№ 5
9 сентябрь 2004 год
СПАСЕНИЕ ГРЕШНИКОВ
Составленная общедоступной речью Агапием, иноком Критским на Святой Горе Афон (1641 год). Продолжение. Начало в №№50-5
8.
Мы должны воспринимать скорби, памятуя о пользе, которую благодаря им получаем
Человек малодушный и тешащий плоть не может поверить, что когда благочестивая и любящая Христа душа испытывает скорби и искушается, то она более приближается к Богу, а Бог приближается к ней
.Так, несомненно, и обстоит дело. Воистину, кто мало страдает за Христа, тот малую получает и награду, а кто подвергается мукам больше, того Бог желает удостоить Царствия Своего Небесного. Этого не постигает плотский человек, ибо будучи немощным (а он и не может быть иным, ибо плоть немощна), ненавидит и враждует со всяким страданием. Но духовный человек, который почти свободен от страстей плоти, знает истину и ищет страдание, и всегда усердствует обуздать стремления плоти, дабы подчинить их духу, как худшее лучшему.
О, благодать и сила крестная! Когда христианин терпит ущерб в деньгах, вещах или другом достоянии, —то тем более он получает выгоды и приобретает. Когда он тяжело болеет или скорбит, тогда ликует и радуется. Когда его презирает мир, и миру он мерзок, тогда наиболее он в славе. Когда его бьют и грубо истязают, и он терпит жестокую смерть, — тогда он в полном смысле победитель, шествующий триумфально впереди, выше всякого удивления. О, дивные вещи! Враги и убийцы побеждаются страшным и постыдным для них образом. А взятые в окружение и убиваемые остаются несокрушимыми и с честью прославляются. О, мудрецы мира сего, преследователи христиан, жестокие враги доблестных людей! Разве вы не знаете, неразумные, что когда вы уничтожаете и топчете плоть христианина, и дерзко говорите, что загасите его имя и совершенно изгладите из памяти людской, тогда вы — причина его славы, превозносите его пред лицем Божиим причиняемыми ему муками. И он будет прославлен и в сем мире, и в будущем.
Так случилось с Иосифом, когда братья его продали из-за зависти, думая совершенно стереть память о нем, чтобы мир больше не слышал его имя. Но Господь столь почтил и прославил Иосифа, что когда любой человек шел к нему, то преклонял перед ним колено и творил поклон. То же самое произошло и с тремя отроками, которые отвергли земного царя из ревности к Небесному и не пожелали поклониться богам царя, его золотой колонне. Тогда безумец бросил их в печь, считая, что они сотрутся в пепел. Но они вышли невредимыми из огненной печи и были прославлены всеми. А царь устыдился и исповедовал, что нет другого Бога крепкого на небе и на земле, творящего чудеса, только Бог Сидраха, Мисаха и Авденаго. Какая непроглядная скорбь могла бы охватить этих юношей, когда их бросили в печь! Но чем сильнее было гонение, тем более прославлялись мученики на небе и на земле. Это же явилось и на пророке Данииле, когда его низвергли в ров, но затем царь увидел, что львы его не тронули, подивился и приказал бросить туда тех, кто послали в ров Даниила — и тотчас звери раздробили и сожрали советчиков.
О, лживая человеческая мудрость, а лучше сказать — глупость и порочность! Сколь ты отличаешься от христианской истины и мудрости! Когда ты дерзаешь победить злодейством и убийством рабов Божиих, тогда их превозносишь и возвеличиваешь. Посмотри на безумного Ирода, как он, чтобы умертвить Христа, убил многих невинных. Не знал неразумный, что, умертвив, доставил им жизнь, дав вкусить нетленного венца мученичества. И убийство, которым Ирод думал истребить их с лица земли, есть причина, почему сии Божии младенцы празднуют и торжествуют сегодня, сам Ирод остался осмеянным, а вечный Христос препрославлен.
Но что мы говорим о великих царях и самодержцах, намеревавшихся совершенно стереть с лица земли христианство, мучая верных ужасными орудиями и пытая? Против Господа нет ни мудрости, ни решений — и чем больше мучили верных, тем более возрастала вера и увеличивалось число христиан. О, стойкость христиан в святой и непревосходимой вере! Никакая внешняя сила не могла Тебя победить в их верных сердцах! Сердце настолько укреплялось с помощью веры, что не ощущало смерти, принимаемой за Христа Спаса нашего. Любящий крест, даже если находится среди скорбей и в муках, стоит твердо в вере и можно сказать, что почти не чувствует креста, как будто он его и не принимал. Чувствующий себя в мученичестве, как в раю, веселится с апостолами и в поношениях, и в ударах. Страдающий в подвиге, побеждает людей, самого себя и диавола, а выдержкой и кротостью смиряет тех, кто его притесняет.
Один добродетельный брат, у которого были скорби от каких-то людей, сказал мне об этих обстоятельствах такие слова: “Я желаю совершать труд с помощью Божией, терпеть поношения и гонения без ответа, пока притесняющие меня не полюбят меня. Кто на меня клевещет, к тем я милостив, молюсь Богу за них и говорю о них хорошее, чтобы они меня вскоре почитали. Тем, кто хочет мне повредить, я мщу добром, сколь могу, дабы они покаялись в своем шатании, изобличаемые своей собственной совестью, и скорее пришли попросить у меня прощения”. Ты видишь дивную добродетель? Много раз тот доблестный муж смирял своих врагов великим терпением; и все произошло, как показал исход дел, из божественного знания и промысла, которые действовали в нем.
Терпение скорбей приводит к тому, что мы побеждаем и бываем прославлены не только Богом, но и людьми. Когда нечестивейший Нерон приказал распять Петра, то говорят, правда это или нет, апостол Петр сказал императору так: “О Нерон, сейчас ты кажешься господином и владыкой, и весь народ поклоняется тебе и прославляет тебя. А бедного Петра ты презираешь и осуждаешь как злодея на смерть. Знай, что будет время, когда тебя все будут хулить. А память тобой теперь презираемого Петра будут согласно праздновать все творения. Ему построят во всяком городе и стране многоценные храмы, и цари будут благоговейно лобызать его образ”.
Скажите мне, братья, сколько трудов и усилий, сколько хитрости и умения приложил Александр Македонский, чтобы ему поклонялся весь мир? Но он не смог этого достичь! Хотя был мужественным, имел многие царства, богатства и могущество. Ему не далось то, чего крестом удостоились получить без всяких поисков Петр, Павел и другие мученики и преподобные. Чем сильнее твои скорби и грубее кары, тем светлее твоя слава!
Господь претерпел больше, чем могут сообща претерпеть все люди. Ведь ненасытные иудеи намеревались совершенно истребить Его имя. Они жестоко мучили Его, ругались и предали позорной смерти. Но Страсти принесли честь и славу большую, чем вся жизнь! Удивительное чудо! В тот час, когда Христос висел на Кресте, сотник исповедовал Его истинным Богом в уверение иудеев. Добрый разбойник исповедовал Его Богом и обрел рай. Даже безчувственные стихии скорбели: земля дрожала, солнце и луна померкли, знаменуя муки, которые переносил Бог и Создатель природы. Видя затмение Солнца правды, камни сокрушились, расколовшись от скорби, показывая, что истинный краеугольный Камень сокрушается бичом и копнем, — а сердца зрителей остаются в неверии, будучи более безчувственными, чем камни. “Титул” (“надписание”) на Кресте, помещенный там для всеобщего презрения, принес величайшую славу, ибо он истинно возвысил, и всякий прочел, что Христос — единственный царь иудеев. Его Царство нельзя принять иначе, как мучаясь и скорбя. Когда Он творил чудеса и был почитаем, Он воспротивился тому, чтобы Его избрали Царем. Тогда восстали мертвые в постыжение мучителей, исповедуя, что Христос — истинная жизнь. Так была побеждена человеческая мудрость, а сила нечестивцев истреблена. Иудеи, дерзая истребить имя Христа, несмотря на заблуждения своей лживой мысли, превознесли и прославили Его во всем мире.
Вот каковы плоды и польза скорбей: честь, слава, победа и трофеи в этом мире и в будущем. Кто же не пожелает страданий, чтобы дойти до такой степени совершенства? Известно, что Господь принимает тех, кто в подражание Ему стойко несет свой крест. Так человек достойнее побеждает беса и самого себя. Он возвышается Богом и прославляется людьми.
Итак, скорби полезны, чтобы мы с их помощью вошли в Небесное Царствие. Поэтому мы должны их искать или даже вожделеть для подражания Господу. Когда они приходят, будем принимать их, как бы из Божественной руки с радостью, как драгоценные камни и безценные жемчужины. Именно так должен делать тот, кто жаждет продвинуться в духовном жительстве, совершенно отказываясь от мира. Любовь века сего плотская и препятствует божественному рачению. Жажда земного не может совершенно угаснуть и быть удаленной из сердца без помощи скорбей, поэтому Павел радовался в скорбях и хвалился ими. Кто-то, может быть, скажет, что Павел желал их, потому что был святым и мог их переносить. А мы, мол, немощные и ничего не можем. На это я отвечу, что Павел не полагался на свою силу, а имел всю надежду в Боге. Бог не дает скорбей больше, чем человек способен вынести. Павел скорее смотрел на необоримую силу Господа, чем на собственную немощь. Поэтому он так дерзновенно сказал: Все могу в укрепляющем меня Христе.
Те, кто чувствуют утешение внутри и божественный свет, блаженны, ибо вожделеют скорбей, чтобы по силам подражать Христу в Страстях. И это возможно. Мы можем подражать не только мученикам, но и самому Владыке, если хотим, с Его собственной помощью. Некоторые люди так желают переносить издевательства и скорби ради Господа, что когда те не приходят от других, сами стесняют себя и различным образом мучают, как Симеон и Даниил Столпники и многие другие, которые всю свою жизнь прожили в наготе и переносили крайний голод и различные стесняющие скорби.
Они божественным образом возненавидели себя за свои грехи и просили скорбей, и молили, чтобы Господь их наказал. Так пророк Давид, зная, как падал и грешил, был отягощен печалью, что из-за его греха погибли тысячи людей. Он молился ко Господу, чтобы Господь обратил на него бич. Он говорил так: Я, Господи мой, согрешил, и лукавое сотворил, но эти бедные овцы не виноваты. Поэтому молю Тебя, да обратишь Свой гнев на меня. И в другом месте: Проверь меня, Господи, и испытай меня. И еще: Я готов к бичам. И пророк Иеремия, размышляя о пользе скорбей, сказал
: Накажи меня Господи, но для Суда, а не по гневу Твоему. Подобным образом и Аввакум, и другие, жившие прежде Закона Нового Завета, и после Закона (о них я не пишу ради краткости), молили Господа со слезами, чтобы Он мучил их здесь временно за грехи, которые они сами совершили, чтобы не быть наказанными вечно.Вот сколько благодарностей мы должны воздать Богу в скорбях! Мы должны чтить их подобно святому месту нахождения нашего Владыки — как Он сам повелел Моисею чтить место, где тот узрел видение Бога в колючем кусте. Он ему сказал не приближаться, но снять сандалии, ибо место, где тот стоял, свято. О, прекрасное и чудное таинство! Когда Бог желал явиться в небе первомученику Стефану, пророку Иезекиилю или на горе, — то являлся с великой славой. Но на земле Он явился Моисею посреди (посредством) куста: растения, полного только шипов и колючек. Этим Он дал понять, что Тот, Кому в Небе поклоняются святые, Кого прославляют, — на земле в терниях скорбей. И как Моисей не удостоился вкусить на Синайской горе славу Божию, а только увидел ее на земле посреди колючек, так и нам необходимо трудиться, чтобы обрести Господа сперва здесь, на земле, в терниях скорбей, если мы желаем после сей жизни вкушать Его славу небесного блаженства. О, мы неблагодарные и безумные! Если в скорбях вся радость и вкушение, то почему мы их ненавидим, почему не вожделеем? Ведь главное, — что в них находим рай и Самого Христа, Который воистину радость и ликование.
Те, кто знают, что сила Господня совершается в немощи (как Он сказал Павлу), они понимают пользу скорбей, жаждут их, видя в них Господа. Пример для них — Павел, который желал их и шел на них с радостью. Как он сам говорит в Деяниях: Иду в Иерусалим, куда мне говорит Святой Дух, там претерплю притеснения скорбей и заключения в темницы. Но я и не думаю о них, ибо я готов не только быть связанным, но и умереть ради имени Господа. И даже (что особенно удивительно в этом святом) он вожделел пострадать и в другом мире, даже быть отделенным от Христа — для душевного спасенья своих братьев и чрезвычайной любви к ним.
То же самое видно и в Моисее. Он молился Господу за спасение всего люда со словами: Прости им беззаконие или изгладь меня из Книги жизни. Подобным образом и пророк Михей предпочитал оказаться лжецом и чуждым просвещения Святаго Духа, только бы евреи были искуплены от ударов и плена, о которых он им пророчествовал: Я желал бы остаться без Духа, чтобы при этом то, что я вам говорю, было ложью.
Эти примеры воистину высшего совершенства для христианина. Друзья Божии от избытка любви и не могут помыслить отделить Бога от пользы ближнего. Такая молитва может показаться бездумной и самолюбивой, почти богохульством и отчаянием. Но у кого пламенеет сердце, кого сжигает ревность по чести Божией и ко спасению душ, кто надеется на Христа, тот предает себя мучениям и жаждет перенести всякое мучение и в нашем мире, и в будущем. Происходит это от любви. И потому милостивый Бог не только не гневается на таких людей и не предает их мучениям, а скорее удостаивает совершенств духа и благодатных дарований, как Он наградил Моисея и Павла.
Бог не всегда дает скорбь тому, кто о ней просит, что ясно явилось на Давиде. Давид молился Богу, чтобы Он наказал его и его дом за грехи, но освободил народ. Этой избыточествующей любовью Давид преклонил великодушного Бога к столь великому благосердию и милости, что Он не наказал ни его, ни народ.
Мы видим пользу, которую доставляют скорби добродетельным людям. Но получается, что мы слепы и безчувственны, совершенно лишены любви, если смеем говорить, что Господь нас наказывает ради мучений, или что мы не можем вынести их. Богохульство даже предполагать, что Господь делает безполезные вещи!
Когда мы жаждем скорбей, а они к нам не приходят, то пользой для нас становится само это святое вожделение. Со скорбящей головой мы уподобляемся распятому Христу — ибо Он принимает наш благой выбор, как то и показал царь и пророк Давид: В приготовлении сердца Своего внял ухом Своим.
О, теперешнее небрежение, как все ненавидят скорби! Смотри и помни прореченное Павлом: Будут люди беречь себя. Будем горевать и плакать, братья, что по нашему малодушию не стремимся и не находим скорби. Узнаем свою немощь и помолимся Всеблагому Богу, чтобы Он сделал душу теплой от Его честной Крови и твердым наше сердце. Посмотрим на Его мужественных воинов. Они без страха и робости шли на смерть, имея во Христе дерзновение и надежду. Они устремлялись к мученичеству, восклицая велегласно: “Мы — христиане. Мы и не думаем о страшных мучениях, о страшном внешнем кромешном огне. У нас в сердце великий огонь любви и ревности к божественному. И он прожигает нас, ибо мы — истинные члены Христа и не можем скрыть Божественное рачение”. О, просвещенные святые мученики, предававшие с радостью свои тела на смерть за Христа! О, ваша добрая сделка! Вы отдали кровь, а унаследовали Небеса. Вы отказались от тленного и временного мира, а получили нетленный и вечный. За малый час наказания вы ликуете нескончаемо.
Итак, кто не пожелает скорбей, если они доставляют великое блаженство? Пусть меня Бог удостоит, чтобы весь мир восстал на меня, чтобы все люди несправедливо притесняли меня и издевались надо мной, только бы я не лишился Господа моего.
Великий Августин, желая скорбей, часто молился со словами: “Господи, карай меня и наказывай в этом мире. Здесь тесни меня скорбями и предавай мучениям, только дай мне прощение в будущем веке”. И другой раз он сказал против себя так: “Необходимо, о душа моя, быть наказываемыми каждый день, и терпеть скорби как возможно больше, и вполне полагается претерпеть даже мучения ада — да удостоимся славы Господа Христа, да учинит Он нас со святыми Своими. Разве тебе не представляется приличным терпеть всякое зло, чтобы в истинном блаженстве стать причастником всякого добра? Так что не тяготись скорбями. Лучше, душа, исследуй свой образ жизни, как ты продвинулась в добродетели, и затем действуй, как тебя просветит Господь”.
Этого не могут понять те, кто валяются в грязи мира. Они удалены от Бога, жаждут более земли, чем Христа. Они не просят скорби или трудов, они еще никогда не вкушали Христа, но холодны и берегут себя. Но кто совлечет с себя себялюбие и свои желания и облечется во Христа, тот испробует сладость креста. Терны станут уколами и дарами любви. Они возбудят стремление всегда жаждать гвоздей, копий, губки, желчи и всякой горечи. Ибо человек так любит крест за Христа, не ради самого себя. Больше не живет в нем плоть, но только Христос Распятый.
Но мало сегодня тех, у кого такая теплота духа. Однако кто от всего сердца возлюбил Христа и не только желает скорбей, но и считает их великим благодеянием, тех Господь удостоил умереть в мучениях и страшных истязаниях. Как святой Игнатий Богоносец жаждал, чтобы ему дали больше истязаний и в ликовании радовался. Он знал, что его съедят звери, и с преизбытком радости воскликнул: “Когда же придут львы, чтобы съесть мою плоть? Я — зерно моего Господа, а зубы зверей перемелют меня в пшеницу, так что я стану приятным хлебом для Господа моего. Теперь я начинаю быть Его учеником. Я молю и прошу, чтобы собрались все истязания, кресты, звери, отсечения членов и все другие грубейшие пытки, только чтобы вкушать моего сладчайшего Владыку Христа”.
И апостол Андрей давно желал пострадать по любви ко Христу и принять смерть. Когда он подошел к вожделенному кресту, то воскликнул с избытком ликования: “О, всесвятой крест, столько времени я тебе желал, а теперь вот ты приготовлен к моему вожделению. Я иду на тебя с радостным ликованием. Я принят восторженно в ученики Того, Кто висел на тебе. Крест многочтимейший, ты уже — не позор и осуждение разбойников, не ужасен, как прежде, но ты — благодатная радость и победа страдальцев, и непобедимый трофей. Ты получил благодать и красоту от непорочных членов Господа. Исторгай меня из этого мира, веди меня к моему Учителю, ибо Он примет меня через тебя. Через тебя Он меня искупил”. Всякое благо и всякая слава приходят к нам через крест. Приидите все верные, да восхвалим, христолюбцы, и слаженно воспоем, говоря от всего сердца к кресту вместе с Андреем:
“Радуйся, Крест благодатный, светлое и славное знамение. Растение благороднейшее из всех деревьев чащоб и рощ. Ты единственный удостоился нести честь нашей свободы, смыть грязь и мерзость нашего греха. Ты единственный смог обнажить (лишить пленников) ненасытный ад, и вернуть в рай его древнего основателя Адама.
О, сладчайший и вожделеннейший Крест, ты — полезное ярмо; ты — славный стяг. Под тобой ликуют все святые, сорадуются Ангелы, и грешники находят милость. Ты тот прекрасный рай, из которого истекли не четыре, но пять спасительнейших рек.* Они оросили и напоевают весь мир.
Тебя боится смерть, перед тобой дрожат бесы, убегающие с криками смятения. Тобой открываются врата Небес, и Отец подает благо. Кто на тебе принимает смерть, тот обретает жизнь вечную.
Ты — Ноев ковчег, делающий нас свободными от потопа грехов. Ты — лествица, по которой мы, люди, поднимаемся на Небеса. Ты — тот посох и дерево, которое источило из скалы воду жизни; ты делаешь сладкой воду скорбей. Ты — стамн** Моисея, хранящий манну, но не ту, которую ели наши отцы и умерли, но благодатную, неснедаемую, дающую жизнь вечную. Ты — ковчег, хранящий не закон, но Дарователя закона. Ты — та тыква, под сенью которой заснул Илия, и, окрепши, шел сорок дней. * Имеется в виду истечение из пречистого ребра Господа Крови и воды. (Прим, пер.) ** Стамн— кувшин, урна, где по повелению Господа хранилась манна (Исх. 16; 33. Евр. 9; 4). (Прим, пер.)
О, пречестной и преславный Крест! Ты, воистину, чуден и достоин восхищения, ибо через тебя и в тебе происходят дивные чудотворения, необычные для природы. Кто когда-либо видел или слышал, чтобы смерть была побеждена смертью? Чтобы копье открыло сокровищницу благодати? Чтобы прежде хулящий просветился? Чтобы получил дар и награду тот, кто недавно разбойничал, и в тот же час вошел в рай, прежде всех апостолов?
Воистину, ты дивный и всесвятой, Крест всечестной! Раньше ты был стыдом и позором, наказанием для разбойников, а теперь ты — цена искупления, слава праведных и похвала. О, достойнейшее древо, пусти в моем сердце свои корни, чтобы они окрепли и, орошаемые источником слез, сотворили пред лицем Бога плод прекрасный и благоуханный. Или, лучше сказать, преобрази меня всего в себя дивным способом. Корень твой пусть окрепнет в ногах моих, ветви — в руках моих, вершина — в голове моей, и чтобы я стал весь крестом, пригвозди ноги мои, чтобы они стояли непоколебимо. Свяжи руки мои, чтобы они не творили ничего, кроме всесвятой воли Господа. Отверзи мой бок и уязви сердце рачительной любовью. Сделай, чтобы очи ничего не видели, только Господа распятого, уши ничего не слышали, и обоняние ничего не чуяло. Почивай во мне, как Христос почивал на тебе. О, Крест сладчайший и желаннейший, удостой меня, чтобы я висел на тебе, как и
Господь, ибо достойнее, чтобы раб был распят за своего Владыку, чем Господь за своего слугу.О, Крест во всем благословенный, Крест во всем блаженный, Крест спасительнейший! Я не знаю, как восхвалить тебя подобающим образом, я не могу почтить тебя по достоинству и не могу возвеличить, как хочу. Помогите мне, братья во Христе, скорее делом, чем словом. Да будем поклоняться Кресту благоговейно, будем жаждать его всей душой. И когда он придет, возьмем его и примем с радостью, ибо от него нам приходят все дары и благодати. Крест— тот ключ, который открыл нам рай. Блаженны мы, если возлюбим Крест скорбей и будем выносить их благодарно, потому что тогда будем ко благу приняты Богом в жизнь. Мы будем возлюблены Христом, как пострадавшие с Ним от зла и сораспявшиеся. А в жизни, которой жаждем, мы будем сопрославлены вместе с Ним в безпредельные веки нескончаемых веков”. Аминь.
Глава 19
Первое утешение скорбящих — признание собственных грехов
Для увещевания скорбящих достаточно написанного в предыдущих главах. Но по немощи и хилости нашей природы мы напишем и некоторые утешения по поводу разных скорбей. Любая скорбь может случиться по различным причинам. Мы скажем и о бедах и вражде.
Первое врачевство тебе, о скорбящий, и утешение пусть будет то, что тебе бы полагалось больше скорбей, чем у тебя есть, — по причине многих твоих грехов, ибо мы все совершали грехи, и нет никого безгрешного. Все уклонились, согласно Давиду, все стали негодными, — одни одним образом, другие другим. И если ты исследуешь самого себя, то знай, что по делам своим будешь наказан и поймешь это. Как исповедовали три отрока посреди огня, когда говорили: Господи, все это Ты сотворил на нас, истинной правдой и судом сотворил, ибо мы согрешили против Тебя и не совершили велений Твоих.
Подумай тогда, когда приходит несчастье, сколько раз ты преступал божественное веление! Сколько раз ты превозносился. Сколько раз ты богохульствовал. И сколькими способами ты ругался над Господом, неблагодарный, при тех благодеяниях, которые Он тебе сделал. И какая же любовь у тебя к ближнему твоему, хотя тебе его должно любить, как самого себя! И так ты обратишься к себе, устыдившись тяжких путей греха, и исповедуешь, что тебе подобает даже более сильное наказание скорбями, по правосудию Божию. Бог не оставляет грех ненаказанным и незаметенным, как и доблесть — невознагражденной.
Один единственный грех — превозношение Денницы — был наказан столь строго, что Денница избранное создание, превратился в недостойного червя. А ты, сколько раз превозносился перед твоим Творцом и Создателем? Одно единственное преступление Адама принесло столько горя и мучений не только ему, но и всему нашему человеческому роду! И если бы Господь не пожелал вольно пострадать, чтобы искупить грех Своей многоценной Кровью, то мы мучились бы в аду все. А ты совершаешь столько преслушаний и уклонений, — и какого возмездия и мучения ты считаешь себя достойным? Если ты с умом подойдешь к этому, то даже если перестрадал, тебе все покажется ничем в сравнении с полагавшимся или с тем, что потерпели иные за меньшие грехи.
По причине беззакония людей весь мир захлебнулся в страшнейшем Потопе. Были сожжены пять городов Содома, другим горьким карам подверглось за грех безчисленнейшее множество людей. Как те страшнейшие муки отличаются от малых скорбей, посылаемых тебе Всемилостивым Богом!
Если кто оскорбит земного царя, его мучают немилостиво. Но тогда какая же великая кара подобает тебе, кто презирал своими беззакониями, — и сколько раз, — Царя и Владыку всего творения?! Постигни великую Его благость, что Он дает тебе здесь малую скорбь, чтобы искупить от нескончаемого мучения, — как если бы кто облагодетельствовал должника, который должен был заплатить тысячу золотых монет, а ему достаточно отдать только десять, — а остальное заимодавец списывает!
Зная об этом, многие добродетельные доблестные люди молили Бога, чтобы Он им послал в жизни различные мучения, но не осудил на то, нескончаемое. Здесь, о брат, многомилостивый Господь учит и наказывает нас жезлом орехового дерева весьма легко и нежно, без большой тяготы, чтобы не карать нас в будущей жизни жезлом железным скорбно и безжалостно, сокрушая и разбивая нас, как глиняные горшки, по словам пророка Давида: Будешь пасти их жезлом железным. Как сосуды из глины, так Ты сокрушишь их. Поэтому, брат, как разбойник исповедал на кресте, что справедливо страдает за свои грехи, так и ты знай и исповедай то в своих скорбях, говоря: “Господи мой, справедливо я страдаю, и мне полагалось больше. Благословенно, что болят и страдают члены, которые стали органами греха, ибо преследуем человек, презирающий Твои повеления”. И если ты скажешь от всего сердца, то твое наказание облегчится, будут изглажены твои беззакония, и ты удостоишься, чтобы помянул Господь тебя, как благомысленного разбойника, и ввел в рай.
Продолжение следует.