8 1997 год

 

КРЕСТНЫЙ ПУТЬ СВЯТОЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЩ ВЕЛ. КНЯГИНИ ЕЛИСАВЕТЫ

 

По пути в ссылку Великая княгиня написала письмо своим сестрам общины:

Господи благослови,

Да утешит и укрепит вас всех Воскресение Христово. В 6 часов проехала Ростов, вечером Троице-Сергиеву. . .

Да сохранит нас всех с вами, мой дорогие, преподобный Сергий, Святитель Дмитрий и Св. Ефросиния Полоцкая. Мы очень хорошо едем. Везде снег.

Не могу забыть вчерашний день, все дорогие, милые лица. Господи, какое страдание в них, о как сердце болело. Вы мне стали каждую минуту дороже. Как я вас оставлю, мои деточки, как вас утешить, как укрепить?

Помните, мои родные, все, что я вам говорила. Всегда будьте не только мои дети, но послушные ученицы. Сплотитесь и будьте как одна душа все для Бога, и скажите как Иоанн Златоуст: "Слава Богу за все".

Я буду жить надеждой скоро опять быть с вами, и хочется всех найти вас вместе. Читайте вместе послания Апостолов, кроме Евангелия. Старшие сестры, объединяйте сестер ваших. Просите Патриарха Тихона "цыпляточек" взять под свое крылышко. Устроите его в моей средней комнате. Мою келью - для исповеди, и большая - для приема.

Если нигде не будет опоздания, тогда на пятый день только прибудем. Екатерина вернется поскорее к вам, все расскажет, как мы устроились. Нам даны очень милые Ангелы-хранители. Мало спали, потому что думы, думы ползут. Спасибо за провизию. По дороге достанем еще. Стараюсь читать пре­подобного Сергия. У меня с собой Библия, будем читать, молиться и надеяться.  Ради Бога не падайте духом. Божия Матерь знает, отчего Ее Небес­ный Сын послал нам это испытание в день Ее праздника.

"Господи, верую, помоги моему неверию". Промыслы Божий: неисповедимы.

Дорогие мои детки, слава Богу, что вы причащались: как одна душа вы все стояли перед Спасителем. Верю, что спаситель на этой земле был с вами всеми, и на Страшном Суде эта молитва опять станет перед Богом, как мило­сердие друг ко другу и ко мне.

Не могу выразить, как я до глубины души тронута, обрадована вашими письмами. Все без исключения вы мне написали, что будете стараться жить так, как я часто с вами об этом говорила.

О как вы теперь будете совершенствоваться в спасении. Я уже вижу начало благое. Только не падайте духом и не ослабевайте в ваших светлых на­мерениях, Господь, Который нас временно разлучил, духовно укрепит. Моли­тесь за меня, грешную, чтобы я была достойна вернуться к моим деткам и усовершенствовалась для вас, чтобы мы все думали, как приготовиться к. вечной жизни.

Вы помните, что я боялась, что вы слишком в моей поддержке находите крепость для жизни, и я вам говорила: "Надо побольше прилепиться к Бо­гу. Господь говорит: " Сын мой, отдай сердце твое Мне и глаза твои да на­блюдают пути Мои ". Тогда будь уверен, что все ты отдашь Богу, если отда­шь Ему свое сердце, т. е. самого себя ".

Теперь мы всё переживаем одно и то же, и невольно только у Него нахо­дим утешение нести наш общий крест разлуки. Господь нашел, что нам пора нести Его крест. Постараемся быть достойными этой радости. Я думала, что мы будем так слабы, не доросли нести большой крест. "Господь дал, Госпо­дь и взял". Как угодно было Господу, так и сделалось.

 Да будет имя Господне благословенно навеки.

Какой пример нам дает святой Иов своей покорностью и терпением в скорбях. За это Господь потом дал ему радость. Сколько примеров такой ско­рби у Св. Отцов во св. обителях, но потом была радость. Приготовтесь к ра­дости быть опять вместе. Будем терпеливы и смиренны. Не ропщем и благод­арим за все.

Я читаю сейчас чудную книгу св. Иоанна Тобольского. Вот как он пишет: "Милосердный Бог сохраняет, умудряет и умиротворяет сердечно предавши­хся Его Святой Воле всякого человеками теми же словами поддерживает и укрепляет его сердце, - не преступать Воли Божией, внушая ему таинственно: ты находишься всегда со Мной, пребываешь в Моем разуме и памяти, безроп­отно повинуешься Моей Воле. Я всегда с тобой, с любовью смотрю на тебя и сохраню тебя, чтобы ты не лишился Моей Благодати, милости и даров благо­датных. Все Мое твое: Мое небо, ангелы, а еще больше Единородный Сын Мой" твой есмь и Сам Я, есмь твой и буду твой, как обещался Я верному Авра­аму. Я твой щит, награда моя велика вечно на веки веков" /Бытие/.

 Господи мой, ведь Ты мой, истинно мой. . . Я Тебя слышу и слова Твой серде­чно исполнять буду ".

            Скажите эти слова каждый день, и вам будет легко на душе.

"Надеющиеся на Господа обновятся в силе, подымут крылья, как орлы, потекут и не устанут, пойдут и не утомятся" /Исайя/. "Господи, верую, помоги моему неверию". " Дети мои, станем любить не словами или языком, а делом и истиной" /Послание/.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь. Ваша постоянная богомолица и любящая мать во Христе Матушка.

 

Длинное путешествие Великой княгини из Москвы в Пермь было, вероятно, кошмарным. Ей не дали даже стакана для кипятка. Стакан она купила на одной из промежуточных станций, а чайник ей кто-то одолжил из пассажиров поезда. Патриарх Тихон не замедлил сделать все, чтобы удовлетворить просьбу Елисаветы Феодоровны, и своим авторитетом добился того, что ей стали давать овощи и молоко. Узники были привезены в Алапаевск 20 мая 1918 года и помещены в Напольной школе на краю города. Адское злодеяние в Алапаевске произошло ночью на 18 июля, когда Православная Церковь празднует память преп. Сергия Радонежского. Это был день Ангела покойного супруга Елисаветы Феодоровны, Великого князя Сергия Александровича.

Узников разбудили ночью и повезли в нескольких  повозках по дороге в направлении деревни Синяччихи. Недалеко от этой дороги, приблизительно в 18 километрах от Алапаевска, находился заброшенный железный рудник. Одна из шахт рудника, Нижняя Селимская, которую выбрали чекисты для своего зверского плана, была в 60 метров глубиной. Она состояла из двух отделений: рабочего, где раньше добывалась руда, и машинного, где когда-то стояли насосы для откачки воды. Стены шахты были выложены бревнами, которые торчали теперь, полусгнившие, в разных направлениях.

С площадной руганью палачи стали бросать в яму свои жертвы, избивая их прикладами. Эта свирепая расправа с невинными была до того страшна, что даже некоторые участники ее не выдержал и. Двое из них сошли с ума. Это были люди из местных большевиков, увлекшиеся идеями коммунизма.

Вблизи этой шахты находился местный крестьянин. Он видел, как к шахте подвезли узников и побросали их живыми в шахту.

Первой столкнули в зияющую чернотой яму Великую княгиню Елисавету. Она громко молилась и крестилась, говоря: «Господи, прости им, не знают, что делают! «Потом стали бросать остальных. Всех столкнули живыми, кроме Великого князя Сергия Михайловича. В последний момент он стал бороться с палачами и схватил одного из них за горло. Тогда выстрелом из револь­вера в голову он был убит. Когда все жертвы были уже в шахте, чекисты стали бросать туда ручные гранаты. Они хотели взрывами засыпать шахту и скрыть следы своего преступления. Только один мученик Федор Ремез был убит гранатой. Его тело, извлеченное из шахты, оказалось сильно обожженным взрывом. Остальные мученики умерли в страшных страданиях от жажды, голода и ранений, полученных при падении. Святая Великая княгиня Елисавета упала не на дно шахты, а на выступ, который находился на глубине 15 метров. С нею рядом нашли князя Иоанна с перевязанной раненой головой. Это святая Великая княгиня, сильно ушибленная и с повреждениями в области головы, сделала ему в темноте перевязку . употребив свой апостольник.

Свидетель-крестьянин слышал, как из глубины шахты стала раздаваться Херувимская песнь. Это пели мученики во главе с Елизаветой Феодоровной.

Святая Великая княгиня пела молитвы и укрепляла до тех пор, пока ее душа не отошла от тела, и к ней навстречу понеслись другие, райские нап­евы, и над ее главой засиял мученический венец.

При прославлении святых мучениц Вел. княгини Елисаветы и инокини Вар-вары, когда открыли гроб, в котором покоилось тело МАТУШКИ - все помеще­ние наполнилось приятным ароматом. По словам свидетелей, " сильным запахом как бы меда и жасмина .

Святые мощи пребывали в частичном нетлении. У святой Великой княгини Елисаветы хорошо сохранились ноги, которыми она так много исходила, помогая беднякам, и мозг ее головы не истлел . У св. инокини Варвары сохранилась голова.

Горят свечи и лампады у гробниц новомучениц. Монахини и паломники ск­лоняются в молитвах перед ними, и сквозь дымку благоухаюшего ладана несется ввысь: «СВЯТЫЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЫ ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЕ ЕЛИСОВЕТО И ИНОКИНЕ ВАРВАРО, МОЛИТЕ БОГА О НАС».

/Из книги Любовь Миллер. Свят. Мученица Российская Великая княгиня Елисавета Федоровна/.

 

 

 

Тропарь св. преподобномученице княгине Елисавете, глас 4.

 

Кротость и смирение и любовь / вселивши в душу свою, / усердно послужила еси страждущим, / страстотерпице святая княгине Елисавето, / таже с верою претерпела еси страдания и смерть за Христа, / с мученицею Варварою. // С нею же моли о всех с любовию почитающих вас.

 

Кондак, глас 4.

От славы царственныя, / вземши крест Христов, / прешла еси к славе небесней, молящися за врагов, / и обрела еси радость вечную, / святая мученице княгине Елисавето, / с Варварою мученицею. // Темже молите о душах наших.

 

 

"Подвиг есть и в сраженьи,

Подвиг есть и в борьбе, -

Высший подвиг в терпеньи ,

Любви и мольбе.

Если сердце заныло

Перед злобой людской,

Иль насилье схватило

Тебя цепью стальной;

Если скорби земныя

Жалом в душу впелись, -

С верой бодрой и смелой

Ты за подвиг берись:

Есть у подвига крылья,

И взлетишь ты на них

Выше крыши темницы,

Выше злобы слепой,

Выше воплей и криков

Гордой черни людской ".

А. Хомяков.

ЦЕРКОВНЫЙ ПРАВИЛА, КАКИЯ НУЖНО СОБЛЮДАТЬ ПРИСТУПАЮЩИМ К ТАИНСТВУ СВ. ПРИЧАЩЕНИЯ

 

Каждый православный христианин, начиная с семилетнего возраста, ежегодно должен очищать свои грехи таинством св. покаяния, т.е. приходить на исповедь к духовному отцу и, в его присутствии, после обычных молитв, перед св. крестом и Евангелием исповедывать свои грехи Самому Христу Спасителю, который здесь невидимо стоит, приемля наше исповедание".

Исповедываться и затем причащаться следует как можно чаще. Запрещается сдавать свои грехи по частям, т. е. половину или больше незначительных грехов передают они на исповеди сначала одному знакомому духовнику, а другую, более тяжкую, по степени грехов,  другому, который и не знает их. Так делают иные от того, что своего знакомаго духовника стыдятся. И потому, своему духовному отцу передают лукаво и безсовестно только мелкие и обыденные грехи, а с теми, которые более тяжки, идут к другому, незнакомому или, по их понятию, более снисходительному духовнику, и через то уничижают таинство св. покаяния и становятся недостойными и св. причаще­ния.   В то время, какое мы избрали для говения, нужно соблюдать строгий пост, усилить молитву, а кому доступно это, и дела милосердия. Впрочем, кто говеет в мясоед, тому строгаго поста не полагается, разве по собственному его на то желанию.   Исповедь лучше принести не только накану­не причащения, но дня за два, даже за три до св. причащения.   Довольно воздерживаться от пищи и пития только накануне причащения, с шести часов вечера. Да и то слабым или малым, немощным можно и попить и закусить чего-нибудь в роде хлеба и воды или чаю с булкой и после шести часов вечера, но только не позже полуночи /до 12 час. ночи/. А тот тяжко согрешает, кто по крайнему невежеству или по непростительной дерзости и после полуночи, до обедни, в день св. причащения, себе дозволит хоть что-нибудь выпить или закусить. Таковые не должны и причащаться в тот день, а отложить причащение до другого дня и снова прийти к духовному отцу на исповедь и объявить ему этот грех невоздержания. Пред причастием, кроме тяжко больных, не позволяется никому даже и просфору кушать или пить св. воду. Даже и младенцев нужно приучать к тому, чтобы причащались натощак.

Идя на исповедь, тем более ко святому причащению, непременно нужно при­мириться - если нельзя лично, то заочно, с теми, с кем были ссоры или неп­риятности, - и непременно попросить у них прощения, без чего и Сам Господь не простит. Он не любит злых и их молитв, даров и даже покаяния не принимает / Матф. 6, 14-15 /.

Придя на исповедь, как следует, в порядке, не спеша и не толкая других, первее всего нужно правильнее перекреститься. Затем нужно до земли поклониться пред аналоем, где крест и евангелие, стать чинно со смирением и слушать внимательно все, о чем спрашивает духовник, или, что еще лучше, исповедать ему все свои грехи, в которых упрекает наша совесть.

Исповедь не любит пустословия; не нужно повторять в ней те грехи, в которых мы давно покаялись и от которых, по милости Божией, мы уже исправились. Во всем признайся откровенно и по чистой совести, как дело было, но в словах коротких, ясных, безо всякого пустословия или извинениям неприменно, после откровенной исповеди, дай обещание всячески отстать от смертных грехов. А главное: отнюдь никто, никогда и ни в чем не спорь с духовником. Это - великая дерзость. Не пускайтесь никогда в мелочи и под­робности, если о них не спрашивают. Если нет особенных грехов, то долго не перечисляйте грехи обыкновенные. Помни, что духовник не может знать, что таится в глубине твоей души; сам спеши открыть ее отцу духовному и обнажи все греховныя язвы твоей души.

Исповедуя свои грехи, непременно нужно дать обещание отстать от них и жить после исповеди благочестиво. Нужно твердо запомнить, что после каждой исповеди христианин должен нравственно улучшиться.

Потом ты должен стать на колени, преклонить главу свою, приложить в знак смирения руки к персям /груди/ своим и молиться Господу прилежно о прощении грехов и помощи и после начать новую лучшую жизнь. Духовник читает над тобою молитву: " Господи Боже спасения рабов Твоих..."

После этой молитвы, не возставая от земли, читай сам следующее прошение или повторяй за духовником: " Прости мя, отче святый, и благослови: согреших душею и телом, словом, делом и помышлением, и всеми моими чувс­твами, душевными и телесными " /см. Чин исповедания отроком/.

После сего духовник читает разрешительную молитву. налагая на главу кающагося епитрахиль: "Господь и Бог наш Иисус Христос..."

После исповеди приложись ко св. иконам Спасителя, Божией Матери и др.

Выслушай в Церкви или дома прочитай вечернее правило и, придя домой, прочитай вечерния молитвы.

В день св. причащения после утренних молитв и новаго примирения со всеми, оденься чисто и прилично, без соблазна и роскоши. Каждый приходи к самому началу службы в Божий храм, где и будет тебе прочитано правило пред причащением.

До начала службы приложись к святым иконам.

Подай просфору для вынутия частицы за твое здоровье и за здравие твоих родных и другую за упокой твоих родных.

Следует от усердия и свечу затеплить пред св. иконами, и лепту вложить на пользу храма, и нищим подать. Но это - дело твоей доброты и воли.

Свящ. Гр. Дьяченко. /Газ. "Православная Русь" №8 , 1973г. В сокращ./

 

 

Газета "ДУХОВНЫЕ ЧТЕНИЯ" выпущена на пожертвования прихожан храма св. преподобномученицы кн. Елисаветы.

Русская Православная Церковь Заграницей. Владивосток 1997 г.

Редактор: чтец Александр Игнатенко.

 

"друзии же руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами и темницею, камением побиени быша, претрени быша, искушени быша, убийством меча умроша, проидоша в милотех и в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени: ихже не бе достоин весь мир, в пустынех скитающеся и в горах и в вертепах и в пропастех земных. /Евр. II 36 - 38 /

 

 



Hosted by uCoz
Hosted by uCoz