№ 7 (69) июль
2005 год
Александр КАТРИЧ
СВЯТОЙ МУЧЕНИК МЛАДЕНЕЦ ГАВРИИЛ БЕЛОСТОКСКИЙ
(ЗАБЛУДОВСКИЙ)
Святой мученик младенец Гавриил Белостокский
(Заблудовский), сын благочестивых крестьян Петра и Анастасии, родился 22 марта
Родители младенца Гавриила под натиском
иноверцев свято хранили православную веру, несмотря на притеснения, которым
подвергались тогда православные Белой Руси, не желавшие принимать унию с
латинянами. Они желали служить Богу и жить по его заповедям, воспитать с
малолетства единственное дитя, чтобы и оно свято хранило православную веру и
семейные традиции. Большое влияние оказывала на святого младенца Гавриила
близость монастыря, в котором во время богослужений созревал духовно, учился
молитве и познавал Бога будущий мученик.
Младенец Гавриил – религиозный, любящий
родителей, невинный мальчик стал жертвой зла и иудейского изуверства. В
Когда ребенок скончался, иудеи тайно вывезли
его бездыханное тело в поле и бросили у опушки леса, вблизи села Зверки. К телу
прибегали голодные собаки, над ним кружились хищные птицы, но собаки не только
не растерзали его, но охраняли даже от птиц. Через девять дней после убийства
православные жители Зверков обнаружили нетленное тело мученика младенца
Гавриила. Во время следствия выяснились обстоятельства ритуального убийства,
которое совершили иудеи, они были найдены и наказаны; в мемуарах городского
Заблудовского правления оставлена соответствующая запись.
Видный богослов и историк Филарет
(Гумилевский), архиепископ Черниговский (+1866) в известном труде
“Жизнеописание русских святых, чтимых Православною Церковью” под 20 апреля
писал: “Жид Шутко, арендатор Зверков, приласкал к себе дитя, завел в свой дом и
увез его в Белый Сток; здесь сбежавшиеся жиды мучили отрока без милосердия.
Внеся его в темное место распяли и пустили из боку кровь, потом кололи его
разными инструментами, пока не выпустили всей крови, а мертвое тело бросили в
поле. По ране в боку и другим признакам очевидно было, что кровь выпущена из
отрока изуверством жидовским. Жиды судебно изобличены в преступлении”.
В этой же книге помещен рисунок академика
живописи Ф.Солнцева, на котором изображены мучения младенца Гавриила. Младенец
мученик изображен распятым на большом кресте. Крест укреплен в корыте, в
которое струйками течет кровь из ран от гвоздей в руках, ногах и из исколотого
тела. Все тело в кровавых пятнах, рубашка спущена до пояса, корыто поставлено
на подставке. На полу лежат: молоток, клещи, два ножа; один из них с острым
концом.
Подробное описание мучений младенца Гавриила
можно также прочитать в книге “Святая юность. Рассказы о святых детях и детстве
и отрочестве святых” (издана в 1913 году, переиздана Международным издательским
центром православной литературы в 1994 году). В ней рассказывается: “Евреи
распяли шестилетнего православного младенца Гавриила. Он был прободен в бок, и
из него по каплям выточили кровь. По поверью, ходящему между христианами и
подтвержденному, к сожалению, многократными случаями, некоторые изуверские
иудейские секты нуждаются для приготовления опресноков в крови невинных христианских
детей. С этой целью заранее намечается жертва, обыкновенно ребенок из бедной
семьи. Евреи заманивают его к себе и, держа стоя и заткнув ему рот, острыми
инструментами колют его так, чтоб из жил его вытекла вся кровь. Потом,
обескровленного убивают его и бросают непогребенным”.
Жители Заблудова, еще ранее жаловавшиеся на
“усиление жидов в их городе”, были убеждены, что младенец погиб в результате
ритуального убийства, совершенного иудеями в Белостоке. Тело замученного
младенца Гавриила при стечении народа, глубоко взволнованного подобным
зверством, предано было земле близ кладбищенского храма в Зверках и пребывало
здесь около 30 лет.
В начале XVIII века по всей территории
Белостокского уезда прошел мор. Людей едва успевали хоронить, в селе Зверки
умерших детей старались положить поближе к могиле младенца Гавриила, чувствуя
необычную благодать этого места. Однажды во время погребения случайно задели
гроб мученика. К величайшему удивлению, тело обнаружили нетленным. Весть об
этом молниеносно разнеслась среди православного верующего народа, усиливая
почитание мученика младенца Гавриила. Это было в
Обретенные мощи благоговейно перенесли в
крипту под храмом в селе Зверки. В
В 1752 году архимандрит Слуцкого монастыря
Досифей (Голяховский), наместник киевского митрополита составил и до наших дней
используемые тропарь и кондак.
9 мая
Крестный ход со св. мощами – раку несли на
руках, – величественно прошествовал более 300 верст. К дороге, по которой
проходил крестный ход, пришел многочисленный православный люд с далеких и близких
мест. Православные христиане, стоя по обе стороны дороги на коленях, со слезами
на глазах просили святого о помощи и даровании им силы на сохранение веры
отцов, Святого Православия.
Мощи младенца мученика Гавриила лежали в раке
совершенно открытыми. Обе ручки младенца держали маленький наперстный крест.
Пальцы исколоты, на теле рваные раны. У раки висела доска, а на ней на
церковно-славянском и польском языках надпись: “Мощи младенца Гавриила
Гавделюченко из села Зверки графства Заблудовскаго, рожденного 1684 года марта
22 дня, а замученного от жидов в Белом Стоку 1690 года апреля 20 дня. О сем,
кто хощет пространнее ведати, отсылается до книг правных Магдебургии Слуцкой.
1755 года мая 9 дня, за благополучным княжением сиятельнейшего князя Иеронима”.
В 1820 году мученик младенец Гавриил был
причислен к лику святых Российской Православной Церковью. В 1855 году была
составлена молитва мученику младенцу Гавриилу, игуменом Модестом, ректором
Слуцкой семинарии.
В 1891 году над мощами святого поставили
икону святого младенца мученика, дар И.П.Трутнева, список с иконы расположенной
в иконостасе большого монастырского храма Святого Духа. В 1893 году власти
Литовской епархии распорядились, чтобы во всех церквях губернии находились
иконы святого мученика младенца Гавриила. Это был известный нам образ святого
мученика младенца Гавриила, он изображен с руками сложенными на крест и
положенными на грудь или же держащий в руках крестик, в простой одежде
подпоясанной шнурком, без обуви.
Над мощами святого мученика младенца Гавриила
горела неугасимая лампада чистого серебра, дар архиепископа Волынского Антония
(Храповицкого). Вместе с возрастающей славой младенца мученика Гавриила и
расширяющимся его почитанием православные старались особым образом украсить
раку с его святыми мощами.
В 1897 году на добровольные пожертвования
была изготовлена новая серебряная рака. Деревянная рака, в которой до этого
находились мощи, была с частицей мощей мученика младенца Гавриила в июне 1908
года перенесена по благословению епископа Белостокского Владимира в Белосток.
(В 1915 году эта рака с частицей мощей была перевезена епископом Владимиром
Белостокским в Москву, где находилась в Покровском Соборе на Красной площади.)
Живая память и честь, воздаваемая святому
мученику младенцу Гавриилу народом, побудили построить на родине младенца
Гавриила часовню. В 90-х годах XIX столетия по инициативе настоятеля
заблудовского прихода священника Петра Четыркина начался сбор средств среди
местного православного населения на строительство часовни в селе Зверки,
которая должна была стоять на месте где в XVII веке находился родительский дом
святого мученика младенца Гавриила. По благословению Брестского епископа Иосифа
часовня была готова в апреле 1894 года и 19 апреля была освящена.
Часовня была деревянная, на каменном
фундаменте, украшена куполом с крестом. Железная кровля, стены обиты досками и
покрашены в ярко зеленый цвет. Внутренние стены оклеены обоями. Перед входом
небольшое крыльцо под навесом. Двор часовни огражден деревянным забором. В день
освящения часовни, церковь в Заблудове была заполнена местными прихожанами и
паломниками. По окончании службы и отдыха зазвонили колокола приглашая
молящихся к участию в торжествах посвященных освящению нововыстроенной часовни.
После молебна святому мученику младенцу Гавриилу при колокольном звоне и пении
кондака и “Христос Воскресе” крестный ход тихо двинулся в направлении села
Зверки.
Из Зверков вышли паломники, которые пришли
туда раньше, и присоединились к крестному ходу. Матери с детьми на руках, на
коленях встречали крестный ход с иконой святого мученика младенца Гавриила.
Крестный ход остановился у украшенной зеленью часовни. После освящения воды
освятили часовню и две иконы мученика младенца Гавриила. По окончании освящения
часовни раздали иконки с изображением святого мученика младенца Гавриила.
На следующий день 20 апреля в празднично
украшенной заблудовской церкви было совершено богослужение с молебном святому
мученику младенцу Гавриилу. Это событие привело к обновлению и росту почитания
святого мученика младенца Гавриила на его родине.
Память мученика младенца Гавриила празднуется
20 апреля, в день мученической кончины, и в день Св. Духа, когда мощи обносили
вокруг монастырской церкви. Св. Гавриил считается целителем детей. В
В 1895 году было окончено строительство
церкви в Друскенниках. 11 июля 1895 года ее освятили с посвящением святому
мученику младенцу Гавриилу. В торжествах принимал участие епископ Брестский
Иосиф, благодаря стараниям которого и был построен храм. Несмотря на дождливую
погоду в торжествах приняли участие не только верующие нового прихода, но и
большое количество паломников из разных мест, прибывших в этот курортный край.
До этого времени из 500 православных храмов этой губернии не было ни одной
церкви посвященной святому мученику младенцу Гавриилу, который был близок этому
краю по своему происхождению. Место под эту церковь было выбрано не случайно.
Храм посещался людьми, прибывшими из дальних мест с целью исцеления от болезней
на известном курорте, что усилило почитание святого младенца мученика Гавриила.
В 1902 году, 6 октября все село Зверки
сгорело вместе с часовней. По Божию промыслу в сгоревшей часовне остался
неповрежденный огнем крест и икона святого мученика младенца Гавриила. Этот
знак Божией милости побудил начать действия к возвращению святых мощей мученика
младенца Гавриила на родину.
В 1908 году в типографии Успенской Почаевской
Лавры была напечатана “Cлужба Святому мученику младенцу Гавриилу, в лето
Господне 1690-ое от иудей умученному в Белостоке граде, егоже нетленныя мощи во
граде Слуцке доднесь почивают”, составленная архиепископом Волынским и
Житомирским Антонием (Храповицким).
В 1908 году епископ Гродненский и Брестский
Михаил вместе с епископом Белостокским Владимиром приняли решение перенести из
Слуцка часть мощей святого мученика младенца Гавриила в город Белосток.
11 мая 1908 года в “Гродненских епархиальных
ведомостях” напечатано “Воззвание к православным” епископа Гродненского и
Брестского Михаила, в котором сообщалось, что “31 мая совершится перенесение из
города Слуцка в Жировицкий монастырь Успения Божией Матери креста и мощевика, в
котором вначале почивали мощи святого мученика младенца Гавриила. С 1 июня по
12 июня святые мощи будут перенесены из Жировицкого монастыря в город
Белосток”.
7 июня 1908 года крестный ход со святыми
мощами возглавляемый священниками из двух приходов существующих в Ялувце прибыл
в полдень в Сьвислочь и, получив там благословение, двинулся в Ялувец. После
всенощного бдения в Крестовоздвиженской церкви на следующий день рано утром
святые мощи были перенесены в другую церковь – святого князя Александра
Невского и после литургии переданы православным из прихода в Новой воле,
которые прошли двадцать верст со своим душепастырем, отцом Николаем Ежиковским.
В Новой воле 9 июля святые мощи мученика младенца Гавриила были переданы отцу
Платону Герминовичу с Потоки.
Следующим местом этого перенесения святых
мощей были Заблудов и Зверки. Это событие описал в “Воззвании настоятеля
Заблудовского повета” священник Василий Чулков: “10-11 июня в присутствии
огромного скопления православных паломников и участии представителей властей,
через город Заблудов и село Зверки прошел из города Слуцка торжественный
крестный ход с иконой и частью святых мощей мученика младенца Гавриила. Это
торжество подняло дух и религиозные чувства в народе. Прихожане Заблудовской
церкви пришли к мнению, чтобы на отчизне святого мученика младенца Гавриила
построить храм” (“Гродненские епархиальные ведомости” от 17 августа 1908 года).
В этом воззвании отец Василий обратился ко всем православным Гродненской
епархии жертвовать на строительство церкви в Зверках.
11 июня святые мощи мученика младенца
Гавриила достигли пригорода Белостока – Дуйлид. На следующий день утром отец
Александр Калишевич с крестным ходом переносит святые мощи мученика младенца
Гавриила в Белосток, где соединился с крестным ходом из Белостока и все
направляются в Свято-Никольский кафедральный собор. Так без малого через 150
лет святыня вернулась на свою отчизну.
Часть святых мощей мученика младенца Гавриила
находилась в Свято-Никольском кафедральном соборе города Белостока до 1912
года, пока не были перенесена в Благовещенский монастырь в Супрасле. В
книге-справочнике “Православные русские обители” изданной в 1910 году читаем:
“В Белостокском уезде, в 14 верстах от уездного Белостока, на левом берегу реки
Супрасля стоит православный Благовещенский монастырь – древний памятник
православия, процветавшего в Западном крае России до появления унии”.
Работы по приготовлению к строительству в
Зверках церкви посвященной святому мученику младенцу Гавриилу началась со
времени перенесения части святых мощей в Белосток, но были прерваны во время
Первой мировой войны в 1915 году, когда значительная часть прихожан вместе с
духовенством была эвакуирована в глубь России.
В Слуцке находилась специальная книга, в
которой записывались известные духовным и государственным властям чудесные случаи,
связанные с находящимися там мощами Святого мученика младенца Гавриила.
Вот несколько примеров:
1. 5 июня 1908 года сын мещанки села Дрохичын
Марии Загоровской, Борис имеющий 2 года и 3 месяца не чувствовал свои ноги.
Когда же были пронесены над ним святые мощи, он без помощи матери встал и начал
ходить.
2. 5 июня дочь офицера запаса Матрона
Антоновна Кул, 39 лет проживающая в селе Посутыче, страдала много лет, по
причине ревматизма рук, выздоровела дотронувшись до гроба Святого мученика
младенца Гавриила.
3. 20 мая 1909 года житель села Гурная Яков
Иванович Голуб рассказал следующее. 20 лет страдал он от какой-то неизлечимой
болезни левой ноги, нога была покрыта ранами. Местная медицина ничем не могла
ему помочь, и ему посоветовали ехать в Варшаву на операцию в декабре 1908 года.
Голуб обратился с горячей молитвой к Святому мученику младенцу Гавриилу и дал
обет в случае выздоровления совершить паломничество к мощам младенца Гавриила.
10 декабря 1908 года Голуб почувствовал себя лучше, вскоре раны на ноге зажили,
и больной выздоровел.
4. Этого же самого дня, жительница села
Кобыляны Анна Казимировна Павлович пришла в церковь и засвидетельствовала что у
нее в течение трех лет нестерпимо болела правая рука, которая начала усыхать.
Врачи постановили оперировать. Однако Анна обратилась в молитве к святому
мученику младенцу Гавриилу и обещала прийти поклониться его святым мощам. Ее
рука стала выздоравливать и, в конце концов, окончательно выздоровела (Чудесные
исцеления по молитвам Святому младенцу Гавриилу// “Гродненские епархиальные
ведомости” за 1909 год, № 31).
Всенародное почитание мученика младенца
Гавриила установилось по всей Российской Империи. В день памяти святого к месту
его упокоения со всей страны собирались тысячи паломников. В журнале “Русский
инок” в 1914 году описан один из таких дней торжественного народного величия:
“В печати появилось в высшей степени интересное сообщение о посещении древнего
Свято-Троицкого монастыря в городе Слуцке, где покоятся мощи святого мученика
младенца Гавриила. Мощи младенца мученика лежат в гробике совершенно открытыми.
Обе ручки младенца обхватывают маленький наперстный крест. Пальцы на руках
исколоты и видны рваные раны. Мощи мученика сохранились замечательно. На
младенце мученике надета шелковая рубашечка.
20 апреля всенощное бдение у раки с мощами
мученика младенца Гавриила совершено тремя архиереями с литией на открытом
воздухе. Всю ночь совершалось бдение и поклонение святым мощам мученика.
Молящиеся прибывали отовсюду. Питейные заведения в течение трех дней были
закрыты. Ввиду огромного числа молящихся, стекавшихся на поклонение мощам, в
монастыре 20 апреля совершены две литургии с крестным ходом вокруг монастыря.
Богослужение совершал архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) в сослужении
с епископами Минским Митрофаном и Слуцким Феофилактом и сонмом духовенства.
Владыкой Антонием (Храповицким) произнесено слово в память Святого мученика
младенца Гавриила.
Во время крестного хода с мощами мученика
младенца Гавриила на глазах народа, архиепископа Антония (Храповицкаго) и
предводителя дворянства Рыбакова шестилетний крестьянский мальчик с
парализованными ногами получил исцеление. Архиепископ Антоний (Храповицкий)
окропил малютку святой водой, затем всенародно произнес акафист мученику
младенцу Гавриилу. Владыка Антоний (Храповицкий) отметил, что такой наплыв
паломников (35 тысяч) он наблюдал только в Почаеве, да и то редко.
Праздник прошел благополучно. Были получены
сотни приветственных телеграмм от членов Государственного Совета, Думы,
братств. В объединенном собрании под председательством архиепископа Антония
(Храповицкого) всех православных людей, участвовавших в торжестве прославления
святого мученика младенца Гавриила, постановлено повергнуть к стопам Его
Императорского Величества Государя Императора верноподданнические чувства любви
и преданности. Всеподданнейшая телеграмма была составлена в следующих
выражениях: “Ливадия, Его Императорскому Величеству. В лице ныне прославляемого
Святого мученика младенца Гавриила, Белоруссия вспоминает свои вековые
страдания, ослабу от которых она имеет только от Самодержавных обладателей
земли Русской, посему о Них всегда горячо молится и ныне в священный день
памяти умученного младенца умиленно просит Господа услышать мольбы
многотысячного собравшегося сюда народа и сохранить помазанника Своего,
Государя нашего, в здравии и долгоденствии”.
Во время Первой мировой войны в период
эвакуации в 1915 году епископ Белостокский Владимир вывез деревянную раку с
частицей святых мощей мученика младенца Гавриила в Москву и временно поместил в
Покровском соборе на Красной площади. Во время революции и гражданской войны
святые мощи мученика младенца Гавриила находились в монастыре Святой Троицы в
Слуцке.
После октябрьского переворота 1917 года
начались кровавые гонения на православных.
Врагам Христа мешала память об уподобившемся
Ему младенце. Так защищавший его память от поругания священномученик Иоанн
Восторгов, настоятель московского Покровского собора на Красной площади был
арестован иудо-большевиками и впоследствии расстрелян. За отцом Иоанном
следили, специально подосланные чекисты, слушали его проповеди, пытались даже
обвинить его в антисемитизме из-за того, что в храме Василия Блаженного
находился ковчег с частицей мощей мученика младенца Гавриила, ставшего жертвой
ритуального убийства совершенного членами изуверской иудейской секты. Но даже
по тем временам обвинение оказалось бездоказательным и абсурдным. Тогда решили
прибегнуть к провокации, обвинив отца Иоанна в “попытке продать уже не
принадлежавший (согласно декрету об отделении церкви от государства от 23
января 1918 года, в части национализации церковных имуществ), купцу Пирогову
дом московского миссионерского общества” (А.Светозарский. Пастырь добрый).
“30 мая 1918 года о. Иоанн был арестован в
своей квартире вместе с епископом Селенгинским Ефремом (Кузнецовым), его давним
знакомым, который участвовал в Поместном Соборе и с началом смуты не смог уже
вернуться в свою Иркутскую епархию. Одновременно были арестованы священник о.
Корнеев и староста Успенского собора Н.Н. Ремизов. Сначала о. Иоанна содержали
на Лубянке во Внутренней тюрьме ВЧК, затем перевели в Бутырку, где ему даже
разрешили совершать богослужения в тюремной церкви” (А.Степанов. Делатель
любви. Жизнь и подвиги вождя Черной Сотни священномученика протоиерея Иоанна
Восторгова).
23 августа (5 сентября) 1918 года недалеко от
Московского Братского кладбища, основанного Преподобномученицей Великой
княгиней Елизаветой Феодоровной, были расстреляны: Ефрем, епископ Селенгинский,
протоиерей Иоанн Восторгов, бывший министр внутренних дел Н.А. Маклаков, бывший
председатель Государственного Совета И.Г. Щегловитов, бывший министр внутренних
дел А.Н. Хвостов и бывший директор департамента полиции, сенатор С.П. Белецкий.
В 1919 году, когда иудо-большевики
реквизировали мощи святых (постановление ВЧК от 23 апреля 1919 года),
духовенство и клир Покровского собора были обвинены в контрреволюции и
антисемитской агитации. В ноябре 1919 года было возбуждено уголовное дело “Об
антисемитской агитации в московском соборе Василия Блаженного в связи с мощами
мученика Гавриила”.
Вмешательство властей в церковные дела дошло
до того, что они запретили употребление тропаря и кондака мученику младенцу
Гавриилу. “Народный суд” постановил: “Употребление тропаря, глас 5-й и кондака
глас 6-й в честь младенца Гавриила, как определенно человеконенавистнического и
контрреволюционного, развращающего правосознание трудящихся, считать
недопустимыми, и лиц, их публично употребляющих, привлекать к ответственности
за контрреволюционные деяния”.
В постановлении “Народного суда” города
Москвы от 5 декабря 1919 года написано: “Ящик с мощами так называемого мученика
Гавриила сдать в судебное учреждение как вещественное по преступлению
доказательство, для дальнейшего направления в соответствующее место. Этот ящик
со всем содержимым сдан на хранение в Уголовный музей при Главмилиции (из
журнала “Революция и Церковь”, 1919; №6-8).
Совет народных комиссаров 29 июля 1920 года
постановил: “Планово и последовательно препроводить на территории полную
ликвидацию мощей”. Это распоряжение не обошло и Святые мощи мученика младенца
Гавриила… В 30-х годах Троицкий Слуцкий монастырь, где хранились мощи, был
закрыт, а Святые мощи мученика младенца Гавриила перенесены в музей атеизма в
Минске.
Во время Великой Отечественной войны
репрессии стали слабеть, и в хаосе военной неразберихи православным жителям
Минска удалось в 1942 году Святые мощи мученика младенца Гавриила поместить в
деревянную раку в кафедральном соборе Преображения Господня в Минске,
настоятелем которого был митрополит Пантелеимон (Рожновский). В 1943 году
известие о нахождении святых мощей в минском соборе дошли до настоятеля церкви
Рождества Пресвятой Богородицы в селении Сьвислочь отца Алексия Зноско. Отец
Алексий написал в короткое время акафист святому мученику младенцу Гавриилу,
используя более 40 акафистов, которые служили образцом.
В 1944 году, во время немецкой оккупации
появилась возможность осуществить давнюю мечту православного народа
Белостокского края – перенести святые мощи на родину святого мученика младенца
Гавриила.
Митрополит Пантелеимон (Рожновский) поручил
отцу Алексию Зноско посетить кафедральный собор и отделить частицы от святых
мощей младенца мученика. Отец Алексий много лет спустя рассказывал: “Пошли
вместе с архимандритом в собор, и при раке с мощами прочитали акафист святому
мученику Гавриилу моего авторства. По прочтении акафиста открыли раку и
архимандрит вынул из левой ключицы частичку (длиной
После этого отец Алексий Зноско доложил о
своей миссии архиепископу Венедикту, который решил, что приход в селении
Сьвислочь получит в дар одну частицу святых мощей, вторая частица была
предназначена для Заблудова, а третья частица – для Гродненской кафедры. В мае
1944 года в день освящения отстроенной после военных действий церкви, частичка
святых мощей была уложена в кресте под святым алтарем, где по сей день и
находится.
Послевоенная судьба этой великой святыни
овеяна туманом тайны. Святые мощи на протяжении последних нескольких десятков
лет находились в подземельях гродненской церкви вдалеке от тех, кто мог бы
осквернить их. Святые мощи находились во влажном подвальном помещении в крайне
непригодных для их хранения месте, но не пострадали, что лишний раз
свидетельствует об их святости.
21/22 сентября
На польской границе святые мощи встречали
несколько тысяч верующих, которые сопровождали их до самого Белостока через все
города и села. Мощи младенца мученика Гавриила перевозились в машине в дубовой
раке, по пути верующие осыпали ее цветами, в каждом городе или деревне, где
есть храм, делали остановку. Святые мощи вносились с крестным ходом в храм и
служились молебны и акафисты, верующие прикладывались к святыне, оставались на
ночь в храме, чтобы помолиться перед Святыми мощами мученика младенца Гавриила.
В самом Белостоке (ныне Польша, 280 тысяч
жителей) святые мощи встретили на границе города и несли по главным улицам
с крестным ходом в Николаевский собор. Крестный ход продолжался около трех
часов, в нем участвовало 50-60 тысяч человек. Движение транспорта по улицам
было остановлено. Крестный ход встречали даже представители светских властей.
Однако, как обычно, когда дело касается жизни Православной Церкви, польские
средства массовой информации обошли это событие молчанием.
Богослужение в Николаевском соборе
продолжалось всю ночь, литургия была отслужена утром 23 сентября, после нее
святые мощи младенца мученика Гавриила обнесли с крестным ходом вокруг храма и
поместили в правом приделе собора, где они будут почивать постоянно.
Еженедельно по вторникам пред ракой со святыми мощами читается акафист младенцу
мученику Гавриилу.
В Польше мученик младенец Гавриил почитается
православными как покровитель детей и молодежи. В день 22 сентября Польская
Православная Церковь чтит перенесение Святых мощей мученика младенца Гавриила,
обретающихся ныне в польской земле.
С 1993 года ежегодно 2-3 мая по новому стилю
мощи младенца Гавриила переносятся из Белостока в Заблудов, где при открытой
раке проводят всю ночь богослужения. Мощи привозят на машине до окраины
Заблудова и оттуда на руках верующие несут их в заблудовский храм. Обычно по
случаю праздника 2 мая из Белостока в Заблудов выходит паломнический крестный
ход (обычно более тысячи паломников). Сейчас (2002 год) в деревне Зверки
строится здание женского монастыря, куда в будущем планируется перенести из Белостокского
собора Святые мощи младенца Гавриила.
Святый мучениче младенче Гаврииле, моли Бога
о нас!
Тропарь, глас 5-й:
Святый младенче Гаврииле,/ ты за Прободеннаго
нас ради от иудей/ люте от онехже в ребра прободен был еси/ и за Истощившаго
кровь Свою за нас/ все тело твое на истощение крове/ в лютыя язвы предал еси,/
ныне же во славе вечней с Ним вселился еси./ Тем помяни и нас, молим, зде
чтущих память твою,/ прося нам здравие телеси/ и спасение душам нашим.
Кондак, глас 6-й:
Отечество твое Зверки бысть,/ мучениче
Христов Гаврииле,/ идеже от истых зверей – иудеев восхищен:/ абие родителей
лишен еси,/ таже вся поряду люте претерпев,/ в отечество Небесное преселился
еси./ Восхищай и нас зде от всяких напастей и скорбей/ и умоли, молим тя,/
улучити вечное наследие твое.
Приложение:
Беседа Архиепископа Антония (Храповицкого) с
А.Чижевским,
сотрудником газеты “Жизнь Волыни”
Журнал “Мирный труд” (Харьков), 1913, №9
Уже в наше время (в 1908 году) архиепископ Волынский
Антоний (Храповицкий), славный своею ученостью, соcтавил службу святому отроку
Гавриилу, погибшему от зверства иудейского.
Само собой понятно, что прекрасно осведомленное
еврейство сознает всю ценность суждения о ритуальных убийствах
Высокопреосвященнейшего архиепископа Волынскаго Антония, единственного доктора
богословских наук из современных нам иерархов, а потому в левой печати
появилась заметка о беседе Владыки по этому поводу с евреем-сотрудником
прогрессивной газеты. Но допущенная им ложь была изобличена в подлинной беседе
Архипастыря с г. А.Чижевским, сотрудником “Жизни Волыни” (№221 от 2-го сентября
1913 года). Эту беседу мы и считаем необходимым воспроизвести с некоторыми
добавлениями, сделанными при просмотре архиепископом Антонием.
На просьбу г. А.Чижевского высказать свой взгляд на
ритуальные убийства архиепископ Антоний ответил:
“В 1903 и 1905 гг., когда евреи боялись в Житомире
погрома по примеру соседних городов, ко мне приходил их раввин Скоморовский и
просил сказать слово против погрома в церкви и упомянуть в этом слове или в
печатном заявлении о том, что евреи не повинны в ритуальных убийствах.
Как враг погромов, я в обоих случаях сказал слово
против избиения евреев – в неделю мироносиц в 1903 года и в Великий Пяток 1905
года; первое из них было пропечатано во всех газетах.
Но в обоих упомянутых случаях моей беседы с раввином,
Я РЕШИТЕЛЬНО ОТКАЗАЛСЯ ЗАЯВЛЯТЬ О СВОЕМ НЕПРИЗНАНИИ РИТУАЛЬНЫХ УБИЙСТВ,
СОВЕРШАЕМЫХ ЕВРЕЯМИ, а напротив, выразил своему собеседнику убеждение в том,
что эти УБИЙСТВА СУЩЕСТВУЮТ, быть может, как принадлежность какой-нибудь одной
фракции иудейской религии, быть может, как тайна высшего духовного
правительства иудеев, но случаи ритуальных убийств несомненно бывали и за
последнее время истории, и в древности.
Когда мне мои знакомые иудейские ученые указывали на
то, что еврейский закон воспрещает вкушение крови даже животных, так что мысль
о смешении ими христианской крови с пасхальной мацой есть нелепость, то я
отвечал, что мне представляется более вероятным связь ритуальных убийств не с
праздником иудейской пасхи, а с предшествующим ему праздником “пурим”, когда
вспоминается история Эсфири, Амана и Мардохея. Когда персидский царь, казнив
врага иудеев Амана, разрешил евреям, незадолго пред тем присужденным к общему
избиению, уже самим избивать своих врагов.
Пурим в 1911 году совершен 14 и 15 марта, а пасха
еврейская 15-18 марта.
Еще в глубокой древности иудеи производили в этот
праздник разные бесчинства над различными враждебными себе символами. Так, в
408 и 412 годах по Р.Х. понадобилось в Византии издать два специальных
императорских указа, воспрещающих иудеям в праздник “пурим” издеваться над
христианскими крестами, взамен Амана. Думаю, что и христианские дети,
избиваемые в этот праздник, изображают в глазах изуверов Амана, а если там, где
это принято, не могут найти христианское дитя, то нанимают какого-нибудь нищего
пьяницу для того, чтобы над ним издеваться вместо Амана; или же, наконец,
делают куклу – Амана и терзают ее.
Вот каковы имеющиеся у меня сведения по этому делу;
часть этих сведений я противопоставил одному cвоему собеседнику, иудею, сколько
помню, в вагоне железной дороги близ города Вильны, а он, не дорожа правдой,
распечатал будто бы я отрицаю ритуальные убийства перед праздником иудейской
пасхи. Да, я ему говорил, что не почитаю сей обычай иудеев принадлежностью
пасхального праздника, но именно праздника “пурим”. Собеседник мой оказался
настолько недобросовестным, что совершенно исказил мои слова в печати и вызвал
немало упреков по моему адресу в различных письмах на мое имя, в коих выражалось
недоумение, почему я одно говорю (будто бы евреям), а другое писал в
составленной мной службе святому младенцу Гавриилу, которого мощи почивают в
городе Слуцке, а часть мощей в Супральском монастыре, что близ города
Белостока, где его замучили иудеи в 1690 году.
Пусть же теперь не пеняет мой вагонный собеседник, что
я не отказываюсь заявить в печати то о ритуальных убийствах, о чем я прежде
предпочитал говорить с евреями, а не с русскими.
Чижевский: Как же вы, владыка, объясните этот обычай?
Каким-нибудь грубым суеверием, влиянием ли на древнее еврейство языческих
преданий, или еще как?
- Думаю, - ответил владыка, - что это печальное
явление еврейской жизни, повторяющееся, надеюсь, не ежегодно, то в одном, то в
другом государстве, имеет характер не столько мистический, сколько
социально-политический.
Еще в Ветхом Завете для ограждения единственно
правильно верующего племени от влияния язычников, Господь не дозволил им
дружить с окружающими народами и для сего приказал им при переселении в Египет
заявить фараону, если он призовет и скажет: “Какое ваше занятие? - “Мы рабы
твои, скотоводами были от юности нашей до ныне и мы, и отцы наши”. Так научил
их отвечать праведный Иосиф, пояснив, “чтобы вас поселили в земле Гесем” (то
есть отдельно), ибо мерзость для египтян всякий пастух для овец (Бытие.46:34).
“Враждуйте с мадианитянами”, говорит Господь в книге Чисел (25:17). И во многих
других изречениях Пятикнижие воспрещает дружбу с соседними народами, чтобы не
научиться их сквернам. Евреи не могли в доме язычника есть с ними (Иоан.18:28;
Деяния 10:28), но при всём том иудеи постоянно прельщались языческими обычаями
своих соседей и в частности идолопоклонством: такова их природная общительность
и стремление их к подражанию.
Если так было в то время, когда иудеи имели свое
самостоятельное государство со строго теократическим управлением, свое
духовенство, храм и жертвы, то как трудно удержать их от усвоения чужих религий
после того как они потеряли все это, потеряли и свою землю, и свой язык и
должны быть в самом близком общении с чужими народностями, занимаясь торговлей
и ремеслами.
Нужно было создать периодически повторяемое
преступление, чтобы иудейское племя держалось в постоянном страхе и резком
обособлении от народов, среди которых оно живет.
Чижевский: Итак вы, Владыко, думаете что этот обычай
не имеет никакой мистической почвы?
- Я не отрицаю и этого, но думаю, что энергия
руководителей народа иудейского (может быть тайных) поддерживается в деле
ритуальных убийств именно такими практическими соображениями – охранять
обособленность иудеев, хотя бы преступлением.
В этом смысле я в значительной степени извиняю этот
ужасный обычай и во всяком случае считаю патриархальных евреев далеко не столь
вредными для русских, как новый тип еврея-нигилиста, потерявшего всякую веру.
Те изуверы убьют одного мальчика из десятка миллионов,
а эти развращают и нравственно убивают все наше юношество посредством
нигилистической и порнографической печати и тому подобными средствами”.
Библиография:
1. Акафист Святому мученику Гавриилу, младенцу
Заблудовскому. Издан старанием православного прихода в Заблудове. Б.м., Б.г.
2. Антоний (Храповицкий), архиеп. Беседа архипастыря с
г. А.Чижевским, сотрудником “Жизни Волыни” (№221 от 2 сентября 1913 года)//
Мирный труд, 1913, №9.
3. Восторгов Иоанн, прот. Полное собрание сочинений.
Том 5. СПб., 1998. (Предисловие А. Cветозарского. Пастырь добрый).
4. “Гродненские епархиальные ведомости” от 17 августа
1908 года.
5. Диакон Алексий Кирилович. Почитание Святого
Мученика младенца Гавриила. Доклад// Журнал ELPIS, 1999, №14. (На польском
языке).
6. “Жизнь Волыни”, №221 от 2 сентября 1913 года.
7. Минея. Месяц апрель. Москва: Издательский отдел
Московской Патриархии, 1985.
8. “Православная Русь” (Джорданвилль, США), 1992, №22.
9. Православные русские обители. СПб., 1910.
10. Православный календарь для семейного чтения на
1995 год. СПб., 1994.
11. Святая юность. Рассказы о святых детях, детстве и
отрочестве святых. М., 1994.
12. Святой отрок Гавриил (Дело об антисемитской
агитации в московском соборе Василия Блаженного, в связи с обнаружением в нем
усыпальницы мученика Гавриила. Отзвуки дела Бейлиса)// Революция и Церковь,
1919, №6-8.
13. Cлужба Святому мученику младенцу Гавриилу, в лето
Господне 1690-ое от иудей умученному в Белостоке граде, егоже нетленныя мощи во
граде Слуцке доднесь почивают. Почаев, 1908.
14. Сосна Георгий, прот. Святые места и чудотворные
иконы. Православные святыни Белостокской земли. Белосток, 2001. (На польском
языке).
15. Степанов А. Делатель любви. Жизнь и подвиги вождя
Черной Сотни священномученика протоиерея Иоанна Восторгова // www.rusk.ru
16. Филарет (Гумилевский), архиеп. Жизнеописания
Святых чтимых Российской Православной Церковью. Месяц апрель. 1885.
17. Чудесные исцеления по молитвам Святому младенцу
Гавриилу// “Гродненские епархиальные ведомости”, 1909 год, № 31.
Продолжение следует.