№ 61 ноябрь 2004 год

 

СПАСЕНИЕ ГРЕШНИКОВ

Составленная общедоступной речью Агапием, иноком Критским на Святой Горе Афон (1641 год). Продолжение. Начало в №№50-60.

 

Глава 25

О семи Святых Дарах. Утешение стесненным скорбью

Сокровище, которое нам Господь оставил в непорочных Таинствах, столь велико и неисчерпаемо, — я говорю о Всесвятом Хлебе, — что языка человеческого и даже Ангельского не хватит, чтобы в совершенстве высказать его благодать. Поэтому среди всех других подобающих слов о Таинстве есть слово Евхаристия, то есть «хорошая благодать», «бла­гая радость», «благодарение». Среди всех радостей, оказанных Богом человеку, нет более прекрасной. В ней заключены все сокровища Божией мудрости и знания, благодаря ей мы получаем всякое благо.

Благодать Таинства столь велика, что все ослабшие выздоравливают. Примем и мы, когда нас давит скорбь, эти непорочные Таинства с верой, чтобы нам достичь врачевания и искупления, по словам Давида: Приготовил Ты предо мной трапезу супротив притесняющих меня. На этой трапезе, как Бог показал в откровении, пища есть само Таин­ство, и когда человек ее приемлет, то получает большую помощь в го­нениях и скорбях, случающихся в нашей жизни.

Таинственный Хлеб укрепляет наши сердца; он создал святых мучеников и преподобных, выдерживавших великие скорби ликуя. Прибегни и ты к священной трапезе, когда у тебя скорбь, гонения, чтобы получить помощь против теснящих тебя.

Если ты не найдешь утешение сразу, то нисколько не пренебрегай этим священным деланием, ибо, часто подходя ко Святому Причащению, через какое-то время чудесно по­лучишь помощь.

Святой Хлеб есть лечение ослабших и утешение скорбящих, как на опыте знают те, кто с верой и благо­говейно причащаются. Прибегай к этой помощи — и ты легко найдешь безплатное врачевание и благодатную радость во всех скорбях. Какого бы рода у тебя ни было мучение и страдание, тебя уврачует Господь, когда ты примешь Его в Таинстве Причастия. Знай же пользу лечения, ниспосланного свыше, и причащайся как можно чаще, чтобы найти в скорбях облегчение и помощь от Бога.

Наши нынешние объяснения столь полезны, что читающий вни­мательно уже получит великое облегчение. Но могут сказать, что эти объяснения внятны только образованным людям, которые сумеют их понять, а неучившийся в школе не получит плода. Тогда мы напишем для неученых, чтобы бедные и больные, просветившись разумным све­том и законом праведности, тоже получили помощь в скорбях.

Прежде всего подумай, что даже неверующие признают и правиль­но полагают, что терпение побеждает случайности. Поэтому суетна их уверенность, что «случай» есть тот корень, от которого к нам приходит все хорошее и противоположное ему в нашей жизни. Это ложное мне­ние язычников. А верный христианин исповедует и верует, что все при­ходящее, скорбное или радостное, есть Божественное указание и повеление. Язычники вынуждены терпеть скорби, укрепляясь в стойкости, чтобы так победить посланную им случайность. Почему же ты, христианин, верующий, что все приходит с волей Божией, не имеешь стойко­сти, которая дарует победу и великую пользу? Разве ты не терпишь ущерба от своей духовной распущенности? Что пользы, когда ты расстраиваешься в бедности или болезни? Что ты приобретаешь, если ругаешься? Какой плод принесут твои суетные хлопоты? Разве ты не видишь, не­счастный, что сам растравляешь свою рану, и она еще больше болит? Тогда пропадает вся польза и плод терпения.

Подумай, ведь перенесенные тобой скорби есть лечение, послан­ное Господом для твоего же спасения. Выдержкой проверяется твой труд: Господь дает силу выдерживать скорби или быстро тебя осво­бождает, увидев терпение, чтобы не ввести в соблазн. Знай, что не ты один находишься в скорбях и мучении, есть и другие, страдающие еще больше, но они имеют утешение в терпении. Подумай о безчисленных трудах и истязаниях, понесенных всеми преподобными и мучениками. Они были людьми, как и ты, носящими плоть; и они добежали до того предела, который ищем мы, — до спасения души. Почему же ты не вы­держиваешь малого мучения, когда с тобой, как и с ними, Бог, помога­ющий и принимающий на Себя удары, наш Врач и Защитник?

Если ты скажешь, что то было во время оно, — отвечу тебе, что и сегодня есть много тех, кто превосходят тебя в терпении скорбей и немощах, бедных, поругаемых и различно мучимых. Если они терпят, по­чему ты не благодаришь Бога в своих скорбях?

 

 

Глава 26

Утешающее увещевание к бедствующим и нищим

Одной из величайших тягот, подавляющих человека в мире, является бедность, то есть лишение необходимых вещей. Особенно бывает человеку скорбно, когда он видит, что у других есть много того, чего нет у него. Он видит, что другие, подобные ему или даже уступающие в чем-то, имеют деньги, виноградники, поля и другое имущество. Он ви­дит, что у других много всего, а он бедствует. Те хорошо одеты, а он наг. Говоря просто, у них есть все необходимое, а у этого бедняка нет даже хлеба, чтобы насытиться. Поэтому он столь скорбит, что ненави­дит жизнь и зовет, чтобы к нему пришла смерть.

Такое состояние души происходит оттого, что у нас мало знания. Мы не знаем, что является истинным благом, а что злом, причиняющим нам вред. Если бы мы это знали, то скорее радовались бы в скорбях и печалились в удачах. Невежественные люди дерзают заявлять, что бо­гатство — всегда великое благо; потому они ненавидят бедность и не смыслят, что весьма ошибаются, ибо не знают цены и ценности вещей.

Исследуй, о христианин, чем является богатство, которого ты же­лаешь так, что долго скорбишь при потере. Господь в притче о сеятеле уподобил его терниям, поражающим своими остриями всех, имеющих их у себя. О чем мысли и заботы богатых, как не о том, чтобы увели­чить и преумножить богатство, как его сохранить от различных опас­ностей? Разве такие мысли не уколы и раны, которые колючие тернии наносят нашему сердцу?

Апостол Павел говорит Тимофею, что все люди, жаждущие богат­ства, впадают в соблазны и западни беса, то есть во многие безполезные похоти, приводящие человека к смерти и гибели духовной. Таким же образом и псалмопевец Давид советует тем, у кого есть богатство, не принимать его близко к сердцу, чтобы не подвергнуться опасности. Он обличает сынов человеческих, что они жаждут суеты и ищут ложь. Ведь люди, будучи разумными, должны управляться разумной же ча­стью души — а не вожделеющей, как безсловесные животные. Желая чувственных, мнимых вещей, по сути суетных и тленных, не дающих истинного насыщения, люди в конце концов чувствуют духовный го­лод и безпримерную неудачу.

Эту истину, руководствуясь только светом природы, знали и древ­негреческие философы, такие как Диоген, Сократ, Платон, Аристотель и другие. Они не стремились к земному богатству и нисколько его не желали, но скорее даже презирали его. А ты, христианин, просве­щенный светом веры, наученный столькими наставлениями и различ­ными примерами — ты не знаешь того, что знали они? Золото, сереб­ро, драгоценные камни и все, к чему устремлен мир сей, есть не что иное, как горсть безполезной земли. Почему тогда ты желаешь таких недостойных вещей и скорбишь, когда у тебя отнимается эта земная гниль? Радуйся и веселись тогда, когда ты беден, ибо у тебя нет забот и опасностей, которые всегда преследуют богатых, их душу и их тело.

Величайшая удача - бедность в согласии с Богом. Это большее сча­стье, чем если бы ты приобрел все богатства суетного мира. Неужели тебе не представляется великой благодатью быть спутником и подража­телем твоего Владыки, соучастником Его Страстей? Исследуй Его об­раз жизни и увидишь, что Он переносил крайнюю бедность. Он родился в скудном вертепе (пещере). Лежал в яслях для скота. Он провел всю Свою жизнь в несравненной бедности, и в конце всего умер на Кресте без одежды, не имея где главу приклонить и даже чаши воды в жажде. Этой бедности пожелала быть причастной Его Непорочная Матерь, апостолы и все Его друзья и рабы. Господь избрал нищих, чтобы сде­лать их наследниками Своего Царствия. Если ты желаешь быть причис­ленным к ним и подражать Господу хотя бы в малой мере, то благодари Его в скорбях. Постигни надежность своего положения, достоинство и мир, поселяющиеся внутри тебя в бедности — и не печалься от нищеты, ибо у тебя есть духовное богатство, кото­рое лучше телесного. Если ты и беден явно, то знай, что очень возлюблен Богом. Очи Бога внимательны к молениям праведни­ков. Благодатный Бог знает, что обилие вещей вредит душе и не дает удовлетворения, ибо вожделение требует все большего. Он не лишит тебя самого необходимого в жиз­ни, если будешь иметь целью свое спасение. Как Он наставляет нас в Евангелии от Матфея: Ищите прежде Царствия Небес, а все другое приложится, — то есть все необхо­димое для тела Я вам дарую. Если же тебя оставит вера в эти слова, то тогда ты получишь много худшую нищету. А если веришь Его слову, Он тебя не оставит. Так что не ищи и не желай преходящего богатства, не желай быть богаче, чем ты есть — не желай становиться сребролюбцем. Богатый человек мало чему радуется, он только пресы­щается и потом раздражается.

Приложи заботу, брат, и искорени вожделение земных вещей из серд­ца — и благодари Бога за свою нищету. В один день умрешь и ты, и богач, и как кончилось его богатство, так и твоя нищета, — и вы будете оба нагие, как родились, вас погребут без всякого различия. Различия не станет в телесном состоянии, но в душевном — великое различие. Богач будет мучиться вовек, а тебя Бог примет на лоно Авраама вместе с бедным Лазарем и ты начнешь ликовать с радостью, славить Господа всегда, благодарить, что Он тебе не дал богатства в этом мире, - ибо если бы ты был богат, то не спасся бы. О, блаженная бедность, если бы тебя узнали все бедняки, так скорбящие о своей нищете, и признали дарованную им пользу! О, наша глупость, что мы не догадываемся о благодеянии, оказанном нам Господом через бедность! Господь ска­зал, что нищих есть Царствие Небесное, — его не наследуют богатые.

Когда царь поручает человеку город в управление, то дает ему под­писанное поручение. А за золото и серебро поручение не покупается. Это письмо дает право распоряжаться городом, но не серебро. Бедность и обладает таким письмом Господа, которым ты, нищий, наследуешь рай. Ибо Господь сказал: Блаженны нищие по велению духа, ибо их есть Царствие Небес. Тебе легче войти с Его письмом в рай, чем со всем временным богатством. Пусть язычник, не верящий в Господа, жела­ет богатства. Пусть его даже ищет иудей. Но у тебя, христианин, есть Царствие Небесное, и ты не нуждаешься во временных вещах. Увы вам, одержимые купцы, что ваше благоденствие и утешение состоит в бо­гатстве. Богач, если ты желаешь Царствия Небесного, пойди в дом бед­няка и купи Царствие Небес милостыней, подаваемой ему! Она будет считаться твоей, и ты унаследуешь ее, если благодарно выдержишь бед­ность. Радуйся, бедняк, и ликуй, ибо в этом состоянии ты более всего богат: Царствие Небесное твое, можешь продавать его своим благоде­телям, нисколько не терпя ущерба в богатстве блаженства.

Бедность свободна от того страшного судебного решения, которое Господь произнесет на богатых: Я голодал, а вы не дали Мне поесть. Бедняку нечего дать, и у него нет обязанностей в делах милости. Бед­ность не нуждается в земных и случайных вещах. Только тот «нищ» по-настоящему, кто желает приобрести то, чего у него нет, — а кто ничего не вожделеет, тот называется богачом! Так что ты не нищий, а бо­гач, если ты благодаришь в своей бедности и славишь Господа. Блажен тот нищий, у кого Бог помощник во всех его скорбях, ободряющее уте­шение в притеснениях, слава и венец в Царствии вечного блаженства. Блаженна бедность, ибо она истребляет превозношение, — причи­ну многих греховных уклонений. Она открывает врата Небес и удоста­ивает вместе со святыми мучениками получения венца терпения. Ра­дуйся, нищий, и веселись, и борись, чтобы сопровождать Владыку, ни­щего, нагого, пригвожденного ко Кресту, чтобы вкушать богатство славного Его Воскресения в Царствии, которое на Небе, Его же да бу­дет всем нам достичь.

 

Глава 27

Утешение к тем, кто были богаты, но обеднели

Как мы написали выше, для утешения нищего достаточно, чтобы он не ворчал в своей нужде. Но есть те люди, которые скорбят боль­ше — потому что раньше были богатыми, а потом дошли до крайней бедности. И когда они вспоминают о своем прежнем имуществе, то тер­заются и плачут. Мы собираемся в этой главе написать утешительное увещевание для их успокоения.

Обедневший человек пусть не вспоминает причины своего несча­стья, как оно к нему пришло, потому что такие думы доставляют вели­чайшую скорбь и волнение. Но пусть вспомнит множество своих гре­хов и благодарит Господа за малое наказание, данное временно, чтобы не мучиться вечно.

Скажи мне, христианин, когда ты скорбишь и столь печалишься, что лишился богатства (денег, полей, домов и тому подобного, в чем потерпел ущерб), — кто тебе дал? Где ты это нашел? Как приобрел? Разве не видишь, что когда пришел в сей мир, у тебя не было ничего, даже куска ткани, чтобы прикрыть наготу? И затем то, что у тебя было в собственности, тебе дал в долг Всемилостивый Господь, чтобы ты эти вещи употреблял и радовался ими. Но почему ты скорбишь, и тебе ка­жется злом, что ты отдал долг? Почему ты не подражаешь многостра­дальному Иову, Евстафию Плакиде и другим доблестным рабам Твор­ца, которые потерпели ущерб в тысячу раз больший, чем ты, но не вол­новались и не говорили неподобающих слов? Они знали, что Бог их этим пожаловал, и говорили с благодарностью: Господь дал, Господь взял. Как было угодно Господу, как нравилось Господу, так и произошло. Буди имя Его благословенно.

Скажи мне, невежда, если князь пожелал дать нищему в долг сто зо­лотых монет, или виноградники, или поля, или другие доходные вещи, чтобы он вкушал разное и получал пользу, затем через некоторое время князь забрал долг, — должен ли нищий этим тяготиться, ворчать на бо­гатого, что тот с ним поступил несправедливо? Или он должен скорее благодарить князя, что тот ему дал возможность столько времени радо­ваться? О, неблагодарный человек, когда Господь дает тебе богатство, и вещей у тебя становится больше, ты благословляешь и благодаришь Гос­пода, — а когда мрет твой скот, или ты терпишь кораблекрушение, или умирает твой родственник и брат, или другой какой ущерб настигает тебя, —  ты упрекаешь Бога и безчестишь Его, несчастный? Когда Он тебе дает вещи, ты знаешь Его как Правителя и Господа, а когда их берет, ворчишь и судишь Его? - Особенно, когда Он так делает для твоего блага и лишает тебя вещи, когда видит, что она есть причина твоей гибели? Как телесный врач, когда видит, что в человеке много крови, и у него есть опасность от ее избытка задохнуться и погибнуть, то отворяет вены и выводит дурную кровь - так и Бог, всепремудрый Врач, видя, что вещь может погубить твою душу, оттого что ты слишком любишь ее и слиш­ком пристрастился к ней, отбирает ее и отбрасывает — как дурную, вре­дящую тебе кровь. Поэтому благодари Его Промысл и мудрость в благоутробии и благодеянии, которое Он тебе соделал.

В «Историях римлян» («Gesta Romanorum») можно прочесть об одном древнегреческом философе, который, будучи разумен, знал о вреде, приносимом богатством и имуществом. Он собрал все свое бо­гатство и бросил его в море со словами: «Лучше я тебя потоплю, чем ты потопишь меня». Если даже язычник поступил так, потому что был ра­зумен и занимался философией, то сколь же мудрее должен поступать ты, христианин. Ибо ты знаешь, как вредит тебе богатство в доброде­тели, и как ублажает Господь нищих.

Раз у тебя нет той ревностной теплоты, чтобы раздать богатство как милостыню нищим своей рукой, поблагодари Бога, Который взял на Себя этот труд и сделал все то, что нужно было сделать тебе. Он взял то, что тебе вредило, и лишил тебя временных благ, чтобы ты унасле­довал небесные. Подумай также, что в этом мире мы — временные жи­тели (как написано у нас в главе 39), и ходим как странники, чтобы достичь нашего Небесного Отечества. И чем больше мы нагружены тяжелыми вещами, тем труднее нам идти по нашему пути. Если кто бе­рет часть груза, мы благодарим его охотно за ту любезность, которую он нам оказал. Итак, не оскорбляй Владыку Христа, что Он забрал у тебя тяжесть, и ты быстрее достигнешь Отечества твоего, будучи ли­шен имущества, но скорее благодари твоего Благодетеля.

Знай и то, что вместо земных, уходящих со смертью вещей, тебе при­готовлены другие блага, более совершенные и достойные, чем ты мо­жешь представить. Их ты унаследуешь, если немного потерпишь и бу­дешь благодарить Бога в бедности. Но, ворча и ругаясь, ты потерпишь великий урон, потому что, теряя временные блага, лишаешься и вечных. Так ты уничтожаешь ту небесную многоценную жемчужину, о которой говорит Господь в Евангелии от Матфея (гл. 13), когда разумный купец, все продав, купил ее. Те, кто познают в скорбях цену этой чтимой жемчу­жины — нищеты, не нуждаются в словах увещевания и утешения. Они желают радоваться, зная, сколь великое сокровище имеют. Почему ты тяготишься, христианин, и ворчишь в твоей нищете, которая есть жре­бий надежнейший и безопасный, несомненный и непоколебимый? Это мирное состояние, которому никто не завидует, свобода без смятения, без страха и без забот. Если бедность нам позволяет вкушать величай­шее богатство, довольство и независимость, то почему мы желаем боль­ше текущих сокровищ? Христос говорит: Блаженны, кто алчут и жаж­дут здесь временно, потому что насытятся вечно. И, напротив, в другом месте: Горе вам, кто сыты и наполнены, потому что будете голодать вечно. Кто не предпочтет всегдашнего и небесного блага?

Если ты желаешь иметь, о христианин, терпение в твоих скорбях, исследуй, что приносит успокоение, а что — вред: богатство, которого ты лишился, или бедность, в которой ты теперь? И знай, что хотя мно­гие люди и ненавидят бедность, будучи плотскими и невежественными, но ее всем подобает чтить больше, чем напрасное богатство, не прино­сящее никакой пользы, а скорее вечное мучение.

Глава 28

Утешение ослабшим и немощным телом

Здоровье — самое желанное и благоприобретаемое из всех вещей. Поэтому более всего человек скорбит в болезни — более, чем в других несчастьях и неудачах, приходящих к нему. У кого что болит, или он тяжко ослаб, пусть прочтет это утешение и получит радость.

Если бы немощные знали пользу, приносимую душе болезнями, то, почувствовав боль в теле, чудесным бы образом были обрадованы, а их тягота и мучение облегчилась бы. Ибо когда плоть истязаема, то душа врачуется, — и этого достаточно, чтобы больной радовался. Не считай, о человек, что Бог просто так, случайно, посылает тебе немощь. Нет, но ради многого плода и пользы, получаемой в таком случае тво­ей душой, которая начинает сиять как золото в сокровищнице. Потому Бог бросил Иова и подверг стольким страданиям, и поражал различным образом со всех сторон, — что знал о величии богатства, которым Он желал удостоить именно его, столь стойко вынесшего страдания. За свой чудесный пример выдержки Иов вновь прославился и просиял в мире, и был награжден Богом за страдание и болезни — еще более прежних благодеяний.

В этом и заключается приобретение: праведные получают пользу от своей болезни, а грешники могут заиметь целое богатство, если вы­держат страдания с благодарностью.

Прежде всего, благодаря расстройству тела, душа излечивается от греховной немощи. Как с помощью горькой микстуры организм очи­щается от скоплений дурных влаг, и плоть вылечивается, таковым же образом человек с помощью скорбей и тягот болезни узнает свои гре­хи, не замечаемые прежде, и, каясь, исповедуется и оплакивает их, про­ся прощения Божиего, и делает другие благодеяния — и так душа его получает здоровье, которого прежде не было. Поэтому и говорит про­рок об израильтянах, что исполнились их немощи, и тогда они стали искать исцеления, — зная, что их прегрешения являются причиной болез­ней, но они вернулись в покаянии к Господу.

Во-вторых, немощь отнимает у тебя силу, и ты не можешь грешить. А это большая польза для невнимательных и легкомысленных, кото­рые сами не могут себя удерживать. Многие, когда были крепки и здо­ровы, расходовали свою силу на грехи. А когда ослабли телом, то уже не могут, да и не желают совершать никакого зла — а скорее каются в том, что сделали прежде, потому что во многом душу делает целомуд­ренной тяжелая болезнь.

В-третьих, труды, скорби и немощи служат воздаянием за грехи и помогают тебе приобрести безропотную выдержку. Это то же самое, что епитимья, — здесь и пост, и воздержание, и мучение тела. Боли го­ловные и других членов, угнетающие тебя, служат вместо тех, которые ты должен бы дать телу за сладострастные удовольствия, вкушаемые тобой прежде. Если ты не можешь заснуть во время болезни, считай, что ты совершаешь бдение в церкви: молись непрестанно со слезами, вспоминая свои грехи, и дары, и благодеяния, полученные тобой от Господа. Поступая так, ты получишь большую пользу и плод духовный, чем если бы был здоров и мощен телом.

Четвертое. Немощи и труды делают тебя подражателем нашего Спа­сителя, Который столько претерпел ради спасения нашего. Это размыш­ление заставит тебя не ощущать боль немощи, ибо ты будешь знать, что чем дольше терпишь, тем более ты подобен Христу и сораспинаешься с Ним, и так ты будешь прославлен вместе с Ним в раю. Ради этих плодов, получаемых нами в немощах, нас и посещает скорбями и болезнями ми­лостивый Бог — чтобы мы обрели спасение. Таким образом, не нужно ворчать в болезнях, а радоваться, как то делали апостолы, знавшие пользу скорби. Особенно всеми славимый апостол Петр. Он не пожелал увраче­вать больную дочь, хотя мог бы это сделать — других немощных он ле­чил только тенью своей. Но в один из дней он вылечил ее по мольбе уче­ников, дабы она им служила. А после служения он повелел ей вновь лечь в кровать с прежней болезнью, — чтобы не лишиться той пользы, кото­рую душа получает благодаря немощи тела.

Так же думал и один святой пустынник, болевший почти все время. Однажды, когда он не болел, как обычно, он стал очень скорбен. Так ему было горько, что Господь теперь его оставил и не посетил! Об этом более ясно рассказывается в «Лавсаике».

Смотри, как стремятся к немощи добродетельные люди! Они не отвергают страдание и боль тела, ибо знают прибыль, получаемую ду­шой. Пострадай, брат, чтобы быть из числа их. Если тебя теснит боль продолжительной болезни, то пусть утешит польза, которую ты при­обретаешь. Если тебя мучает горячка, то терпи, ибо она длится недол­го, а после смерти ты пойдешь в светлое место и будешь вечно радо­ваться за малое временное мучение. Если ты скорбишь, что ослеп и не можешь видеть свет солнца, радуйся более всего тому, что у тебя нет причины плакать вместе с Иеремией со словами: Очи  мои похитили душу мою. Или молиться вмести с пророком, чтобы Господь охранил очи, да не видят суеты. Не лучше ли бы было сказавшему это Давиду быть слепым, чтобы не увидеть Вирсавию, внешность которой заставила его совершить такие преступления! Многие другие великие люди пали из-за зрения своих очей и приняли жалкую смерть, — а слепые бы спас­лись. Знай точно и то, что хотя у тебя нет внешних очей, кои есть и у всех скотов, но у тебя есть очи души, и ими ты зришь, как и Ангелы, Божественное лицо Небесного Отца.

Так же подобным образом, если ты оглох, не огорчайся, ибо тогда у тебя больше безмолвия и внимания, чтобы слышать слова, которые Господь говорит твоей душе. Ты искуплен от душевредиых разговоров и ругани, от анекдотов и песен, и других богоненавистных дел, достав­ляющих мучение тем, кто их совершает. Говоря просто, если ты скор­бишь, что ты хромой или парализованный, у тебя нет ни радостей, ни удовольствий в этом мире — подумай, от скольких опасностей, ты ис­куплен таким образом, какую пользу приносят душе твои немощи, к тому же быстро проходящие, — а после смерти ты пойдешь в полное радости место, прекраснейший рай, чтобы всегда ликовать вместе с Авраамом и всеблаженным Иовом, и со всеми благоугодившими Богу. Тогда ты будешь благодарить и славить Господа, Который оказал тебе столь великое благодеяние. Он очистил тебя здесь малой и краткой не­мощью, чтобы не мучить вечно.

Глава 29

Последнее утешение в смерти

Когда кто-то возвращается с чужбины в отчизну, он очень радуется и ликует. Его разлука кончилась, и он увидит своих любимых родствен­ников. Когда кто закован и связан в мрачной и душной темнице и ему дают свободу идти, куда пожелает, он исполняется воодушевления и пля­шет — вот он вышел из зловонного места осуждения к сиянию света! Когда измученный бурей моряк достигает вожделенной гавани, свобод­ной от сильных штормов разъяренного моря, радуется и ликует. Он при­шел в место, куда стремился, и больше не боится никакой опасности.

Чужбина, тюрьма и грозное море — вот наша жизнь, возлюбленные братья. Она — юдоль плача. Пока мы находимся в мире, мы стес­нены скорбями, мы истерзаны в умственном смысле понимаемым мо­рем различных бедствий, словно корабль, поражаемый встречными вет­рами. Но когда мы по воле Божией умираем, тогда кончается наше изгнание, мы приходим в гавань успокоения. Невещественная и безсмертная душа выходит из темницы тела и идет в место облегчения, где нет печали и воздыхания, а только духовная радость и торжество.

Поэтому, кто горестно скорбит о смерти ближнего, печалясь о род­ственнике или друге, тот сошел с ума и ничего не сознает. Разве странник печалился бы, когда кончилось его изгнание? Печалится ли путе­шественник, приводя корабль в гавань? Или заключенный, когда с него сняты кандалы и оковы? Нет, но они в радости ликуют!

Именно по этой причине апостол Павел называл свои скорби лег­кими: он вспоминал, что будет день ухода, когда он покинет полную печалей и тягот жизнь и направится к вечному радованию, которое ему приготовил Бог. Поэтому он не боялся смерти, но скорее даже огорчал­ся от того, что этот день запаздывает. А его он желал и стремился, как то ясно сказано во Втором Послании к Коринфянам: Ибо знаем, что когда наше земное жилище-шалаш разрушится, то у нас есть от Бога построенный дом нерукотворный вечный на Небесах. И другой раз он опять пишет к Филиппийцам, как жаждет разрешиться от жизни и быть со Христом. И пророк Давид огорчался, что Бог не забирает его из жиз­ни: Увы мне, что мое поселение растянулось. Если эти и другие доброде­тельные люди желали, чтобы кончилось их земное изгнанничество, если смерть есть конец битвы и начало тишины, конец трудов и начало на­град, — то почему ты скорбишь о смерти своего любимого человека, будь то твой отец или сын, супруг или супруга или кто из твоих друзей?

Ты скажешь, что природа принуждает тебя плакать из-за родства плоти. От начала мира обычно оплакивают умерших: и не только языч­ники, но и те, кто поверили в истинного Бога. Как ясно сказано в Книге Бытия, Авраам оплакивал смерть Сарры, и Иосиф совершал плач и рыдание на смерть отца своего Иакова вместе со всем Египтом. Ев­реи тридцать дней оплакивали смерть Моисея. Сам Владыка Христос оплакал Лазаря.

Послушай, человек. Нет греха рыдать сообразно благочинию, бла­гословенным образом, ибо так происходит от природы. Но чрезмер­ный плач — зло. Нельзя скорбеть больше меры и не желать утешения. Нельзя так болезновать, как будто ты — другой веры, и у тебя нет на­дежды увидеть друга в Царствии Небесном. Ты оплакиваешь его так, будто он потерян совершенно и пошел в погибель.

Если ты — христианин, веруешь в Божественное Писание, то не нужно скорбеть и оплакивать усопшего родственника, исповедовавше­гося с умилением и причастившегося Божественных Таин, ибо он спа­сен и воскреснет в общем Воскресении, чтобы сорадоваться вечно в раю. Радуйся и ликуй, что твой друг искуплен от трудов и тягот, болезней и мук, от различных опасностей настоящей жизни, очень короткой и под­верженной трудностям и несчастьям. Воздух ее разрушает, еда вводит в расходы, голод, вялость и помышления стесняют скорбью, а любое бед­ствие терзает. Почему же ты не радуешься, что твой друг искуплен от всех печалей? Почему не торжествуешь, что он вышел из опасностей в умственном смысле понимаемого моря, из великой бури этого мира? Поблагодари Всеблагого и благодетельного Бога, вызволившего его из мрачной тюрьмы, разрешившего оковы, чтобы он без труда пошел в свое Отечество, где нет печали и воздыхания, голода, жажды, холода и зноя, никаких подобных притеснений. Он будет радоваться, получив восполнение вечное и отдохновение.

Скажи мне, какую пользу ты приносишь умершему, что плачешь, причитаешь и терзаешь себя? Никакой пользы, но скорее вредишь сво­ей душе слезами безверия. Кто плачет сверх меры, тот кажется язычни­ком, у которого нет надежды на Воскресение. Но ведь можно прочесть и о некоторых из язычников, выдержавших смерть родственников и других стойко и благородно. Перикл, дук (предводитель) Афин, когда погибли его дети, пошел в собрание, увенчанный по обычаю, как и в другие дни облаченный в светлые одежды. То же самое пишут и о Дионе Сиракузском. Однажды он беседовал с друзьями, и ему принесли весть, что один из его сыновей выпал из окна и разбился насмерть. Он повелел устроить погребение, не изменившись лицом, и, не отойдя от своих собеседников, продолжил беседу. Теламон, услышав, что его сын умер, нисколько не пришел в смятение, а сказал, что с того часа, как его сын родился, он знал, что тот умрет. Этими словами он показал, что смерть так же естественна для человека, как и рождение, а потому не нужно скорбеть, когда она приходит.

 

 

Продолжение следует.

 

 

 

 



Hosted by uCoz