№ 1 (63) январь 2005 год

 

СПАСЕНИЕ ГРЕШНИКОВ

Составленная общедоступной речью Агапием, иноком Критским на Святой Горе Афон (1641 год). Продолжение. Начало в №№50-62.

 

Однако мы видим, что многие любят скорбное вкушение и горькую сладость мира более чем творящую радость скорбь за Христа, бо­лее чем горечь, полную всякой радости. Такие люди, следуя за преходящим, неразумно избегают остающееся на веки вечное. Они похожи на морских рыб, которые не осознают горечи соленых вод, потому что родились в них. Так и любящие плоть приобрели обычай греха и усво­или его, поэтому не чувствуют его тягость и горечь.

Мир давит огорчениями тех, кто обращается, чтобы узнать Бога, потому что знает: с вкушением Духа плоть слабеет и становится мертвой. Поэтому ищи благодать и помощь у Бога, чтобы все мирские вещи тебе не казались вкусными, а только Христос был бы сладчайшим для твоей души. Тот, кто желает изведать Дух Божий, должен, прежде всего, возненавидеть все земное. Когда все суетные вещи покажутся ему горь­кими и невкусными, тогда душа удостоится принять всякое духовное утешение. Услады и утешения мира воистину несут горечь и ложную сла­дость, несомненное страдание и сомнительное наслаждение, мучитель­ный покой и стесненное ликование, безчестную честь и презренную славу, несчастное благополучие и напрасную надежду на блаженство.

Всепремудрый Бог соединил с земными усладами столь много горечи, чтобы мы искали Его истинного и неложного блаженства. О, благость и премудрость Господа нашего! Подобающим образом, о брат, Он устроил наше здешнее изгнание полным огорчений и страхов, дабы наше сердце не было побеждено и взято в плен сладостью мира. Даже при самых высоких почестях мирские помыслы суетны, а несчастья полны боли. Всякая человеческая радость исполнена скорби; а если кто из людей благополучен, то хотя малая скорбь, но мучит его.

Так что великая ошибка и заблуждение, о человек, что полную несчастий жизнь ты жаждешь и считаешь сладостной и приятной. Увы невежеству твоему, что ты столько лет служишь и покоишься в ней, а не знаешь о ее смертельном вреде и опасности! Ты, как тот больной, которому ненавистна хорошая и полезная пища, и он выбирает вред­ную и безполезную, потому что желудок его поврежден, неприятны ему и целебные травы, — а потому он в смертельной опасности. Так же мало надежды на того, кому не нравятся Божественные слова Христа, живые и сладостные, но он обращается к вредной и горькой пище мира. Так неблагодарные евреи, когда Господь их питал небесным хлебом, руга­ли Моисея, вожделея недостойной пищи египетской.

Осмысли горечь, пропитавшую мирские удовольствия, одного этого будет достаточно, чтобы ненавидеть всякую земную утеху! Червь сове­сти, гложущий твое сердце каждый раз, делает гадкими все наслажде­ния и обращает мирские радости в тяжкие страдания. Не стремись к земному ликованию, но желай только небесного, где царствует Господь наш Христос и все святые, и радование их бывает вечно.

Какую мы пользу получаем оттого, что угождаем разлагающейся плоти, что питаем ее с наслаждением в нашей короткой жизни, после которой нас бросят в вечное отмщение? Что особого мы получаем, ког­да здесь нас чтут люди, а там постыдят бесы и презрит Бог и Ангелы? Презираемые здесь за Христа, да будем ждать истинной похвалы и ве­ликой чести и там будем прославлены Им, как Он Сам сказал: Блаженны вы... когда ненавидят вас люди... Радуйтесь и веселитесь, ибо воздая­ние вам великое на Небесах.

Блажен тот, кто выдерживает скорби за Него и притеснение, ибо на Небесах получит безчисленные награды. Не привязывайся, о человек, к суетности мира, но обратись к Господу, Который воистину есть ис­точник утешения и благой родник услад. В миру, для тщеславия, ты ста­раешься заиметь много вещей, но они пропадают и нет в них никакого утешения. Если ты и находишь малое удовольствие в жизни, оно оказы­вается ненадежным в последующее время, а всякая сладость оканчива­ется скорбью и мучением. Только утешение десницы Божией является для тебя неизменным всегда и повсюду, оно не может обратиться в горечь, как и духовное увещевание — трудами и ропотом. Земное наслаж­дение кратно и непостоянно, а небесное — надежно и вечно. Открой свои очи, любитель мира. Сравни пользу и вред, что ты получаешь, когда желаешь суетности мира, и оплачь свою несчастную душу. Презирай наслаждения этой жизни, видя, в каких опасностях находятся творящие в ней свое обитание, хотя она полна горечи и многих скорбей.

Да, возлюбленный, возненавидь всю суету, чтобы вкусить Небесно­го Царства, вечного покоя и неизреченного ликования. Его же да будет всем нам достичь во Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава во веки.

Глава 33

Об опасностях этой жизни и кpaткости ее

Человек, как трава, его дни, как цветок полевой, так отцветет, — говорит Богодухновенный Давид. Цветок, травинка подвержены мно­гим и различным опасностям: солнце их сушит, человек топчет, живот­ное поедает, пламя сжигает, вода смывает, ветер губит, зной иссушает окончательно. Таков и бедный человек: язык не сможет рассказать об опасностях настоящей жизни, которым он подвержен: труды, скорби, беды, болезни, потопы, пожары, катастрофы и подобное.

Когда твоя жизнь, о человек, окружена столькими опасностями и ловушками, ты должен проводить ее доблестно и добродетельно, ибо где добродетель жительствует, там и жительство считается почтенным. Есть некоторые люди, которые лишь тогда начинают жить доброде­тельно, когда к ним приближается смерть. Но знающий человек не мыслит, чтобы его жизнь была долгой и гладкой, но — чтобы доброй и доблестной, следовала мудрости. Духовные подвиги жившего мало подчас превосходят добродетели долгожителя. Ибо угодна была Гос­поду его душа. Кто живет добродетельно, не умрет никогда. Поэтому созидайте, о люди, такой образ жизни, чтобы он управлялся не плотскими хотениями, но заповедями Божиими, если стремитесь жить безсмертно во веки и не бояться капканов мира сего.

Мы запутались во многих опасностях. С поспешностью, с которой движемся к смерти, мы должны были бы силиться исправиться, чтобы не остаться вне чертога брачного, безумно раскаиваясь. Бегут дни на­шей жизни — как корабль, когда он сорван с якоря сильным ветром. Да, действительно, жизнь наша похожа на корабль, построенный не для того, чтобы стоял, но чтобы он шел полным ходом и поскорее при­шел в гавань. Таков и ты, человек! Тебя создал Господь не для того, чтобы ты нерадиво стоял, но чтобы действовал, и трудился, и мучился, пока не придешь в спасительную гавань. Корабль идет очень быстро и не оставляет следов, и никаких знаков своего пути; так и жизнь наша проходит очень быстро, не оставляя никакого воспоминания, но скры­ваются из виду все, и богатые, и бедные, и не видно их дел.

Многоразличны опасности на море, которым подвержен корабль. Он ударяется о скалы и раскалывается, он садится на мель, его топит буря, валят сильные ветры и разбивают,его захватывают и сжигают пираты. Так и бедный человек попадает в различные опасности и про­пасти. Он отправляет корабль из гавани с радостью и великим ликованием, с флагами, на парусах, в хорошую погоду; а через несколько дней ударяется о скалу и дробится, так что прежние радости обращаются в скорбь. Таковы и наши браки. Много радости доставляют родственники и благожелательные друзья, но все это суетно и ложно, потому что вскоре случается скорбь или беда, ведущая к смерти, и радость превращается в плач, а доброжелательство — в слезы.

Тот, кто путешествует, знает, что даже если он сидит в углу судна, а ветер дует в паруса, то корабль идет быстро без всяких усилий. Таков и ты: хотя тебе и кажется, что ты стоишь без дела, знай, что спешно дви­жешься, днем и ночью, к смерти. Твоя жизнь проходит, о человек, как запах земли или облачко, которое, едва появившись в воздухе, будет разорвано ветром. Мгновенно превращается в пыль земную тот, кто казался самым благородным и прекрасным из всех. Что наша жизнь, как не волна, бегущая с ветром, как не лучик солнца? Посчитай дни всей своей жизни и скажи, где они? Они прошли как тень от солнца, исчезли как паутина. Весьма коротка наша жизнь и столь быстро проходит, что не стоит одного часа. Хотя Бог сказал Адаму, что когда он съест запретного плода, то умрет, но он прожил много лет после греха. Этим Бог показал, что вся наша жизнь есть только миг, как ниже будет сказано более отчетливо.

Давид говорил: Я сказал в исступлении моем, всякий человек лжет. Согласно толкователям, он не сказал, что все люди лжецы, но — что вся­кий человек есть ложь. Наша жизнь ложна, потому что она кажется длин­ной, а на самом деле коротка. Я поверил, поэтому проговорил и смирил­ся, — я уверился, узнал самого себя, что я ложен, и поэтому смирился. Тебе кажется, о человек, что ты есть что-то, но ты есть ни что иное, как только нечто сомнительное и образ безсилия и слабости, согласно про­року: Человек во образе проходит жизнь. Образ — отпечаток истины, а наша временная жизнь неистинна. Она есть только отпечаток и тень смер­ти, и измышление, которое быстро проходит. Какая радость или удо­вольствие не исчезают, будто молния, и не разрушаются? Богатство рас­точается, почести и слава рассеиваются как дым. Юность уходит, красота вянет, благовидность исчезает молниеносно. Все временное рушится в мгновение ока. В этой несчастной жизни есть только одно благо: греш­ник может исправиться покаянием, и благой может стать лучше. Таковы драгоценные средства, собираемые нами в настоящей жизни, за что нас сохраняет и ограждает Господь. Подобает, чтобы мы расходовали свою жизнь в согласии с этой мыслью, то есть соблюдали Его заповеди и желали не удовольствий плоти и отдыха, но скорбей и мучений.

Бог, чтобы мы не были отягощены таким великим трудом, сократил нам жизнь, — ибо Он человеколюбив и благоутробен. Он благ во всех делах и созидал все творения с безпредельной мудростью и Промыслом. Поэтому Он и сократил настоящую жизнь, чтобы мы ее нена­видели, как временную и всю исполненную падений, а желали непреходящей и вечной. Если мы в последние времена, когда мир полон порока, не живем восемьсот лет, как жили первые люди, то потому, что тогда очень немногие бы спаслись, ибо мы стали склонны к грязной любви и наслаждениям. Это и есть причина, почему наш Владыка пожелал, что­бы мы не жили почти тысячу лет, как древние. Но можно привести и другие различные причины. Древние ели разборчиво и умеренно, ели пищу одного рода, которую сама по себе порождала земля: плоды деревь­ев, траву и дикие растения. Теперь же больше людей погибает от пьян­ства, чем от оружия. Все, производимое тогда землей, было безвредным и хорошим. А затем вода Потопа разрушила землю, и она перестала порождать такие здоровые плоды, как прежде. Но была на то и воля Божия, чтобы жили меньше, — дабы мир быстрее наполнялся людьми.

Так как, человек, твоя жизнь кратка и непостоянна, не будь побеж­ден любовью к ней, не попадайся на ее приманки; но ненавидь их от всего сердца. Есть много людей, проводящих свою жизнь столь безза­ботно, что они, невежды, ничего не представляют и не думают о спасе­нии, но вольно предаются всем похотям плоти. Если бы они представ­ляли бег и краткость настоящей жизни, и вечность небесного блаженства, то возненавидели бы жизнь. Поэтому Всеблагой Бог и сократил время жизни, как мы сказали. Он видел, что людей заполняет пороч­ность, люди грешат дерзко и самонадеянно, зная долготу жизни — и сократил ее, чтобы люди не надеялись на долголетие и не пренебрегали покаянием. Поэтому и обращается к Нему пророк: Мы исчезли в гневе Твоем, беззакония наши пред Тобой, все дни наши исчезли, наши годы Ты рассматриваешь как паутину, дней наших 70 лет. Давид уподобляет несчастье и краткость нашей жизни пауку, который с трудом и усилия­ми ткет свою тонкую сень, а всякий малый ветер рвет ее и уничтожает. Так и наша жизнь: мы ее проводим, истязаемые трудами, а от малой болезни она кончается.

Не любите безчинно временную и несущественную жизнь, — она не небесная, а земная, она не наше отечество, но — наше изгнание! Суетен и безумен тот человек, беззаботно ходящий в мире, не думая, как достигнуть небесного вкушения. Разве заключенный в мрачной темни­це не желает видеть ясный свет? Мир наш не есть уютное жилище, но плен и тюрьма вавилонская. Кто желает долго жить, тот стремится в плен. Не скорби и не огорчайся, когда к тебе приближается несущая жизнь смерть. Смерть ведет тебя в жизнь, через тление к вечному нетле­нию, через краткую скорбь к радости, всегда пребывающей во Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава во веки. Аминь.

Глава 34

Hикто не должен хвалиться телесным благополучием, но размышлять о конце его

Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, ибо в них нет спасения, — говорит Давид. Не возлагай свою надежду ни на что со­творенное: ни на благовидный образ, ни на благородство по крови, ни на какое другое легко утрачиваемое достоинство. Мир суетен, и кто с убеж­дением надеется на временные вещи, тот созидает дом свой на бегущих водах. Не хвались и не хвастайся временными вещами, и не говори дерз­ко с родственниками и друзьями, потому что все ложно и суетно. Не верь в свое мужество и силу, ибо мир имел стольких мужественных людей, память о которых и имена которых мгновенно исчезли. Не хвастайся сво­ими богатыми чертогами, ибо жизнь твоя весьма коротка. Древние, жив­шие по 800 лет, обитали в хижинах и пещерах. И ты, несчастный, знаешь, что скоро твоя кончина, тебя настигнет смерть, потеряешь все свои тру­ды, а унаследуешь только мучение за притеснения, которые, творил по отношению к бедным. Ими-то ты и построил столь великое сооружение, что пророк Иеремия сказал: Несчастен строящий дом в несправедливости. Не хвастайся своими родственниками, потому что все мы созданы из одного материала. Не будь тщеславен благообразием тела, чтобы не стать подобным умершему, который надмевается живописью на своей могиле. Тело грешника представляет собой могилу и усыпальницу умершей души. Не хвастайся здоровьем и мощью тела, но скорее бойся этого, дрожи перед мучением твоей несчастной души, потому что нет большей опасно­сти, чем иметь врага, живущего в твоем доме. Здоровье тела чаще бывает причиной душевного безсилия, согласно апостолу Павлу: Сколь внешний человек распадается, столь внутренний человек обновляется. Большое безумие, если кто будет хвастаться здоровьем своих ног, а голова у него будет поражена язвами. Таков и ты, безрассудный, когда ты хвастаешься здоровьем своего тела, а душа твоя немощна и безсильна.

Не хвастайся своей ученостью и мудростью, потому что никакой пользы не будет, если образ твоей жизни не согласен с твоим разумом. Когда страсть не возрастает в Божественную любовь (рачение), то зна­ние становится причиной большей слепоты. Когда по всему Египту была тьма, то для рабов Божиих воссиял свет. И мудрейший человек, лишенный Божественной любви, всегда ходит во тьме, ибо только любовь к Богу просвещает ум. Без этого света, даже если у тебя мудрость Соло­мона, ты всегда ходишь, как египтяне, посреди тьмы.

Не хвались дерзко богатством или чем другим временным, потому что то мимолетно и недостойно. Не имеет разума судья, принимающий решение, не выслушав стороны. Если ты предпочитаешь вещи и суету мира, то они станут причиной того, что ты не увидишь божественные вещи очами нашей точной веры. Любители суеты выносят судебное решение в пользу мира, предпочитая грязь и мерзость земной жизни, потому что не желают выслушать другую сторону — дух. Они потому чтут мир сей и стремятся к нему, что не видели и не испытали Бога. Кто ощущал в себе хоть иногда дух Божий, тот ненавидит плоть. Кто вку­сил Бога, тот совершенно презирает все удовольствия тела. Не будь побежден плотским сладострастием, чтобы не стать подобным скотам, как говорил Давид. Человек, сотворенный Богом, был в великой поче­сти и не понимал, для какой цели он создан, а потом стал жить как безсловесные животные, нeзная будущего, то есть горького конца мир­ской суеты. Он внимательно выискивал только личную честь и удоволь­ствия, не размышляя о будущем наказании.

То, что разумный делает изначально, невежественный делает, в конце. Знающие люди предусмотрительны и не совершают греха, ибо зна­ют, чем все обернется. А неразумному свойственно говорить, что, мол, я не думал, что со мной будет так плохо, — как и говорил тот безумный сребролюбивый богач в адских муках.

Не смотри на то, что тебе предлагает мир, потому что всякое его удовольствие стремительно влечет к смерти. Не смотри на настоящее, но размышляй о будущем. Удовольствие сердца весьма кратко и временно, а наказание никогда не кончится. Обычно мир подает своим друзьям хороший обед, но совершенно дурной и вредный ужин. Ведь и люди ста­вят в начале пира хорошее вино, как сказал распорядитель пиршества на браке в Кане Галилейской. Начинается с радостью, а кончается плачем. Но на богатейшем и сладчайшем братском пиршестве Христовом все наоборот, то есть хорошее вино сохраняется напоследок. Бог дает скор­би в начале, и утешение — в конце. Так Бог сотворил Израилю, которому дал вначале множество трудов и скорбей в пустыне, а затем — утехи и плодородную землю, согласно обещанию. То же Он сделал с Иаковом в доме Лавана, с Иосифом в Египте и со многими другими.

Но мир все делает наоборот. Он вначале скрывает от тебя скорбь, чтобы явить ее позже. Когда ты смел, находясь на вершине почестей и будучи вознесен славой, то он тебя толкает, и ты падаешь вниз. Так поступает и палач, когда ведет приговоренного по ступеням лестницы к виселице, — лишь тот доходит до самой верхней ступени, палач сбрасывает лестницу, и приговоренный задыхается в петле. Смотри на следствия вещей, и тогда ты можешь разумно отличать доброе от злого. Ко­нец наслаждения — наказание, конец пьянства — безсилие, конец на­шей жалкой жизни — мрачный и заплесневелый гроб, прах, земля, тление и черви, конец греха — страдания, скорби и нескончаемое мучение.

Скажи мне, грешник: когда ты идешь по проезжей дороге, и тебе скажут, что там впереди разбойники, убивающие людей, — разве ты не свернешь тотчас с этого пути, чтобы пройти в безопасности всю доро­гу? На пути, по которому ты идешь, человек, есть душепагубные раз­бойники, убивающие путников, похищающие у них благодать и при­быль. Итак, возвращайся, чтобы быть искупленным и освобожденным от смерти души, ибо, согласно Павлу, полнота беззакония есть смерть. Не смотри на благообразный цвет вина в бокале. Когда оно в гортани, в от момент, когда ты его пьешь, оно сладко и приятно, но позже, как говорит Премудрость, оно кусает твое сердце как змея и умерщвляет тебя. Так и мир вначале благовиден и полон радости, а потом кусает и поглощает твою совесть. Его благополучие и вкушение — зажженный светильник, дающий свет, пока есть воск или масло, но затем он гаснет, и остается только дым и вонь. Так и временные вещи кажутся благовид­ными и блестящими, но их конец есть скорби и муки. Бедные грешники разрушаются как воск и дым, согласно пророку: Яко исчезает дым... Яко тает воск от лица огня, так погибнут грешники от лица Божия, а праведные возвеселятся. Итак, разумно и тщательно осмысли будущее.

Блаженство есть предел твоих желаний, человек, и ему служат все творения. Поэтому ни богатство, ни мудрость, — ничто другое не мо­жет дать тебе покой или врачевание. Подними, безумец, взгляд. Воз­высь сердце от душевредного пристрастия к временным вещам, а люби только Бога, ибо Он тебя ради этого сотворил. Презирай все наслаждения мира, если желаешь прийти к вожделенному концу, то есть к Небесно­му Царствию, и вкушать Всеблагого Бога, без Которого ты не удосто­ишься совершенной радости и ликования.

 

Глава 35

О заблуждении, безобразии, ложных обещаниях и лyкавых воздаяниях мира сего

Тот, кто идет в темноте, не знает куда идет, — говорит апостол Иоанн. Кто живет в нашем лживом мире, должен быть очень разборчи­вым, знающим и осмотрительным, дабы не подпась мучениям. Мир обычно ведет людей к внешним вещам, чтобы они ослепли и не видели вещей внутренних. Он показывает наслаждения плоти, но не делает явными грязь и мерзость, которые скрыты в земной суете. Он объявля­ет сребролюбцу о благородстве и ценности золота, но не показывает смятенных забот и безмерных опасностей, с которыми приобретается богатство. Он подстрекает тщеславных людей к почетным должностям, чтобы они стремились стать предводителями и другими первенству­ющими лицами, окруженными почитанием, — но скрывает связанные с этим обязанности: что на начальнике всегда лежит ответственность за подчиненных, что он должен их вразумлять, руководить ими и пасти на пастбище спасения, дабы они не были преданы мучению, давая пра­во обвинить его в небрежении. Мир показывает чревоугодникам, как вкусна и сладостна еда, но не говорит о расстройствах и болезнях, про­исходящих от обжорства и пьянства. Говоря просто, он покрывает вся­кий грех небольшой усладой и удовольствием, не являя печали и злострадания конца.

Если ты желаешь, любитель мира, узнать истину вещи, не смотри на внешность, показанную тебе вводящим в заблуждение миром, но направь свою мысль на понимание внутреннего. Поверь мне, что все твои тяготы происходят от того, что ты не желаешь подумать о внутреннем содержании греха: о той горечи, мерзости и заблуждении, кото­рые мы в нем неосознанно обретаем. Мы смеемся над израильтянами, которым Бог с неба посылал сладчайшую манну, а они вспоминали мясные котлы Египта. И не думаем, что гораздо большего осуждения достойны сами. Ибо Всеблагой Господь дает нам Небесный Хлеб, слад­чайшую и живую пищу рая, а мы столь ослеплены и неблагодарны, что предпочитаем безвкусную пищу, недостойное варево греха, омерзитель­ное и ничтожное вкушение.

Малые дети ощущают вкус и приятность грудного молока, но не думают о матери, которая родила их с таким трудом и мучением. Подобным образом и некоторые люди, вкушая малую сладость мира, не думают о Творце, Который их создал и с такими страданиями искупил. Невежественный крестьянин смеет утверждать, что нет ничего лучше его деревни и его хижины. Ведь он не видел прекрасных дворцов в больших городах. Младенец плачет, когда выходит из чрева матери, ибо он не знает, насколько прекраснее мир, в который он рождается, чем то место, где он был прежде. Первые люди в мире с удовольствием ели шишки и жили в пещерах, ибо им еще не были известны хлеб, вино и прекрасная одежда, каменные дома и роскошные дворцы — чтобы они сумели узнать великое отличие одного от другого. Так и любящие плоть люди, не видевшие духовных небесных благ и не вкусившие их достоинств и сладости, благородства и красоты, чтут тленное и временное, полагая его чем-то великим и ценным. Но если бы они поразмыслили, то презрели бы это ложное без всякого сомнения.

Скажи мне, любитель плоти: что есть сей мир, что в нем хорошего? Если ты его тщательно исследуешь, то узнаешь обман и коварство. Это дом, живущий смятением, школа суеты, сеть, полная изобретательности на зло, блуждание во грехах, мрачная темница, озеро грязи. Это юдоль плача, бурное море, безплодная земля, лес тернов, луг, полный змей, пустоцвет, река слез, источник сомнений, сладкий яд, сочиненная сказка и сладостное помешательство. Разве есть в нем что-то доброе, что не было бы ложным и суетным? Его отдохновение полно трудов, его на­дежность не имеет основания, его страх безпричинен, его труды и тяго­ты безплодны, слезы безполезны, надежда суетна и неуместна, радость лжива, скорбь правдива, а его порядок полон непостоянства и смяте­ний. Знай правду, что желаемые тобой врачевание и тишина находится не в мире, но в его Творце и Создателе. Они находятся не в приобрете­нии вещей, но в презрении к ним.

Обойди всю землю и море, иди, куда угодно, — ты будешь жалок и трижды несчастен, если не придешь к Богу, Спасителю твоему. Его и желай, человек, и люби от всей души и сердца. Тогда ты не будешь блуждать в тенях тленных вещей. Твои очи не будут ослеплены их очер­таниями, ведущими в горькую и погибельную смерть. Не верь никог­да, что есть какой-то плод и что-то отличное (особое) во всем том, что ты видишь в мире. Мир полон только пустоцветами, как безплодное дерево.

Малые дети видят горящую лампу, как она светит, и с радостью бегут ее схватить, думая, что там что-то доброе и замечательное, — но обжигаются и плачут. Им подобны и любители мира. Они бездумно, без всякого рассуждения, блуждают в мнимом благообразии мира и падают в ров наслаждений и грехов. Руки их остаются без всего, обжигаемые огнем совести. Не предоставляй свои уши лживым обещаниям мира, если не хочешь стать его игрушкой. Все угодничества мира сует­ны, ими он вводит в заблуждение простаков и умерщвляет их. Его дру­желюбие, которое он оказывает тебе, нужно только для того, чтобы ввести тебя в заблуждение. Если его вид кажется тебе приносящим ра­дость, то есть сегодня ты благополучен и богат, — то завтра можешь лишиться всего и стать бедным и несчастным нищим.

Если мир тебе говорит, что в его удовольствиях найдется наслаждение и вкус, что нет никакого греха делать то или это, — не верь ему. Те, кто благополучны и стоят высоко, рискуют походить на гордого льва. Мир кажется прекрасным и благообразным, но внутри он безоб­разен, — как идол, который снаружи раскрашен, а внутри — кусок истлевшего и безобразного дерева. Рыбаки скрывают крючок приманкой, чтобы ввести в заблуждение рыб. Так и мир покрывает небольшим на­слаждением ядовитую отраву и умерщвляет тебя. О, сколькие несчаст­ные умерли, вкусив яда в малом и временном мирском наслаждении! Пусть соберутся все живые, пусть поднимутся мертвые и скажут: была ли в их жизни радость без скорби, любовь без вражды, мир без сраже­ний, успокоение без страха, здоровье без болезней, пища и одежда без трудов и мучений? Мир обещает наслаждения, а дает горечи. Он обе­щает покой, радость, почет и другое подобное, а дает безчестие, скорби и слезы. Он обещает тебе долгую и счастливую жизнь, а дает прямо противоположную. Он обещает, что ты будешь тверд и твое положение непоколебимо, но только что-то меняется, ты становишься пленником, зависимым от скорбей и бед. Плотские люди не знают обмана лживого мира, пока не рассветет и не явится свет дня — то есть не пройдет мрачная ночь настоящей жизни. Смерть, придя, закроет им глаза, а на са­мом деле, лучше сказать, — откроет им глаза: они наконец-то узнают горький конец, к которому их привели почести и богатство. Они пой­мут, сколь суетны труды и заботы мирские.

Не собирают с терниев виноград, а с чертополоха не собирают смоквы, — сказал Господь. Так что не надейся пожать другой плод мира, кро­ме лжи, ибо весь мир — лжец и обманщик. Когда бес поставил Господа на крыло храма и на вершину горы, то показал Ему все царствия мира со словами: Все это я Тебе дам, если Ты мне поклонишься. Лукавый заблуждался, обещая дать то, что у него нет. Неудивительно, что бес лгал, — то же самое он делал в раю, когда пообещал праотцам, что они станут богами, но они обманулись и впали в грех. Подобное он делает и с нами каждый раз, раз мы — потомки Евы и наследники Адамова заблуждения. Мы верим в ложные обещания беса и мира — и впадаем в различные прегрешения, а в них нет ни наслаждения, ни успокоения, как они нам обещают, но только горечи и скорби. Все это без всякого милосер­дия истязает и давит сердце заблуждающегося грешника.

Так что не верь миру и его обещаниям, ибо все земное дает прямо противоположное. Если и бывает что хорошее, то на короткое время, а позже забирается, и ты, грешник, скорбишь, уж лучше бы ты этого со­всем не испытывал. Возненавидь мир и работай Господу нашему Иисусу Христу, Который, будучи правдивейшим, даст тебе плату в сотню раз больше, как и обещал. Его слово непоколебимо, а мир изменчив и непо­стоянен, меняется ежечасно. Кого мир чтит и прославляет сегодня, унич­тожает и предает позору завтра. В крайнюю нищету впадают те, кто были возвышены славой и имели богатство. Зато другие, не имевшие вообще никакого имущества, становятся великими и почитаемыми.

Так случается по недостоинству мира, нет в нем ничего надежного и неизменного, все преходяще и хрупко. Мы часто видим, что, вот, солнце встало и ярко светит утром, а вскоре собрались тучи, гремит гром, сверкают молнии, льют потоки воды, и все перемешивается. Что означает это, как не изменчивость мира и его непредсказуемое поведение? Еще не закончилась радость, а приходит беда, и опять — великая и безпредельная радость. Еще не завершили свадьбу, как радость оборачивается сле­зами. Сегодня тебя любит начальник и обещает много доброго, а завтра его любовь обращается в гнев, и он тебя преследует смертью. Так проис­ходит, потому, что в мире нет никакой надежности и нет истины.

Это легко узнается не только в судьбах других людей, но и в жизни земной Самого Владыки нашего. Когда Он входил в Иерусалим, весь город принимал Его с великой честью и безмерным прославлением. Но очень скоро над Ним стали издеваться с безчестьем и презрением. В воскресенье (день Господень) Его вышли встречать с ветвями ваий, а в пятницу Его безчеловечно оплевывали и бичевали. В воскресенье люди снимали свои одежды и клали их на землю там, где проходил Господь. А в пятницу сняли с Него Его собственные и хлестали Его нагого. Преж­де говорили: Благословен идущий во имени Господа (Благословен грядый во имя Господне), — а позже кричали Пилату: Возьми, распни Его. В воскресенье Он вошел в город с честью и славой как Бог, а в пятницу вы­шел с безчестьем и стыдом без меры: Его распяли нагого, будто Он разбойник и злодей.

Видишь, сколь быстра, непостоянна, изменчива и превратна жизнь? Так что не полагайся на мир, ибо он легко меняется. Возлагай надежду только на Господа и работай Ему от всей души. Владыка воздает бога­тейшим образом, а мир неблагодарен. Мир тебе воздает злом за добро. Как сказал пророк: Воздали мне злом за благо. За временные прекрас­ные вещи мир дает вечное мучение, а Господь и за малый труд дарует славу, честь и торжество нескончаемое. За одно кратчайшее удоволь­ствие, которое мир дает своим рабам, он их терзает невыносимыми пытками. А Бог малым наказанием, посылаемым в земной жизни Своим друзьям,делает их причастниками вечного ликования. За малую вещь и незначительную почесть, которые одалживает мир, он взыскивает огромную плату и доводит до нищеты и вечной безысходности. А Господь за малые дни, когда скорбят Его верные, дарует великие сокрови­ща и безпределыюе радостное ликование. Господь повелевает нам де­лать легкие и удобные вещи, а мир — трудные и тяжелые. Бог повелевает нам прощать врагам, а мир говорит нам, чтобы мы мстили — и из-за этого мы впадаем во многие опасности и мучения.

Ты можешь радоваться в отдохновении с Господом — но зачем предпочитаешь быть вместе с миром и мучиться? Работая Богу, ты вку­шаешь и в этой жизни, и в будущей, а работая миру, получаешь двой­ное мучение. Подумай, ведь когда земная суета предписывает тебе искать почести, богатство и подобные вещи, она подвигает тебя на труды и мучения. А когда Господь возвещает тебе быть нищим и бедным, Он искупает тебя от множества забот и смятений, и ты ве­дешь жизнь, лишенную волнений. Если ты охотно претерпеваешь тру­ды за Христа, страдая в земной жизни, то радостно проживешь ее, а в будущей получишь действительное блаженство. А если ты начнешь безвременно истязаться суетой неблагодарного мира, то не только не получишь никакой радости, но и никакой платы от плоти и диавола, исполнив их желания.

А позже, когда мир тебя будет преследовать, ты познаешь великое бремя и тягость, которые нес, работая трем своим врагам — миру, пло­ти и диаволу. Но они, вместо платы за работу, откажутся от тебя, и ты остаешься один. Когда двое или трое помогают человеку нести какой-нибудь груз, он особо не чувствует тяжести. Но когда его оставляют одного, он чувствует, как было тяжело. Сейчас мир, плоть и диавол помогают тебе волочить тяжкое бремя недоброй совести. Но когда придет смерть, эти три твоих «друга» оставят тебя в огне мучения. Мир, которому ты сейчас так усердно работаешь, бросит в великой нужде, отрекшись от тебя и оставив в руках Крепкого Судии. Ты дашь строжайший ответ за всю свою жизнь и будешь дрожать от страха. Страшно ибо впасть в руки Бога Живаго. Так что не работай неблагодарному, если знаешь, что он отречется от тебя, когда ты более всего будешь нуж­даться. Недолго ты будешь радоваться и своему имуществу. Придет смерть, и тогда ты оставишь богатство, наслаждения, ничего не взяв из этого, — только вечную кару. Не бойся трудов и скорбей, которые кончаются со смертью, но бойся мучений, начинающихся после смерти. Все твои любимые и друзья, почести, богатство, любая человеческая сила не отторгнут тебя от ужасных мук и не принесут никакой пользы. Так что беги от мира. В нем нет никакого подобия чинности, но он полон беззакония и обманов.

Мирские люди более любят золото, чем Христа. Они более чтут ложные и временные блага, чем истинные и вечные. Они скорее принимают злую порочность, чем добродетель. Они возвышают злых людей и прославляют их, а добрых людей презирают и над ними издеваются.

Ты не найдешь спасения, если не откажешься совершенно от мира и не возненавидишь его от всего сердца, презирая всякое сладострастие плоти. Так отвратившись от временных благ, или, вернее сказать, от мечты о них, ты уйдешь от здешнего мира и удостоишься небесного блаженства во Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава во веки.

 

 

 

 

Продолжение следует.

 

 

 

 



Hosted by uCoz