КРЕСТНЫЙ ПУТЬ СВЯТОЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЩ ВЕЛ. КНЯГИНИ
ЕЛИСАВЕТЫ
По
пути в ссылку Великая княгиня написала письмо своим сестрам общины:
Господи благослови,
Да утешит и укрепит вас всех Воскресение Христово. В 6
часов проехала Ростов, вечером Троице-Сергиеву. . .
Да сохранит нас всех с вами, мой дорогие, преподобный
Сергий, Святитель Дмитрий и Св. Ефросиния
Полоцкая. Мы очень хорошо едем. Везде снег.
Не могу забыть вчерашний день, все дорогие, милые
лица. Господи, какое страдание в них, о как сердце болело. Вы мне стали каждую
минуту дороже. Как я вас оставлю, мои деточки, как вас утешить, как укрепить?
Помните, мои родные, все, что я вам говорила. Всегда
будьте не только мои дети, но послушные ученицы. Сплотитесь и будьте как одна
душа все для Бога, и скажите как Иоанн Златоуст: "Слава Богу
за все".
Я буду жить надеждой скоро опять
быть с вами, и хочется всех найти вас вместе. Читайте вместе послания
Апостолов, кроме Евангелия. Старшие сестры, объединяйте сестер ваших. Просите
Патриарха Тихона "цыпляточек" взять под
свое крылышко. Устроите его в моей средней комнате. Мою келью - для исповеди, и
большая - для приема.
Если нигде не будет опоздания, тогда на пятый день
только прибудем. Екатерина вернется поскорее к вам, все расскажет, как мы
устроились. Нам даны очень милые Ангелы-хранители. Мало спали, потому что думы,
думы ползут. Спасибо за провизию. По дороге достанем еще. Стараюсь читать преподобного
Сергия. У меня с собой Библия, будем читать, молиться и надеяться. Ради Бога не падайте духом. Божия Матерь знает, отчего Ее Небесный Сын послал нам это
испытание в день Ее праздника.
"Господи, верую, помоги моему неверию". Промыслы
Божий: неисповедимы.
Дорогие мои детки, слава Богу, что вы причащались: как
одна душа вы все стояли перед Спасителем. Верю, что спаситель на этой земле был
с вами всеми, и на Страшном Суде эта молитва опять станет перед Богом, как милосердие
друг ко другу и ко мне.
Не могу выразить, как я до глубины души тронута,
обрадована вашими письмами. Все без исключения вы мне написали, что будете
стараться жить так, как я часто с вами об этом говорила.
О как вы
теперь будете совершенствоваться в спасении. Я уже вижу начало благое. Только
не падайте духом и не ослабевайте в ваших светлых намерениях, Господь, Который
нас временно разлучил, духовно укрепит. Молитесь за меня, грешную, чтобы я
была достойна вернуться к моим деткам и
усовершенствовалась для вас, чтобы мы все думали, как приготовиться к. вечной
жизни.
Вы помните, что я боялась, что вы слишком в моей
поддержке находите крепость для жизни, и я вам говорила: "Надо побольше прилепиться к Богу. Господь говорит: " Сын
мой, отдай сердце твое Мне и глаза твои да наблюдают
пути Мои ". Тогда будь уверен, что все ты отдашь
Богу, если отдашь Ему свое сердце, т. е. самого себя ".
Теперь мы всё переживаем одно и то же, и невольно
только у Него находим утешение нести наш общий крест
разлуки. Господь нашел, что нам пора нести Его крест. Постараемся быть
достойными этой радости. Я думала, что мы будем так слабы, не доросли нести
большой крест. "Господь дал, Господь и взял". Как угодно было
Господу, так и сделалось.
Да будет имя
Господне благословенно навеки.
Какой пример нам дает святой Иов своей покорностью и
терпением в скорбях. За это Господь потом дал ему радость. Сколько примеров
такой скорби у Св. Отцов во св. обителях, но потом
была радость. Приготовтесь к радости быть опять
вместе. Будем терпеливы и смиренны. Не ропщем и благодарим за все.
Я читаю сейчас чудную книгу св. Иоанна Тобольского. Вот как он пишет: "Милосердный Бог
сохраняет, умудряет и умиротворяет сердечно предавшихся
Его Святой Воле всякого человеками теми же словами поддерживает и укрепляет его
сердце, - не преступать Воли Божией, внушая ему
таинственно: ты находишься всегда со Мной, пребываешь в Моем разуме и памяти,
безропотно повинуешься Моей Воле. Я всегда с тобой, с любовью смотрю на тебя и
сохраню тебя, чтобы ты не лишился Моей Благодати, милости и даров благодатных.
Все Мое твое: Мое небо, ангелы, а еще больше Единородный Сын Мой" твой есмь и Сам Я, есмь
твой и буду твой, как обещался Я верному Аврааму. Я твой щит, награда моя
велика вечно на веки веков" /Бытие/.
Господи мой,
ведь Ты мой, истинно мой. . . Я Тебя слышу и слова Твой
сердечно исполнять буду ".
Скажите
эти слова каждый день, и вам будет легко на душе.
"Надеющиеся на Господа обновятся в силе, подымут
крылья, как орлы, потекут и не устанут, пойдут и не утомятся" /Исайя/. "Господи,
верую, помоги моему неверию". " Дети мои, станем любить не словами
или языком, а делом и истиной" /Послание/.
Благодать
Господа нашего Иисуса Христа с вами, и любовь моя со всеми вами во Христе
Иисусе. Аминь. Ваша постоянная богомолица и любящая
мать во Христе Матушка.
Длинное
путешествие Великой княгини из Москвы в Пермь было, вероятно, кошмарным. Ей не
дали даже стакана для кипятка. Стакан она купила на одной из промежуточных
станций, а чайник ей кто-то одолжил из пассажиров поезда. Патриарх Тихон не
замедлил сделать все, чтобы удовлетворить просьбу Елисаветы
Феодоровны, и своим авторитетом добился того, что ей
стали давать овощи и молоко. Узники были привезены в Алапаевск
20 мая 1918 года и помещены в Напольной школе на краю города. Адское злодеяние
в Алапаевске произошло ночью на 18 июля, когда
Православная Церковь празднует память преп. Сергия Радонежского. Это был день
Ангела покойного супруга Елисаветы Феодоровны, Великого князя Сергия Александровича.
Узников
разбудили ночью и повезли в нескольких повозках
по дороге в направлении деревни Синяччихи. Недалеко
от этой дороги, приблизительно в 18 километрах от Алапаевска,
находился заброшенный железный рудник. Одна из шахт рудника, Нижняя
Селимская, которую выбрали чекисты для своего
зверского плана, была в 60 метров глубиной. Она состояла из двух
отделений: рабочего, где раньше добывалась руда, и машинного, где когда-то
стояли насосы для откачки воды. Стены шахты были выложены бревнами, которые
торчали теперь, полусгнившие, в разных направлениях.
С площадной руганью палачи стали бросать в яму свои
жертвы, избивая их прикладами. Эта свирепая расправа с невинными
была до того страшна, что даже некоторые участники ее не выдержал и. Двое из
них сошли с ума. Это были люди из местных большевиков, увлекшиеся идеями
коммунизма.
Вблизи этой шахты находился местный крестьянин. Он
видел, как к шахте подвезли узников и побросали их живыми в шахту.
Первой столкнули в зияющую чернотой яму Великую
княгиню Елисавету. Она громко молилась и крестилась,
говоря: «Господи, прости им, не знают, что делают! «Потом стали бросать
остальных. Всех столкнули живыми, кроме Великого князя Сергия Михайловича. В
последний момент он стал бороться с палачами и схватил одного из них за горло. Тогда
выстрелом из револьвера в голову он был убит. Когда все жертвы были уже в
шахте, чекисты стали бросать туда ручные гранаты. Они хотели взрывами засыпать
шахту и скрыть следы своего преступления. Только один мученик Федор Ремез был
убит гранатой. Его тело, извлеченное из шахты, оказалось сильно обожженным
взрывом. Остальные мученики умерли в страшных страданиях от жажды, голода и
ранений, полученных при падении. Святая Великая княгиня Елисавета
упала не на дно шахты, а на выступ, который находился на глубине 15 метров. С
нею рядом нашли князя Иоанна с перевязанной раненой
головой. Это святая Великая княгиня, сильно ушибленная и с повреждениями в области
головы, сделала ему в темноте перевязку . употребив
свой апостольник.
Свидетель-крестьянин слышал, как из глубины шахты
стала раздаваться Херувимская песнь. Это пели мученики во главе с Елизаветой Феодоровной.
Святая Великая княгиня пела молитвы и укрепляла до тех
пор, пока ее душа не отошла от тела, и к ней навстречу понеслись другие, райские
напевы, и над ее главой засиял мученический венец.
При прославлении святых мучениц Вел.
княгини Елисаветы и инокини
Вар-вары, когда открыли гроб, в котором покоилось тело МАТУШКИ - все помещение
наполнилось приятным ароматом. По словам свидетелей, " сильным запахом как
бы меда и жасмина .
Святые мощи пребывали в частичном нетлении. У святой
Великой княгини Елисаветы хорошо сохранились ноги, которыми
она так много исходила, помогая беднякам, и мозг ее головы не истлел . У св. инокини Варвары сохранилась голова.
Горят свечи и лампады у гробниц новомучениц.
Монахини и паломники склоняются в молитвах перед ними, и сквозь дымку благоухаюшего ладана несется ввысь: «СВЯТЫЕ
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЫ ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЕ ЕЛИСОВЕТО И ИНОКИНЕ
ВАРВАРО, МОЛИТЕ БОГА О НАС».
/Из
книги Любовь Миллер. Свят. Мученица Российская Великая княгиня Елисавета Федоровна/.
Тропарь св. преподобномученице
княгине Елисавете, глас 4.
Кротость
и смирение и любовь / вселивши в душу свою, / усердно
послужила еси страждущим, / страстотерпице святая
княгине Елисавето, / таже с
верою претерпела еси страдания и смерть за Христа, /
с мученицею Варварою. // С нею же моли о всех с любовию почитающих вас.
Кондак, глас 4.
От
славы царственныя, / вземши
крест Христов, / прешла еси
к славе небесней, молящися
за врагов, / и обрела еси радость вечную, / святая
мученице княгине Елисавето, / с Варварою мученицею. //
Темже молите о душах наших.
"Подвиг есть и в сраженьи,
Подвиг
есть и в борьбе, -
Высший
подвиг в терпеньи ,
Любви
и мольбе.
Если
сердце заныло
Перед
злобой людской,
Иль
насилье схватило
Тебя
цепью стальной;
Если
скорби земныя
Жалом
в душу впелись, -
С
верой бодрой и смелой
Ты
за подвиг берись:
Есть
у подвига крылья,
И
взлетишь ты на них
Выше
крыши темницы,
Выше
злобы слепой,
Выше
воплей и криков
Гордой
черни людской ".
А. Хомяков.
ЦЕРКОВНЫЙ ПРАВИЛА,
КАКИЯ НУЖНО СОБЛЮДАТЬ ПРИСТУПАЮЩИМ К ТАИНСТВУ СВ. ПРИЧАЩЕНИЯ
Каждый православный христианин, начиная с семилетнего
возраста, ежегодно должен очищать свои грехи таинством св. покаяния, т.е. приходить
на исповедь к духовному отцу и, в его присутствии, после обычных молитв, перед
св. крестом и Евангелием исповедывать свои грехи Самому Христу Спасителю, который здесь невидимо стоит,
приемля наше исповедание".
Исповедываться и затем причащаться следует как можно чаще. Запрещается
сдавать свои грехи по частям, т. е. половину или больше незначительных грехов
передают они на исповеди сначала одному знакомому духовнику, а другую, более
тяжкую, по степени грехов, другому,
который и не знает их. Так делают иные от того, что
своего знакомаго духовника стыдятся. И потому, своему
духовному отцу передают лукаво и безсовестно только
мелкие и обыденные грехи, а с теми, которые более тяжки, идут к другому,
незнакомому или, по их понятию, более снисходительному духовнику, и через то
уничижают таинство св. покаяния и становятся недостойными и св. причащения. В то время, какое мы избрали для говения, нужно соблюдать строгий пост, усилить молитву, а
кому доступно это, и дела милосердия. Впрочем, кто говеет в мясоед, тому строгаго поста не полагается, разве по собственному его на
то желанию. Исповедь лучше принести не
только накануне причащения, но дня за два, даже за три до св. причащения. Довольно воздерживаться от пищи и пития
только накануне причащения, с шести часов вечера. Да и то слабым или малым,
немощным можно и попить и закусить чего-нибудь в роде хлеба и воды или чаю с
булкой и после шести часов вечера, но только не позже полуночи /до 12 час. ночи/. А тот тяжко согрешает, кто
по крайнему невежеству или по непростительной дерзости и после полуночи, до
обедни, в день св. причащения, себе дозволит хоть что-нибудь выпить или
закусить. Таковые не должны и причащаться в тот день, а отложить причащение до
другого дня и снова прийти к духовному отцу на исповедь и объявить ему этот
грех невоздержания. Пред причастием, кроме тяжко больных, не позволяется никому
даже и просфору кушать или пить св. воду. Даже и младенцев нужно приучать к
тому, чтобы причащались натощак.
Идя на исповедь, тем более ко святому причащению,
непременно нужно примириться - если нельзя лично, то заочно, с теми, с кем были
ссоры или неприятности, - и непременно попросить у них прощения, без чего и Сам Господь не простит. Он не любит злых и их молитв, даров
и даже покаяния не принимает / Матф. 6, 14-15 /.
Придя на исповедь, как следует, в порядке, не спеша и
не толкая других, первее всего нужно правильнее
перекреститься. Затем нужно до земли поклониться пред аналоем, где крест и
евангелие, стать чинно со смирением и слушать внимательно все, о чем спрашивает
духовник, или, что еще лучше, исповедать ему все свои грехи, в которых упрекает
наша совесть.
Исповедь не любит пустословия; не нужно повторять в
ней те грехи, в которых мы давно покаялись и от которых, по милости Божией, мы уже исправились. Во всем признайся откровенно и
по чистой совести, как дело было, но в словах коротких, ясных, безо всякого
пустословия или извинениям неприменно, после
откровенной исповеди, дай обещание всячески отстать от смертных грехов. А
главное: отнюдь никто, никогда и ни в чем не спорь с духовником. Это - великая
дерзость. Не пускайтесь никогда в мелочи и подробности, если о них не
спрашивают. Если нет особенных грехов, то долго не перечисляйте грехи
обыкновенные. Помни, что духовник не может знать, что таится в глубине твоей
души; сам спеши открыть ее отцу духовному и обнажи все греховныя
язвы твоей души.
Исповедуя свои грехи, непременно нужно дать обещание
отстать от них и жить после исповеди благочестиво. Нужно твердо запомнить, что
после каждой исповеди христианин должен нравственно улучшиться.
Потом ты должен стать на колени, преклонить главу
свою, приложить в знак смирения руки к персям /груди/ своим и молиться Господу
прилежно о прощении грехов и помощи и после начать новую лучшую жизнь. Духовник
читает над тобою молитву: " Господи Боже спасения рабов
Твоих..."
После этой молитвы, не возставая
от земли, читай сам следующее прошение или повторяй за духовником: "
Прости мя, отче святый, и благослови: согреших душею и телом, словом,
делом и помышлением, и всеми моими чувствами, душевными и телесными "
/см. Чин исповедания отроком/.
После сего духовник читает разрешительную молитву. налагая на главу кающагося епитрахиль: "Господь и Бог наш Иисус
Христос..."
После исповеди приложись ко св. иконам Спасителя, Божией Матери и др.
Выслушай в Церкви или дома прочитай вечернее правило
и, придя домой, прочитай вечерния
молитвы.
В день св. причащения после утренних молитв и новаго примирения со всеми, оденься чисто и прилично, без
соблазна и роскоши. Каждый приходи к самому началу службы в Божий храм, где и
будет тебе прочитано правило пред причащением.
До начала службы приложись к святым иконам.
Подай просфору для вынутия
частицы за твое здоровье и за здравие твоих родных и другую за упокой твоих
родных.
Следует от усердия и свечу затеплить пред св. иконами,
и лепту вложить на пользу храма, и нищим подать. Но это - дело твоей доброты и
воли.
Свящ. Гр.
Дьяченко. /Газ. "Православная Русь" №8 , 1973г. В сокращ./
Газета "ДУХОВНЫЕ
ЧТЕНИЯ" выпущена на пожертвования прихожан храма св. преподобномученицы
кн. Елисаветы.
Русская Православная Церковь
Заграницей. Владивосток 1997 г.
Редактор: чтец Александр
Игнатенко.
"друзии
же руганием и ранами искушение прияша,
еще же и узами и темницею, камением побиени быша, претрени
быша, искушени быша, убийством меча умроша, проидоша в милотех и в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени: ихже не бе
достоин весь мир, в пустынех скитающеся
и в горах и в вертепах и в пропастех земных. /Евр. II 36 - 38 /