№ 5 (67) май 2005 год

 

СПАСЕНИЕ ГРЕШНИКОВ

Составленная общедоступной речью Агапием, иноком Критским на Святой Горе Афон

(1641 год). Продолжение. Начало в №№50-66.

Многие подвижники жили в дивном нестяжательстве. Они проводили всю свою жизнь бедно, без обуви, лишенные всего необходимого для тела. Они желали наполнить себя не едой и напитками, но желали голода и жажды. Они желали не богатства, не имения и вещей, но — крайней бедности. Они желали не плотского сладострастия, но — креста, скорби и мук.

Воистину, от первого дня, когда началась Христова Церковь, до сегодняшнего дня всегда были и есть мужи и жены, которые не только лишали себя всех радостей и вкушений мира сего, добровольно оставляли богатство и честь, бывшие у них, но и предавались жестоким борениям и чудесному подвижничеству. В монастырях и скитах, в пустынных местностях, среди суровых и недоступных гор, в пещерах и ямах, в диких и необитаемых лесах — жили они в скорби, злосчастии, в муках от жары солнца и холода ночи. Земля для них — постель, небо — крыша и одеяло. Питье для них — вода, а пища — трава. Они носят власяницу на голом теле и железные цепи. Они постятся и бодрствуют многие дни,крепнут годами, всю жизнь ни с кем не встречаясь. Говоря просто, они проводят тягчайшую и жесточай­шую жизнь. Некоторые поднимались на колонны и столпы и простаивали там более 40 и даже 50 лет. Другие истязали плоть, чтобы мучиться здесь, но отдыхать вечно. Что более противно вожделениям язычников, как не избегать различных ухищрений? Наказывать плоть голодом, жаждой и другими истязаниями? Что я скажу еще о страданиях и борениях мучеников? Кто не удивится, читая о их героических деяниях и свершениях?! Кто из нас, без­думных, не постыдится своей лени и слабости?! Ты видишь множество крепких воинов и прекрасных девушек, охотно предающих себя на смерть. Они не боятся и мощи огня, не печалятся о цвете телесной красоты. Они бросают жен, детей, братьев, матерей и дочерей, богатство, славу, честь и все мирское вкушение — чтобы получить жестокую и позорную смерть. Не проходит дня, чтобы Церковь не праздновала память какого-нибудь мученика.


А часто в один день празднуются тысячи, или десять тысяч и даже больше. Церковь делает это не столько для того, чтобы мы почтили их празднованием, сколько чтобы мы получили пример, как преуспеть в добродетели, вспоминая перенесенные ими ради Небесного Царствия кары. Прочти Синаксари, и ты удивишься разнообразию способов и видов истязаний, которым безсердечные тираны предавали мучеников. Одних они поджаривали на углях, с других сдирали кожу, иных топили в реках, кипятили в котлах с маслом, обливали свинцом, рубили, кололи, закидывали камнями, привязывали к колесу, сдавливали, вырывали зубы и ногти, скребли их плоть. Нечестивейшие мучители (или, лучше сказать, лукавые бесы, которые им это растолковывали) изобретали и применяли самые грубые и страшные пытки. Беззаконники не столько искали погубить силу, сколько душу, чтобы угасить благочестие. Их безпощадность была столь велика, что они склоняли с силой верхушки двух деревьев, к одной привязывали одну ногу мученика, а к другой — другую, затем отпускали их, так что вершины, возвращаясь, разрывали мученика пополам.

Все это и другое подобное делали страшные и безпощадные язычники, как то явлено в Синаксарях. Пусть, кто хочет, прочтет и подивится ревности и пламенному рачению мучеников. Они не печалились о своей плоти, даже дивные и прекраснейшие девушки. Премудрая Екатерина, Ирина, Варвара, Параскева и другие — их плоть просияла как снег. Они никогда не предпочитали красоту тела, не боялись мощи огня, ибо внутри них был другой, более сильный, невещественный огонь, который возжигал их сердце величайшим рачением — Божественным рачением к невидимым благам и неизреченному ликованию. И, горя таким желанием, они ненавидели временное наслаждение и вкушение.

Ты видишь, христианин, сколькими трудами они удостоились небесного блаженства? У них плоть была не другая, чем у нас. У них был тот же Бог, что и у нас, Помощник и Содетель. И слава та же, и венцы те же. И потому нельзя сказать, как болтают некоторые заблуждающиеся, что тогда были одни времена, а теперь другие. То же самое небо, те же самые стихии (природа), которые были тогда, — они и сейчас. Если они столь великими трудами и суровой смертью приобрели вечное Царствие, то почему ты не умерщвляешь свои плотские вожделения? Они выдерживали голод, жажду и злострадания, а ты не можешь поститься два дня в неделю? Они столько лет заключены были в мрачных и глухих темницах, а ты не хочешь удалиться от мира, чтобы совершить небольшой духовный подвиг и покаяние?

Если недостаточно примера всех святых, чтобы дать тебе силы к добродетели, то подними очи к святому Древу Креста. Ты видишь, Кто тот, Распятый, Кто претерпел это несравненное наказание ради любви к тебе? Воистину, пример достойный великого удивления и подражания! Если ты подумаешь о скорбях, трудах и истязаниях, то поймешь, что не было более грубых, чем претерпел Господь. Если ты поглядишь на достоинство Страдающего, то не найдешь более благородного. Если ты спросишь о причине страдания, то у Него не увидишь падений, и Он наказывался не для Своей пользы, но, по свойственному Ему благоутробию и благости. Он принял столь великое истязание за нас. Все страдания мучеников, все скорби праведных и все пытки мира сего совершенно не могут быть сопоставлены с Его и уподоблены им. Страсти Господа столь страшны, что дрожала земля, в исступлении смеркалось небо, камни раскалывались, — безчувственные вещи приходили в потрясение. Что же ты, разумный человек, — безчувственнее и неблагодарнее творений? Почему ты не сострадаешь и не испытываешь боль вместе со Страстями твоего Искупителя и Спасителя?

 

Славные мученики – одушевленные святыни.

В умственном смысле понимаемое всесожжение

 
 

 

 


Поистине, гордый и страшный в безчинии тот человек, который видит Господа величия, проходящего вместе с любимыми Своими учениками через скорбь и мучение, — а сам сидит на троне и проводит жизнь в сладострастии и отдыхе. Царь Давид повелел Урии, когда он пришел с войны, идти отдыхать домой. Но хороший и благомысленный раб сказал: Ковчег Божий в Скинии, арабы Царя спят на голой земле. Как я пойду домой, буду есть пить и отдыхать? Я не буду этого творить, а только спасение твоего Царствия. О, вернейший и благомысленный раб, достойный стольких похвал, столь недостойно убитый!

И как же тогда ты, христианин, видя на Кресте твоего Владыку, не говоришь подобного? Одушевленный и Божественный Ковчег претерпевает грубейшие страдания и смерть, — а ты желаешь наслаждений и удовольствий? Ковчег, который скрыто несет Манну и Хлеб Ангелов, страдает и вкушает уксус и желчь ради тебя, — а ты требуешь отборных и прекрасных блюд? Сей Ковчег, несущий скрижали Закона — то есть сокровища премудрости и разума Божия, — презираем и попира­ется, а ты гонишься за почестью и хвалой?

Подумай о рабах Божиих, которые спят на голой земле, о пророках, апостолах и мучениках. Они прошли в скорбях и карах путь земного поселения. Если все святые и Сам Святой Святых прошли узкую и скорбную дорогу земного бытия, — то как по-иному можно придти в место небесного блаженства, как не путем Креста скорбей?

Кто вожделеет и стремится стать наследником славы апостолов и мучеников, пусть станет общником Его Страстей. Если он желает радоваться вместе с ними и соцарствовать вместе с ними, пусть не тяготится быть сораспятым, претерпеть скорби и истязания и, благодаря временным пыткам и безчестием, удостоиться вечного ликования. Его же да будет всем нам достичь благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки. Аминь.

Глава 5

О сокрушении и умилении

 

Среди многих различных искушений и нарушений, думаю, нет более прискорбного, более заслуживающего рыданий и скорби, чем невнимательная и неподготовленная исповедь. Исповеди мы должны уделять больше внимания, чем любому другому телесному служению, как то и велит наша Церковь.

Я сам вижу, как многие люди приходят на исповедь без всякой подготовки, без покаяния и сокрушения сердца, без проверки совести. Поэтому, хотя они скажут все и затем причастятся, тотчас возвращаются к своим собственным испражнениям, то есть впадают в те же самые грехи. Не пройдет и месяца, а они снова испачкаются как свиньи в грязи и отбросах.

Это великое презрение к церковным таинствам. Похоже, что шутят и надсмехаются над Богом те люди, которые просят прощения прежних проступков, - они как будто бы желают исправить свой образ жизни, а затем тотчас возвращаются к подобным и большим беззакониям. Тот, кто желает освободиться от такой опасности и обратиться от всего сердца к Господу с истинным покаянием, - пусть часто читает эту главу. В ней мы даем некоторые полезные душе наставления, относящиеся к покаянию.

Покаяние делится на три части: сокрушение сердца, исповедь, удовлетворение. Начнем разговор с беседы о сокрушении. Сокрушение занимает первенствующее место в покаянии. Оно было абсолютно необходимо в борьбе против греха: и прежде Закона, и после Закона - вечно и всегда. Сокрушение имеет столь великую силу, что в некоторых случаях исторгает человека из греха и прежде исповеди, однако только если он намерился потом исповедоваться и исповедовался. Оно приводит человека в благодатное состояние, делает другом Божиим из врага, каким был прежде. Этого не может дать одна исповедь без сокрушения. Кто от всего сердца стремится вернуться к Господу, кто вожделеет войти как блудный сын в отцовский дом, пускай знает, что первая дверь, через которую он должен пройти, - сокрушение. Оно подобно принимаемой жертве, которую мы можем принести Господу. Сердце сокрушенное и смирившееся Бог не уничижит.

Сокрушение состоит из двух частей. Первая часть - покаяние в прошлых грехах. Вторая часть - твердый замысел и надежное решение не творить больше в будущем грех.

Первое ты должен делать, если действительно каешься, если возненавидел от всей души свои грехи, с несравненной болью сердца. И пусть так будет не от страха перед адским мучением, или потому, что не попадешь в Небесное Царствие, - но потому, что омерзительным грехом ты огорчаешь и заставляешь печалиться Всеблагого Господа. Мы обязаны Его любить и чтить больше всех творений. А справедливо сказать, что чаще огорчаем Его и делаем больно, греша и всячески попирая Бога. Нам искренне должно быть очень печально, что, обижая Его, Родного и Любящего, мы же сами о себе будем лить слезы. А вовсе не из-за того, что можем потерять дорогое и желанное Царствие Небесное. Великий наш грех требует и сильной боли для исцеления.

Мы должны враждовать с грехом в безпредельной ненависти, ибо он непрестанно вредит нам. Сокрушение, благодаря которому грешник восстает из смерти в жизнь, есть Божественный дар и благодеяние. Это значит, что душу его удостоил посещения Владыка. Божий дар столь велик, что ты, человек, должен готовиться, чтобы, сделав все зависящее от тебя, удостоиться его принять. То есть необходимо тщательно исследовать свой ум, вооружаясь на грех и сокрушаясь сердцем.

Чтобы удостоиться благодати сокрушения о грехах, мы напишем в напоминание те вразумления, от которых ты получишь большую пользу. Их надо прочесть в месте безмятежном и спокойном, где можно такое устроить, чтобы помысел не рассеивался. Если тебе покажется, когда прочтешь наши вразумления, что ты не дошел до подобающей боли от грехов, не бойся и не ленись в этом деле, но подумай тщательно о прочитанном, и Господь тебе поможет, как Он Сам наставил нас через Исайю со словами: Вернитесь ко Мне, и Я вернусь к вам. Только вправду имей вторую часть сокрушения - твердое намерение не грешить больше смертными грехами.

Раз ты имеешь намерение не грешить больше, не падать, то совер­шенно удались от того места и от того лица, с которым и где грешил. Например, если ты пал в неподобающее смешение плоти, ты должен уйти от такой женщины или выгнать ее из дома. Невозможно, если разорвана завеса благоприличия, и возник путь к лукавому пороку, тщательно охранить себя и не пасть вновь. «Место делает вора», - как говорит поговорка. Конечно, такое лекарство очень жестокое и тяжкое - отделиться от дела и «друзей». Но есть некоторые болезни тела, никак не излечивающиеся иначе, как огнем и железом, - нужно отрезать какую-то незначительную часть плоти, чтобы искупить все тело. Иногда больной меняет вредный воздух и климат и переезжает в более здоровое и безвредное место ради здоровья тела. Есть и некоторые болеющие душой, не имеющие другого врачевания, кроме этого, самого полезного.

 

Первое вразумление к сокрушению сердца. О множестве прегрешений твоих

Если ты стремишься подвигнуть свою душу на покаяние и умиление, то сравни свои грехи и неблагодарность с числом благодеяний, дарованных тебе Богом. Грех отделяет тебя от высшего блага и цели, во имя чего ты и создан, человек. Поэтому, во-первых, подумай об этой цели. Тогда ты поймешь, сколь удалился от нее и сколь предан суетным вещам.

Цель, ради которой Создатель сотворил тебя в мире, - не сажать виноградники и различные деревья, не строить богатые дворцы, не копить богатство и сокровища, не жить благополучно в земном изгнании. Нет, цель в том, чтобы с любовью стремиться к Создателю, сохранять Его заповеди. Так ты вкусишь высшее благо, ради чего и создан - Царствия Небес.

По этой причине тебе и дан Закон. Ты прежде всего должен думать в жизни о Таинствах, о достойном проведении жизни, о душевных силах, о чувствах, о членах тела, как они работают в служении Богу. Все, данное тебе, служит познанию Бога и жажды Его от всей души, и благодарности за совершенные ради тебя благодеяния, - особенно за спасительное Распятие, которое Он претерпел по любви к нам, грешникам. Исследуй свою душу: благодарил ли ты, воздавал ли хвалу Господу за все благодеяния, а тогда узнаешь, не свернул ли с заповеданного пути. Бог сотворил тебя, чтобы на Него был обращен весь твой ум, память, все желания, воля, вера и надежда. Но ты не берешь это во внимание, а предаешься игре и возвеличиванию всего сотворенного Богом, больше желаешь творений, чем Творца и Спасителя. Подумай, как безрассудно ты тратишь свою жизнь. Сколько раз ты клялся Его превышевоспеваемым и прославленным среди творений именем; сколько раз оскорблял Его своими грязными и отвратительными устами, не почитал праздники, узаконенные церковными отцами для того, чтобы мы славили и воспевали Господа, скорбели о своих грехах, - а ты воруешь у себя праздник, чтобы совершить позорные дела, поздравлять бесов песнями и плясками и другими неподобающими делами, свойственными скорее язычникам, чем христианам! С почтением ли благоговейным ты относишься к твоим плотским родителям и духовным отцам и заступникам? Любишь ли братски соседей - или чуть не постоянно их ругаешь и осуждаешь? Сколько раз ты впадал в наслаждения плоти, марая душу и тело, которое освятил Господь как Свое жилище? Кто расскажет о безчинных твоих подмигиваниях, неприличных разгово­рах, позорных и безобразных высказываниях? О тщеславии, интригах и изобретательности в порочном лукавстве? Ругани, хуле, клевете, ласкательстве и лжи, мечтах, анекдотах, - на что ты тратишь свою жизнь? Тебе не больно от этого?

Также исследуй себя, свободен ли ты от семи смертных грехов. Тогда ты поймешь превозношение своего сердца, великое сребролюбие, - ты ничего не почитаешь, только деньги. Посчитай дела милостыни. Сколько раз ты видел, что твой ближний в беде, а по своему неблагосердию ты ему не помог? Более всего бойся с дрожью своей неблагодарности к Благодетелю, думая о безчисленных дарованиях, данных тебе Богом. Но ты тратишь свою жизнь и имущество на презрение к Нему и мир­скую суету. Блага, полученные от Него даром, за которые следовало более чем служить, ты превратил в оружие и способы борьбы против Него, так что совершаешь безчетное количество грехов.

У кого найдутся глаза, чтобы увидеть все совершенные тобой беззакония, - и заплакать, пролив целую реку слез? Поймешь ли ты что другое, если не поймешь этого? О ком другом надо плакать и скорбеть больше, как не о тебе? Осмелюсь сказать, что, воистину, не найдется человека столь безчувственного, что у него не заболит сердце, когда он начнет так думать.

Второе вразумление. Сколько вреда тебе доставляет грех

Когда ты посмотришь на множество своих прегрешений, подумай о бедах, которые они тебе доставляют. Тогда поймешь, что теряешь, и подвигнешься к великим и тягостным размышлениям, а затем к покая­нию. Ни в чем другом скорбь и душевная тяжесть так не помогают, как в исповеди, говорит Златоуст. Единственная беда, излечиваемая скорбью и сокрушением сердечным, - это уныние от сознания греха. В любых других случаях скорбь и тягота неуместны со всех сторон и суетны - но не здесь. Кто желает приобрести такую приносящую пользу душе и содействующую спасению скорбь, тот должен внимательно и смиренно осмыслить блага, которых он лишается через греховность, и беды, доставляемые грехом. Тогда он поймет, как должно горевать и с какой тягостной болью каяться.

Обратись к началу Библии: там описаны все полученные человеком блага великие дары Духа, отнятые у тебя, несчастный человек, из-за одного твоего смертного беззакония. И тогда ты будешь дрожать, видя, что осужден на вечное мучение. Ты изглажен из Книги жизни. Вместо чада Божия, кем был ранее, стал рабом беса, из храма Святой Троицы превратился в пещеру разбойников и нору василисков (змей или драконов).

Самая ясная и достойная многого плача утрата - лишение Бога. Она и есть корень и причина всех остальных. Знай, что когда ты лишается Высшего Блага, то лишаешься всех остальных. Поэтому, совершив грех, ты тотчас должен понимать, что нужно плакать и скорбеть от всего сердца, - ты отпал от великого сокровища блаженства и вершины даров и плаваешь в море невезения. Как можно не плакать, когда человек впал во зло и в ров погибели?

Открой глаза, бедная моя душа, и пойми, - чем ты была прежде и чем стала теперь?! Ты являлась невестой Высочайшего, храмом Бога Живаго, сосудом избрания, престолом Истинного Соломона. Ты была основой мудрости, сестрой Ангелов, наследницей Небесного блаженства. Плачь более всего и скорби всякий раз, поняв, что у тебя нет больше прежних достоинств. Напротив, ты дошла до такого разврата и отчуждения, что невеста Божия стала блудницей и наложницей беса. Храм Святаго Духа превратился в пещеру разбойников, сосуд избрания - в сосуд погибели, око Христа - в свиную грязь и дрянь. Престол Бога стал основой нищеты, а сестра Ангелов - послушницей бесов. Душа, летавшая по небу как горлица, теперь ползает по земле как змея.

Плачь, душа несчастная, и скорби, думая о своей великой беде. Плачь о том, что тебя оплакивают Небеса. Скорби, что о тебе скорбит Церковь и все святые. Проливай слезы, что ты согрешила и не покаялась в лукавстве. Печалься, что за тебя больно пророкам, провидевшим гнев справедливости Божией. Оплакивай, ибо над тобой плачут больше, чем Иеремия над стенами Иерусалима. Рыдай, моя бедная душа, пока не смоешь грязь греха и не возвратишься в прежнее благородное состояние.

Третье вразумление. Сколь Господь ненавидит грех

Чтобы приобрести святую печаль и ненависть ко греху, ты должен подумать, сколь Всеблагой Бог ненавидит грех. Любой хороший человек любит благость и враждебен лукавому пороку. Бог безмерно благ и, следовательно, к благости у Него великая любовь, а к лукавству - безмерная ненависть. Первое Он награждает вечной славой, а другое - вековечным мучением, то есть лишением безпредельного небесного блаженства.

Чтобы ты понял силу этой ненависти, подумай о страшных отмщениях, посланных Господом за грех всему миру, - в Потопе захлебну­лись все грешники! Я даже опускаю справедливое наказание Денницы <и всех впавших в превозношение духов, изгнанных с Неба, опускаю наказание Адама и его наследников, истребление Содома и другие раз­личные наказания, которые я сейчас не перечисляю по порядку, потому что ты слышал о них прежде. Я напоминаю тебе только величайшее отмщение, чтобы ты в страхе начал ненавидеть грех. Грех есть причина распятия Сына - Безсмертного Слова Божия. Это и было величайшим наказанием из всех, ибо убили Безгрешного, чье достоинство и благородство неизмеримы.

Отсюда ты поймешь причину строгости Господа к Божией спра­ведливости; поймешь ненависть ко греху, которая есть у Благости. С этим размышлением в сердце твое войдет Божественный страх и боль при совершении греха.

 

Четвертое вразумление. Об адских наказаниях

Ты можешь подвигнуть себя к болезненной скорби и слезам, когда вспомнишь о дне Судном и страшных возмездиях нескончаемого мучения. Там все члены и чувства будут ощущать несравненную боль: очи - плач, зубы - скрежет, обоняние - зловоние, слух - корчи и крики от боли, вкус - жажду, желудок - голод. Говоря просто, все члены бу­дут иметь соответствующее возмездие и мучение, как ясно сказано в конце Писания.

Скорбнее всего то, что наказание будет вечным, поэтому грешники впадут в отчаяние: они будут вспоминать прежние бывшие у них удовольствия и ощутят свое стеснение, что теперь у них нет никакого утешения, а только безконечный конец и безсмертная смерть. Всякий грешник скажет себе: «О, душа моя, пришел конец превозношению и бездумству твоему, пришел конец плотских наслаждений, которые ты любила и желала больше, чем Бога. Где вы теперь? Чем стали мои наслаждения и удовольствия? Какую пользу вы теперь мне можете принести? Из-за вас я лишился небесного наслаждения и вечных благ, а унаследовал нескончаемое мучение». Раз все это совершенно истинно, о грешник, и черви будут глодать твою душу без всякой пользы, не полезнее ли тебе теперь осудить себя со слезами и рыданиями прежде того праведного Суда, чтобы избежать вечного осуждения?

 

Пятое вразумление. О благодеяниях нашего Спасителя

Более всего должно увеличивать боль твоего сокрушения безпредельное множество благодеяний Спасителя. Чем больше ты будешь думать о добре, сделанном тебе Всеблагим Богом, тем более следует стыдиться своей неблагодарности к Нему и лукавства. Так обычно делали и пророки, чтобы подвигнуть народ к покаянию и сокрушению сердца. Так поступил Нафан по отношению к Давиду: прежде, чем он изобличил царя за блуд, пророк возвестил ему о благодеянии и радости, которые тот получил от Бога.

Вспомни и ты божественные дарования и благодеяния. Бог тебя сотворил из несуществующего в бытие. Он тебя искупил Своей непорочной и всечестной Кровью. Он даровал тебе священное Крещение. Он хранит тебя в различных обстоятельствах и покрывает. Говоря просто, все сущее в целом мире - благодеяния Бога для твоего служения. Это и небо, и земля, и море, и все в них видимое и невидимое. Я даже не распространяюсь, потому что написал о том в 16 главе, - прочти ее после этого вразумления и ты увидишь всю меру своей неблагодарности. Как же ты дерзаешь огорчать своими грехами великого и щедрого Благодетеля, потерпевшего столько поношений, издевательств, биче­ваний и крестную смерть, чтобы искупить тебя от рабства у беса?

Посмотри, сколько у тебя причин скорбеть и рыдать, видя, что ты опять безчетно распинаешь Владыку! Подумав так, помести с одной стороны Его благосердие и сострадание, а с другой - твою великую неблагодарность и подсчитай убытки твоей души. Вернись к Нему с сокрушенным сердцем, прося прощения и исповедуя все грехи со смирением.

Таковы, о брат, размышления, очень полезные читателям. Они приносят в сердце сокрушение, а оно есть ключ к покаянию. Полезно тебе читать это часто, со вниманием и благоговением, в момент подобающий и подходящий, в месте спокойном и безмятежном. Ибо часто человек начинает молитву без благоговения и умиления, но вскоре он умиляется и заканчивает молитву со слезами.

Поэтому читай сказанное выше один без пренебрежения и произноси умиленные молитвы, какие можешь. Ибо когда кающийся приобретает дух умиления, тотчас к нему возвращается благодать Святаго Духа, и он принимается чадом Божиим. Благоутробный Отец встречает и целует блудного сына, велит одеть его в первую одежду радости и дать ему перстень Таинств Божией Премудрости, то есть новое знание тайных Божественных дел, которые неизвестны очам грешников. В этот час ликуют Небесные Силы, Ангелы празднуют с псалтирным пением, и, говоря просто, вся Вселенная радуется. Как прежде она печалилась из-за гибели грешника, так теперь по его возвращении ликуют все ее концы. Особенно радуется Добрый Пастырь, Который с таким трудом и потом нашел погибшую овцу, радуется, что вместе с друзьями и соседями нашел ее.

Знай точно, что сколь велико сокрушение и смирение кающегося, столь же огромно расположение высочайшей благодати, а через нее кающийся удостаивается величайшей милости. Суд и праведность есть приуготовление Престола Господа. Суд - дабы понять причину, праведность - исполнить решение. Душа, вошедшая в суд и со смирением узнавшая о совершенных прегрешениях, как она презрела Творца ради наслаждения творениям, - она поняла решение и подчинилась суду и праведности. Она узнала свое падение, то есть предпочтение тварного Творцу, и таким образом предопределила судебное решение. Презиравший Бога должен смириться до земли и смотреть на себя просто. Кто безчинно вкушал удовольствие от творений, тому должно стать больно, ему необходим суровый урок, дабы приготовиться стать Престолом Бога и обителью Божественной премудрости. Знай и то, что когда Господь желает возвысить душу к небесным вещам, Он испытывает се скорбями, желаниями и стеснениями духа, страданиями тела, - чтобы удостоить ее Своих даров. Кто идет через жестокую зиму, полную дождей и бурь (в Греции), затем приходит к цветущей и плодовитой весне даров и благодатей Божественного Духа. Чем больше дары, тем суровее скорби, через которые идут к дарам. Пусть никто не скорбит и не огорчается, что он терпит такое, но пусть радуется, ибо это знак и обещание будущей Господней благодати.

Достаточно сказав о сокрушении, перейдем ко второй части пока­яния, то есть к святой исповеди.

 

 

Продолжение следует.

 



Hosted by uCoz