№ 6 (68) июнь
2005 год
Составленная общедоступной речью Агапием, иноком Критским на Святой Горе Афон
(1641 год). Продолжение. Начало в №№50-67.
Глава 6
Об исповеди
Среди многих даров, которые нам дал мудрый во всем Врач и Спаситель наш Бог, есть таинство покаяния. Оно нужно, чтобы мы уничтожили все засады беса. Бог, согласно безпредельной Своей благости, дает нам силу, чтобы мы после греха опять стали благодаря покаянию безгрешными, как прежде, и неподвластными вечному мучению. После сокрушения настает черед исповеди, как второй части. Без исповеди никто не может спастись, сколько бы добродетелей он ни имел. Исповеди более всего желает Господь. Он устраивает ее различными способами, чтобы человек узнал свое падение, чтобы он высказал все со смирением сердца. Поэтому Он подвиг нашего праотца, когда тот пал в преслушании, узнать свой грех. Он сказал ему: Адам, где ты? То есть: куда ты пал? какое зло ты сделал? Обратись к покаянию и исповедуй свой грех, чтобы получить прощение. То же самое Господь сказал Еве, Каину. И во многих других местах Ветхого Завета исповедь предстает полезной. Соломон говорит, что кто скрывает свои грехи, - не спасается, а кто их исповедует, - получает милость. Царь и пророк Давид восхваляет это деяние в различных Псалмах: Исповедуюсь Тебе, Господи, всем сердцем моим; благо исповедоваться Господу, - и другое подобное. Пророк Исайя говорит, что если у тебя есть какой грех, то открой его, чтобы быть оправданным.
Ты видишь, что исповедь оправдывает человека. Есть много других свидетельств в Ветхом и Новом Завете, но их я пропускаю, потому что здесь можно говорить долго, ибо исповедь - начало нашего спасения. Да не стыдится никто исповедовать, что он сделал. Ведь стыд, приходящий при словах исповеди духовнику, - часть правильной исповеди. Так как стыд - тяжкая кара, то Господь и повелевает нам исповедовать грехи и получить стыд вместо мучения. Об исповеди некоторые церковные учители писали различные объяснения, но они слишком пространны. Я собрал их вкратце, чтобы это подходило и годилось для каждого, ибо человек, по силе человеческой природы, - должник Бога и Церкви.
Если ты желаешь украситься добром с совершением исповеди и очистить все нечистоты совести, чтобы душа твоя была просветленной пред Богом, то не иди просто так, как попало, без подобающей подготовки на таинство. Так делают некоторые незнающие люди. Поэтому они и не исповедуются хорошо, и не знают, что сказать. Будь внимателен к тому, что мы пишем для твоего вразумления, если хочешь получить совершенное прощение грехов.
В первую очередь, за два или три дня до исповеди начинай готовиться. Вспомни, как много времени прошло с твоей последней исповеди. И от того дня до нынешнего исследуй тщательно, в сколько грехов и в какие ты впал. Не относись к этому небрежно, но приложи соображение и воодушевление, будто речь идет о чрезвычайной необходимости для жизни. Представь, будто ты - порученец, счетовод или инспектор какого-нибудь правителя во всех его землях, и у тебя в подчинении люди. Каждый год он тебя вызывает дать отчет, и если отчет не очень хороший, то ты оплачиваешь расходы сам. Тогда ты не забудешь ни одну мелочь, чтобы не платить из собственных денег. Вот именно такую тщательность нужно прилагать, и даже большую, в необходимейшем деле исповеди. Ты рискуешь здесь лишиться не тысячи золотых монет или других временных вещей, но вечной радостной жизни, будучи осужденным на нескончаемое мучение, если пренебрежешь таким деланием.
Исследуй десять заповедей Господних, семь смертных грехов, пять чувств, пункты Символа Веры, семь дел милости, духовные и телесные, и все другие предписания нашей Церкви. Подумай, в каких случаях и сколько раз ты впадал в грех: умом, словом или делом. Следи за сопутствующими обстоятельствами греха, о которых мы напишем ниже.
Во-вторых, ты должен назвать число твоих прегрешений, если ты помнишь сколько раз грешил, или сказать, сколько времени ты находился во грехе. И если ты грешил, сколько раз у тебя был подходящий момент уйти от греха, или воздерживался ли ты от него в какие-нибудь дни - тогда врач поймет глубину болезни, чтобы ее лечить должным образом.
Третье. Недостаточно просто перечислить грехи. Надо сказать, что им сопутствовало. То есть: где? как? когда? с кем? Какой именно грех ты совершил, другие вещи, отягощающие беззаконие. Если ты согрешил с незамужней женщиной, это любодеяние. С замужней - прелюбодеяние, что тяжелее. С монахиней - святотатство и духовное прелюбодеяние. С родственницей - кровосмесительство. С девушкой насильно - изнасилование. Ты должен сказать все то, что отягощает беззаконие. В каком месте ты это совершил? Ибо гораздо тяжелее согрешить на виду у других или в освященном месте, чем сделать это тайно. Знай также в точности и то, что не нужно духовнику подробно рассказывать всю историю греха, что именно ты делал. В немногих словах скажи только название и вид греха, и число, сколько раз ты грешил. Не повествуй в безполезных и неподобающих словах. От них нет никакой пользы. Не исповедуй других людей, вместе с которыми ты совершал грех. Не говори: «Я воровал с таким-то человеком», «я развратничал с такой-то женщиной». Назови только грех, а имя другого человека объявлять не надо.
Знай и то, что плотские грехи случаются четырьмя способами: в уме, в слове, в осязании и на деле. Если ты согрешил на деле, достаточно сказать: «Любодействовал». Если приблизился рукой, то скажи сколько раз. Если ты грешил только в разговоре, скажи для чего ты произносил постыдные и безобразные речи: чтобы подвигнуть к злу, или чтобы помечтать, - а не надо произносить те слова, которые ты говорил. Если ты согрешил в уме, то скажи, были ли у тебя грязные помыслы блуда охотно или невольно.
Пятое и последнее. Старайся найти духовного врача, чтобы он был образован, то есть опытен в своем деле. Чтобы он хорошо знал, какие повреждения наносит грех, и подобрал бы лекарство соответственно этим недугам. Ведь когда твое тело разбито, ты разыскиваешь мудрого врача. Мы много раз видели, как больные умирали от неумелого лечения. То же самое можно сказать и о духовниках. Когда один слепой становится поводырем другого слепого, то, как сказал Господь, не оба ли упадут в яму?! Когда ты найдешь хорошего духовника, больше не ходи ни к кому другому на исповедь. От торговли исповедью нет никакой пользы. Если ты исповедуешься одному, а потом, впадая в тот же самый грех, стыдишься сказать о том духовнику и идешь к другому, чтобы было не так стыдно, или чтобы епитимия была легче, - знай, что такая исповедь не приносит пользы. Ты неисправим, если не идешь к своему духовнику на покаяние.
У исповеди должно быть десять свойств.
1. Она должна быть простой и краткой. Не нужно говорить несвоевременные речи, повествования о грехах и сказки, как то делают некоторые невежественные женщины. Говори только по делу.
2. Она должна быть смиренной. Знай, что ты - несчастный грешник. Не хвались, но будь смиренен в словах и движениях, во всем обличии.
3. Она должна быть правдивой. В ней не должно быть лжи или извинений себя. Надо говорить ни больше, ни меньше того, что совершил. Только то, что знаешь, и в чем тебя обличает совесть, не ища себя извинений. Нельзя говорить, что «бес меня подстрекнул» или «такой-то человек был причиной», как некоторые бездумно говорят, чтобы облегчить тягость своего греха. От этого самооправдания и поиска причин им не дастся прощения. Поэтому нужно, как говорит Давид: Выскажу против себя мое беззаконие Господу, - осуждать самого себя, говорить, что ты был причиной греха, и ты согрешил, а не кто-то другой. Пусть даже бес или кто другой может подвигнуть тебя на зло, но властвовать над тобой они не могут; в твоей воле - делать грех или нет.
Когда ты осуждаешь самого себя на земле, в своем «духовном судище», то на Небесах оправдываешься. Это только на внешних (гражданских) судах ты должен себя оправдывать. А здесь, чем больше себя оправдываешь, тем сильнее осужден.
4. Исповедь должна быть скорой. Как ты согрешил, должен сразу прибегнуть к духовнику. Так и человек тотчас обращается к врачу, когда у него что-то повреждается и начинает болеть.
5. Исповедь должна быть разборчивой. Нужно говорить благочинными и рассудительными словами, понятными и тебе, и духовнику. Нужно со знанием себя проверять, особенно женщинам не распускаться в своих речах.
6. Исповедь должна быть со стыдом и благоговейным смущением. Ты огорчил Бога, ты повредил душе своей и душе ближнего. Как мытарь не дерзал посмотреть на Небо, так и ты стыдись найти у Бога милости. Стыд - это часть покаяния.
7. Исповедь должна быть целой и без упущений. Нельзя ничего скрывать, надеясь сказать другому священнику, - иначе это святотатство, разве сам забудешь какое-то малое прегрешение, но большие беззакония не забываются.
8. Исповедь должна быть тайной, в скрытом месте. Никто не может ее слышать. Кто разболтает исповедь, тот очень тяжело согрешит. Ты не должен ничего никому, кроме духовника, открывать, даже если тебе угрожают смертью. И духовник обязан не открывать ни чей грех, даже если ему угрожают, ведь исповедь - это тайна.
9. Исповедь должна быть скорбной, со слезами и печалью сердца, с ненавистью ко греху, чтобы не совершать его больше. Если у тебя нет мысли в уме и твердого решения больше не грешить, избегать места греха и лиц, с которыми ты пал, - то твое покаяние не правдиво, а грех не прощен. Если ты блудил со служанкой, то должен ее прогнать, как мы сказали выше. А если с другой женщиной, не должен ходить около ее дома и встречаться с ней. Если ты произносишь хулу в игре, больше не играй. Если ты наперед знаешь, что можешь опьянеть на пиршестве, куда тебя пригласили, то не иди, ибо пьянство близко разврату. Если у тебя чужая вещь, верни ее немедленно. Если кто согрешил по отношению к тебе, то прости его от всего сердца.
Если ты не дашь мысленно обещания больше не грешить, то твоя исповедь неистинна, и духовник не может тебе дать прощение.
10. Десятое и последнее. Ты должен быть готов к епитимьи. Ты должен твердо знать, что исполнишь то правило, которое тебе даст врач, без лени и как можно быстрее. Пусть всякий будет внимателен и тверд в этом необходимом деле. Пусть не лукавит и не вредит себе, думая, что уже исповедан. Да не будет этого! Если ты по небрежности не заметил смертного греха, то полностью не прощен.
Поэтому мы здесь пишем грехи по десяти заповедям Господним, показывая тебе, сколько раз ты грешишь в каждом случае, - и тогда легче будет подготовиться к исповеди. Когда ты пришел к духовнику, стань перед ним со смирением и благоговением, какое у тебя перед образом Владыки, ибо духовник - наместник и представитель Бога на земле. И скажи ему, обратив лицо к земле.
Первая заповедь.
Люби Господа Бога своего *
Я не полюбил Господа Бога Моего, как велено, от всей души и силы. Я не благодарил Его должным образом за сделанные мне благодеяния.
Затем скажи, какие ты вспомнил грехи, совершенные тобой против этой заповеди:
Сомневался ли в каком-либо из положений Символа Веры: «Верую во единого Бога...»?
Не совершал ли гаданий или колдовства? Не сыпал ли уголь на голову болеющего? Не связывал ли заклинанием коров или овец, чтобы их не съел волк? Или парня и девушку, чтобы они не поженились? Не лечил ли заговорами зубы или головную боль? Если кто хочет узнать, сколь тяжкими считаются такие вещи, пусть прочтет Номоканон (главу 1), а также 40 зачало от Матфея; 60 канон Трулльского Собора; 83 Канон Василия Великого.
Когда ты вспомнишь, что сделал что-то враждебное или непочтительное по тношению к Богу, исповедуй это. Особенно, если произносил хулы против Бога или кого из святых.
*Счет заповедей у Агапия несколько отличается от обычного. (Прим.
пер.)
Исповедуй, если ты жаловался в скорбях и болезнях, а не благодарил Бога подобающим образом. Исповедуй, если проклинал кого из христиан, если предавал диаволу, - все, что вспомнишь, что ты делал против этой заповеди.
Вторая заповедь.
Не поминай имя Господа Бога всуе
Здесь скажи, сколько раз ты клялся Богом или кем из святых без великой нужды, правдой или ложью. Не входил ли с кем в сговор, делал ли вреда, чтобы другие нарушили клятвы. Не наставлял ли детей и рабов, что нужно клясться. Знай точно, что когда ты даешь обет или клятву сделать какое боголюбезное дело, то ты должен тотчас совершить обещанное и не рассеиваться, чтобы не согрешить дважды: что не сделал блага и что нарушил клятву. А если у тебя нет сил совершить обет или это не в твоей власти, Закон не принуждает тебя совершать, а только накладывает епитимью. Если ты неразумно поклялся что-то сделать, побежденный гневом, то епитимья будет тяжелой, а обещанный грех никак не надо совершать. Лучше бы Ирод преступил клятву, чем убил Предтечу. Когда тебя позовут на суд свидетелем, то говори всю правду, пусть даже многих казнят по твоему свидетельству; а если ты под присягой будешь лгать, то будет мучиться твоя душа, а другой погибнет телесно. Некоторые говорят, что надо лжесвидетельствовать, чтобы сохранить жизнь человеку. Но то, что неправда, есть, без сомнения, ложь.
Третья заповедь.
Помни освящать день субботы *
Здесь ты обязан сказать, сколько раз в год в праздники ты оставался без церковного последования от нерадивости, особенно без священной службы. Все христиане обязаны, и мужья, и жены, ходить в церковь на все праздники, чтобы слышать вечерню, утреню и литургию. А кто не ходит, тот тяжко согрешает, - не только он, но и те, кто находятся в его власти. Поэтому отцы и установили праздники, когда не работают, чтобы мы шли в храм Господень, славословили и просили прощения грехов, - а не для того, чтобы мы тратили воскресные дни и Господские праздники на танцы и песни и прочие бесовские или телесные занятия.
* Новозаветная суббота - день воскресный. (Прим. ред.)
Есть столь безчувственные и ослепшие от лукавства люди, которые видят слышат священника, что он священнодействует, но совершенно над тем не умают, как будто это не к ним относится, в церкви безстыдно сидят, будто дома, или, будто на площадях, стоят и болтают. Но многих я видел хотя и находящимися в церкви, но как вне нее. Когда священник служил литургию, они обменивались постыдными и неподобающими словами, словно они чужаки и мусульмане и совершенно не верят в таинство Евхаристии. Их я много раз порицал, показывая тяжесть такого беззакония. Подобает, чтобы духовники и священники проверяли знаемых ими людей и строго им предписывали ходить в церковь.
В Фурне и Иерапетре, когда я жил там, только раздавался звон била, сразу собирались все, юноши и старики, мужчины и женщины. Я хвалил их воодушевленность. Особенно отличался этим управитель Андрей Каравелла, любезный Христу и монахам, как и все члены его семьи. Они не только по праздникам, но почти каждый день собирались в церкви, как зимой, так и знойным летом, когда ночи малы, — и по прошествии ночи они вновь вставали на утреню.
Порядок происходит от усердия священнослужителей, а те, кто пренебрегают этим, дадут ответ Страшному Судии за свою паству, что они не старались их пасти на несущих жизнь пастбищах: сами, мол, ищем полезное, а овцы пусть подыхают.
Знай точно, что не только телом ты должен стоять на последовании, но и душой, то есть с вниманием и благоговением. Ум твой не должен сосредотачиваться на житейских вещах, но думать о Страстях Господа и Воскресении, и других таинствах Церкви. А то бывает, что ты телом в церкви, а душой и умом развратничаешь. Наоборот, можешь телом быть на горе,* а умом в церкви. Поэтому ты должен всякий раз исповедоваться, когда был на последовании с грязными помыслами и не прогонял их. Не смотрел ли на женщину со злой мыслью? Не совершал ли какую службу в праздничный день без великой необходимости? Если ты сажал хлеб или виноградники в дождливое время, чтобы они не пропали, или чинил мост, чтобы люди могли ходить, — это не грех. Но если возможно, делай все дела так, чтобы не вводить народ в соблазн. Всякую другую работу, которая не необходима, грех делать в праздничный день. Пусть не болтает никто, что помол, выпечку хлеба, жатву, сбор винограда нельзя прерывать. Скажите мне, где так написано?
Неужели вы не краснеете и не стыдитесь, когда даже мерзкие иудеи не берут в руки деньги в день субботний, чтобы не преступить спасительную для души Господскую заповедь?
* Речь, вероятно, обращена к пастухам. (Прим. пер.)
Заповедь четвертая.
Чти отца твоего и матерь твою
Эта заповедь повелевает не только, чтобы дети чтили родителей и заботились о них, но чтобы и родители чтили детей, рабы - господ, а хозяева - рабов, начальники - подчиненных, а они - начальников, мужи - жен, а жены - мужей, и все родственники друг друга. Так каждый должен себя проверить, как он ведет себя с благодетелями и пожилыми людьми.
Пусть сын скажет, не раздражал ли он родителей, не досаждал ли им, не относился ли к ним с презрением. Слушался ли он их, помогал ли им в нуждах, не допускал ли им обеднеть. Не желал ли их смерти, чтобы получить наследство. Не враждовал ли с ними по другой причине.
Так и родители должны сказать, заботились ли они о детях, объясняли ли им Божественные заповеди, наказывали ли их, чтобы они шли по правильному пути, или позволяли делать им, что хочется. То же самое должны совершать хозяева рабов и начальники подчиненных: заботиться о их телесных и душевных нуждах, лечить в болезнях, вместе ходить к исповеди и святому Причащению. Подчиненный должен подумать, радовал ли он начальника, или он его осуждал, или не слушался, или ругал его. Не укорял ли он старших, не забывал ли благодетелей.
Не ругали ли родителей супруга или супруги, не желали ли им смерти, чтобы взять их имущество. Было ли так, что муж не пускал жену в церковь из-за ревности, чтобы ее не увидел другой, или - по тщеславию, что она не одета, как следует, или по подобной причине. Не хлестал ли ее несправедливо, больше, чем следует, не ругал ли или проклинал ее. Так же должна сказать и она, слушала ли она мужа в положенных делах. Не бранилась ли с ним, не хулила ли его и подобное. Нужно точно знать, что если женщина очень красива, и видящие соблазняются ее красотой, пусть она сидит дома и молится, пока поют в церкви, - и только когда ей нужно причаститься, пусть идет в свой приход, но желательно, чтобы там не было много мужчин и не вышло соблазна.
Заповедь пятая.
Не убий
К этой заповеди относится убийство
душевное или телесное. Если ты советуешь ближнему соблудить, или убить,
или совершить другой грех, сопровождаешь его в том или помогаешь, чтобы он
так сделал, то ты - убийца своего брата духовно. Убийца тела - если ты
кого убил, или собирался кого убить, а время и место тебе не позволили. Если ты
враждовал,
был злопамятен и желал мести. Если ты глумился над человеком,
избивал его или во зло использовал свою власть над ним. Если ты не прощал
своему врагу, если ты не просил прощения у него. Если ты не
сгладил вред, который нанес. Если ты бил женщину и случился выкидыш. Если
женщина сделала аборт. Все это и подобное считается убийством и
строго судится по канонам.
Заповедь шестая.
Не прелюбодействуй
Ты можешь впасть в этот грех тремя
способами, как мы и написали выше: делом, словом и умом. Скажи, каким именно
способом ты согрешил. Пренебрегал ли тем, чтобы изгнать помыслы. Был ли
снисходителен к замыслу греха. Говорил ли ты позорные и
неподобающие речи. Пел ли блудные песни, танцевал ли развратные танцы,
рассматривал ли картинки. Приближалась ли твоя плоть к другой, так что
было истечение. Расслаблялся ли ты наедине. Мечтал ли о блуде.
Многое другое подобное человек мог сделать - мы об этом здесь не пишем,
потому что нехорошо объявлять позорные дела, ибо лукавство тогда
входит в ум.
Но пусть каждый скажет духовнику, в
чем его обличает святая совесть. Вел ли он беседы со страстью и злым
намерением, или дотрагивался до кого, или заводил знакомства, или
прихорашивался - и другие подобные изобретения лукавых бесов.
Заповедь седьмая.
Не укради
В эту заповедь включаются многие
различные способы греха. Не только кража, но
и несправедливость к ближнему - через безчестную работу, обман и лукавство, вымогательство вещи. Скажи, не задержал ли
ты у себя чужой вещи, не помешал ли хорошему делу, не обвешивал ли кого на рынке, не продавал ли вещь дороже
ее стоимости? Платил ли достаточно работнику, не обманывал ли его? Не покупал
ли ты меньше, чем тебя просили? Не
принимал ли ты краденой вещи себе в дом?
Верно ли ты исполнял свои обязанности? Не брал ли взятки, не подкупал ли суд? Давал ли ты десятину Церкви и на
нищих по любви Христовой? Если у тебя
есть чужая вещь, тотчас ее верни, а если нет - исповедь тебе не поможет, и
духовник не вправе, в согласии со священными законами, простить такой грех, пока ты не возвратишь назад несправедливо взятое.
Заповедь восьмая.
Не лжесвидетельствуй
Эта заповедь расходится на две.
Первое - грехи, совершаемые в суде судьями, чиновниками и нотариусами, а также
подсудимыми и свидетелями. Второе - сплетни, осуждения, клевета,
наговоры, насмешки и надругательства над ближним.
В первом случае исповедуй ложь, в которую ты попал. Во втором, если ты лжесвидетельствовал что дурное на ближнего, или рассказывал о падениях ближнего, или сплетничал, или слушал клевету, или ругал кого, или сеял соблазн среди братьев, чтобы поссорить их, или интриговал, или получил через суд что-то несправедливо, - исповедуй это. В последнем случае согрешил не только ты, но и те, кто тебе помогал и сотрудничал с тобой, особенно ходатаи и адвокаты, которые и должны возместить все бедняку, потерявшему свою собственность по их вине.
О любви к ближнему мы не пишем здесь, ибо говорили о том в другой части книги. Но сказанное здесь вполне относится и к заповедям о пользе ближнего.
Заповеди девятая и десятая содержатся в шестой и седьмой, и достаточно того, что написано о них
Когда ты исповедуешься по десяти заповедям Господним, то исследуй и семь смертных грехов, описанных в первой части книги. Затем посмотри, в какие прегрешения ты впал помимо них: или пятью чувствами, или против семи дел милостыни.
Семь дел милостыни такие: накормить голодного, напоить жаждущего, выкупить пленника из плена, одеть нагого, принять чужестранца, посетить больного, похоронить мертвого.
Духовные дела такие: дать совет нуждающемуся в нем, наставить неученого, утешить скорбящего, исправить грешащего, простить павшего, выдержать ругань и вред, тебе нанесенный, и молиться за всех. Это все - дела благосердия. Они называются порождениями милости. Мы исповедуемся, что по небрежению их не сделали.
Затем, чтобы завершить исповедь, скажи все, что ты еще вспомнил, - чтобы у тебя не было сомнения, что ты забыл какой-то грех. И потом скажи духовнику со страхом и благоговением, преклонив колена и шею до земли: «Я исповедую сегодня все эти грехи и все другие, которые знает Господь мой, что я соделал против Него делом и словом, умом и помышлением; и все те, которые не сказал по забывчивости и невежеству, и которые лукавый бес может предъявить в час Суда. Их я исповедую и как грешник осуждаю, прося прощения у Господа Иисуса Христа. А тебя, отче, прошу по канонам отнестись к моим прегрешениям».
Такая исповедь особенно полезна для малых грехов, частью невольно забываемых. Но если ты после исповеди вспомнишь какой грех, то обязательно скажи его в следующий раз, или исповедь твоя будет для тебя безполезна.
Даже если ты не исповедуешь только один смертный грех, устыженный безобразием и позором содеянного, то будешь мучим без милости. Ты можешь узнать эту истину из ниже данных примеров (глава 7). Я их переписал из книги «Цветущий луг» («Лимонарь», часть 1, лист 106). Там было и много других примеров, но я записал только четыре, чтобы не слишком удаляться от нашего разговора.
Кто их прочтет, пусть в дальнейшем начнет очень тщательно относиться к святой исповеди, чтобы не потерпеть так, как те женщины, о которых мы скажем. Я свидетельствую истинным Богом, что ничего не добавил от себя, но - как было в той книге издревле запечатлено. И чудеса Пресвятой Богородицы, составляющие последнюю часть книги, я все, как было, записал вкратце, как обычно и делаю, когда пишу. Так что будьте внимательны к сказанному, чтобы не подпасть описанному осуждению.
Продолжение следует.