№ 62 декабрь 2004 год

 

СПАСЕНИЕ ГРЕШНИКОВ

Составленная общедоступной речью Агапием, иноком Критским на Святой Горе Афон (1641 год). Продолжение. Начало в №№50-61.

 

Если язычники, только благодаря свету рассудительности, победи­ли пристрастия плоти, почему же ты не стыдишься, христианин? Почему ты являешься хуже и неблагодарнее неверных? У тебя есть свет веры и надежды, которого у них нет.

Если сказанного недостаточно, чтобы тебя утешить, чтобы уменьшить боль, то подумай, человек: даже если ты будешь плакать всю жизнь, если ты истощишь всю свою плоть, твои слезы не принесут ни­какой пользы и не смогут воскресить умершего. Поэтому и пророк Да­вид, когда болел его сын, плакал, постился и молился Господу с благо­говением и умилением, чтобы Господь его исцелил. Но когда юноша умер, старец оставил слезы, поднялся с земли и умылся. Он поблагодарил Бога и сел за трапезу, сказав рабам, которые недоумевали и удивлялись: Я плакал и молился Всемилостивому Богу, пока мое чадо было в жизни, чтобы Он даровал мне его еще на немногое время в моей старости. Но теперь, когда он умер, и исполнилась воля Господня, зачем стенать? Что его вернет обратно в жизнь? Он не придет назад, но я скоро быстрее пойду и найду его там, где он есть.

Так говори и ты о твоем любимом родственнике и не скорби о его смерти. Благодари Бога со словами, что как Господу изволилось, так и произошло. Оставь печаль, которая не помогает умершему, но скорее только гневает Господа. Соверши моление за душу твоего друга, подай милостыню, сколько можешь, заплати священникам, чтобы о ни совершали поминовения и заупокойные службы, очень полезные у мершим. Поступая так, ты принесешь пользу не только ему, но и самому себе, как говорит Никифор Ксантопул в трипеснце субботы Мясопуста. Он говорит, что елей, свечи и другое, что мы приносим за умерш их в церкви, причастно награде за любовь, проявленную нами при спасении ближнего.

Тот, кто умащивает другого миром, сперва начинает благоухать сам. Так говорит названный «Синаксарь». Достойные веры свидетельства святых нашей Церкви показывают, что усопшим приносят большую пользу поминовения и заупокойные обедни, отслуженные за них. И не только скончавшимся полезны божественные и священные служб, но и живым, что делалось явным много раз, да я сам видел, как маловерные становились верными. И если живым, которые не так нужда ются в помощи, ибо у них есть помощники — ближние, так полезны священнодействия и поминовения, то сколь более они полезны умершим?! Пусть возражающий нам послушает два или три примера, чтобы увериться в истине.

В «Лавсаике», то есть в житиях преподобных отцов, ясно сказано, что блаженный Павел Простый рассказал другим отцам такое чудо. «У меня был ученик, очень небрежный. В тайне от меня он впадал в различные прегрешения. Когда он умер, я попросил в молитве Господа и Пречистую Его Матерь показать мне, в каком месте он находится. Я стоял и молился много дней, и узрел в видении ученика, которого несли некие двое, а он был как камень или глиняный сосуд от головы да ног, и ни душа, ни тело не действовали. Когда я это увидел, то очень опечалился, вспоминая Господни слова. Господь повелел связывать по рукам и ногам того, у кого не было брачной одежды, и бросать их во тьму кромешную. Когда я пришел в себя после видения, начал очень скорбеть. Я безпокоился, подавал милостыни, совершал заупокойные службы, умолял днем и ночью Всемогущую Царицу Небесную и Чело­веколюбивого Бога помиловать его. Я ел только сухое, несмотря на старость. Через много дней вижу Пресвятую Деву. Она говорит: «Что у тебя, иноче и отче, что ты скорбишь?» — Я сказал Ей, что скорблю о брате, Владычице, ибо видел, в каком он несчастье. Она ответила: «Разве ты не вымолил у Меня, чтобы Я тебе его показала? Я послушалась тво­ей молитвы». Я сказал: «Да, Госпоже моя, но я не хотел увидеть его в этом зле. Ибо какая польза, видеть его и скорбеть?» — Тогда многопетая Владычица мне говорит: «Иди, и за твой труд и смирение, и за твою любовь, Я тебе опять покажу его,и ты будешь радостен духом». На следующий день я вижу брата, что он идет ко мне с радостью и гово­рит: «Твои ходатайства, отче, смутили Пресвятую Богородицу, ибо Она тебя любит — и Она упросила Спасителя, и Спаситель разрешил меня от уз моих грехов, в которых я был прежде». Как только он мне это сказал, я увидел тотчас Пресвятую Деву. Она мне говорит: «Теперь ты извещен, старче отче, о твоем чаде?» — Я ответил: «Да, Госпоже, и бо­лее всего я благодарен Твоему человеколюбию». Она сказала мне: «Иди, поминай твоего брата всегда в молитве, давай милостыни, ибо очень полезна усопшему милостыня и приношение с верой».

Григорий Великий пишет в своих «Двоесловиях», как однажды в море потерпел крушение корабль. Издали его увидели горожане, а моряки были из того города. Они думали, что все потонули. Один священ­ник совершил заупокойную службу за своего брата, который был среди пассажиров корабля, поминая его как умершего. На следующий день брат пришел живой и целый домой. Священник спросил его, как он спас­ся в таком бедствии? Брат ответил: «Когда корабль рухнул, я схватился за доску и плыл на ней, сколько мог. Но вскоре я ослаб и больше не мог грести. Тогда я увидел прекраснейшего юношу, который дал мне хлеб, весьма благой на вид и дивный. Он сказал мне его съесть. Как только я съел этот хлеб, получил столько сил, что больше не чувствовал труда, пока с Божией помощью не достиг побережья суши».

Другой человек копал землю вместе со множеством сотоварищей. Они извлекали серебро для государства и, прокопав, ушли глубоко под землю. Тогда от тяжести горы произошел обвал,накрывший всех. Все погибли, кроме одного, оказавшегося под большими глыбами. Глыбы не умертвили его — они встали углом, а он оказался как раз между ними, но был заживо погребен. Никто не думал, что он жив; всех полагали умершими. Жена же выжившего была благоговейной и верной христианкой, она заплатила священнику, чтобы он совершил 40 заупокойных служб за мужа. Она ходила каждую службу в храм и приносила просфору, сосуд с вином и свечу, ибо была очень бедна. Священник отслужил уже двад­цать служб, но бес позавидовал благоговению женщины. Приняв человеческий облик, он встретился ей утром, когда она шла в храм с приношениями (по-гречески — «просфора»), и говорит ей: «У священника срочные дела, ему нужно уже кончить службу. Не трудись идти, завтра воздашь покойному должное». Так лукавый делал и другие два дня. Тем временем люди откапывали погребенных и услышали голос из-под камней. Голос говорил: «Копайте, ради Бога, правее, ибо надо мной две глыбы. Иначе они могут упасть и убить меня». Они удивились и, прокопав ход сбоку, нашли человека живым, сообщив его жене.

Тогда сбежались все, кто это слышали, посмотреть на исключительное чудотворение. Они спросили, как он прожил столько дней. Тот от­ветил: «Ежедневно кто-то мне подавал хлеб и спускал вино, и давал свечу. Только три дня не было никакой пищи и света, и тогда мне стало очень горько, ибо я понял, что это за мои грехи, и я думал, что умру. После того на четвертый день я опять увидел зажженную свечу, хлеб и вино, как прежде, и обрадовался, прославив Бога, что Он меня не оста­вил до конца». Когда о том услышала жена, она поняла событие и рас­сказала всем, что дары, которые она отдавала священнику для священ­нодействия, Ангел приносил мужу, и так он мог существовать.

Видите, братья, силу священнодействия? Если на живых действуют чудотворения, то сколь, вы думаете, они помогают усопшим? У меня есть много и других примеров, но, чтобы не уклониться слишком от предмета разговора, я их не записываю. Ведь я должен прежде всего говорить в первой части книги о презрении к суете мира. Это очень полезно, ибо многие люди одолеваются его заблуждениями, предпочи­тают тленные наслаждения вечным торжествам. Я должен здесь помочь посильно, как делал и доселе с Божией помощью.

Итак, не рыдай о своем любимом, если он кончил жизнь в Православной вере. Если у тебя есть друг, и ты знаешь, что он умирает, то дай ему совет исправиться через покаяние и исповедь, причаститься Боже­ственных Таин. И тогда будь уверен, что он не предан мучениям. И не надо над ним причитать, но радоваться, что он отошел в вечную жизнь.

Глава 30

О неразумии тех людей, которые стремятся первенствовать. Мир не помнит истиных благодетелей, но с похвалами поминает своих врагов

Погибла память о нем с шумом, — говорит пророк. То есть воспо­минание о любящем наслаждения плотском человеке исчезло со звуком мирской суеты. Не устремляйся, о тщеславный, подниматься к ве­ликому достоинству, потому что в самом пути есть опасность. Мы зна­ем, что очень многих великих и сильных людей помнят не дольше дня. Почему ты напрасно прилагаешь усилия и мучаешься, чтобы оттеснить других и получить первенство и величие в мире сем? Разве до тебя как раз на этой высокой ступени почести не было других? — а их мир и не вспоминает, и совсем о них не думает! Подумай, чем кончили они; по­добным образом кончишь и ты, потому что мир не меняет своей старой привычки. Подумай: каким образом они поднялись, и каким образом пали обратно? Сколь велико было их возвышение, столь прискорбным и жалким было их низложение?! Теперь те, кого они при жизни прези­рали, кому не давали к себе приблизиться, ступают по их могилам. Тела их стали пылью, а завтра ты будешь таким же...

Поэтому не следует смотреть на настоящее, а нужно думать о бу­дущем. Не выбирай почестей, оказываемых миром в этой временной жизни, но смотри вперед и разумно исследуй то, что с тобой будет, когда пройдет короткая жизнь. Если ты будешь поступать так, то прой­дешь жизнь без бурь, с благодарностью к тому положению, в котором находишься.

Внимай с умом, чтобы тебя не ввел в заблуждение и не уверил помысел, что, мол, лучше работать Господу на высокой степени достоинства, а не на той жалкой и никудышней, где находишься. Этой ложью и суетой лукавый бес вводит в заблуждение простых людей, и тогда они начинают желать, под видом блага, получения должностей начальни­ков, епископов и других: мол, они будут делать только хорошее, боголюбезно направлять паству на путь спасения, раздавать милостыню и делать много благодеяний и т.п. Но все эти люди только парят в об­лаках. Помыслы превозношения суть ложь и обман беса, потому что почести извращают нравы и ослепляют лю­дей. Это и претерпел несчастный архиерей, о котором ты услышишь ниже. Люди в со­стоянии величия ничем не ограничивают себя, и начальники имеют больше нужд, чем другие. Если в настоящее время, когда ты свободен и сам распоряжаешься собой, ты не справляешься со своими малочисленными обязанностями, то как осуществишь большее, когда у тебя окажется меньше сво­боды? Ты не можешь поднять малый груз, а как поднимешь великий? Если даже вся­кий малый помысел смущает тебя на молитве и мешает и другим делам Духа, то как ты сможешь молиться Богу, когда будешь окружен столькими размышлениями и за­ботами? Кто не является хорошим работником, тот не сможет стать и хорошим руководителем. Подчиненный, который не добродетелен, не станет добродетельным начальником.

О, бедствие мира! До какого безстыдства и безсовестности дошло дело, когда священники платят тысячи монет, чтобы приобрести игу­менство, епископство и подобные первенства. О, ваше безумие и безрассудство! Вы покупаете в своем невежестве вечную муку! Вы даете столько золота, чтобы получить текущую славу и временную честь, а после смерти получить вечное наказание и безчестие. В прежние времена христолюбивые отцы не желали добровольно получать какое-либо до­стоинство и их выбирали насильно, благодаря чему они узнавали, что именно они этого и достойны. Многие горячо благочестивые и смирен­ные предпочитали членовредительство, чтобы им не давали должность; а вы платите, несчастные, за то, чтобы вас сделали игуменами извест­ных монастырей,архиереями богатых епархий, — ради вашего превоз­ношения и сребролюбия! Вы свою душу не можете направить ко спасению, а делаете зависимыми от себя столько других душ?! Какой ответ вы дадите на Страшном Суде? Я это говорю, возлюбленные, не для того, чтобы вас постыдить или осудить — такого да не будет, — но желая вашего спасения. Прекратите, прошу вас, ради любви Христовой, не покупайте вред себе и не ходите к властям, чтобы получить должность. И когда кто просит, пусть обходится без серебра.

Достоинство Патриарха Константинопольского раньше давалось без необходимости уплачивать туркам серебро. И я слышал от одного старика, что как раз в самом начале, когда мусульмане захватили Византии, султан даже дал дар, чтобы в городе был архиепископ; там со­бирались и жили христиане, в независимости от мусульман. Но со вре­менем, когда архиереи перессорились и стали наперегонки обращаться к султану, чтобы занять то место, султан отменил свой дар. И с тех пор наша Церковь дошла до столь великой бедности, что платит обозы серебра иноверцам, когда выбирают патриарха. А причина всему - наше собственное падение.

Подумай об этом, брат мой, чтобы быть другом Божиим. Люби чи­стоту совести. Посвети себя целиком Господу. Он возвысит тебя, если таково будет твое желание, и если оно послужит на пользу твоей душе. Если и не достигнешь желаемого, то терпи и благодари Бога Сердце­ведца, Который знает наперед будущее и не дает того, что может слу­жить к твоему мучению. Так и чадолюбивый отец, когда неразумный сын просит нож или другое подобное, не дает ему вредных вещей. Будь в смирении, не размышляй о таких вещах и не желай призраков времен­ных почестей, потому что ими ты можешь неизлечимо пораниться. Когда Саул был мал и смирен пред лицем Божиим, он казался свят. Но когда получил царство, то стал дурным и надменным. Когда Давид томился в бедности и притеснениях, то слыл большим другом Божиим и с Ним часто встречался. Но тотчас, как получил царское достоинство, он тяжко согрешил пред Богом, совершив беззаконие. Подобным образом и сын его, Соломон, изначально ходивший в воле Божией, почитался ве­ликим в богатстве и мудрости, но затем отошел от своего ума и стал поклоняться безчувственным идолам. Итак, не желай первенства и больших достоинств, потому что они растлевают добрые нравы и стано­вятся причиной падений. Великие люди терпят великие наказания: Сильные будут сильно испытаны.

Когда деревья растут на вершинах, то ветер их крушит и разбивает в щепы. Не стремись к высокому месту, потому что оно шатко и полно опасностей. Большие рыбы застревают в сетях, а маленькие проходят через отверстия. В войнах обычно берут в заложники сильных и богатых, а бедняков отпускают на свободу. Избегай мирского величия, чтобы не стать игрушкой беса. Подумай, чем кончили великие, и будь благодарен своей малости и благополучию. Не устремляйся к быстро преходящим почестям. Нет такого величия или достоинства, в котором ты не мог бы потерпеть унижения и пасть окончательно. В поле некото­рые колосья больше и знатнее других, но когда их пожинают, то стерня остается ровной. Так и на поле этого мира: один другого знатнее по богатству или достоинству, но когда нас будет пожинать страшным серпом смерть, мы окажемся равны. Когда ты открываешь гроб, то не отличишь богатого от бедного, смиренного от великого и превознесен­ного. Нет никакого различия между высочайшими царями и смирен­ными нищими. Евангелист Иоанн пишет в Откровении, что из храма вышел Ангел, и Кто сидел на облаке сказал великим гласом: Возьми серп, жни, ибо настает время жатвы. Завтра нас пожнет смерть, и мы будем погребены в матери-земле. Поэтому суетой невежества можно назвать желание на земле величественных достоинств, доставляющих нам горькое безчестие и презрение в очах Божиих. Смирись, о человек, сколь возможно, и благодари Спасителя Бога, и служи Ему, если жела­ешь быть в почете вечно, чтобы твоя память пребывала неизгладимой. Мир обыкновенно забывает своих друзей, а врагов всегда помнит. Если ты желаешь, чтобы тебя чтил мир и вспоминал о тебе, то презирай его, то есть откажись от его почестей и прославления, убегая в безмол­вие, — и тогда ты будешь почитаем всегда. Так делали преподобные и подвижники. Они возненавидели временную славу и преходящее бо­гатство, а мир их помнит и теперь, почитает и празднует их память.

Скажи мне, любитель славы, почему получил всемирное почита­ние Павел Фивейский, первый пустынник? — Он отказался от мирской славы и жил в пустынной пещере 90 лет только на воде и финиках. Авва Марк во Фракии жил на мысу 80 лет, ел траву и пил морскую воду. Иоасаф, царевич Индии, оставил все почести и ушел в непроходимую пустыню, где совершал подвиг вместе с Варлаамом 36 лет, питаясь во­дой и зеленью. Алексий, Божий человек, жил 17 лет в прихожей отцов­ского дома, бедный и неузнанный, терпя издевательства рабов, видя отца, мать и невесту и не признаваясь, кто он, — в этом он признался только после смерти. Сколь почитаемы во всем мире те, кто презирали и ненавидели мир: Евфимий, Антоний, Савва, Онуфрий, Анастасий, Петр, афонские монахи и другие подвижники, — и не только мужчины, но и сладостные девственницы! Все они, именованные и безымянные, отказались от мира и плотского сладострастия.

Кого вспоминает славный и великолепный Рим? Кого он в лад восхваляет и празднует? Разве прославленных и блистательных императо­ров, мужественных полководцев или других великих и богатых людей, которые процветали здесь? Нет. Но простого рыбака, нагого и нищего, не имевшего и пары обуви — апостола Петра, который презрел мир.

Цари, архиереи, князья и начальники благоговеют и поклоняются тем, кому было не до поклонения их положению, тем, кто ни во что ста­вил богатство и почести, которыми владели великие мирские правители. Отсюда становится ясно, что мир более почитает и помнит тех, кто его презирал и отвергал, чем тех, кто желали его и были у него в рабстве.

Тех, кто ушел от мира, Бог возлюбил и почтил, и сделал память о них славной во всем мире. Пойми и знай, что когда благоговейные и добродетельные бегут от суеты сует, то Господь их прославляет. Когда они находятся в недоступных местностях, никому не известных, ненавидя всякую человеческую славу, сражаясь за свою душу, — тогда Гос­подь посылает глашатаев и объявляет миру об их славе.

Если бы преподобная Мария Египетская служила миру всю свою жизнь, как и в первые годы, то совершенно никто бы не знал ее имя. Но она отказалась от мира, возненавидела его и провела 47 лет в пустыне, питаясь водой и побегами зелени. И Господь явил всему миру ее славу. Она, бежав из города, приобрела больше, нежели желала получить, ища мирской славы и суеты.

О, наше невежество! Как заблуждаемся бездумно, когда жаждем почестей и ищем величия! Мы будем в презрении. Те вещи, которыми мы охраняем себя от вечности, исчезнут. Жадно приобретая, мы терпим убыток. Что — мы желаем первенства и ищем почестей, когда видим,как малые и презираемые теперь столь почитаемы и возвеличены? Если мы желаем, чтобы люди нас помнили, то они забудут нас. Кто прославляем и почитаем так, как не тот, кто избегает славы и почестей? Кто богаче того, кто в бедности благодарит и прославляет Господа? Кто столь возвеличен, как не тот, кто смиряет самого себя и получает совершенную прибыль от Бога?

Скажи мне, любитель мира, сколько было ученых философов, мужественных военачальников и богатейших царей по всему миру, а теперь от них осталась горстка праха и костей? Где богатство, где надменность? И не вспомнят их никогда. Прошли они как тень и исчезли как сон. Скольких мы знали сильных и богатых людей, с которыми часто обедали и радовались в веселии сердца, — а теперь они погребены под нашими ногами, как будто их и не было?! Все они умерли и больше к нам не вернутся. Мы сами вскоре пойдем и найдем их. О, сколь быстро проходят все мирские дела, и не остается о них никакого воспоминания, потому что все уничтожает всепоглощающее время. Только Бог неизменен и неподвластен ничему. Все остальное распадается. Один человек покинет завтра другого, нас будут есть черви, мы станем пы­лью земли, из которой и созданы.

Почему мы бездумно желаем мирских вещей, как будто бы в них есть какая-то твердость и надежность?! Все полно тления и быстро исчезает. Открой глаза, любитель мира, и не ищи временных почестей, подобных дыму и сну. — Но желай любви и дружбы Божией, остающейся навечно. Если ты ее приобретешь, то твоя память пребудет в мире навсегда, и ты станешь прославлен на Небесах нескончаемой славой и честью во Христе Иисусе Господе нашем, Ему же подобает слава во веки. Аминь.

 

Глава 31

О суетности миpcкиx вещей и о презрении к миру

Суета сует, и все суета, — говорит мудрый Соломон. Все мирские вещи пусты и лживы — кроме служения Господу. Суетна и непостоян­на всякая мирская слава; заблуждаются и находятся в незнании те, кто внутренне любят ее и радуются богатству, почестям и наслаждениям краткой жизни, ибо за всем этим следует скорбь и вечный плач.

Воистину, суетна наша жизнь, временные блага и благообразие мира. Кратки радости и услады бурной и смятенной жизни. Счастливы те, кто отказываются от мира и мирского ради Господа и идут узким и скорбным небесным путем. Они, ставя мир ни во что, живут мирной и спокойной жизнью, никто не возмутит их духовной бранью, и сладость души не покинет их.

Лучше быть бедным, чем богатым, простым и смиренным, чем на­прасно ученым и надменным властолюбцем. Страшный Суд Христов покажет, что полезнее иметь чистую совесть, чем знать полные мудро­сти проповеди. Нас не будут спрашивать, что мы говорили, но — какое благо совершили.

Посчитай, сколько времени ты израсходовал на мирские попече­ния? Хотя это время в твоей жизни, подаренной тебе Богом, дано, что­бы ты, неблагодарный, работал, или, лучше сказать, чтобы ты бо­ролся за собственное спасение. Ведь Сам Он не нуждается в твоих дея­ниях. Прошедшее время исчезло и назад уже не придет. Дни скоро проходят, и смерть укрепляется, чтобы пойти войной на тебя. Какую пользу ты получишь от временных суетных дел, кроме изнеможения?

Если ты посмотришь на своих мирских «друзей», то не найдешь истинной дружбы в ответ на свои многие благодеяния, но скорее неблагодарность и коварство. Если ты что и сделал, то скорее потерял: все это погибло. Люди редко благодарны, а вещи существуют времен­но, что наставляет тебя в мыслях о едином Благодетеле и Спасителе — Боге. Его ты должен любить и Ему служить. Видя неблагодарность в мире, обращайся к Нему, чтобы получить помощь.

Чем больше времени ты потратишь на послушание Христу, тем больше совершишь плодотворного и полезного. Все другие работы и труды гибельны и суетны. Увы тебе, грешник, что ты погубил цвет сво­ей юности в рабстве плоти, миру и душетленному бесу. Увы тебе, что предпочитаешь бренную непрочную участь, а о безсмертном не раде­ешь и не желаешь трудиться, хотя это в твоих силах. Ты откладываешь покаяние на последние годы своей жизни, когда больше не сможешь грешить и будешь вынужден служить для своей души, безумный. О, твое безумие и бездумство, что ты оставляешь источник всех благ и истин­ный покой своего сердца ради сора и отбросов лживого мира!

Апостол Павел говорит во Втором Послании Филиппийцам, что он все возненавидел и посчитал никчемным, чтобы приобрести Христа и находиться в нем. Он отказался от всех мирских вещей, отбросил их, что­бы вкушать Христа нашего, чтобы находиться вместе с Ним в Его Цар­ствии. Твое великое неразумие, о человек, что ты не отвергаешь все тво­рения, чтобы вкушать Творца. Ты недостоин Бога, если не возненави­дишь суету ради Господа. За что ты почитаешь бренное, что любишь его с таким усердием? Тщательно исследовав, ты не найдешь ничего, кроме тюрьмы живых, гробницы мертвых, школы греха, врага благородных и хороших дел и презрения к добродетельным и доблестным людям.

Мир быстро проходит, и всякое твое вожделение исчезает, словно молния. Ненавидь временное богатство, чтобы стать вечно богатым. Презирай честь, чтобы быть более почитаемым. Откажись от всякого плотского сладострастия, чтобы вкушать небесное наслаждение. Нена­видь временное успокоение, чтобы быть в покое во веки. Желай наго­ты, чтобы быть одетым в боготканное одеяние. Люби скорбь, чтобы всегда радоваться. Желай поруганий и оскорблений ради Господа, что­бы быть прославленным Ангелами. Говоря просто, отвергай и прези­рай тленное и временное, чтобы вкушать всегдашнее и небесное.

Господь стал ради любви к тебе рабом, а ты безстыдно желаешь почести и славы? Смирись, несчастный гордец. Возненавидь плотское сладострастие и расходуй краткие дни своего бытия, не касаясь грязи и мрака земной краткой жизни. Любители мира пьют наслаждения века сего и внезапно умирают — и смертью временной, и смертью вечной, погрязнув во грехе. Это претерпел Олоферн,  который, проснувшись от похмелья, нашел себя без головы в аду. Кинжал, умертвивший его душу, был хуже меча целомудренной Юдифи. Это очень полезный пример нам, чтобы мы избегали пьянства и наслаждений телесных.

Скажи мне, о безумный человек, что будет, если тебе предскажут день твоей смерти, то есть когда ты насильно будешь отделен от плоти, от богатства, от удовольствий? Что ты скажешь тогда, когда услышишь Господа, осудившего тебя и других подобных тебе любителей мира? Где теперь твои «боги», к которым ты смело обращался? Теперь они не придут помочь тебе в такой нужде!

Все твое имущество не сможет освободить и искупить тебя из рук Праведного Судии. Что же ты сидишь и не думаешь о сладостнейшем вкушении Царствия Небесного и о жестокости нескончаемого мучения? Почему ты предпочитаешь пустое и недостойное великому блаженству? Скажи мне: вот судьи бросили злодея в тюрьму, чтобы потом его каз­нить; человек увидел дыру в стене, через которую может с усилием вый­ти, оставшись без одежды, — а он горюет об одежде, что она останется внутри и испортится! Разве не лишен ума такой человек, что он хочет потерять свою жизнь ради негодной одежды? Воистину, такой человек сумасшедший и одержимый, потому что имеющий разум устремится потерять не только одежду, но и часть кожи, и повредить плоть, и из­лить кровь — только бы не погибнуть полностью. Послушай, люби­тель мира, что нам говорит Господь: Входите тесными вратами, ибо скорбен путь, ведущий в жизнь. Названная «трасса»* — тесная дырка в камере тюрьмы. Мы — суть осужденные на смерть. Мы не знаем, воз­можно, завтра приговор будет приведен в исполнение, и нас по заслу­гам казнят. От этой смерти мы никаким способом не сможем освобо­диться, кроме как если не совлечем с себя богатство, драгоценности и одежду, дабы пройти через тесные врата скорбей — и тогда обретем широту рая. О, сколько людей и сколько раз предпочитали одежду — своей душе, считая, что лучше быть богатым, всегда хорошо одетым и сытым, — и вместе со своим безумным имением падали в мучение. Они не предпочитают быть вместе с Лазарем — бедными и изувеченными.

В оригинале употреблено итальянское слово «strada». (Прим, пер.)

Ищи, несчастный человек, освобождения от смерти и не скорби об одежде и вещах, но обнажи себя и отбрось от себя все. Вознена­видь удовольствия тела и презирай все плот­ское, чтобы освободиться от смерти души. Если ты раздашь сегодня свое имущество и имение нищим, то найдешь его в другой жизни сто­кратно и будешь радоваться. Даже если ты и скорбишь о своем богатстве, все равно завтра ты невольно оставишь его в пустоте. Сними плащ и рубаху, за которые тебя хватает суета, чтобы тянуть по своей воле. Оставь мир, как сделал во всем прекрасный Иосиф, когда гос­пожа тащила его ко блуду, — он предпочел оставить верхнюю одежду в ее руках, чем дать ей любить его, но потерять дружбу с Богом. Так подобает делать каждому из нас: отбра­сывать не только плащ и рубаху, но все, что нам мешает, — и тогда спасем душу.

Возненавидим все временное богатство, как безполезное, будем пре­зирать мир, пока он нас не настиг. Сделаем добровольно то, что насиль­но оставим завтра. Будем действовать, как разумные купцы, прода­ющие испорченные и плохие вещи, чтобы вкушать нетленные и всегда пребывающие. Снимем с себя всякую любовь к мирскому и житейские хлопоты, чтобы вкушать на земле рай, а на Небесах — вечное ликова­ние во Христе Иисусе Господе нашем. Ему же слава во веки. Аминь.

Глава 32

О том, что услады мира горьки и подобает ненавидеть их, желая Небесного Царствия

В день скорби моея Бога взысках (я искал) рукама моима нощию пред Ним, и не прельщен бых. Отвержеся утешитися душа моя. Помянух Бога и возвеселихся — сказал Давид (Пс. 76; 3-4). То есть моя душа возненавидела все увещевания и утешения мира, только помнила Бога и радовалась. Теперь, когда ты изгнан из этого мира, радуйся, христолюбец, и предпочитай не иметь никакого утешения, ибо оно временно, и твое сердце должно его презирать.

Ты никогда не сможешь вкусить в мире совершенного покоя или истинного веселия, ибо мир полон скорби и горечи. Подумай, сколь пресна всякая сладость мира, ничтож­на утеха, кажущаяся такой только сна­ружи. Возьми в ум страдания и горечь осоз­нания греха, которые следуют за ним, и бу­дет скорбеть твое сердце всегда. Мир горек, а его любят, — что бы тогда делали люди, если бы он был сладок? Чтимый и любимый наш Отец, пекущийся о своих чадах, воеди­но смешал горечь и скорбь с радостями и уте­шениями мира, чтобы мы отторгались от земной жизни и желали будущей. Когда мать хочет тъять младенца от груди, то смазывает сосец солью или горчицей; и ребенок, ощу­тив, что горько, перестает любить сладость молока и начинает есть более твердую и полезную пищу. Так и Всеблагой Господь, когда видит людей, любящих мир, что они стремятся к плотским вкушениям и не хо­тят отказаться от мира, — посылает им какую-то горькую скорбь. И ког­да такие люди вкусят ее и испробуют, то начинают ненавидеть мир, зная его суетность, и искать предписанной пищи, которая может в полноте их укрепить. Они уже не ищут ощущений и плотского вкушения, как груд­ные младенцы, но, как совершившиеся мужи, начинают проводить жизнь добродетельно. Это и есть великое благоутробие и благость Спасителя Христа: соединять услады мира со скорбями и несчастьями, чтобы мы отказались от них, желая настоящей радости и ликования.

 

Продолжение следует.

 

 

 

 



Hosted by uCoz