел этот путь ради любимых. Он сказал нам, что мы не можем быть Его учениками, если не возьмем крест и не последуем за Ним.

Не надейся преуспеть на пути Господнем и стать сонаследником Его вместе со святыми в раю, если ты не пройдешь через воды скорбей: Господь и все святые прославлены, благодаря кресту. Не опускай рук от небрежения, слыша, что нужно поднять свой крест. Лучше сперва быть презренным, осужденным разбойником, но, умирая вместе с нашим Владыкой, сколь ты будешь прославлен и освящен, — как и те, которые возлюбили Его и желали, жаждали умереть в Нем, как Андрей, Петр и другие.

Некоторые, благоговея ко кресту, исповедовали Христа в своих скорбях. Когда они были немощны, или в крайней бедности, или скорбели по другим причинам, — все переносили с благодарностью по любви ко Христу. Крест скорбей столь благороден, и Господь Сам к нему так стремится, что установил, что будет вместе со скорбящим в его скорби и искупит его, и прославит чудесным образом. Вместе с ним Я в скорби, изыму его, и прославлю его.

Неужели найдется не вожделеющий скорбей, чтобы быть вместе со Сладчайшим Спутником, верным и всесильным? Таково благоутробие и благость Божия, что Он нам дает малые и временные скорби, чтобы мы наследовали в Его Царствии неизглаголанные и вечные блага.

Воистину, мы должны больше благодарить тех, кто нам вредит и нас порицает, чем тех, кто нам делает добро и помогает. Те, кто нас притесняют, становятся причиной очищения наших душ, — и так мы получаем прощение грехов. Милостивый Бог показывает нам более великое знамение любви, когда посылает нам скорби и муки, чем когда дает временное вкушение и утешение духовное. Зная это, верные христиане желают скорбей; а когда скорби приходят, принимают их как из руки Господа, с ликованием. Если скорби нет, они очень печалятся и огорчаются, считая, что Бог их оставил. Они понуждают себя мучить плоть постами, бдениями и другими подобными вещами. А те, кто, наоборот, ненавидят крест, тех можно уподобить бесам, которые бегут от него, как только увидят. Они очень бояться креста, ибо полагают, что нет другого рая, а только наш мнимый мир. Они желают этого мира и делают, что хотят, ведя животную жизнь. А когда к ним приходит какая-то скорбь, они ворчат и богохульствуют безумно, стараясь избежать того, чего избежать не могут.

Но истинные христиане ненавидят мир и сердечно желают креста. А когда он дается, они не бегут, но радостно его принимают, говоря вместе с апостолом: Да не будет, чтобы мы хвалились иным, а только Крестом нашего Господа. Поистине, мы должны ненавидеть тех, кто препятствуют нашему крестоношению, и любить притесняющих нас, как явствует из Святого Евангелия. Когда Петр просил Господа не принимать смерть и печалился от великой любви к Нему, потому что не мог видеть Его страдающим, Господь повернулся к нему во гневе со словами: Отойди от меня, сатана, ибо ты Мне в соблазн. Ты мыслишь не божественное, а человеческое.

Из этого пойми, что скорби угодны Богу. Если кто скажет противоположное, будем ненавидеть его как диавола, а притесняющих нас будем благодарить. Так поступал и Господь: он назвал Иуду другом в Гефсиманском саду, когда тот предал Его поцелуем. Он дал нам пример, чтобы мы смотрели на преследующих нас, как на друзей, — ибо они орудия нашего спасения. Это наше невежество, что мы избегаем врага, который тем сильнее становится в скорби. Чем больше мы ее избегаем, тем больше она нами овладевает. А когда мы ее принимаем с радостью, то повергаем ее на землю. Когда Господь сказал врагам: Это Я, — поверг их тотчас наземь.

Малодушные любители плоти так не делают. Они полагают, что если убегать от скорбей, то ты будешь от них свободен. Они бездумно заблуждаются, ибо крест стесняет скорбно в каждом месте, куда бы они ни приходили, и более тех, кто его избегает. Когда они полагают избежать креста нетерпением и хулой, тогда он их и давит, еще сильнее карая. И они наследуют то мучение, которое претерпел злой разбойник за свое богохульство. А другие принимают в кресте рай. Это те, кто благодарят Бога в скорбях и исповедуют, что они достойны всякой кары, как и добрый разбойник, который исповедовал на кресте Господа. Он запретил другому говорить хулу со словами: “Не боишься Бога? Мы страдаем справедливо по нашим делам...”. Видишь доброжелательность разбойника? — Так творят любящие Господа. Они знают себя, знают, что достойны смерти. Но они, не отчаиваясь, исповедуют всесильного Христа на Кресте и молятся Ему, чтобы Он удостоил их Царствия Своего. Чем более стойко они выдерживают скорби, тем более легким становится их крест. Они так вожделеют его нести, что им не кажется, что он у них на плечах. Любовь Христова покрывает всякую скорбь и горечь креста, и они чувствуют внутри теплоту и сладость живой веры, превосходящей и превозмогающей всякие кары и муки.

А равнодушные и нетерпеливые очень скорбят и жалуются на Христа. Они говорят вместе со злорадным разбойником: “Если Ты Христос, спаси Себя и нас”. О, безумие и невежество! Столько людей находится в тяжелой болезни или крайней бедности, или другой подобной скорби, — но у них нет выдержки, они беззаконно хулят Христа, говоря против него: “Если Ты Бог, Ты бы не позволил, чтобы Тебя распяли так позорно. Разве в такой безысходности скорби и мучения могут нам принести какую-то пользу?” О, неблагодарный человек! Чего не сделал Всеблагой Бог ради тебя, что Он должен был бы сделать? — Он отдал Своего единородного Сына на постыдную смерть. А ты, беззаконник, презираешь и поносишь Его, неся даже столь малый крест скорбей? Он их тебе послал, чтобы терпением очистить твои грехи, дабы ты не был осужден на нескончаемое мучение!

Видите, братья, кто несет крест принудительно, тому будет вечное мучение, как фараону, злому разбойнику и другим. А кто поднимает его с радостью, тому он будет ликованием и постоянным напоминанием о Спасителе, твердой надеждой, залогом вечной жизни в раю. Это мы узнали, когда добрый разбойник услышал от Господа: Ныне со Мной будешь в раю. Поистине, высокая степень совершенства — быть пригвожденным ко кресту и не жаловаться на Бога, или людей, или крест, что он так тяжек, а стойко терпеть по любви к Богу и изобличать сердечно тех, кто не переносят крест добродетельно. О, блажен тот, кто благодарит Бога в нищете и немощи, в лишении детей и родственников и во всякой другой скорби. И не только в этом, но и в самой смерти благословляет и прославляет Господа всегда, и выдерживает всякий крест по любви к Нему. Так поступали святые мученики, прославляя Бога на кресте мученичества, благодаря Его, что Он удостоил их умереть за Его святое имя.

О, братья мои христиане, мы находим славу на кресте, а не в удовольствиях. Если ты осмыслишь в точности тяжесть Господнего Креста, то наш собственный покажется совершенно незначительным и легким. Господь был наг, без всякой помощи, когда сказал: Боже Мой, Боже Мой, для чего ты Меня оставил! А мы не нагие и не на кресте, у нас есть малое утешение от друзей и родных. Нас не оставляет Бог, ибо Он установил, что будет вместе с нами в скорбях, и что с Его помощью мы сможем их перенести. О, как мы жалки! Истинный Бог претерпел столько мук и такую жестокую смерть за наши грехи! А мы, ничтожные и скверные, не можем вынести малой трудности, которую нам послала Его благость для исправления. О, наша неблагодарность, что мы, ищем Христа, вкушая удовольствия. Он молится за распявших Его со словами: Оставь им, они не знают что творят. А мы не хотим простить тем, кто сделал что-то малое. Разбойник исповедал Его на кресте. А мы, неблагодарные, отрицаем Его в скорби со словами: “Если Он Бог, то Он был бы правосуден и послал бы скорби нечестивым и злым людям, а не нам, которые ничего плохого не сделали”. О, наше беззаконие и безчувственность! Нас побеждает в вере кто? — разбойник. Он понимал лучше нас в великом истязании пользу скорби, исхитив таким образом в последний час своей жизни рай. Он пристыдил тех, кто хвалились, что пойдут вместе с Господом в темницы и на смерть, то есть апостолов. И мы должны поступать так, исповедовать Христа во всякой скорби и мучении, даже если все кончится горькой смертью, -— но не внезапно осознав, как покаявшийся разбойник, а поистине — как христиане и чада Божии. Всегда нам полагаются скорби, без трудностей мы не удостоимся никакого отдохновения. Если Владыка наш претерпел столько и этими Страстями вошел в славу Свою и блаженство, то тем более подобает, чтобы и мы, рабы Его, страдали ради наследования Царствия, которое не наше собственное! Может ли раб жить блистательнее хозяина? Может ли ученик быть сильнее учителя?

Исследуй жития всех праведников, всех святых праотцов от начала мира, и ты поймешь эту истину. Посмотри на праведного Авеля, как его убил брат. Перечисли скорби и изгнания Авраама, которые унаследовали его сыновья и преемники: Исаак, Иосиф, Моисей и другие пророки и патриархи. Кто не подивится великим страданиям приснопамятного Иова? — об этом всеблаженном человеке свидетельствовал Сам Владыка, что Иов чтит Бога и его не за что упрекнуть. Сколько претерпел царь и пророк Давид и все отцы прежде Нового Закона? И блаженный Павел объявил в Послании к Евреям, что получал насмешки и бичи, узы и темницы, избиения камнями и другие смертоубийственные вещи. И если все это происходило в древние времена, когда не свершился Закон, и Бог не отягощал людей большим грузом скорбей, как еще слабых и безсильных, то сколько, как ты думаешь, претерпели святые Нового Завета? Они получили больше света для знания скрытых сокровищ креста и больше силы, чтобы легко поднимать его. Тем более они пострадали, и прославили, и прославились. Говоря просто, все они последовали за нашим полководцем Христом, Который идет впереди всех и несет знамя креста. Этим Он повелевает, чтобы за ним следовали все, кто вожделеет принять венец славы.

Христос терпел ради нас, а мы не желаем терпеть для собственного спасения? Сын Божий пожелал возвыситься к Отцу через презрение, а мы, ничтожные черви, желаем почестей и похвал? Христос не пообещал нам в этом мире радость или вкушение, но только крест, скорбь и муку, что подтвердил премудрый Августин такими словами: “Вся жизнь христианина, если он желает жить по Евангелию, есть ни что иное, как крест и мученичество. Она противоположна всему миру, ибо мир ценит богатство и вкушение наслаждения”. Поэтому глупые и обманутые любители мира после краткого времени благополучия будут всегда истязаемы в иной жизни несказанным мучением. Напротив, те, кто стойко следуют за Христом в скорбях, за малое и временное злострадание как чада Божии и сонаследники Христовы, будут вкушать вечно несравненную и неизглаголанную славу рая.

Итак, ясно, что узкий и тесный путь полезнее широкого и просторного пути мирских удовольствий. Поэтому Всеблагой Бог наказывает нас здесь как чадолюбивый Отец, Который любит своих детей и всякий раз вразумляет и обличает их. Когда отец видит, что дети не исправляются только словом и повелением, тогда он их наказывает и бьет ради возвращения к самим себе и покаяния. Если бы Господь нас не любил, Он не посылал бы нам скорби, а оставил бы нас, и мы бы делали, что хочется. Но мы должны учиться видеть Его великие благодеяния и благодарить Его, что Он нас наказывает временно, чтобы не мучить вечно. Исидор Севильский говорит: “В этой жизни Господь прощает грешников и беззаконников, а избранных Его и друзей не прощает. В будущем он простит избранников, а грешников будет мучить”. Итак, рассудительный человек, знающий суету мирских вкушений, ненавидит их и презирает от всего сердца. Когда у него скорбь, он противопоставляет ей вечную славу. Он не только терпит без жалоб, но и радуется, понимая, что его страдания недостойны будущей славы. А будущей славы не удостоятся любители мира, у которых все благополучно и одни удовольствия. Любящий безделье и отдых недостоин будущего ликования. Будем бояться не иметь скорбей, дабы мы несчастно не оказались в числе мучимых.

О, скольких вводит в заблуждение богатство и мирское благополучие, самодовольство, здоровье, наличие жены и детей. Они полагают, что Бог им дает благополучие и всякое вкушение, потому что Он любит их. О, безумцы, они и не знают, что когда пребывают в таком состоянии, они немощны и жалки, а Владыка оставил их за безстыдство. Это знамение явное и непреложное, — когда видишь какого-нибудь богатого грешника, у которого все удается, у которого все есть, чего он ни пожелает, — знай, что Бог его возненавидел.

Если ты не веруешь в это, то послушай поразительное чудо, приводящее в содрогание. О нем пишет святой Амвросий, епископ Медиоланский, видевший все своими глазами и передавший нам для примера в своих сочинениях. Однажды этот святой направлялся в Рим и остановился на ночь в доме богатого крестьянина. Святой спросил его, только ли у него временные блага, не бывает ли скорбей? Крестьянин ответил ему: “У меня, владыко, много богатства, рабов, детей, внуков, родни. Все мои дела идут счастливо. И никогда, твоими молитвами, я не терпел никакой скорби”. Тогда святой тотчас поднялся и сказал своим людям: “Бежим отсюда скорее, чада, из этого проклятого дома, ибо Господа здесь нет. Поскорее уходим, прежде, чем нас застанет Божественное правосудие”. Так он сказал и стремительно удалился. И (о чудо!) не отошел он еще на стадий (немногим более 100 м) от того места, как разверзлась земля и поглотила богача со всем домом, родственниками и имуществом. Блаженный, увидев это, сказал: “О, сколь благоутробен к нам Господь, что наказывает и теснит нас в суетном мире. И как Он гневается на тех, у кого радость”.

Мы должны знать и благодарить Его за те посещения, которые Он нам посылает, ибо мы обретаем большую пользу, выдерживая скорби. Они — знамение того, что мы — друзья Его, что Он нас наказывает как Своих детей, согласно апостолу: Кого любит Господь, того наказывает. Так что если вы остаетесь без наказания, то знайте, что вы не законные сыны, а подкидыши.

Почему же мы ненавидим Его великие наказания? Почему мы не принимаем врачевание такого мудрейшего Врача? Чтобы получить здоровье для тела, которое будет пищей червей, мы слушаем врачей телесных и желаем, чтобы они нас лечили горькими микстурами, сечениями железом и прижиганиями огнем, хотя они как люди могут и ошибаться. — А от мудрого Врача, Который никогда не может ошибаться, мы не принимаем врачевания скорбями ради спасения души? Это великое несчастье — счастье беззаконных, ибо они, когда видят, что их не наказывают, дерзают совершать еще худшие беззакония. Когда кто-то не наказываем, — то знамение мучения, ибо враг рода человеческого не искушает своих друзей. Ненавидеть скорбь и не принимать ее — знамение смерти, как то мы видим на больном, ненавидящем лечение и отворачивающемся от врачей.

Итак, кого Бог особо любит, тому дарует здесь в нужное время спасительное и полезное душе и духу наказание.

Глава 17

Почему праведные скорбны в этом мире, а грешники чувствуют себя свободно

Не ревнуй лукавствующим, не завидуй творящим беззаконие, ибо как трава быстро увянут, — говорит пророк Давид. Многие несправедливости и беззакония происходят сегодня в мире. Те, кто их совершают, кажутся благополучными и счастливыми. А благоговейные и доблестные люди получают различные скорби и муки. И не удивляйся, человече, не завидуй пороку, не выбирай сторону грешников, сразу думая, что они так успешны, и их так любит мир сей, что дает им богатство и временное блаженство.

На это с удивлением смотрел пророк Аввакум, когда говорил: Почему, Господи, нечестивые превозмогают праведных, не помогаешь ли Ты им? То же самое говорит пророк Иеремия и другие: Почему, Господи, беззаконные люди так благополучны в жизни? Откуда приходит столько блага тому, кто злодейски проживает жизнь?

Пророки изрекали такое не потому, что не знали, что праведны суды (решения) Бога, но чтобы показать нам, сколь велико отличие премудрости Божией от премудрости человеческой. Последней недостаточно, чтобы понять всепремудрое домостроительство Всеблагого Бога, который не дает скорби беззаконным людям здесь, ибо там они будут мучиться вечно, а скорее наказует друзей, чтобы они больше были почтены в Небесном Царстве и приняли достойнейший венок. Коров, которых собираются заколоть на мясо, отпускают пастись, где они хотят, чтобы они жирели, а волов для работы держат рядом и мучат. Так и Бог допускает в этой жизни: несчастные сластолюбцы жиреют в удовольствиях и вкушениях плоти — потому что их дорога в вечное мучение. А праведников Бог искушает и истязает, чтобы они всегда были в Его Небесном дворце. Плодоносные деревья, приносящие большую пользу, люди подсекают каждый год, обрубают отростки и обламывают ветки, чтобы все соки пошли в плод. А безплодные деревья, от которых нет никакой пользы (хотя их и не обрубают как благоплодные), как только они увеличатся и разрастутся, срубают и совершенно искореняют, и сжигают. Так и добродетельные люди, дарующие пользу своими делами, получают в мире скорби и удары. А грешников здесь не наказует праведный Судия, но как бы бережет их, чтобы уничтожить совершенно в огне мучения.

Писание свидетельствует (в Книге Царств), что камни, которые шли на строительство храма Соломона, обтесывали и обрабатывали вне храма. Когда их готовили, то выпрямляли точно и очень тщательно, зато затем они вставали на свои места совершенно без шума или удара молотка, или вмешательства какого другого инструмента. Так и все те люди, которые будут ввержены как драгоценные камни в Божественное строительство вышенебесного Иерусалима, — их приходится обтесывать здесь, вне Небесного Иерусалима, в сем мире, тесаками мук и скорбей.

В том божественном доме нет никакой скорби, никакого смятения, ни голода, ни жажды, ни кары, ни муки, — так говорит евангелист Иоанн в Откровении. Это и есть причина, почему Господь оставляет Своих друзей, и они страдают здесь в различных скорбях, получая великую радость: когда мучения приходят, надо принимать их как большой дар и врачевание посылающееся нам с великой любовью Отцом нашим Небесным.

Господь, когда Петр хотел мечом воспрепятствовать Его Страстям, осудил его со словами: Положи меч в ножны. Ту чашу, которую мне дал Отец, не желаешь, чтобы Я пил? Он назвал чашей, посланной от Отца, издевательства, пытки и смерть, которые Он претерпел для нашего спасения. Поэтому да не будут отнесены Его слова к нам. Да будем веровать, что все скорби и препятствия, встречающиеся нам, — это целебная чаша. На Небесах живущий Отец посылает нам врачевание с отеческой любовью — к нашему спасению.

Так что видь, христианин, какое у тебя утешение. Верь, что все скорби, — приходят ли они от нападения бесов, или от людей, или от каких других обстоятельств — полезное лечение, посылаемое Небесным Отцом для очищения твоей души. Если оно горько на вкус, когда его пьешь, не сердись. Ведь его горечь доставляет тебе желанное здоровье. Настойки и микстуры для тела, которые готовят врачи, очень невкусны и горьки. Часто врачи выпускают кровь, прижигают, вырезают безполезные испорченные ткани и рассекают члены — все это очень мучает и истязает страдальца. Но человек выносит стойко, зная, что получает вожделенное здоровье.

Так и все скорби и печали, встречающиеся нам в жизни — духовные врачевания, посланные Небесным Врачом на пользу души. Такое врачевство похоже на желчь, которую Товит положил на глаза и так вкусил света. Горечью скорбей грешник искуплен от духовной слепоты. Согласно Григорию Великому, очи, ослепленные грехом, просвещаются возмездием. Когда братья бросили Иосифа в сухой колодец, они не осознавали тягости своего греха. Но когда Бог послал им великую скорбь, они исповедовали свой грех со словами: Мы справедливо терпим это за грех, который совершили со своим братом. Видишь, какую пользу приносит скорбь, просвещая слепых и давая невежественным соображение?

Петр не желал, чтобы Господь умыл ему ноги. Ведь он не знал тогда во всем премудрую мысль Учителя. И сам Учитель сказал ему: То, что делаю Я, ты не знаешь сейчас, но позже узнаешь. А когда Он сказал, что если Я тебя не умою, у тебя не будет части со Мной, Петр остановился с великим страхом, и Господь умыл его ноги.

Так и ты сейчас не знаешь причину, почему Господь умывает тебя водой скорбей. Но когда увидишь сияние, которое получит твоя душа от этого умовения печалями, то будешь благодарить Господа. Если бы Он тебя не вымыл, ты бы не имел части с Ним в Его Царствии. Пока у блудного сына было отцовское богатство, он его расточал, ел, пил, делал все по своим желаниям и никогда не обращался с покаянием. Но когда во всем мудрый Врач прижег его огнем бедности, голода и других несчастий, он оставил наслаждение плоти и целомудренно прибег в родительский дом. То, что молотьба делает с зерном, молот и горн — с железом, плавильня — с золотом, то же самое скорбь делает с человеком. Она очищает его от всякого безобразия и делает светлым.

Если скорби так полезны и так много приносят, то почему мы бездумно их ненавидим и не благодарим на Небесах живущего Врача, дающего их нам для нашего здоровья? А ведь мы благодарим телесного врача и с радостью ему платим!

Те, у кого есть хотя бы малый светоч разума и страх Божий, верят, что все, происходящее с ним, приходит свыше от Бога. Беззаконные не имели бы никакой власти над праведными, если бы не попущение Божие. Как сказал Господь Пилату: У тебя нет никакой власти надо Мной, если не данная тебе свыше. Это, действительно, так не только по отношению к видимым врагам, но и к невидимым. Хотя бес и старается всегда искушать праведных и притеснять их скорбями, но все его насилие и возможности суетны и неуместны, кроме как если бы Господь не давал ему власти.

Знайте, верные, и понуждайте себя побеждать искушения Божественной силой. Не жалуйтесь на притеснения, которые вам доставляет скорбь. Не глядите на инструмент, который наносит ущерб. Не говорите, что это “судьба” или “случай”, но всегда принимайте с благодарностью из руки Господа то, что Промыслом направляется к удаче. Не сердитесь на притесняющих вас людей и другие творения, но более всего любите их, как причину вашего спасения.

Так и блаженный Иов, претерпевший великие страдания, не говорил, что, мол, эти блага мне оставили родители, этих детей мне родила супруга, а злые люди, пожар, буря и бесы меня всего лишили. Нет, он говорил: Господь мне это дал, Господь это взял. Как явно Господу, так и произойти. Пусть будет имя Его благословенно. Когда он был немощен и поражен по всему телу, подобным образом говорил: Я получил хорошее из руки Господа, неужели я не перенесу плохое? Так и прекрасный Иосиф, зная, что было Божие решение, дабы он претерпел то, что сделали его братья, нисколько не расстраивался и не враждовал с ними.

Несовершенные люди, любящие плоть, по причине своего малодушия никогда не имеют мира. Они не знают пользы скорби. Они не узнают ее причины. Они только сердятся на притесняющих их и восстают. Так и собака, когда в нее кто бросит камнем, хватает его и кусает от гнева. И эти бездумные люди видят, что Бог их наказывает, а борются с инструментами — и из-за своей нетерпеливости не получают от скорбей никакой пользы.

Знающий и разумный ученик, когда учитель или отец его дерет, не глядит на розгу и не вступает с ней в бой (ведь розга движется не сама по себе), но только молит и просит сжалиться и наказывать более мягко. Так и благонамеренный христианин не глядит на того, кто ему доставляет скорбь, большую или малую, праведно или несправедливо, — но просит помощи свыше, говоря так: “Тебе полагается, грешник, это и другое худшее”. Да будут благословенны тебя преследующие, — так, порицая себя и молясь за ближнего, ты победишь диавола и превозношение плоти.

А если ты видишь, что крест твой и скорбь увеличиваются, принимай с благоговением, зная, что в этой скорби — Господь. Благодари Его в столь великом святом посещении. Так скорбь облегчится, а ты будешь победителем и носителем трофея, получая безчисленную плату. О, дивная и непобедимая сила креста! Блажен тот, кто ее знает, кто благодарно принимает крест, как посланный от лица Господа для его спасения.

 

Продолжение следует.

 

 

 



Hosted by uCoz