№ 8 (70) август 2005 год

 

ПРАВИЛА БЛАГОЧЕСТИВОЙ ЖИЗНИ.

Эти правила благочестивой жизни преподалъ мнѣ въ день моего Св. Ангела великій Оптинскій Старецъ Іеромонахъ Нектарій, съ такими словами: «Это тебѣ мой именинный даръ». Преподалъ его Батюшка, держа листокъ преподнятымъ въ рукахъ. На этомъ листкѣ начертанъ крестъ со словами: «Господи, помилуй». Это было 26 августа 1925 года. Я въ первый моментъ не понялъ значенія для меня этого святого листка, и, только послѣ кончины старца, скончавшагося 9 апрѣля 1928 года, мнѣ стало ясно значеніе этого — батюшкинаго мнѣ дара. Когда скончался Старецъ, я остался одинокъ, безъ старческихъ указаній, и въ тотъ моментъ, когда мнѣ была необходима старческая помощь, я нашелъ этотъ листокъ и, перечитавъ его вторично, понялъ значеніе батюшкинаго дара: «Правила благочестивой жизни» въ сущности были для меня живымъ старцемъ.

Протопр. Адріанъ.

(ИЗЪ СОЧИНЕНІЙ ПЛАТОНА, АРХІЕПИСКОПА КОСТРОМСКОГО.)

Принуждай себя всегда вставать рано и въ опредѣленное время. Безъ особенной причины не спи болѣе семи часовъ. Какъ скоро пробудишься отъ сна, тотчасъ вознеси мысль свою къ Богу и сдѣлай на себѣ съ благоговѣніемъ крестное знаменіе, помышляя о распятомъ Господѣ Іисусѣ Христѣ, умершемъ для нашего спасенія на крестѣ. Немедленно встань съ постели, одѣнься и не позволяй себѣ долго нѣжиться на постели. Одѣваясь, помни, что ты находишься въ присутствіи Господа Бога и Ангела-Хранителя, и вспоминай о паденіи Адама, который грѣхомъ лишилъ себя одежды невинности, и проси у Господа Іисуса благодати облечься въ Него. Потомъ немедленно начни молитвы утреннія; преклонивъ колѣна, молись внимательно, благоговѣйно и съ глубочайшимъ смиреніемъ, какъ должно предъ взоромъ Всемогущаго; испрашивай у Него вѣры, надежды и любви, благословенія на наступающій день, также силъ къ благодушному принятію всего того, что Ему будетъ благоугодно въ тотъ день послать или попустить, и къ перенесенію всѣхъ тягостей, бѣдствій, смущеній, напастей, скорбей и болѣзней души и тѣла, изъ любви къ Іисусу Христу. Пріими твердое намѣреніе все дѣлать для Господа Бога, все принимать отъ отеческой руки Его, и особенную рѣшимость дѣлать именно такое-то добро, или избѣгать именно такогото зла. Въ каждое утро хотя четверть часа посвящай на краткое размышленіе объ истинахъ вѣры, особенно о непостижимомъ таинствѣ воплощенія Сына Божія и о страшномъ второмъ пришествіи Его, объ адѣ и раѣ. Размышляй такъ: можетъ быть, этотъ день есть послѣдній день моей жизни, — и все такъ дѣлай, какъ бы ты захотѣлъ дѣлать, готовясь предстать теперь же на судъ Божій. Благодари Господа Бога за сохраненіе тебя въ прошедшую ночь, и что ты еще живъ и не умеръ въ грѣхахъ. Сколько людей въ прошедшую ночь предстали предъ страшное судилище Господа! Также возблагодари Бога, что еще есть для тебя время благодати и милосердія и средства для покаянія и пріобрѣтенія неба. Каждое утро думай о себѣ, что только теперь начинаешь и хочешь быть христіаниномъ; а прошедшее время напрасно погибло. Послѣ молитвы и размышленія, если позволяетъ время, почитай какую- нибудь книгу духовную, напр. св. Димитрія «Алфавитъ духовный», и святителя Тихона Задонскаго: «Сокровище духовное отъ міра собираемое», и читай до тѣхъ поръ, пока сердце твое придетъ въ умиленіе. Довольно подумавъ объ одномъ мѣстѣ, читай далѣе и внимай тщательно тому, что Господь говоритъ твоему сердцу.

Послѣ сего займись дѣлами твоими, и всѣ занятія и дѣла твои да будутъ во славу Божію, — помни, что Богъ вездѣ видитъ тебя, зритъ всѣ дѣйствія, занятія, чувствованія, помышленія и желанія твои и щедро воздастъ тебѣ за всѣ добрыя дѣла. Не начинай ни одного дѣла, не помолясь Господу Богу, ибо то, что мы дѣлаемъ или говоримъ безъ молитвы, послѣ оказывается или погрѣшительнымъ, или вреднымъ и обличаетъ насъ чрезъ дѣла невѣдомымъ для насъ образомъ. Самъ Господь сказалъ: безъ Мене не можете творити ничесоже. Среди трудовъ твоихъ всегда благодушествуй, успѣхъ оныхъ поручая благословенію Господа. Исполняй все тяжкое для тебя, какъ епитимію за грѣхи твои — въ духѣ послушанія и смиренія; въ продолженіе трудовъ произноси краткія молитвы, особенно молитву Іисусову и представляй себѣ Іисуса, Который въ потѣ лица Своего ѣлъ хлѣбъ Свой, трудясь съ Іосифомъ.

Если твои труды совершаются успѣшно по желанію сердца твоего: то благодари Господа Бога; если же неуспѣшно: то помни, что и это Богъ попускаетъ, а Богъ дѣлаетъ все хорошо.

Во время обѣда представляй, что Отецъ Небесный отверзаетъ руку Свою, чтобы напитать тебя; никогда не оставляй молитвы предъ обѣдомъ, удѣляй отъ своего стола и нищимъ. Послѣ обѣда считай себя какъ бы однимъ изъ тѣхъ, которыхъ въ числѣ пяти тысячъ напиталъ чудесно Іисусъ Христосъ; и возблагодари Его отъ сердца и моли, чтобы Онъ не лишилъ тебя небесной пищи, слова Своего и пречистыхъ Тѣла и Крови Своихъ. Если желаешь жизни мирной, то предай всего себя Богу. До тѣхъ поръ ты не найдешь душевнаго мира, пока не успокоишься въ единомъ Богѣ, любя Его единаго. Всегда и во всемъ поминай Господа Бога и святую любовь Его къ намъ грѣшнымъ. Во всемъ старайся исполнить волю Божію и угождать только единому Богу, дѣлай и терпи все для Бога. Заботься не о томъ, чтобы уважали и любили тебя люди вѣка сего, но о томъ, чтобы угодить Господу Богу и чтобы совѣсть твоя не обличала тебя во грѣхахъ. Бодрствуй тщательно надъ самимъ собою, надъ чувствами, помышленіями, движеніями сердца и страстями: ничего не почитай маловажнымъ, когда дѣло идетъ о твоемъ спасеніи вѣчномъ. Во время памятованія о Богѣ умножай молитвы твои, чтобы Господь помянулъ тебя тогда, когда ты забудешь о Немъ. Во всемъ да будетъ твоимъ учителемъ Господь Іисусъ Христосъ, на Котораго взирая окомъ ума своего, спрашивай себя самого чаще: что въ этомъ случаѣ помыслилъ бы и сдѣлалъ бы Іисусъ Христосъ. Будь кротокъ, тихъ, смиренъ; молчи и терпи по примѣру Іисуса. Онъ не возложитъ на тебя креста, котораго ты не можешь понести; Онъ Самъ поможетъ тебѣ нести крестъ. Не думай пріобрѣсть какую-либо добродѣтель безъ скорби и болѣзней души. Проси у Господа Бога благодати исполнять, какъ можно лучше, святѣйшія заповѣди Его, хотя бы онѣ казались для тебя весьма трудными. Исполнивъ какую-либо заповѣдь Божію, ожидай искушенія, ибо любовь ко Христу испытывается чрезъ преодолѣніе препятствій. И на малое время не оставайся въ праздности, а пребудь всегда въ трудахъ и занятіяхъ, ибо не трудящійся недостоинъ имени человѣка. Уединяйся по примѣру Іисуса, Который, удаляясь отъ прочихъ людей, молился Отцу Небесному. Во время тягости душевной или охлажденія къ молитвѣ и ко всѣмъ благочестивымъ занятіямъ не оставляй дѣлъ благочестія, такъ Господь Іисусъ Христосъ трижды молился, когда душа Его была прискорбна даже до смерти. Дѣлай все во имя Господа Іисуса, и такимъ образомъ всякое дѣло твое будетъ дѣломъ благочестія.

Убѣгай даже самыхъ малыхъ грѣховъ, ибо не удаляющійся отъ малыхъ непремѣнно впадетъ въ большіе и тяжкіе. Если хочешь, чтобы не тревожили тебя злые помыслы, то со смиреніемъ принимай уничиженіе души и скорбь тѣлесную, не въ одно какое-либо, но во всякое время, во всякомъ мѣстѣ и во всякомъ дѣлѣ. Всякій помыслъ, удаляющій тебя отъ Господа, особенно скверный плотскій помыслъ, изгоняй изъ сердца, какъ можно скорѣе, какъ сбрасываешь съ одежды и одну искру, попавшую на нее. Когда придетъ такой помыслъ, то молись крѣпко: Господи помилуй, Господи помоги мнѣ, Господи не оставь меня, избавь отъ искушеній, или иначе какъ. Но среди искушеній не смущайся. Кто посылаетъ случай къ сраженію, Тотъ дастъ и силы къ побѣдѣ. Будь спокоенъ духомъ, уповай на Бога: если Богъ за тебя, то кто противъ тебя? Испрашивай у Бога, чтобы Онъ отнялъ у тебя все, что питаетъ твое самолюбіе, хотя бы это для тебя было и очень горько. Желай жить и умереть для одного Господа Бога и всецѣло принадлежать Ему. Когда потерпишь какое-либо безчестіе отъ людей, то подумай, что это послано отъ Бога къ славѣ твоей, и такимъ образомъ въ безчестіи будешь безъ печали и смущенія, и въ славѣ. Если имѣешь пищу и одежду, то и симъ будь доволенъ по примѣру Іисуса, насъ ради обнищавшаго. Никогда не спорь и слишкомъ много не защищай себя и не извиняй; ничего не говори противъ начальниковъ или ближнихъ безъ нужды или обязанности. Будь искрененъ и простъ сердцемъ, съ любовью принимай наставленія, увѣщанія и обличенія отъ другихъ, хотя бы ты былъ и очень уменъ.

Не будь ненавистникомъ, завистливымъ, чрезмѣрно строгимъ въ словѣ и дѣлахъ. Чего не хочешь себѣ, того не дѣлай другому, и чего себѣ отъ другихъ желаешь, то прежде самъ сдѣлай для другихъ. Если кто посѣтитъ тебя, то возвысь сердце твое къ Господу Богу и моли даровать тебѣ духъ кроткій, смиренный, собранный; и будь ласковъ, скроменъ, остороженъ, благоразуменъ, слѣпъ и глухъ, смотря по обстоятельствамъ. Помышляй, что Іисусъ находится среди тѣхъ, съ которыми ты находишься и бесѣдуешь. Не говори ничего необдуманно, твердо помни, что время кратко и что человѣкъ долженъ дать отчетъ во всякомъ безполезномъ словѣ; разговору назначай опредѣленную цѣль: и старайся направлять его къ спасенію души. Болѣе слушай, нежели говори: во многоглаголаніи не спасешься отъ грѣха. Испрашивай у Господа благодати благовременно и молчать и говорить. Не любопытствуй о новостяхъ: онѣ развлекаютъ духъ. Если же кому принесешь пользу словами своими, то признай въ этомъ благодать Божію. Когда ты находишься наединѣ съ собою, то испытывай себя, не сдѣлался ли ты хуже прежняго, не впалъ ли въ какіе грѣхи, которые прежде не дѣлалъ? Если согрѣшишь, то немедленно проси прощенія у Бога со смиреніемъ, сокрушеніемъ и упованіемъ на Его благость, и поспѣши принесть покаяніе предъ отцемъ духовнымъ; ибо всякій грѣхъ, оставленный безъ покаянія, есть грѣхъ къ смерти. Притомъ если не будешь сокрушаться во грѣхѣ, сдѣланнымъ тобою, то опять въ него скоро впадешь. Старайся дѣлать всякому добро, какое и когда только можешь, не думая о томъ, оцѣнитъ или не оцѣнитъ онъ его, будетъ тебѣ благодаренъ. И радуйся не тогда, когда сдѣлаешь комулибо добро, но когда безъ злопамятства перенесешь оскорбленія отъ другого, особенно отъ облагодѣтельствованнаго тобою. Если кто отъ одного слова не оказывается послушнымъ, того не понуждай чрезъ преніе, самъ воспользуйся благомъ, которое онъ потерялъ. Ибо незлобіе принесетъ тебѣ великую пользу. Но когда вредъ отъ одного распространяется на многихъ, то не терпи его, ищи пользы не своей, но многихъ. Общее благо важнѣе частнаго.

Во время ужина вспоминай о послѣдней вечери Іисуса Христа; моля Его, чтобы Онъ удостоилъ тебя вечери небесной. Прежде, нежели ляжешь спать, испытай твою совѣсть, проси свѣта къ познанію грѣховъ твоихъ, размышляй о нихъ, проси прощенія въ нихъ, обѣщай исправленіе, опредѣливъ ясно и точно, въ чемъ именно и какъ ты думаешь исправлять себя. Потомъ предай себя Богу, какъ будто тебѣ должно въ сію ночь явиться предъ Нимъ; поручай себя Божіей Матери, Ангелу-Хранителю, Святому, Котораго имя носишь. Представляй постель какъ бы гробомъ твоимъ, и одѣяло, какъ бы саваномъ. Сдѣлавъ крестное знаменіе и облобызавъ крестъ, который на себѣ носишь, усни подъ защитою Пастыря Израилева, Иже храняй не воздремлетъ, ниже уснетъ. Если не можешь спать или бодрствуешь во время ночи, то вспоминай слово: среди полунощи бысть вопль: се Женихъ грядетъ, или вспоминай о той послѣдней ночи, въ которую Іисусъ молился Отцу до кроваваго пота; молись за находящихся ночью въ тяжкихъ болѣзняхъ и смертномъ томленіи, за страждущихъ и усопшихъ, и моли Господа, да не покроетъ тебя вѣчная тьма. Среди полночи встань съ постели и помолись, сколько силъ станетъ.

Во время болѣзни прежде всего возложи упованіе твое на Бога и часто вспоминай и размышляй о страданіи и смерти Іисуса Христа, для укрѣпленія духа своего среди болѣзненныхъ страданій. Непрестанно твори молитвы, какія знаешь и можешь, проси у Господа Бога прощенія во грѣхахъ и терпѣнія во время болѣзни. Всячески воздерживайся отъ ропота и раздражительности, такъ обыкновенныхъ во время болѣзни. Господь Іисусъ Христосъ претерпѣлъ ради нашего спасенія самыя тяжкія болѣзни и страданія, а мы что сдѣлали или потерпѣли ради нашего спасенія?

Какъ можно чаще ходи въ храмы къ Божественной службѣ, особенно старайся, какъ можно чаще, быть во время литургіи. А воскресные и праздничные дни непремѣнно посвящай дѣламъ благочестія; находясь во храмѣ, всегда помни, что ты находишься въ присутствіи Бога, Ангеловъ и всѣхъ Святыхъ; остальное время дня послѣ литургіи посвящай на благочестивое чтеніе и другія дѣла благочестія и любви. День рожденія и Ангела твоего особбнно посвящай дѣламъ благочестія. Каждый годъ и каждый мѣсяцъ дѣлай строгое испытаніе твоей совѣсти. Исповѣдуйся и пріобщайся Святыхъ Тайнъ, какъ можно чаще. Къ пріобщенію Святыхъ Тайнъ приступай всегда съ истиннымъ гладомъ и съ истинною жаждою души, съ сокрушеніемъ сердца, съ благоговѣніемъ, смиреніемъ, вѣрою, упованіемъ, любовью. Какъ можно чаще размышляй о страданіяхъ и смерти Iисуса Христа, умоляя Его ризою заслугъ Своихъ покрыть всѣ грѣхи твои и принять тебя въ царство Свое. Имя Іисуса всегда имѣй въ устахъ, въ умѣ и въ сердцѣ. Какъ можно чаще размышляй о великой любви къ тебѣ Господа Бога, въ Троицѣ славимаго и поклоняемаго, чтобы и самому тебѣ возлюбить Его всѣмъ сердцемъ твоимъ, всею душею и всѣми силами твоими. Творя сіе, будешь вести мирную жизнь на сей землѣ, и блаженную на небѣ во вѣки вѣковъ. Благодать Господа нашего Іисуса Христа да будетъ съ тобою. Аминь.

 

ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ?

И.А.Ильин

(Письмо редактору)

Глубокоуважаемый Николай Викторович!

Вы просили меня, чтобы я написал для Вашего журнала «о себе самом». Я понимаю это так, что мне следует формулировать для Ваших читателей мои жизненные воззрения и убеждения. Я делаю это с радостью. И при этом исхожу из вопроса: что нам делать? — нам, русским людям, верным России и ищущим путей к ее возрождению…

И вот, с самого начала нам надо признать, что кризис, приведший Россию к порабощению, унижению, мученичеству и вымиранию, был в основе своей не просто политический и не только хозяйственный, а духовный. Трудности хозяйственные и политические могут возникнуть и накопиться везде, и могут обрушиться на каждое государство. Но каждому народу даются духовные силы именно для того, чтобы преодолевать эти трудности и творчески справляться с ними, не впадая в разложение и не отдавая себя на соблазн и растерзание силам зла… Но в роковые годы 1-й мировой войны (1914—1918) русские народные массы не нашли в себе этих необходимых духовных сил: эти силы нашлись только у героического меньшинства русских людей; а разложившееся большинство — ибо, за вычетом пассивно-нейтральных «хороняк», это было, по-видимому, большинство, — соблазнилось о вере, о Церкви, о родине, о верности, о чести и о совести, пошло за соблазнителями, помогло им задавить, замучить и выбросить за рубеж верных и стойких, а само было порабощено на десятки лет своими соблазнителями.
Политические и экономические причины, приведшие к этой катастрофе, бесспорны. Но сущность ее гораздо глубже политики и экономики: она духовна.

Это есть кризис русской религиозности. Кризис русского правосознания. Кризис русской военной верности и стойкости. Кризис русской чести и совести. Кризис русского национального характера. Кризис русской семьи. Великий и глубокий кризис всей русской культуры.

Я глубоко и непоколебимо верю, что русский народ справится с этим кризисом, восстановит и возродит свои духовные силы и возобновит свою славную национальную историю. Но для этого ему необходимо прежде всего свободное дыхание воли и разума — и честные, верные слова диагноза, целения и прогноза. А это дыхание отнято у него в России — уже тридцать лет. Оно имеется только у нас, за рубежом, и то далеко не у всех и нецельное. Отсюда наша величайшая ответственность перед Россией.

Мы не должны, мы не смеем упрощать и снижать проблему нашего национального возрождения. Мы должны честно, как перед лицом Божиим, исследовать наши слабости, наши раны, наши упущения; признать их и приступить к внутреннему очищению и исцелению. Мы не смеем предаваться церковным раздорам, партийным распрям, организационным интригам и личному честолюбию. Мы должны строить себя заново: внутренне, духовно; готовить те верные слова и те оздоровляющие идеи, которые мы выскажем нашим братьям в России, в глубокой уверенности, что мы и там найдем наших единомышленников, втайне все время помышлявших и радевших о России, о ее очищении и восстановлении.

После того, что произошло в России, мы, русские люди, не имеем никакого основания гордиться тем, что мы ни в чем не передумали и ничему не научились, что мы остались верны нашим доктринам и заблуждениям, прикрывавшим просто наше недомыслие и наши слабости. России не нужны партийные трафареты! Ей не нужно слепое западничество! Ее не спасет славянофильское самодовольство! России нужны свободные умы, зоркие люди и новые, религиозно укорененные творческие идеи.
И в этом порядке нам придется пересматривать и обновлять все основы нашей культуры.

Мы должны заново спросить себя, что такое религиозная вера? Ибо вера цельна, она строит и ведет жизнь; а нашу жизнь она не строила и не вела. Мы во Христе крестились, но во Христа не облекались. Наша вера была заглушена страстями; она была разъедена и подорвана рассудком, который наша интеллигенция принимала за Разум. Поэтому мы должны спросить себя, что такое Разум и как добывается его Очевидность. Эта очевидность разума не может быть добыта без сердечного созерцания. Им-то Россия и строилась больше всего: из него исходила (в отличие от католичества и протестантства) Православная вера; на нем покоилось в России верное правосознание и военная доблесть; им было проникнуто все русское искусство; им вдохновлялась ее медицина, ее благотворительность, ее чувство справедливости, ее многонародное братство.

И вот, созерцающая любовь должна быть вновь оправдана после эпохи ненависти и страха и вновь положена в основу обновляющейся русской культуры. Она призвана возжечь пламя русской веры и верности; возродить русскую народную школу; восстановить русский суд, скорый, правый и милостивый; и переродить русскую систему наказаний; она призвана перевоспитать в России ее администрацию и ее бюрократию; вернуть русскую армию к ее суворовским основам; обновить русскую историческую науку в традициях Забелина; окрылить и оплодотворить всю русскую академическую работу и очистить русское искусство от советчины и от модернизма. И главное: ВОСПИТАТЬ В НАРОДЕ НОВЫЙ РУССКИЙ ДУХОВНЫЙ ХАРАКТЕР.

Подготовляя это духовное возрождение в наших исследованиях, мы должны поставить перед собою и разрешить ряд вопросов глубокого, последнего измерения.

Почему так необходима и драгоценна человеку духовная свобода, почему так важно воспитать в человеке самодеятельную и ответственную духовную личность? В чем сущность верного характера и как возрастить его в русских людях? Что такое христианская совесть и как осуществляется совестный акт? Почему надо беречь и держать в чистоте семейную жизнь? Как найти духовные основы и духовные пределы патриотизма и национализма? Чего требует справедливость — равенства или неравенства? Каковы суть аксиомы правосознания, нарушение которых разложит всякий режим и погубит всякое государство? Каковы суть необходимые аксиомы демократии, без коих ее нелепо вводить и бессмысленно поддерживать? В чем основы монархической власти, отсутствие которых погубит всякую монархию? Каковы суть аксиомы и задачи академического преподавания? Почему оно требует свободы для профессоров и самодеятельности от студентов? В чем состоит истинная свобода художника? В чем состоит художественность искусства? Почему ни одна отрасль духовной деятельности не терпит ни продажности, ни лести, ни личной, партийной и всякой иной закулисной протекции? В чем сущность здорового хозяйственного акта? Почему он требует свободной инициативы, частной собственности и братской щедрости? В чем состоит воочию обнаружившаяся антисоциальность социализма? В чем состоит противоестественность и отвратительность всякого тоталитаризма — все равно левого или правого? В чем различие между авторитарным строем и тоталитарным? Почему Россия выросла политически и духовно в авторитарном строе и стала мировою раною при тоталитарном порабощении?

Ясно: вся, вся духовная культура, во всех своих священных основах требует от нас исследования и новых национально-русских ответов… И нашему народу предстоит встать из своего долгого унижения; покаяться в своих соблазнах и в своем падении, неизмеримо величайшем, чем то, о котором взывал некогда Хомяков; вновь утвердить свой национальный духовный лик и заткать новую ткань новой жизни. Это будет делом нескольких поколений; но оно будет осуществлено и достигнуто.

А теперь позвольте мне сказать два слова о себе лично.

На протяжении всей моей жизни, с тех пор как я приступил к самостоятельным научным исследованиям, я работал именно в этом направлении. Ибо я понял политические опасности России еще во время первой революции; я увидел соблазнительность новой русской поэзии и новой русской публицистики в годы, предшествовавшие Первой мировой войне; и пережил крушение России кровью сердца и пять лет изучал большевизм на месте. И в советских тюрьмах давал себе клятву идти безоглядно по пути этих исследований.

Но я не торопился писать и печатать мои книги. Так, мое исследование «О сущности правосознания», законченное в 1919 г., читанное в виде курса лекций в московских высших учебных заведениях, обсужденное не раз в заседаниях московского юридического общества и в частных собраниях московской доцентуры и профессуры, доселе еще не увидело света. Я давал моим трудам спокойно вызревать в течение десятилетий. У меня есть темы, вынашивающиеся по тридцать лет («Учение о духовном характере», «Аксиомы религиозного опыта») и по сорок лет («Учение об очевидности», «Монархия и республика»). Я возвращался к каждой теме по многу раз, через пять-шесть лет, и все время накапливал материал; потом садился писать, записывал все, что было зрело, и снова откладывал.

Теперь мне 65 лет, я подвожу итоги и пишу книгу за книгой. Часть их я напечатал уже по-немецки, но с тем, чтобы претворить написанное по-русски. Ныне пишу только по-русски. Пишу и откладываю — одну книгу за другой — и даю их читать моим друзьям и единомышленникам. Эмиграция этими исканиями не интересуется, а русских издателей у меня нет. И мое единственное утешение вот в чем: если мои книги нужны России, то Господь убережет их от гибели; а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России.

ПУТЬ ЖИЗНИ

Родился 28 марта 1883 г. в Москве. Среднее образование — в пятой и первой Московск<их> классических гимназиях. 1901—1906 <гг.> — юридический факультет Московского университета. 1906—1909 гг. — подготовка к магистрантскому экзамену. Декабрь 1909 г. — пробные лекции и звание приват-доцента по кафедре истории философии права. 1910 г. — чтение первого курса в Московском университете. 1910—1912 <гг.> — заграничная командировка (Германия, Франция, Италия). 1912—1922 гг. — преподавание в Московском университете и многих других высших учебных заведениях Москвы.

1918 г. — защита магистерской диссертации «Философия Гегеля»: степень доктора государственных наук. 1921 г. — избрание в преподаватели историко-филологического факультета; избрание в председатели Московского психологического общества. После процесса в революционном трибунале и нескольких арестов — в августе 1922 г. приговор по 58-й статье с заменою пожизненным изгнанием.

С октября 1922 г. — жизнь в эмиграции. 1923—1934 гг. — профессура в Русском научном институте в Берлине. Публичные выступления в Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Чехии, Югославии, Латвии и Эстонии.

В 1934 г. — лишение кафедры за отказ преподавать, следуя партийной программе национал-социалистов. 1934—1938 гг. — доносы и преследования усиливаются: конфискация печатных работ и полный запрет выступлений. Июль 1938 г. — переезд в Швейцарию. Лекции в швейцарских народных университетах и ученых обществах. Ученые и литературные работы.

ГЛАВНЫЕ ТРУДЫ:
1. Кризис идеи Субъекта в наукоучении Фихте Старшего. 1911 г.
2. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. 2 тома. 1916—1918 гг.
3. Учение о Правосознании. - Доселе не напечатано. 1919 г.

4. Основные задачи правоведения в России. 1921 г.
5. Религиозный смысл философии. 1924 г.
6. О сопротивлении злу силою. 1925 г.
7. Путь духовного обновления. Вера. Любовь. Свобода. Совесть. Семья. Родина. Национализм. 1935 г. - Вышла и на немецком языке. Переведена на итальянский, но еще не напечатана.
8. Основы художества. О совершенном искусстве. 1937 г.
9. Основы христианской культуры. 1937 г.
10. О тьме и просветлении. Книга литературной критики. Творчество Бунина. Творчество Ремизова. Творчество Шмелева. 1938 г. - Не напечатано.
11. Огни жизни. Книга утешения. - Вышла по-немецки в двух изданиях. 1938—1939 гг. Пишется по-русски.
12. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. - Вышла по-немецки в Швейцарии. 1943 г. По-русски не напечатана. Переведена на английский язык и не напечатана.
13. Сущность и своеобразие русской культуры. - Вышла по-немецки в Швейцарии. 1942 г., 1944 г. Переведена на французский и на английский, но не напечатана.
14. О грядущей русской культуре. Книга заданий и надежд. - Вышла по-немецки в Швейцарии. Пишется по-русски. 1945 г.
15. Аксиомы религиозного опыта. - Заканчивается на русском языке.
16. О грядущей России. - Заканчивается на русском языке.

Июнь, 1948 г.

С сайта "Русская военная эмиграция 1920 - 1940 годов": http://rovs.atropos.ru

 

 

Продолжение следует.

 



Hosted by uCoz