№ 10 (72) октябрь
2005 год
Свт. Игнатий
(Брянчанинов)
Странник
Эта
статья заимствована из опыта инока, занимавшагося умною молитвою и пришедшаго
от нея в то упоение, о котором говорит святый Исаак Сирский в конце 55-го
Слова. Такое упоение есть действие духовнаго ощущения, как тот-же Исаак Сирский
в 38-м Слове сказал: „Духовный разум есть ошущеше живота вечнаго, а живот
вечный - ощущение Божественное, т. е. даруемое Святым Духом. О духовном
ощущение говорит преподобный Макарий Великий в VII беседе; преподобный Симеон
Новый Богослов в Слове 1-м; преподобные Григорий Синаит и Нил Сорский называют
его благодатным молитвенным действием. Наименование Странник, в смысл статьи,
употреблено в IV-й беседе преподобнаго Макария Великаго.
Откуда Ты
шествуешь? Где Твое обычное селение? Где Ты был доселе? Почто доселе оставлял
меня в одиночестве, в сиротстве, в нищете, в смерти ужасной? Познав Тебя, я
познал, что без Тебя таким было мое состояние! так было оно бедственно! я стоял
в преддвериях темнаго ада, я был повергнут в глубокую, неисходную пропасть. Не
оставляй меня! Не могу быть без Тебя! Если оставишь, - опять я в дверях ада,
опять в пропасти, опять в бедствии невыносимом и невыразимом.
Ты
приходишь! - я не вижу образа шествия Твоего; вижу Твое
пришествие, вижу не плотскими очами - ощущением!. Ты не даешь ни времени, ни способа
размыслить - кто Ты? Неожиданно являешься в душе, Невидимый
и Непостижимый! являешься с несказанною тихостию и тонкостию, вместе с властию
и силою Творца, потому что изменяешь всего человека: изменяешь, претворяешь,
возсозидаешь, обновляешь и ум, и сердце, и тело! Ты - Сильный - входишь в дом, связываешь крепкаго, расхищаешь
сосуды дома, расхищаешь не в погибель - во спасение! И дом и сосуды были прежде
Твоими; Ты их устроил, устроил для Себя; они сами отдались в горестный плен
хищнику. И были они доселе - ум мой, душа моя, тело мое - под властию
лютаго властелина, действовали под его влиянием. Ты приходишь: они отныне
поступают в Твое распоряжение, начинают действовать под Твоим влиянием, святым,
блаженным.
Как
назову Тебя? как скажу о Тебе братии моей? Как передам им имя Странника,
уклонившагося под кров души моей, под кров обветшавший, пришедший в
окончательное разрушение, открытый для ветров порывистых, для дождя и снега, - под
кров, лишь годный для стадища безсловесных? Что нашел ты в сердце моем, к
которому приходили попеременно различныя греховныя помышления, входили в него
безпрепятственно, находили в нем, как в яслях, как в корыте свиней, лакомую
пищу разнообразных страстных чувствований? Мне кажется: я знаю имя Гостя моего!
но, взирая на нечистоту мою, страшусь произнести имя. Одно неблагоговейное
произнесение великаго и всесвятаго имени может подвергнуть осуждению! Сколько
страшнее самое присутствие Именуемаго!
Но Ты
присутствуешь! Твоя безмерная благость привела Тебя к скверному грешнику, чтоб
грёшник, познав достоинство и назначение человека, вкусив самым опытом, увидёв
ощущением, яко благ Господь (Псал. ХХХIII, 9), оставил пути
беззаконий, оставил возлюбленное себе блато смрадных страстей, позаботился о
стяжании чистоты покаянием, соделался Твоим храмом и жилищем.
Как же
назову витающаго у меня, витающаго во мне Странника? Как назову чуднаго Гостя,
пришедшаго утешить меня в моем изгнании, исцелить от болезни неисцелимой,
изъять изь пропасти мрачной, вывести на поле Господне злачное, наставить на
стези правыя и святыя, пришедшаго опять непроницаемую завесу, которая доселе
распростиралась пред очами моими, закрывала от меня величественную вечность и
Бога моего? Как назову Наставника, возвещающаго мне учение о Боге, учение новое
и вместе древнее, учение Божественное, а не человеческое? Назову ли Наставника
светом? Я не вижу света; но он просвещает ум мой и сердце превысшее всякаго
слова, превыше всякаго земнаго учения, без слов, с несказанною быстротою, каким-то
странным - так выражу невыразимое - прикосновением кь уму, толи действием
внутри самаго ума. Назову ли Его огнем? - но Он не сожигает; напротив того
орошает приятно, и прохлаждает. Он - некий глас хлада тонка (3 Царств. ХИХ, П2); но
от Него 6ежит, как от огня, всякая страсть, всякий греховный помысл. Он не
произносить никакого слова, - не произносит, и вместе глаголет, учит,
воспёвает чудно, таинственно, с несказанною тихостию, тонкостию, изменяя,
обновляя ум и сердце, прислушивающийся Ему в безмолвии, в душевной клети. Он не
имеет никакого образа, ни вида, ничего в Нем нет чувственнаго. Он вполне
невеществен, невидим, крайне тонок: внезапно, неожиданно, с несказанною
тихостию является в уме, в сердце, постепенно разливается во всю душу, во все тело,
овладевает ими, удаляет из них все греховное, останавливает действие плоти и
крови, соединяет разсеченныя части человека во едино, являет целым наше
естество, которое разсыпалось от страшнаго падения, как разсыпается от падения
сосуд скудельный. Кто, видя возсозидание, не познает руки Создателя, единаго
имеющаго власть созидать и возсозидать?
Доселе
говорю лишь о действии, не называя, кто - действующий. Наименовать мне Его - страшно! Осмотрите меня, братия разглядите
совершающееся во мне! вы скажите мне, что во мне совершается? вы скажите мне,
кто - совершающий? - Чувствую, ощущаю в себе присутствие Странника.
Откуда Он пришел, как во мне явился - не знаю. Явившись, Он пребывает
невидимым, вполне непостижимым. Но Он присутствует: потому что действует во
мне, потому что обладает мною, не уничтожая моей свободной воли, увлекая ее в
Свою волю несказанною святостию Своей воли. Невидимою рукою взял Он ум мой,
взял сердце, взял душу, взял тело мое. Едва они ощутили эту руку, как ожили!
Явилось в них новое ощущение, новое движение, - ощущение и движение духовныя! Я не знал доселе
этих ощущений и движений, даже не ведал, не предполагал существования их. Они
явились, и от явлений их скрылись или сковались ощущения и движения плотския и
душевныя; они явились, как жизнь, и исчезло, как смерть, прежнее состояние. От
прикосновения руки ко всему существу моему, ум, сердце и тело соединились между
собою, составили нечто целое, единое, потом погрузились в Бога, - пребывают там, доколе их держит там невидимая,
непостижимая, всемогущая рука. Какое-ж чувство обемлет меня там? Обемлется все
существо мое глубоким, таинственным молчанием, вне всякой мысли, вне всякаго
мечтания, вне всякаго душевнаго движения, производимаго кровию; субботствует и
вместе действует все существо мое под управлением Святаго Духа. Управление это
необъяснимо словом. Пребываю как упоенный, забываю все, питаюсь недоведомою,
нетленною пищею, нахожусь вне всего чувственнаго, в области невещественнаго, в
области, которая превыше не только вещества, превыше всякой мысли, всякаго
понятия: не чувствую самаго тела моего. Очи мои смотрят, и не смотрят, - видят,
и не видят: уши слышат, и не слышат; все члены мои упоены, - и я
шатаюсь на ногах моих, держусь за что нибудь руками, чтоб не упасть мне, или
лежу, поверженный на одр, как бы в болезни безболезненной и в разслаблении,
произшедшем от преизобилия силы. Чаша Господня, чаша Духа упоявает
державно (Псал. XXII, 5). Так. провожу дни, недели!.. и сокращается время!..
Молчание дивное, обемлющее ум, сердце, душу, устремившихся всею крепостию своею
к Богу и потерявшихся - так сказать - в
безконечном движении к безпредельному, молчание это - вместе и беседа, но без
слов, без всякаго разнообразия, без мыслей, превыше мыслей.
Странник,
совершаюицй все это, имеет и глас и слово необычное, без слов и звука говорящие
и слышимые таинственно. Ищу в Писании, где бы сказано было о таких действиях,
чтоб познать чуднаго Странника, и невольно останавливаюсь пред словами
Спасителя: Дух, идеже хощеть, дышеть, и глас его слышиши, но не веси откуду
приходит и камо идет. Тако есть всякь человек рожденный от Духа (Иоанн.
III, 8). Как же назвать самое действие? - Оно примиряет, соединяет человека с
самим собою, а потом с Богом: невозможно не узнать в этом действии веяния благодатнаго
мира Божия, превышающаго всяк ум, соблюдающаго сердце и помышления во
Христе Иисусе (Филип. IV, 7), подаемаго приходящим к человеку,
обновляющим человека Свягым Духом. Точно! При этом действии ум и сердце
соделываются евангельскими, соделываются Христовыми: человек зрит Евангелие
начертанным в себе: на скрижалях души, перстом Духа.
Божественный
Странник, отходит, скрывается также незаметно, как незаметно приходить и
является. Но Он оставляет во всем существе моем воню безсмертия,
невещественную, как и Сам Он невеществен, воню духовную, живительную, ощущаемую
новым ощущением, которое Он насадил, или воскресил во мне. Оживляемый, питаемый
этим благоуханием, пишу и сказую слово жизни братии моей. Когда же истощится
это благоухание, когда раздастся в душе моей воня смертная страстей: тогда и
слово мое - без жизни, заражено смрадом и тлением!..
Если кто,
слыша из уст грешника слово великое о действиях Духа, колеблется неверием,
смущается мыслию, полагая, что возвещаемое действие есть действие прелести бесовской:
тот да отвергнет помышление хульное. Нет, нет! Не таково действие, не таковы
свойства прелести! Скажи: свойственно ли диаволу, врагу, убийце человеков,
делаться врачем их? Свойственно ли диаволу соединять во едино разсеченныя
грехом части и силы человека, изводить их из порабощения греху на свободу,
изводить из состояния противодействия, борьбы междоусобной, в состояние
священнаго о Господе мира? Свойственно ли диаволу извлекать из глубокой
пропасти неведения Бога и доставлять живое, опытное Богопознание, уже не
нуждающееся ни в каких доказательствах извне? Свойственно ли диаволу
проповедывать и подробно объяснять Искупителя, проповедывать и объяснять
приближение к Искупителю покаянием? - Свойственно ли диаволу возставлять в человеке
падший образ, приводить в порядок разстроенное подобие? Свойственно ли
приносить вкушение нищеты духовной, и вместе воскресения, обновления,
соединения с Богом? Свойственно ли диаволу возносить на высоту Богословия, на
которой человёк бывает как ничто, без мысли, без желания, весь погруженный в
чудное молчание? Это молчание есть изсякновение всёх сил существа
человеческаго, устремившихся к Богу, и - так сказать - исчезающих пред
безконечным величием Бога (Иов. ХLII). - Иначе действует прелесть, и иначе Бог,
безпредельный Владыка человеков, Который был и ныне есть их Создатель. Тот, Кто
создал и возсозидает, не пребывает ли Создателем? И так услышь, возлюбленнейший
брат, услышь, чём различается действие прелести от действия Божественнаго!
Прелесть, когда приступает к человеку, мыслию ли, или мечтанием, или тонким
мнением, или каким явлением, зримым чувственными очами, или гласом из
поднебесной, слышимым чувственными ушами, - приступает всегда не как
неограниченная властительница, но как обольстительница, ищущая в человеке
согласия, от согласия его приемлющая власть над ним. Всегда действие ея, внутри
ли оно, или снаружи человека, есть действие извне; человек может отвергнуть
его. Всегда встречается прелесть первоначально некоторым сомнением сердца; не
сомневаются о ней те, которыми она решительно возобладала. Никогда не соединяет
прелесть разсеченнаго грехом человека, не останавливаем движений крови, не
наставляет подвижника на покаяние, не умаляет его пред ним самим; но напротив
того возбуждает в нем мечтательность, приводить в движение кровь, приносить ему
какое-то безвкусное, ядовитое наслаждение, тонко льстит ему, внушает
самомнение, устанавливает в душе идол я.
Божественное
действие - невещественно: не зрится, не слышится, не ожидается, невообразимо,
необяснимо никаким сравнением, заимствованным из сего века; приходить,
действует таинственно. Сперва показывает человеку грех его, растит в очах
человека грех его, непрестанно держит страшный грех пред его очами, приводить
душу в самоосуждение, являет ей падение наше, эту ужасную, темную, глубокую
пропасть погибели, в которую ниспал род наш согрешением нашего праотца: потом
мало по малу дарует сугубое внимание и сокрушение сердца при молитве.
Приготовив таким образом сосуд, внезапно, неожиданно, невещественно прикасается
разсеченным частям, - и оне соединяются во едино. Как прикоснулся? -
Не могу объяснить: я ничего не видёл, ничего не слышад, но вижу себя
измененным, внезапно ощутил себя таким от действия самовластнаго. Создатель
подействовал при возсоздании, как действовал Он при создании. Скажи: слепленное
из земли тело Адама, когда лежало еще не оживленное душею пред создателем,
могло ли иметь понятие о жизни, ощущение ея? Когда внезапно оживилось душею,
могло ли прежде размыслить, принять ли душу, или отвергнуть ее? Созданный Адам
внезапно ощутил себя живым, мыслящим, желающим! С такою же внезапностию
совершается и возсоздание. Создатель был и есть неограниченный Владыка, - дёйствует самовластно, вышеестественно,
превыше всякой мысли, всякаго постижения, безконечно тонко, духовно вполне,
невещественно.
Но ты еще
колеблешься сомнением! Смотришь на меня, и, видя пред собою толикаго грешника,
невольно вопрошаешь: неужели в этом грешнике, в котором действие страстей так
явно и сильно - неужели в нем дёйствует Дух Святый?
Справедливый
вопрос! и меня он приводит в недоумение, ужас! Увлекаюсь, согрешаю;
прелюбодействую со грехом, изменяю Богу моему, продаю Его за мерзостную цену
греха. И не смотря на мое постоянное предательство, на мое поведение
изменническое, вероломное, - Он пребывает неизменен. Незлобивый, Он ожидает
долготерпеливо моего покаяния, всеми средствами привлекает меня к покаянию, к
исправлению. Ты слышал, что говорит во Евангелии Сын Божий? Не требуют,
говорит Он, здравии врача, по болящии. Не приидох призвати праведники, но
грешники на покаяние (Матв. IХ, 12). Так говорил Спаситель:
так и
действовал. Возлежал Он с мытарями, грешниками, вводил их чрез обращение к вере
и добродетели в духовное родство с Авраамом и прочими праведниками. Тебя
удивляет, поражает безконечная благость Сына Божия? Знай, что столько же благ и
всесвятый Дух, - столько же жаждет спасения человеческаго, столько же кроток,
незлобив, долготерпелив, многомилостив Дух - едино
из трех равночестных Лиц всесвятыя Троицы, составляющих собою, неслитно и
нераздельно, единое Божественное существо. имеющих единое естество.
И грёх-то
привлекает Святаго Духа к человеку! Привлекает Его грёх, не осуществляемый
совершением, но зримый в себе, признаваемый, оплакиваемый! Чем более человек
вглядывается в грех свой, чем более вдается в плач о себе: тем он приятнее,
доступнее для Духа Святаго, Который, как врач, приступает только к сознающим
себя больными, напротив того отвращается от богатящихся суетным своим
самомнением (Лук. I, 53). Гляди и вглядывайся в грех твой! не своди с него
взоров! Отвергнись себя, не имеяй душу свою честну себе! (Деян. XX, 24).
Весь вдайся в зрение греха твоего, в плач о нем! Тогда, в свое время,
узришь возсоздание твое непостижимым, тем более необъяснимым действием Святаго
Духа. Он придет к тебе, когда ты не чаешь Его, - воздействует в тебе, когда ты признаешь себя
вполне недостойным Его!
Но если в
тебе кроется ожидание благодати, - остерегись: ты в опасном положении! Такое
ожидание свидетельствует о скрытном удостоении себя, а удостоение
свидетельствует о таящемся самомнении, в котором гордость. За гордостию удобно
последует, к ней удобно прилепляется прелесть. Прелесть есть уклонение от
Истины и содействующаго Истине Святаго Духа, уклонение ко лжи и содействующим
лжи духам отверженным. Прелесть существует уже в самомнении, существует в
удостоении себя, в самом ожидании благодати. Это ея первоначальные виды; так
почка, цвет, зародыш - первоначальные виды зрелаго плода. От ложных
понятий являются ложныя ощущения. Из ложных понятий и ощущений составляется
самообольщение. К действию самообольщения присоединяется обольстительное
действие демонов. Демоны первенствуют и начальствуют в области лжи: произвольно
подчинившийся демонам поступает под насильственное влиянию их. Как омраченный и
обольщенный ложью, признанною им за истину, он лишается самовластия, не
примечая того. Такое состояние - состояние прелести. В него входим, в него
низвергаемся за гордость нашу и самолюбие. Любяй душу свою, погубить ю: а
ненавидяй души своея вь мире сем, в живот вечныи сохранить ю (Иоанн. ХII,
25). Аминь.
СОЧ.
ЕП. ИГН. БРЯНЧ., Т. II.
Свт. Игнатий Брянчанинов. АСКЕТИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ II. [Содержание]
ДУХ МОЛИТВЫ НОВОНАЧАЛЬНОГО
Введение
Здесь
предлагается учение о качестве молитвы, свойственной начинающему идти к Господу
путем покаяния. Главные мысли изложены каждая отдельно с той целью, чтобы они
могли быть читаемы с большим вниманием и удерживаемы в памяти с большей
удобностью. Чтение их, питая ум истиной, а сердце смирением, может доставлять
душе должное направление в ее молитвенном подвиге и служить к нему
предуготовительным занятием.
1)
Молитва есть возношение прошений наших к Богу.
2)
Основание молитвы заключается в том, что человек - существо падшее. Он
стремится к получению того блаженства, которое имел, но потерял, и потому -
молится.
3)
Пристанище молитвы - в великом милосердии Божием к роду человеческому. Сын
Божий для спасения нас принес Себя Отцу Своему в умилостивительную, примирительную
жертву: на этом основании, желая заняться молитвою, отвергни сомнение и
двоедушие [1].
Не скажи сам себе: "я грешник, неужели Бог услышит меня?" Если ты
грешник, то к тебе-то и относятся утешительные слова Спасителя: Не приидох
призвати праведныя, но грешныя на покаяние [2].
4)
Приготовлением к молитве служат: непресыщенное чрево, отсечение попечений мечом
веры, прощение от искренности сердца всех обид, благодарение Богу за все
скорбные случаи жизни, удаление от себя рассеянности и мечтательности,
благоговейный страх, который так свойственно иметь созданию, когда оно будет
допущено к беседе с Создателем своим по неизреченной благости Создателя к
созданию.
5) Первые
слова Спасителя к падшему человечеству были: Покайтеся, приближися бо
царствие небесное [3]. Почему,
доколе не войдешь в это царство, стучись во врата его покаянием и молитвой.
6)
Истинная молитва есть голос истинного покаяния. Когда молитва не одушевлена
покаянием, тогда она не исполняет своего назначения, тогда не благоволит о ней
Бог. Он не уничижит дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно [4].
7)
Спаситель мира называет блаженными нищих духом, то есть, имеющиих о себе самое
смиренное понятие, считающих себя существами падшими, находящимися здесь, на
земле, в изгнании, вне истинного своего отечества, которое - небо. Блаженни
нищии духом, молящиеся при глубоком сознании нищеты своей, яко тех есть
царство небесное [5]. Блаженни
плачущии в молитвах своих от ощущения нищеты своей, яко тии утешатся
[6]
благодатным утешением Святого Духа, которое состоит в Христовом мире и в любви
о Христе ко всем ближним. Тогда никто из ближних, и злейший враг, не исключен
из объятий любви молящегося, тогда молящийся бывает примирен со всеми
тягостнейшими обстоятельствами земной жизни.
8)
Господь, научая нас молитве, уподобляет молящуюся душу вдовице, обижаемой
соперником, преседящей неотступно судии беспристрастному и нелицеприятному [7]. Не
удаляйся расположением души при молитве от этого подобия. Молитва твоя да
будет, так сказать, постоянной жалобой на насилующий тебя грех. Углубись в
себя, раскрой себя внимательной молитвой: увидишь, что ты точно вдовствуешь в
отношении ко Христу по причине живущего в тебе греха, тебе враждебного,
производящего в тебе внутренние борьбу и мучение, соделывающего тебя чуждым
Богу.
9) Весь
день, говорит о себе Давид, весь день земной жизни, сетуя хождах [8],
препроводил в блаженной печали о грехах и недостатках своих: яко лядвия моя
наполнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей [9]. Лядвиями
названо шествие по пути земной жизни; плотью - нравственное состояние человека.
Все шаги всех человеков на этом пути преисполнены преткновений; их нравственное
состояние не может быть уврачевано никакими собственными средствами и усилиями.
Для исцеления нашего необходима благодать Божия, исцеляющая только тех, которые
признают себя больными. Истинное признание себя больным доказывается тщательным
и постоянным пребыванием в покаянии.
10) Работайте
Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом [10],
говорит Пророк, а другой Пророк говорит от лица Божия: На кого воззрю, точию
на кроткаго и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих [11]. Господь
призре на молитву смиренных, и не уничижи моления их [12]. Он - даяй
живот, то есть спасение, сокрушенным сердцем [13].
11) Хотя
бы кто стоял на самой высоте добродетелей, но если он молится не как грешник:
молитва его отвергается Богом [14].
12) “В
тот день, в который я не плачу о себе, - сказал некоторый блаженный делатель
истинной молитвы, - считаю себя находящимся в самообольщении” [15].
13) “Хотя
бы мы проходили многие возвышеннейшие подвиги, - сказал святой Иоанн
Лествичник, - но они не истинны и бесплодны, если при них не имеем болезненного
чувства покаяния” [16].
14)
Печаль мысли о грехах есть честный дар Божий, носящий ее в персях своих с
должным хранением и благоговением, носит святыню. Она заменяет собой все
телесные подвиги, при недостатке сил для совершения их [17].
Напротив того, от сильного тела требуется при молитве труд, без него сердце не
сокрушится, молитва будет бессильной и неистинной [18].
15)
Чувство покаяния хранит молящегося человека от всех козней диавола: бежит
диавол от подвижников, издающих из себя благоухание смирения, которое рождается
в сердце кающихся [19].
16)
Приноси Господу в молитвах твоих младенческое лепетание, простую младенческую
мысль - не красноречие, не разум. Аще не обратитеся - как бы из
язычества и магометанства, из вашей сложности и двуличности - и будете,
сказал нам Господь, яко дети, не внидете в царствие небесное [20].
17)
Младенец выражает плачем все свои желания: и твоя молитва пусть всегда
сопровождается плачем. Не только при словах молитвы, но и при молитвенном
молчании пусть выражается плачем твое желание покаяния и примирения с Богом,
твоя крайняя нужда в милости Божией.
18) Достоинство
молитвы состоит единственно в качестве, а не в количестве: Тогда похвально
количество, когда оно приводит к качеству. Качество всегда приводит к
количеству; количество приводит к качеству, когда молящийся молится тщательно [21].
19)
Качество истинной молитвы состоит в том, когда ум во время молитвы находится во
внимании, а сердце сочувствует уму.
20)
Заключай ум в произносимых словах молитвы и сохранишь его во внимании [22]. Имей
глаза на устах, или закрытыми [23]: этим
будешь способствовать соединению ума с сердцем. Произноси слова с крайней
неспешностью и будешь удобнее заключать ум в слова молитвы: ни одно слово твоей
молитвы не будет произнесено, не будучи одушевлено вниманием.
21) Ум,
заключаясь в слова молитвы, привлекает сердце в сочувствие себе. Это сочувствие
сердца уму выражается умилением, которое есть благочестивое чувство,
соединяющее в себе печаль с тихим, кротким утешением [24].
22)
Необходимые принадлежности молитвы, - пождание [25]. Когда
чувствуешь сухость, ожесточение, не оставляй молитвы: за пождание твое и подвиг
против сердечного нечувствия снизойдет к тебе милость Божия, состоящая в
умилении. Умиление - дар Божий, ниспосылаемый пре6ывающим и претерпевающим в
молитвах [26],
постоянно возрастающий в них, руководствующий их к духовному совершенству.
23) Ум,
предстоя внимательной молитвой перед невидимым Богом, должен быть и сам
невидим, как образ невидимого Божества: то есть, ум не должен представлять ни в
себе, ни из себя, ни перед собой никакого вида, должен быть совершенно
безвидным. Иначе: ум должен быть вполне чужд мечтания, сколько бы ни казалось
это мечтание непорочным и святым [27].
24) Во
время молитвы не ищи восторгов, не приводи в движение твоих нервов, не горячи
крови. Напротив - содержи сердце в глубоком спокойствии, в которое оно
приводится чувством покаяния: вещественный огонь, огонь естества падшего,
отвергается Богом. Сердце твое нуждается в очищении плачем покаяния и молитвой
покаяния; когда же оно очистится, тогда Сам Бог ниспошлет в него Свой всесвятый
духовный огонь [28].
25)
Внимание при молитве приводит нервы и кровь в спокойствие, способствует сердцу
погружаться в покаяние и пребывать в нем. Не нарушает тишины сердечной и
Божественный огонь, если он низойдет в сердечную горницу, когда в ней будут
собраны ученики Христовы - помыслы и чувствования, заимствованные из Евангелия.
Этот огонь не опаляет, не горячит сердца, напротив того, орошает, прохлаждает
его, примиряет человека со всеми людьми и со всеми обстоятельствами, влечет
сердце в неизреченную любовь к Богу и к ближним [29].
26)
Рассеянность окрадывает молитву. Помолившийся с рассеянностью ощущает в себе
безотчетливую пустоту и сухость. Постоянно молящийся с рассеянностью лишается
всех плодов духовных, обыкновенно рождающихся от внимательной молитвы,
усваивает себе состояние сухости и пустоты, из этого состояния рождается
холодность к Богу, уныние, омрачение ума, ослабление веры, и от них мертвость в
отношении к вечной, духовной жизни. Все же это, вместе взятое, служит явным
признаком, что такая молитва не принимается Богом.
27)
Мечтательность в молитве еще вреднее рассеянности. Рассеянность делает молитву
бесплодной, а мечтательность служит причиной плодов ложных: самообольщения и,
так называемой святыми Отцами, бесовской прелести. Изображения предметов
видимого мира и сочиняемые мечтательностью изображения мира невидимого,
напечатлеваясь и замедляя в уме, соделывают его как бы вещественным, переводят
из Божественной страны Духа и Истины в страну вещества и лжи. В этой стране
сердце начинает сочувствовать уму не духовным чувством покаяния и смирения, а
чувством плотским, чувством кровным и нервным, безвременным и беспорядочным
чувством наслаждения, столько не свойственного грешникам, чувством неправильным
и ложным мнимой любви к Богу. Преступная и мерзостная любовь представляется
неискусным в духовных опытах святой, а на самом деле она - только беспорядочное
ощущение не очищенного от страстей сердца, наслаждающегося тщеславием и
сладострастием, приведенными в движение мечтательностью. Такое состояние есть
состояние самообольщения. Если человек укоснит в нем, то являющиеся ему образы
получают чрезвычайную живость и привлекательность. Сердце при явлении их
начинает разгорячаться и наслаждаться беззаконно, или, по определению
Священного Писания, прелюбодействовать [30]. Ум
признает такое состояние благодатным, божественным: тогда - близок переход к
явной прелести бесовской, при которой человек теряет самовластие, делается
игралищем и посмешищем лукавого духа. От мечтательной молитвы, приводящей человека
в это состояние, с гневом отвращается Бог. И сбывается над молящимся такой
молитвой приговор Писания: Молитва его да будет в грех [31] и [32].
28)
Отвергай благие, по-видимому, помышления и светлые, по-видимому, разумения,
приходящие к тебе во время молитвы, отвлекающие тебя от молитвы [33]. Они
выходят из области лжеименного разума, восседают, как бы всадники на конях, на
тщеславии. Закрыты мрачные лица их, чтобы ум, молящегося не мог узнать в них
врагов своих. Но потому именно, что они враждебны молитве, отвлекают от нее ум,
уводят его в плен и тягостное порабощение, обнажают и опустошают душу, потому
именно познаются, что они - враги и из области миродержца. Духовный разум,
разум Божий, содействует молитве, сосредоточивает человека в самом себе,
погружает его во внимание и умиление, наводит на ум благоговейное молчание,
страх и удивление, рождающиеся от ощущения присутствия и величия Божиих. Это
ощущение в свое время может очень усилиться и сделать молитву для молящегося
страшным судилищем Божиим [34].
29)
Внимательная молитва, чуждая рассеянности и мечтательности, есть видение
невидимого Бога, влекущего к себе зрение ума и желание сердца. Тогда ум зрит
безвидно, и вполне удовлетворяет себя невидением, превысшим всякого видения.
Причина этого блаженного невидения есть бесконечная тонкость и непостижимость
Предмета, к которому направлено зрение. Невидимое Солнце правды - Бог испущает
и лучи невидимые, но познаваемые явственным ощущением души: они исполняют
сердце чудным спокойствием, верой, мужеством, кротостью, милосердием, любовью к
ближним и Богу. По этим действиям, зримым во внутренней сердечной клети,
человек признает несомненно, что молитва его принята Богом, начинает веровать
живой верой и твердо уповать на Любящего и Любимого. Вот начало оживления души
для Бога и блаженной вечности [35].
30) Плоды
истинной молитвы: святой мир души, соединенный с тихой, молчаливой радостью,
чуждой мечтательности, самомнения и разгоряченных порывов и движений, любовь к
ближним, не разлучающая для любви добрых от злых, достойных от недостойных, но
ходатайствующая обо всех перед Богом, как о себе, как о своих собственных
членах. Из такой любви к ближним воссияет чистейшая любовь к Богу.
31) Эти
плоды - дар Божий. Они привлекаются в душу ее вниманием и смирением, хранятся
ее верностью к Богу.
32) Душа
тогда пребывает в верности к Богу, когда удаляется всякого слова, дела и
помышления греховного, когда немедленно раскаивается в тех согрешениях, в
которые увлекается по немощи своей.
33) То,
что желаем стяжать дар молитвы, доказываем терпеливым приседением молитвой при
дверях молитвы. За терпение и постоянство получаем дар молитвы. Господь,
говорит Писание, даяй молитву благодатную молящемуся [36]
терпеливо при одном собственном усилии.
34) Для
новоначальных полезные краткие и частые моления, нежели продолжительные,
удаленные одно от другого значительным пространством времени [37].
35)
Молитва есть высшее упражнение для ума.
36)
Молитва есть глава, источник, мать всех добродетелей [38].
37) Будь
мудр в молитве твоей. Не проси в ней ничего тленного и суетного, помня
заповедание Спасителя: Ищите же прежде царствия Божия и правды его, и сия
вся, то есть, все потребности для временной жизни, приложатся вам [39].
38)
Намереваясь сделать что, или желая чего, также в затруднительных
обстоятельствах жизни, повергай мысль твою в молитве перед Богом: проси того,
что считаешь себе нужным и полезным; но исполнение и неисполнение твоего
прошения предоставляй воле Божией в вере и уповании на всемогущество,
премудрость и благость воли Божией. Этот превосходный образ моления даровал нам
Тот, Кто молился в саду Гефсиманском, да мимо идет определенная Ему
чаша. Обаче не Моя воля, заключил Он молитву Свою ко Отцу: но
Твоя да будет [40].
39)
Приноси Богу смиренную молитву о совершаемых тобой добродетелях и благочестивых
подвигах: очищай, совершенствуй их молитвой и покаянием. Говори о них в молитве
твоей то, что говорил в ежедневной молитве своей праведный Иов о детях своих: Негли
когда сынове мои погрешиша, и в мысли своей злая помыслиша противу Бога [41].
Лукава злоба: неприметно примешивается добродетели, оскверняет, отравляет ее.
40)
Отвергнись всего, чтобы наследовать молитву и, поднятый от земли на кресте
самоотвержения, передай Богу дух, душу и тело твои, а от Него прими святую
молитву, которая по учению Апостола и Вселенской Церкви, есть действие в
человеке Святого Духа, когда Дух вселится в человека [42].
Заключение
Кто
небрежет об упражнении внимательной, растворенной покаянием молитвой, тот чужд
преуспеяния духовного, чужд плодов духовных, находится во мраке многообразного
самообольщения. Смирение есть единственный жертвенник, на котором дозволено
человекам приносить молитвенные жертвы Богу, - единственный жертвенник, с
которого молитвенные жертвы приемлются Богом [43];
молитва есть мать всех истинных, божественных добродетелей. Невозможно,
невозможно никакое духовное преуспеяние для того, кто отверг смирение, кто не
озаботился вступить в священный союз с молитвой. Упражнение молитвой есть
завещание Апостола: непрестанно молитеся, говорит нам Апостол [44].
Упражнение молитвой есть заповедь Самого Господа, заповедь, соединенная с
обетованием: просите, приглашает нас Господь, повелевает нам Господь, и
дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам [45]. Не
воздремлет, ниже уснет [46],
молитва, доколе не укажет возлюбившему ее и постоянно упражняющемуся в ней
чертог наслаждений вечных, доколе не введет его в небо. Там она преобразится в
непрестанную жертву хвалы. Эту хвалу непрестанно будут приносить, будут
провозглашать неумолкно избранные Божии от непрестанного ощущения блаженства в
вечности, прозябшего здесь, на земле и во времени, от семян покаяния, посеянных
внимательной и усердной молитвой. Аминь.
Примечания:
[1] Иак. 1,
6-8. [2]
Мф. 9, 13. [3]
Мф. 4, 17. [4]
Пс. 50, 19. [5]
Мф. 5, 3. [6]
Мф. 5, 4.
[7] Лк. 18,
1-8. [8]
Пс. 37, 7. [9]
Пс. 37, 7, 8. [10] Пс.
2, 11. [11]
Ис. 66, 2. [12]
Пс. 101, 18.
[13] Ис.
57, 15. [14]
Прп.Исаак Сирин. Слово 55.
[15] Эти
слова произнес иеросхимонах Афанасий, безмолвствовавший в башне Свенского
монастыря Орловской епархии, некоторому страннику, посетившему его в 1829 году.
[16]
Лествица. Слово 7, гл. 64, по изданию Московской Духовной Академии
[17]
Св.Исаак Сирин. Слово 89. [18] Он
же. Слово 11.
[19] Прп.
Григорий Синаит. О прелести, идеже и о иных многих предлогах. Доброт., ч. 1. “Егда
видит кого диавол, - говорит святой Григорий, - плачевне живуща, не пребывает
тамо, еже от плача, приходящаго смирения бояся".
[20] Мф.
18, 3; Лествица, Слово 28, гл. 9.
[21] Прп.
Мелетий, в Галисийской горе подвизавшийся. Стихотворение о молитве; Лествица,
Слово 28, гл. 21.
[22]
Лествица, Слово 28, 17.
[23]
Совет старца, иеромонаха Серафима Саровского. О том, что полезно молиться при
закрытых глазах, сказано и в 11 наставлении его, о молитве. Издание 1841 года.
Москва.
[24] Прп.
Марк Подвижник. О мнящихся от дел оправдатися, гл. 34. Доброт., ч. 1.
[25] Прп.
Григорий Синаит. "О еже како подобает безмолвствующему сидети и творити
молитву". Доброт., ч. 1.
[26] Рим.
12, 12; Кол. 4, 2.
[27] Прп.
Каллист и Игнатий. О безмолвии и молитве. Слово 73. Доброт., ч. 2 и Лествица.
Слово 28, гл. 42.
[28] Лествица.
Слово 28, гл. 45.
[29] Прп.
Максим Капсокаливи. Собеседование с прп. Григорием Синаитом. Доброт., ч. 1.
[30] Пс.
72, 27. [31]
Пс. 58, 7.
[32] Прп.
Симеон Новый Богослов. О первом образе молитвы у прп. Синаита, гл. 131.
Доброт., ч.1.
[33]
Лествица. Слово 28, гл. 59. [34] Там
же, гл. 1.
[35]
Вышеупомянутое стихотворение прп. Мелетия. Слово о сокровенном делании
Феолипта, митрополита Филадельфийского. Доброт., ч. 2.
[36] 1
Цар. 11, 9.
[37] Св.
Димитрий Ростовский, ч. 1. Внутренний человек, гл. 4.
[38] Прп.
Макарий Великий. Слово 3, гл. 1. Лествица. Слово 28, заглавие. Согласно сему
поучают и другие Отцы. [39] Мф.
6, 33. Св. Исаак Сирин. Слово 5.
[40] Лк.
22, 42. [41]
Иов. 1, 5.
[42] Рим.
8, 26. Св. Исаак Сирин. Слово 21. "Кто достиг (непрестанной молитвы), тот
достиг края добродетелей, и соделался жилищем Святого Духа", - сказал св.
Исаак.
[43]
Мнение прп.Пимена Великого. Алфавитный Патерик.
[44] 1
Сол. 5. 17. [45]
Мф. 7, 7. [46]
Пс. 120, 4.
Библиотека
форума "Православная беседа": http://pravbeseda.org/library