№ 60 октябрь
2004 год
Составленная общедоступной речью Агапием, иноком Критским на Святой Горе Афон (1641 год). Продолжение. Начало в №№50-59.
Глава 20
Второе увещевание. Временными
несчастиями скорбящий иcкуплен
от вечных мучений
Если думать о суровости
вечных мучений, то тебе величайшие скорби настоящей жизни покажутся игрушками, так же, как и самое малое
мучение ада хуже всех временных. Подумай во время скорби о лишенном радости и мрачнейшим месте,
чтобы малую тяготу победить великой, а одним пламенем угасить другое. Подумай о страшном адском мучении,
всепожирающем огне, скрежете зубов, холодной бездне, тьме внешней и обо всем,
достойном плача, скорби и боли; о страшном виде бесов и просто различных
мучениях, которыми караются все наши чувства — без милосердия или надежды на окончание.
И когда ты обдумаешь все тщательно, вспомни, сколько раз тебе полагалось быть осужденным на эти мучения,
причитающиеся другим и за грехи меньшие, чем твои собственные — ибо те люди погибли внезапно, и у них не было времени
покаяться.
А если ты достоин вневременной кары,
разве не великое благодеяние, что милостивый Бог дает тебе малые скорби, чтобы
освободить от тех, вечных и страшных? Как же твоя нынешняя бедность
отличается от крайней нищеты и несравненной скудости, которую терпят
в том безрадостном и безутешном месте! Там жаждущий не получит и капли воды, чтобы
охладить язык!
Непроходимая мука
|
В книге
«Сад образцов» (лист 437) написано, что умер один человек, оставив
детей и супругу. На следующий день по уступке умерший
восстал и тотчас пошел в церковь, воздав Богу подобающую благодарность.
Затем он приготовил дом, раздав нищим богатство. Детям и жене он оставил небольшую
часть, которой было достаточно для бедной жизни. Потом он удалился в
пустынное место, построил лачугу рядом с рекой и нес подвиг в великой
строгости жизни. Во время зимы он в одежде входил в реку и стоял, пока
не леденела от холода его одежда, и он сам становился весь как кусок
льда. Он выходил из реки еле живой и тут же кипятил на огне большой котел. Он вставал
в котел, чтобы растворить лед, а потому шел опять в реку, как прежде, а от нее
к котлу, — и так делал всю зиму.
Другие
пустынники, жившие рядом с ним, вразумляли его прекратить такую
жестокость — как бы он не умертвил безвременно себя таким способом
непривычного мучения. А он ответил им: «Если бы вы увидели, братья и отцы мои,
что я видел в адском мучении в тот день, когда я умер, вы бы совершали более великий подвиг».
Братия подвигла его рассказать об
этом ради Господа. Он ответил так: «Когда душа вышла из моего бедного тела, то
меня сопровождал сияющий юноша. Мы пришли в лощину, там стояло два озера.
Одно было полно горящего пламени, метавшего искры. Другое
покрыто холоднейшим льдом и снегом. Оба озера были полны душами
людей, и их карали бесы. Вытаскивая их из одного озера, они швыряли в другое,
а затем опять в первое. Потом он меня привел в место темное и мрачное. Из него неслись
крики боли, мучилось безчисленное множество совершенно
нагих людей. Я никого не мог рассмотреть, только видел, что со дна
ада поднимались некоторые из них, словно огненные головни, и от
них шла вонь и гнусный запах, ни с чем не сравнимый.
Когда я смотрел на это, ко мне подбежало множество бесов с раскаленными
путами,чтобы схватить меня. Но тут явился свет, будто звезда. Он не
позволил им ничего сделать, но сказал: «Владыка повелел, чтобы душа вернулась в тело и
сотворила покаяние». Так я ожил. Поэтому, возлюбленные, я предпочел истязаться
недолгое время здесь, чем в аду вечно».
Так делал тот несокрушимый (буквально,
«адамантовый») монах до времени смерти — когда он ушел в вечное пребывание. И
ты выдерживай скорби. Не ворчи, но скорее благодари за благодеяние,
творимое тебе Всеблагим Господом, что Он освободил тебя малой тягостью
от неизъяснимых мук.
Глава 21
Третье увещевание. Bкушение небесного блаженства
Третьим твоим утешением пусть будет воспоминание о
невыразимой и неизреченной славе рая. Ты знаешь, что если стойко выдерживаешь свою
скорбь, то не только освобождаешься от вечного мучения, но и удостаиваешься
вечного блаженства. В нем ты будешь иметь великое отдохновение, славу, богатство,
благополучие, самодостаточность всякого
блага. Ты будешь ликовать всегда, благословляя скорби, дающие великое блаженство.
Это размышление делает сладким всякую
скорбь и муку. Память о воздаянии заставляет умолкнуть карающий бич, как хорошо
знали все святые, преподобные и мученики. Они познали, что страдания теперешнего времени
недостойны будущей славы.
Все скорби и
тесноту нашего мира мы не должны держать в уме, ибо они никак не стоят тех благ,
которые мы надеемся с Божественной благодатью вкушать в будущей жизни. Итак,
радуйся, думая о Небесном граде, о прекрасных Царских чертогах, о хрусталевидных реках и прочей красоте, явленной Иоанну Богослову в «Откровении». Апостол Иоанн дает нам понятие этими образами о некой части безпредельного благообразия и богатстве
блаженного нашего Отечества. Сравни с множеством
людей безмерное множество Ангелов, стоящих благочинно-согласно
и в любви, радости и ликовании на псалтирях*
·
Имеется в виду древний музыкальный
инструмент псалтирь (псалирион), в сопровождении которого исполнялись в ветхозаветные
времена псалмы. (Прим. ред.)
воспевающих и благословящих Господа. Как Господь щедро заплатил за наши труды! Но
прежде всего вспомни, что ты надеешься увидеть лице Божие кое желают видеть святые Ангелы
и созерцание коего есть совершенное блаженство. С надеждой на то преподобные выдерживали
все посты, бдения и тяжкую жизнь в пустыне, веря, что скорбями они наследуют
нескончаемое Царствие. Надежда была их якорем, позволившим стоять твердо и неподвижно
в стольких водоворотах, случающихся в бурном море нашей жизни!
Владыка,
зная лучше всех, сколь крепко мы должны держаться на том якоре,
назвал бедных, плачущих и несправедливо гонимых блаженными, наказав им
радоваться и веселиться, ибо мзда и воздаяние будет многа в Небесах.
Это истина, а потому радуйся и ликуй в мучениях, зная, что чем
более тяжелы труды, тем большая плата для тебя приготовлена. Какую
радость имел бы тот, кого бы побивали алмазами, изумрудами, рубинами и другими
благородными камнями!
Его плоть
немного поболела бы, но он бы знал, что благодаря камням, которыми его забрасывают,
станет богат. Он мужественно терпел бы и благодарил, но не для того, чтобы
защититься от бросающих камни. Так и ты должен благодарить притесняющих тебя тем более,
— насколько душа ценнее тела. Если для того человека телесные скорби оборачиваются
временным богатством, то для тебя духовные тяготы — вечным блаженством. Ибо,
воистину, труды, преследования и скорби, всякая враждебность и зло, если ты их стойко
выдержишь, станут жемчугом и драгоценными камнями, которыми увенчаешься в
раю. Чтобы мы искренно так веровали, Господь пожелал явить это и чувственным
образом некоторым рабам, дабы они увидели истину своими глазами. Послушай и
удивишься.
У одной женщины, благоговейной и
добродетельной, была язва в груди, полная червей, которые ели плоть. Она
чувствовала сильную боль и очень мучилась, а врач не мог ей помочь. Однажды
она исповедовалась духовнику, опытному и мудрейшему, и он ей сказал, чтобы
дала ему одного из тех червей, которые поглощали ее плоть. Она не захотела
его послушать, ей это казалось делом неподобающим. Но когда он
еще более попросил ее, она послушалась, и тотчас, как она вывалила
червя ему на ладонь, зловонный червь стал (о чудо!) драгоценным
камнем, благовидным и столь светлым, что являл собой безподобное
сокровище. Тогда духовник объяснил ей душеполезными словами,
какую пользу она получала от этой невыносимой язвы. Утешившись, она молилась
Богу, чтобы Он не исцелял ее, ибо немощь служила великой пользе.
В «Житиях» Метафраста
под 1 сентября рассказывается, что преподобный Симеон стоял на столпе многие годы, его бедро так стало загнивать от великих усилий,что по нему ползали черви. Однажды к преподобному пришел князь
сарацинов ради благословения, встал под столпом, слушая учение святого. В тот момент вниз упал один червяк, но когда князь взял его из благоговения, преподобный сказал ему: «Зачем тебе нужен мерзкий червяк?
Брось его и не пачкай руки, благороднейший!» Тот открыл руку, чтобы увидеть червяка, как ему сказал преподобный, однако тотчас узрел, что прежде противный и гадкий
червяк стал прекрасным драгоценным камнем.
Видишь, сколькими доказательствами ты
можешь быть уверен, что твои нынешние притеснения и скорби даруют
несказанную радость и веселье, когда Господь примет тебя в рай со словами: Благо,
раб благой и верный, входи в радость Господина своего.
О, сколько
радости ты примешь, когда войдешь в число небесного войска! Ты
не будешь ни голодать, ни жаждать, ни мерзнуть, ни преть — не будет
горестей, но настанет совершенная радость, вечное отдохновение, крайнее ликование и полное вкушение всего благого. Говоря просто, ты
унаследуешь те блага, которых око не видело, и ум человека не может понять. И это не на десять, сто или тысячу лет, но — на безпредельные века веков. Так что подумай, что справедливо: ворчать ли — или терпеть стойко всякое мучение временной жизни,
если надеешься вкушать столь великое блаженство.
Глава 22
Четвертое увещевание.
Памятование Господних Страстей
Как страдание и смерть
Господа были причиной нашего спасения и врачеванием от смерти, так памятование о Его Страстях есть утешение и
исцеление всех скорбей, случающихся здесь, в ире. Ибо как то запретное дерево, от которого поели праотцы,
стало причиной нашей гибели, так Божественный Промысл
пожелал, чтобы древо Креста было причиной нашего спасения. Под сенью
того древа сидит невеста, думающая о его благой плодовитости
и сладости, что видно из второй главы Песни Песней. Ты сможешь понять тот зной скорбей,
когда сядешь под тень древа Честнаго Креста,
вспоминая с благоговением о трудах, насмешках и постыдной смерти,
которую принял на Нем Податель жизни.
Такое врачевание дал апостол евреям, чтобы
они размышляли и вспоминали каждый раз
смерть Христову, а не тяготились скорбями, трудностями и перенесенными ими преследованиями. Чем мы больше будем
преданы подобному занятию, чем дольше станем сидеть под сенью того Древа, тем больший плод соберем.
Господь смог нас искупить и соделать наше спасение не для малых мучений и быстрого забвения — но чтобы нам яснее явилась Его огненная любовь, и чтобы Его страдание было нашим прибежищем и наставительным
утешением в теснящих нас скорбях. Господь пострадал добровольно. Как дает нам совет
апостол Петр в Первом своем Послании: Христос
пострадал за нас плотью. И вы вооружитесь этим помыслом. Нужно
вооружиться размышлением о Страстях Христовых — и тогда не будут иметь никакого
значения удары и лишения, которые мы получаем в нашем временном поселении, ибо
это только закаляет оружие. Если вас постигли болезни и телесные тяготы,
вооружитесь, размышляя о жесточайших болях Господа Христа, — и тогда вы ими смягчите
ваши собственные. Если вас стесняет и повергает в скорбь, нищета,
лишение необходимого, вспомните о Его крайней бедности, о нищей и
узкой кровати Креста, где Он лежал без всякой одежды, не имея, куда главу
преклонити а в жажде Ему не дали даже чаши воды,
а только горькую желчь и уксус. Эта добровольная и несравненная бедность
Владыки сделает нас терпеливыми в нашей собственной бедности. Если вы
стеснены тем, что мир вас презирает и унижает, посмотрите на Него.
Он, Царь царствующих, был более всего презираем,
распят между двумя разбойниками, претерпевая издевательства и насмешки всех, и вы
поймете, что издевательства над вами — просто ничто. Говоря просто,
нас не сможет постигнуть никакая скорбь сильнее Его скорби. Поэтому
размышление о Страстях есть врачевание против скорбей. Не
печальтесь никогда, но радуйтесь вместе с апостолом. Ведь вы знаете, что в
Кресте и Страсти Христовой обретается спасение, жизнь и врачевание
наше. Итак, применяй, о скорбный
человек, это лечение во всех твоих страданиях. Мысли о том, сколько претерпел
ради любви к тебе твой Бог и Владыка. Тогда ты не дерзнешь отверзать уста и
жаловаться на свои тяготы, но скорее будешь радоваться, что удостоился хотя
бы немного стать подражателем Его Страстей. А противоположного ты будешь
смущаться, то есть благополучия в этой жизни, ибо если ты не
пострадал ради любви к Нему, значит не уподобился нисколько Ему
по своему жительству.
Скажи мне, если ты увидишь, что
твой земной царь идет босиком по дороге, а
ты находишься в его свите, — не будешь ли ты ради славы и похвалы следовать за ним тоже без обуви? Так и
поступили рабы пророка Давида, как
ясно из 2 Книги Царств: когда Давид бежал из Иерусалима, преследуемый своим сыном Авессаломом, то он шел без обуви, покрыв голову, и в слезах. Таким же образом за ним
следовали все его рабы, чтобы
показать благое намерение к владыке.
Если ты так поступишь ради
земного царя, — выдержишь стеснение с
радостью ради любви к нему, — то тем более ты должен так делать ради Христа,
Небесного Царя твоего. По этой причине истинные и благонамеренные рабы Его, когда видят, что Господь не посылает им скорби, находят их самостоятельно, стесняя плоть
постами, бдениями, молитвами и
другими подвигами, чтобы страдать вместе с Христом и подражать его Страстям. Раз они добровольно и
охотно желают скорбей, хотя Господь
их им не посылает, то почему ты отвергаешь приходящие к тебе заботы от
мудрого во всем Его Промысла и не благодаришь
Его за такое благосердное наставление? Поистине, если
бы Ангелы имели зависть, то они завидовали прежде всего тому, что ты претерпеваешь различные скорби ради Христа в этом
мире, — а получишь великое воздаяние и щедрую награду в раю. Знай великое
благодеяние Бога, как раб, верный
своему Господу. Благодари, прославляй Его всесвятое имя,
ибо Он удостоил тебя стать Своим подражателем. Так воды скорбей станут для тебя благодаря Кресту
сладкими, как сделались сладкими и
горчайшие воды Мерры, когда Моисей бросил в них древо, прообразовавшее Честный и Всесвятой Крест.
Глава 23
Пятое врачевание. Молитва
Все
Божественное и Священное Писание Ветхого и Нового Завета подвигает
нас во многом к молитве, возвещая пречудную ее
добродетель и благородство. Мы оставим все другие действования,
создаваемые молитвой, и скажем только то, что относится к нашему делу. В
собственном и всеобщем смысле, — благодаря молитве мы находим помощь в
скорбях, как много раз показывалось в священных книгах. Царь и пророк Давид
говорит, что во время скорби он взывал ко Господу с
молитвой и тотчас бывал искуплен, как явно видно из 4, 20, 119 псалмов и
многих других. Так и царь Манассия молитвою достиг искупления
от Бога и прощения грехов. Богоотцы, равно и мать
пророка Самуила
Анна, молитвой были освобождены от безплодия. Говоря
просто, молитва являлась прибежищем для всех святых рабов Божиих
в их скорбях. Благоутробие Божие
не оттягивается на будущее, если есть
молитва праведника. Как сказал Сам Господь: Призови
Меня в день скорби своей, и Я
извлеку тебя из нее, и ты прославишь Меня.
Те, кто переходят через большую и глубокую
реку, чтобы не испугаться, не смотрят на воды, но вверх, на небо. Так и мы,
когда нас окружают воды скорбей, что часто случается в нашей обычной
жизни, не должны задерживать свой мысленный взгляд на собственной
подавленности, чтобы не прийти в смятение или не смалодушествовать. Нет, мы
должны обратить взор к Небу, где наше спасение. Мы призовем в смиренном
молении Божественную благодать и милость, потому что помощь к нам
приходит с Неба. Как Господь возжелал, чтобы мы прибегали к Нему в
наших скорбях, то и посылает их часто, чтобы горечь привлекла нас к Нему,
вожделенному. Так и дети, когда у них все в порядке и ничего не болит, весь
день бегают и играют, не вспоминая родителей. А когда они
проголодаются, или упадут и ушибутся, то сразу бегут к родителям со слезами,
чтобы те им помогли.
|
Ладан — это прообраз молитвы. Когда ты
бросаешь ладан на угли, то благоухание восходит к Небу. Так и молитва возникает в
пламени скорбей и прямо восходит к Богу, от Которого
к нам приходит помощь. Не думайте, что святые отцы по
случайности передали нам, что молитва важнее всего. Они знали в
точности, что посредством ее мы получаем все блага и бывает искуплены от всех зол и
помех, случающихся с нами.
Поэтому Господь сказал своим ученикам: Бодрствуйте
и молитесь, чтобы не войти в искушение. А когда Он
говорил о тяготах, присужденных нам в дни Судные, сказал: Бодрствуйте и
молитесь во всякое время, чтобы вы могли выдержать все
скорби, которые придут. Так мы и делаем, когда желаем найти помощь.
Поскольку
молитва столь полезна, то не тяготись изучать днем и ночью Закон
Господень и молиться в скорбях. Если чадолюбивый и многомилостивый
Бог видит, что тебе полезно врачевание тела, то дает его тебе. А если оно
мучает душу, то лучше быть немощным временно телом, чем караемым вечно в адском мучилище.
Глава 24
Размышление в скорбях, весьма
полезное
То, что мы сказали в предыдущей
главе, было мыслью, относящейся только к умной молитве. А
теперь мы напишем иное рассуждение, предназначив
его для живущих в миру и более простых людей, как весьма полезное в
размышлениях о пользе скорбей.
Первейшая цель этого рассуждения, —
чтобы ты сам понял, человек, душой и телом, — чем ты был до рождения,
и что ты есть сегодня, ибо от такого понимания постигнешь Бога,
приобретя два величайших дарования. Чтобы придти к этому знанию, исследуй и
обдумай следующие семь вещей.
Первое. Чем ты был до того, как
родился в мир, когда у тебя не существовало души, тела и никакого чувства?
Ты был ничем, меньше былинки или травинки. Былинка и травинка имеют бытие, а
ты не имеешь. Напротив, прежде зачатия ты был ничем.
Второе. Подумай о благоутробии
Всеблагого Бога, Который сотворил тебя по образу Своему
и подобию, дав тебе тело с разнообразием органов, членов и чувств, и душу,
имеющую ум, желание, память и другие способности.
Третье.
Подумай, какую великую благодарность подобает тебе высказать к
богатому милостями и имеющими все доброе Благодетелю, от Которого
ты получил огромные дарования; ты должен Его прославлять, с великим усердием служить
Ему и быть осторожным, чтобы не споткнуться и не огорчить Его. Подумай,
ведь если ты принял даже одно благодеяние от смертного князя, ты
должен любить его от всей души и сердца и чтить в различных опасностях
жизни, чтобы не показаться неблагодарным к нему.
Четвертое.
Сопоставь с этим свою неблагодарность к Творцу, ибо делаешь
противоположное тому, что тебе подобает делать. Вместо того, чтобы Его любить, воспевать, прославлять и благодарить за полученные от Него дары,
ты Его презираешь делами и огорчаешь,любишь преходящие и суетные вещи,
предпочитаешь творение Творцу.
Пятое. Подумай, сколько бы кар подобало тебе
за такую неблагодарность. Сколь справедливо было бы со стороны
Господа лишить тебя всех данных дарований, как то
и случилось с Адамом и Евой, которых Он за одно единственное преслушание
лишил блаженства, бывшего у них прежде, чем они согрешили. А коли так, то какими карами Ему следовало бы наставлять тебя за многие преслушания
и неблагодарности? Если Он за
превозношение тотчас изгнал из рая ангела, превыше
всех чтимого и светлейшего, со всеми его
единомышленниками и осудил их на вечное мучение, то что же должен претерпеть ты, превозносившийся столько раз и противостоящий Боже
ственному величию? Такое размышление поможет тебе
перенести все скорби, истинно сознавая, что терпишь
меньше того, чем подобает. Ты должен удивляться, как тебя носит земля, как
светит солнце, грея тебя, как тебя орошает вода, и, просто говоря, как
тебя выдерживают все стихии,
и творения и не поднимаются на тебя, чтобы убить.
Шестое. Вспомни благость нашего
Господа, который мог бы тебя тяжко покарать не только-временным,
но и вечным мучением — однако Его безпредельное
благоутробие терпит, ожидая твоего покаяния. И если Он тебя
наказывает немного и небольшой скорбью, то делает это отечески, думая о твоем благе, чтобы ты сошел с дурного пути и пошел по прямому, очистившись через скорби, — и
так Он тебя удостоит небесного блаженства.
Какой отец
еще показывал себя столь милосердным к своим детям, как Сей
Любезный и Милостивый к тебе, неблагодарный? Какой друг хранил когда-либо в мире столь великую любовь и верность к своему
другу, какую хранит Сей Всеблагой к тебе? Кто еще
никогда не оставлял тебя в твоих
нуждах, хотя ты Его столько раз обманывал, неблагодарнейший? Воистину, на тебе исполнилось сказанное Исайей
от лица Господа: Я насадил
виноградник и ждал, что произойдет виноградная гроздь, а виноградник произвел колючки. Теперь я
бросаю это огражденное место, и оно будет на расхищение, и разрушаю его стену,
и он будет на попрание.
Седьмое и последнее. Вспомни, сколь многим ты обязан твоему
Творцу и Создателю, и тогда поймешь, что является по отношению к Нему подобающим и справедливым. Тебе следовало бы
потратить всю свою жизнь на служение Ему и почитание Его, благодаря
за многочисленные
благодеяния, оказанные тебе, а все беды и скорби, тебе посылаемые, принимать
так, как ты воспринимаешь удачи. Следовало бы презирать почести и вещи, и всю нашу суетную жизнь,
боясь преступить какую-либо
заповедь, даже самую меньшую, возненавидев прежнюю непочтительность и лень, но
преуспевая в доблести, сколь можно.
Видишь, сколь великую пользу ты получаешь из настоящего размышления, которое, чтобы ты запомнил лучше, я
вновь напишу здесь в виде кратких заглавий. Итак, подумай:
1. Чем ты был, прежде чем тебя
создал Бог.
2.
Сколь великое благодеяние Он тебе оказал, что
создал тебя.
3.
Сколь многим ты Ему обязан.
4.
Сколь ты был неблагодарен Ему за блага,
которые получил.
5.
Какое наказание тебе полагалось бы за эту
неблагодарность.
6.
Скольких благ Он тебя удостоил вместо зол,
которые тебе полагались.
7.
И после всего, как много ты должен делать с
сегодняшнего дня и
впредь,
чтобы порадовать Благодетеля и не мучиться вечно.
Обдумав все, не заучивай, но исследуй
и сопоставляй отдохновения, то есть средства, облегчающие болезнь,
— если тебе покажется в первый раз, что ты не получил еще плода или
пользы духовной. Не будь пренебрежителен, ибо ты, без сомнения,
примешь пользу, как и многие другие, идя путем благодати Божией.
Продолжение следует.