№ 60 октябрь 2004 год

 

СПАСЕНИЕ ГРЕШНИКОВ

Составленная общедоступной речью Агапием, иноком Критским на Святой Горе Афон (1641 год). Продолжение. Начало в №№50-59.

 

Глава 20

Второе увещевание. Временными несчастиями скорбящий иcкуплен от вечных мучений

Если думать о суровости вечных мучений, то тебе величайшие скор­би настоящей жизни покажутся игрушками, так же, как и самое малое мучение ада хуже всех временных. Подумай во время скорби о лишен­ном радости и мрачнейшим месте, чтобы малую тяготу победить великой, а одним пламенем угасить другое. Подумай о страшном адском мучении, всепожирающем огне, скрежете зубов, холодной бездне, тьме внешней и обо всем, достойном плача, скорби и боли; о страшном виде бесов и просто различных мучениях, которыми караются все наши чув­ства — без милосердия или надежды на окончание. И когда ты обдумаешь все тщательно, вспомни, сколько раз тебе полагалось быть осужденным на эти мучения, причитающиеся другим и за грехи меньшие, чем твои собственные — ибо те люди погибли внезапно, и у них не было времени покаяться.

А если ты достоин вневременной кары, разве не великое благодея­ние, что милостивый Бог дает тебе малые скорби, чтобы освободить от тех, вечных и страшных? Как же твоя нынешняя бедность отличается от крайней нищеты и несравненной скудости, которую терпят в том безрадостном и безутешном месте! Там жаждущий не получит и капли воды, чтобы охладить язык!

Является ли скорбь, боль, труды, болезни, издевательства, безчестие, печали и всякое другое временно случающееся переживание срав­нимым и с тем крайним несчастием бедных грешников, погруженных в неугасимый огонь, где они горят без облегчения нескончаемо? Какой разумный человек будет жаловаться на временную скорбь, которой он искуплен от нескончаемых мучений? Разве кто-то не выберет провести всю жизнь в скорбях, в различных бедствиях, чем нескончаемо мучить­ся после смерти? Послушай и пример, чтобы поверить в истину.

Непроходимая мука

 

 


В книге «Сад образцов» (лист 437) написано, что умер один человек, оставив детей и супругу. На следующий день по уступке умерший восстал и тотчас пошел в церковь, воздав Богу подобающую благодарность. Затем он приготовил дом, раздав нищим богатство. Детям и жене он оставил небольшую часть, которой было достаточно для бедной жизни. Потом он удалился в пустынное место, построил ла­чугу рядом с рекой и нес подвиг в великой строгости жизни. Во время зимы он в одежде входил в реку и стоял, пока не леденела от холода его одежда, и он сам становился весь как кусок льда. Он выходил из реки еле живой и тут же кипятил на огне большой котел. Он вставал в котел, чтобы растворить лед, а потому шел опять в реку, как прежде, а от нее к котлу, — и так делал всю зиму.

Другие пустынники, жившие рядом с ним, вразумляли его прекратить такую жестокость — как бы он не умертвил безвременно себя та­ким способом непривычного мучения. А он ответил им: «Если бы вы увидели, братья и отцы мои, что я видел в адском мучении в тот день, когда я умер, вы бы совершали более великий подвиг».

Братия подвигла его рассказать об этом ради Господа. Он ответил так: «Когда душа вышла из моего бедного тела, то меня сопровождал сияющий юноша. Мы пришли в лощину, там стояло два озера. Одно было полно горящего пламени, метавшего искры. Другое покрыто холоднейшим льдом и снегом. Оба озера были полны душами людей, и их карали бесы. Вытаскивая их из одного озера, они швыряли в другое, а затем опять в первое. Потом он меня привел в место темное и мрач­ное. Из него неслись крики боли, мучилось безчисленное множество совершенно нагих людей. Я никого не мог рассмотреть, только видел, что со дна ада поднимались некоторые из них, словно огненные голов­ни, и от них шла вонь и гнусный запах, ни с чем не сравнимый. Когда я смотрел на это, ко мне подбежало множество бесов с раскаленными путами,чтобы схватить меня. Но тут явился свет, будто звезда. Он не позволил им ничего сделать, но сказал: «Владыка повелел, чтобы душа вернулась в тело и сотворила покаяние». Так я ожил. Поэтому, возлюб­ленные, я предпочел истязаться недолгое время здесь, чем в аду вечно».

Так делал тот несокрушимый (буквально, «адамантовый») монах до вре­мени смерти — когда он ушел в вечное пребывание. И ты выдерживай скорби. Не ворчи, но скорее благодари за благодеяние, творимое тебе Всеблагим Господом, что Он освободил тебя малой тягостью от неизъ­яснимых мук.

 

Глава 21

Третье увещевание. Bкушение небесного блаженства

Третьим твоим утешением пусть будет воспоминание о невырази­мой и неизреченной славе рая. Ты знаешь, что если стойко выдержива­ешь свою скорбь, то не только освобождаешься от вечного мучения, но и удостаиваешься вечного блаженства. В нем ты будешь иметь великое отдохновение, славу, богатство, благополучие, самодостаточность всякого блага. Ты будешь ликовать всегда, благословляя скорби, даю­щие великое блаженство.

Это размышление делает сладким всякую скорбь и муку. Память о воздаянии заставляет умолкнуть карающий бич, как хорошо знали все святые, преподобные и мученики. Они познали, что страдания тепереш­него времени недостойны будущей славы.

Все скорби и тесноту нашего мира мы не должны держать в уме, ибо они никак не стоят тех благ, которые мы надеемся с Божественной благодатью вкушать в будущей жизни. Итак, радуйся, думая о Небес­ном граде, о прекрасных Царских чертогах, о хрусталевидных реках и прочей красоте, явленной Иоанну Богослову в «Откровении». Апостол Иоанн дает нам понятие этими образами о некой части безпредельного благообразия и богатстве блаженного нашего Отечества. Сравни с мно­жеством людей безмерное множество Ангелов, стоящих благочинно-согласно и в любви, радости и ликовании на псалтирях*

·             Имеется в виду древний музыкальный инструмент псалтирь (псалирион), в сопровож­дении которого исполнялись в ветхозаветные времена псалмы. (Прим. ред.)

 воспевающих и благословящих Господа. Как Господь щедро заплатил за наши тру­ды! Но прежде всего вспомни, что ты надеешься увидеть лице Божие кое желают видеть святые Ангелы и созерцание коего есть совершен­ное блаженство. С надеждой на то преподобные выдерживали все по­сты, бдения и тяжкую жизнь в пустыне, веря, что скорбями они наследуют нескончаемое Царствие. Надежда была их якорем, позволившим стоять твердо и неподвижно в стольких водоворотах, случающихся в бурном море нашей жизни!

Владыка, зная лучше всех, сколь крепко мы должны держаться на том якоре, назвал бедных, плачущих и несправедливо гонимых блажен­ными, наказав им радоваться и веселиться, ибо мзда и воздаяние будет многа в Небесах. Это истина, а потому радуйся и ликуй в мучениях, зная, что чем более тяжелы труды, тем большая плата для тебя приготовлена. Какую радость имел бы тот, кого бы побивали алмазами, изумру­дами, рубинами и другими благородными камнями!


Подпись: Душа, входящая в рай

 

 

Его плоть немного поболела бы, но он бы знал, что благодаря камням, которыми его забрасывают, станет богат. Он мужественно терпел бы и благодарил, но не для того, чтобы защититься от бросающих камни. Так и ты должен благодарить притесняющих тебя тем более, — насколько душа цен­нее тела. Если для того человека телесные скорби оборачиваются вре­менным богатством, то для тебя духовные тяготы — вечным блажен­ством. Ибо, воистину, труды, преследования и скорби, всякая враждебность и зло, если ты их стойко выдержишь, станут жемчугом и драгоценными камнями, которыми увенчаешься в раю. Чтобы мы ис­кренно так веровали, Господь пожелал явить это и чувственным обра­зом некоторым рабам, дабы они увидели истину своими глазами. По­слушай и удивишься.

У одной женщины, благоговейной и добродетельной, была язва в груди, полная червей, которые ели плоть. Она чувствовала сильную боль и очень мучилась, а врач не мог ей помочь. Однажды она испо­ведовалась духовнику, опытному и мудрейшему, и он ей сказал, что­бы дала ему одного из тех червей, которые поглощали ее плоть. Она не захотела его послушать, ей это казалось делом неподобающим. Но когда он еще более попросил ее, она послушалась, и тотчас, как она вывалила червя ему на ладонь, зловонный червь стал (о чудо!) драгоценным камнем, благовидным и столь светлым, что являл собой безподобное сокровище. Тогда духовник объяснил ей душеполезными словами, какую пользу она получала от этой невыносимой язвы. Уте­шившись, она молилась Богу, чтобы Он не исцелял ее, ибо немощь служила великой пользе.

В «Житиях» Метафраста под 1 сентября рассказывается, что пре­подобный Симеон стоял на столпе многие годы, его бедро так стало загнивать от великих усилий,что по нему ползали черви. Однажды к преподобному пришел князь сарацинов ради благословения, встал под столпом, слушая учение святого. В тот момент вниз упал один червяк, но когда князь взял его из благоговения, преподобный сказал ему: «За­чем тебе нужен мерзкий червяк? Брось его и не пачкай руки, благород­нейший!» Тот открыл руку, чтобы увидеть червяка, как ему сказал пре­подобный, однако тотчас узрел, что прежде противный и гадкий чер­вяк стал прекрасным драгоценным камнем.

Видишь, сколькими доказательствами ты можешь быть уверен, что твои нынешние притеснения и скорби даруют несказанную радость и веселье, когда Господь примет тебя в рай со словами: Благо, раб благой и верный, входи в радость Господина своего.

О, сколько радости ты примешь, когда войдешь в число небесного войска! Ты не будешь ни голодать, ни жаждать, ни мерзнуть, ни преть — не будет горестей, но настанет совершенная радость, вечное отдохно­вение, крайнее ликование и полное вкушение всего благого. Говоря просто, ты унаследуешь те блага, которых око не видело, и ум человека не может понять. И это не на десять, сто или тысячу лет, но — на безпредельные века веков. Так что подумай, что справедливо: ворчать ли — или терпеть стойко всякое мучение временной жизни, если надеешься вкушать столь великое блаженство.

Глава 22

Четвертое увещевание. Памятование Господних Страстей

Как страдание и смерть Господа были причиной нашего спасения и врачеванием от смерти, так памятование о Его Страстях есть утешение и исцеление всех скорбей, случающихся здесь, в ире. Ибо как то запретное дерево, от которого поели праотцы, стало причиной нашей гибели, так Божественный Промысл пожелал, чтобы древо Креста было причиной нашего спасения. Под сенью того древа сидит невеста, думающая о его благой плодовитости и сладости, что видно из второй главы Песни Песней. Ты сможешь понять тот зной скорбей, когда сядешь под тень древа Честнаго Креста, вспоминая с благоговением о трудах, насмешках и постыдной смерти, которую принял на Нем Податель жизни.

Такое врачевание дал апостол евреям, чтобы они размышляли и вспоминали каждый раз смерть Христову, а не тяготились скорбями, трудностями и перенесенными ими преследованиями. Чем мы больше будем преданы подобному занятию, чем дольше станем сидеть под се­нью того Древа, тем больший плод соберем.

Господь смог нас искупить и соделать наше спасение не для малых мучений и быстрого забвения — но чтобы нам яснее явилась Его огненная любовь, и чтобы Его страдание было нашим прибежищем и наставительным утешением в теснящих нас скорбях. Господь постра­дал добровольно. Как дает нам совет апостол Петр в Первом своем Послании: Христос пострадал за нас плотью. И вы вооружитесь этим помыслом. Нужно вооружиться размышлением о Страстях Христовых — и тогда не будут иметь никакого значения удары и лишения, которые мы получаем в нашем временном поселении, ибо это только закаляет оружие. Если вас постигли болезни и телесные тяготы, вооружитесь, размышляя о жесточайших болях Господа Христа, — и тогда вы ими смягчите ваши собственные. Если вас стесняет и повергает в скорбь, нищета, лишение необходимого, вспомните о Его крайней бедности, о нищей и узкой кровати Креста, где Он лежал без всякой одежды, не имея, куда главу преклонити а в жажде Ему не дали даже чаши воды, а только горькую желчь и уксус. Эта добровольная и несравненная бед­ность Владыки сделает нас терпеливыми в нашей собственной бедно­сти. Если вы стеснены тем, что мир вас презирает и унижает, посмотри­те на Него. Он, Царь царствующих, был более всего презираем, распят между двумя разбойниками, претерпевая издевательства и насмешки всех, и вы поймете, что издевательства над вами — просто ничто. Гово­ря просто, нас не сможет постигнуть никакая скорбь сильнее Его скор­би. Поэтому размышление о Страстях есть врачевание против скорбей. Не печальтесь никогда, но радуйтесь вместе с апостолом. Ведь вы знаете, что в Кресте и Страсти Христовой обретается спасение, жизнь и врачевание наше. Итак, применяй, о скорбный человек, это лечение во всех твоих страданиях. Мысли о том, сколько претерпел ради любви к тебе твой Бог и Владыка. Тогда ты не дерзнешь отверзать уста и жаловаться на свои тяготы, но скорее будешь радоваться, что удостоился хотя бы немного стать подражателем Его Страстей. А противополож­ного ты будешь смущаться, то есть благополучия в этой жизни, ибо если ты не пострадал ради любви к Нему, значит не уподобился нисколько Ему по своему жительству.

Скажи мне, если ты увидишь, что твой земной царь идет босиком по дороге, а ты находишься в его свите, — не будешь ли ты ради славы и похвалы следовать за ним тоже без обуви? Так и поступили рабы про­рока Давида, как ясно из 2 Книги Царств: когда Давид бежал из Иеру­салима, преследуемый своим сыном Авессаломом, то он шел без обуви, покрыв голову, и в слезах. Таким же образом за ним следовали все его рабы, чтобы показать благое намерение к владыке.

Если ты так поступишь ради земного царя, — выдержишь стесне­ние с радостью ради любви к нему, — то тем более ты должен так де­лать ради Христа, Небесного Царя твоего. По этой причине истинные и благонамеренные рабы Его, когда видят, что Господь не посылает им скорби, находят их самостоятельно, стесняя плоть постами, бдениями, молитвами и другими подвигами, чтобы страдать вместе с Христом и подражать его Страстям. Раз они добровольно и охотно желают скорбей, хотя Господь их им не посылает, то почему ты отвергаешь прихо­дящие к тебе заботы от мудрого во всем Его Промысла и не благода­ришь Его за такое благосердное наставление? Поистине, если бы Анге­лы имели зависть, то они завидовали прежде всего тому, что ты претерпеваешь различные скорби ради Христа в этом мире, — а полу­чишь великое воздаяние и щедрую награду в раю. Знай великое благо­деяние Бога, как раб, верный своему Господу. Благодари, прославляй Его всесвятое имя, ибо Он удостоил тебя стать Своим подражателем. Так воды скорбей станут для тебя благодаря Кресту сладкими, как сде­лались сладкими и горчайшие воды Мерры, когда Моисей бросил в них древо, прообразовавшее Честный и Всесвятой Крест.

Глава 23

Пятое врачевание. Молитва

Все Божественное и Священное Писание Ветхого и Нового Завета подвигает нас во многом к молитве, возвещая пречудную ее доброде­тель и благородство. Мы оставим все другие действования, создава­емые молитвой, и скажем только то, что относится к нашему делу. В собственном и всеобщем смысле, — благодаря молитве мы находим помощь в скорбях, как много раз показывалось в священных книгах. Царь и пророк Давид говорит, что во время скорби он взывал ко Гос­поду с молитвой и тотчас бывал искуплен, как явно видно из 4, 20, 119 псалмов и многих других. Так и царь Манассия молитвою достиг искупления от Бога и прощения грехов. Богоотцы, равно и мать проро­ка Самуила Анна, молитвой были освобождены от безплодия. Говоря просто, молитва являлась прибежищем для всех святых рабов Божиих в их скорбях. Благоутробие Божие не оттягивается на будущее, если есть молитва праведника. Как сказал Сам Господь: Призови Меня в день скорби своей, и Я извлеку тебя из нее, и ты прославишь Меня.

Те, кто переходят через большую и глубокую реку, чтобы не испу­гаться, не смотрят на воды, но вверх, на небо. Так и мы, когда нас окру­жают воды скорбей, что часто случается в нашей обычной жизни, не дол­жны задерживать свой мысленный взгляд на собственной подавленно­сти, чтобы не прийти в смятение или не смалодушествовать. Нет, мы должны обратить взор к Небу, где наше спасение. Мы призовем в сми­ренном молении Божественную благодать и милость, потому что помощь к нам приходит с Неба. Как Господь возжелал, чтобы мы прибегали к Нему в наших скорбях, то и посылает их часто, чтобы горечь привлекла нас к Нему, вожделенному. Так и дети, когда у них все в порядке и ниче­го не болит, весь день бегают и играют, не вспоминая родителей. А когда они проголодаются, или упадут и ушибутся, то сразу бегут к родителям со слезами, чтобы те им помогли.

Ладан — это прообраз молитвы. Когда ты бросаешь ладан на угли, то благо­ухание восходит к Небу. Так и молитва возникает в пламени скорбей и прямо вос­ходит к Богу, от Которого к нам прихо­дит помощь. Не думайте, что святые отцы по случайности передали нам, что молит­ва важнее всего. Они знали в точности, что посредством ее мы получаем все блага и бывает искуплены от всех зол и по­мех, случающихся с нами.

Поэтому Господь сказал своим уче­никам: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не войти в искушение. А когда Он гово­рил о тяготах, присужденных нам в дни Судные, сказал: Бодрствуйте и молитесь во всякое время, чтобы вы могли выдержать все скорби, которые придут. Так мы и делаем, когда желаем найти помощь.

Поскольку молитва столь полезна, то не тяготись изучать днем и ночью Закон Господень и молиться в скорбях. Если чадолюбивый и мно­гомилостивый Бог видит, что тебе полезно врачевание тела, то дает его тебе. А если оно мучает душу, то лучше быть немощным временно те­лом, чем караемым вечно в адском мучилище.

Глава 24

Размышление в скорбях, весьма полезное

То, что мы сказали в предыдущей главе, было мыслью, относящей­ся только к умной молитве. А теперь мы напишем иное рассуждение, предназначив его для живущих в миру и более простых людей, как весьма полезное в размышлениях о пользе скорбей.

Первейшая цель этого рассуждения, — чтобы ты сам понял, чело­век, душой и телом, — чем ты был до рождения, и что ты есть сегодня, ибо от такого понимания постигнешь Бога, приобретя два величайших дарования. Чтобы придти к этому знанию, исследуй и обдумай следу­ющие семь вещей.

Первое. Чем ты был до того, как родился в мир, когда у тебя не существовало души, тела и никакого чувства? Ты был ничем, меньше былинки или травинки. Былинка и травинка имеют бытие, а ты не име­ешь. Напротив, прежде зачатия ты был ничем.

Второе. Подумай о благоутробии Всеблагого Бога, Который сотворил тебя по образу Своему и подобию, дав тебе тело с разнообрази­ем органов, членов и чувств, и душу, имеющую ум, желание, память и другие способности.

Третье. Подумай, какую великую благодарность подобает тебе высказать к богатому милостями и имеющими все доброе Благодете­лю, от Которого ты получил огромные дарования; ты должен Его про­славлять, с великим усердием служить Ему и быть осторожным, чтобы не споткнуться и не огорчить Его. Подумай, ведь если ты принял даже одно благодеяние от смертного князя, ты должен любить его от всей души и сердца и чтить в различных опасностях жизни, чтобы не пока­заться неблагодарным к нему.

Четвертое. Сопоставь с этим свою неблагодарность к Творцу, ибо делаешь противоположное тому, что тебе подобает делать. Вместо того, чтобы Его любить, воспевать, прославлять и благодарить за полученные от Него дары, ты Его презираешь делами и огорчаешь,любишь преходящие и суетные вещи, предпочитаешь творение Творцу.

Пятое. Подумай, сколько бы кар подобало тебе за такую неблагодар­ность. Сколь справедливо было бы со стороны Господа лишить тебя всех дан­ных дарований, как то и случилось с Адамом и Евой, которых Он за одно единственное преслушание лишил бла­женства, бывшего у них прежде, чем они согрешили. А коли так, то какими карами Ему следовало бы наставлять тебя за многие преслушания и небла­годарности? Если Он за превозношение тотчас изгнал из рая ангела, превыше всех чтимого и светлейшего, со всеми его единомышленниками и осудил их на вечное мучение, то что же должен претерпеть ты, превозносившийся столько раз и противостоящий Боже­ ственному величию? Такое размышление поможет тебе перенести все скорби, истинно сознавая, что Подпись: Благословения и скорби приходят в мир из рук Господатерпишь меньше того, чем подобает. Ты должен удивляться, как тебя носит земля, как светит солнце, грея тебя, как тебя орошает вода, и, просто говоря, как тебя выдерживают все стихии, и творения и не поднимаются на тебя, чтобы убить.

Шестое. Вспомни благость нашего Господа, который мог бы тебя тяжко покарать не только-временным, но и вечным мучением — одна­ко Его безпредельное благоутробие терпит, ожидая твоего покаяния. И если Он тебя наказывает немного и небольшой скорбью, то делает это отечески, думая о твоем благе, чтобы ты сошел с дурного пути и пошел по прямому, очистившись через скорби, — и так Он тебя удо­стоит небесного блаженства.

Какой отец еще показывал себя столь милосердным к своим детям, как Сей Любезный и Милостивый к тебе, неблагодарный? Какой друг хранил когда-либо в мире столь великую любовь и верность к своему другу, какую хранит Сей Всеблагой к тебе? Кто еще никогда не остав­лял тебя в твоих нуждах, хотя ты Его столько раз обманывал, неблаго­дарнейший? Воистину, на тебе исполнилось сказанное Исайей от лица Господа: Я насадил виноградник и ждал, что произойдет виноградная гроздь, а виноградник произвел колючки. Теперь я бросаю это огражден­ное место, и оно будет на расхищение, и разрушаю его стену, и он будет на попрание.

Седьмое и последнее. Вспомни, сколь многим ты обязан твоему Творцу и Создателю, и тогда поймешь, что является по отношению к Нему подобающим и справедливым. Тебе следовало бы потратить всю свою жизнь на служение Ему и почитание Его, благодаря за многочис­ленные благодеяния, оказанные тебе, а все беды и скорби, тебе посыла­емые, принимать так, как ты воспринимаешь удачи. Следовало бы пре­зирать почести и вещи, и всю нашу суетную жизнь, боясь преступить какую-либо заповедь, даже самую меньшую, возненавидев прежнюю непочтительность и лень, но преуспевая в доблести, сколь можно.

Видишь, сколь великую пользу ты получаешь из настоящего раз­мышления, которое, чтобы ты запомнил лучше, я вновь напишу здесь в виде кратких заглавий. Итак, подумай:

1. Чем ты был, прежде чем тебя создал Бог.

2.     Сколь великое благодеяние Он тебе оказал, что создал тебя.

3.     Сколь многим ты Ему обязан.

4.     Сколь ты был неблагодарен Ему за блага, которые получил.

5.     Какое наказание тебе полагалось бы за эту неблагодарность.

6.     Скольких благ Он тебя удостоил вместо зол, которые тебе по­лагались.

7.     И после всего, как много ты должен делать с сегодняшнего дня и
впредь, чтобы порадовать Благодетеля и не мучиться вечно.

Обдумав все, не заучивай, но исследуй и сопоставляй отдохнове­ния, то есть средства, облегчающие болезнь, — если тебе покажется в первый раз, что ты не получил еще плода или пользы духовной. Не будь пренебрежителен, ибо ты, без сомнения, примешь пользу, как и многие другие, идя путем благодати Божией.

 

 

 

 

 

Продолжение следует.

 

 

 

 



Hosted by uCoz