Престольный праздник в Свято-Евсевиевском приходе г.Владивостока.

12 сентября н.ст./30 августа с.ст. в малом пределе главного храма Дальневосточного благочиния Русской Православной Церкви в Изгнании, посвященном св. благоверному вел. князю Александру Невскому состоялся престольный праздник. Богослужения, которые возглавил благочинный иеромонах Анастасий, начались накануне всенощным бдением. Батюшке сослужили клирики благочиния иерей Игорь Спицин и иеромонах Феодосий. Церковным хором руководил чтец Александр Игнатенко. По окончании вечернего богослужения была проведена исповедь для говеющих, готовящихся к Святому Причащению. На следующий день богослужения начались с водосвятного молебна. По окончании торжественной божественной литургии был совершен крестный ход вокруг храма

и пропето многолетие. По окончании богослужения иеромонах Анастасий сказал проникновенное слово, напомнив как важно в наше тревожное время чувствовать себя везде воином Христовым, подражая подвигу св. благоверного князя Александра.

Престольный праздник окончился общеприходской трапезой.

Св. благоверный великий князь Александр Невский и всея России чудотворец (в иночестве Алексий).

Сын князя Ярослава Всеволодовича Владимирского, он отличался разумом, мужеством, крепостью телесных сил, величественной красотой, правдолюбием, сострадательностью и истинно христианским благочестием. "От юности возлюбил он Христа и отвращался мирского суемудрия, услаждался гласом церковных песней, и душа его жаждала поучений святых отцов; бдения всенощные и тайные к Богу молитвы были любимым его занятием". В1236 г. св. Александр сделан был князем Новгородским. Вскоре (в 1240 г.) на его княжество напали Шведы, чтобы вместе с укреплением своего владычества на берегах Финского залива распространить католичество между туземными Финскими племенами. Собрав сильное ополчение, Шведский король послал его в устье Невы под предводительством "Вейлгера Свейскаго" (Биргера Шведского). Св. Александр не устрашился врагов и вышел против них. Сильный не столько войском, сколько верою в помощь Божию, он, выступая в поход, в чувстве глубокого убеждения говорил перед битвой: "Не в силе Бог, а в правде". В день битвы, на восходе солнца, начальник береговой стражи на Финском заливе, Пелгуй (в св. крещении Филипп), видел свв. Бориса и Глеба, плывших в лодке по Неве, и слышал, как один из них говорил другому: "Поможем родичу нашему Александру". Узнав об этом чудесном видении, св. князь Александр еще более укрепился в надежде на помощь свыше и в решимости дать первый отпор грозному движению германства и латинства на св. Русь. На берегах реки Невы св. князь с немногочисленной дружиной одержал над врагами полную победу, за которую и получил название Невского. В 1242 г. он освободил г. Псков от Немцев, в том же году на льду Чудского озера одержал славную победу в сражении (известном под названием "Ледового побоища") над Ливонскими рыцарями, а затем (в 1242 и 1245 г.) одержал целый ряд побед над Литовцами. Сделавшись (в 1250 г.) великим князем Владимирским, св. Александр много потрудился над восстановлением и устройством русской земли, сильно в то время страдавшей от насилия татар, и являл себя твердым защитником и хранителем православия. Он многократно являлся в стан татарских ханов, чтобы ходатайствовать перед ними за угнетаемую родину, и этим не только предотвратил много бедствий, но и успел испросить у ханов многие льготы. В первый раз явившись в татарскую Орду, св. Александр показал себя не только защитником польз государственных, но и исповедником веры Христовой, готовым пострадать за нее. На требование идольских жрецов пройти через огонь и поклониться идолам, он смело ответил хану Батыю: "Тебе поклонюся: Бог бо почтил тебя царством; твари же (т.е. идолам) не поклонюся: христианин есмь и не подобает ми кланятися твари; я поклоняюсь Богу, Единому в Троице славимому, сотворившему небо и землю, Ему же служу и Его же чту". Хан, уважая мужество и ум св. Александра, позволил ему не выполнить требование жрецов. Будучи ревностным поборником православия, св. Александр отверг предложение папы Иннокентия IV принять римско-католическое исповедание, сказав с несокрушимой решительностью явившимся к нему от папы послам: "Мы знаем истинную историю веры, содержим то учение, которое преподано апостолами, и вашего учения принимать не желаем". Св. князь был ангелом-хранителем своего народа, предстателем за него пред Богом, к Которому он обращался в тяжелые годины с молитвой о помощи и небесной защите Которого он сам приписывал не мало счастливых событий и случаев избавления от многих бед. Летописцы не один год из времени княжения св. князя с благоговением отмечали: "И сей год добро был христианом". " Много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и Псков, за все великое княжение отдавая живот свой и за веру православную", св. благоверный князь Александр был замечательнейшим деятелем удельно-вечевого периода нашей истории. Двадцать семь лет княжил св. благоверный князь Александр, мужественно и неизменно стоя на страже отечественной страны и упрочивая ее безопасность и благоденствие. Св. Церковь в своих песнопениях, воспевая доблести св. Александра, прославляет его как "царей благочестивых державу, и князей православных похвалу", "воинов соблюдение, варваров побеждение", "дивного в чудесех, безплотных сожителя", "обидимых заступника". Тяжкие труды и подвиги расстроили здоровье св. князя. Будучи последний раз в Орде (где он, прожив 6 месяцев, успел умилостивить хана, грозные полки которого уже готовы били двинуть на Русь), св. князь там "в болезнь телесную впаде" и, возвращаясь оттуда во Владимир, еще более занемог близ Городца Волжского. Здесь чувствуя приближение своей кончины, он, по влечению своего сердца, всегда стремившегося к Богу, принял схиму с именем Алексия, приобщился св. Таин и блаженно почил 14 нояб. 1263 г., имея от роду всего 43 года. Когда весть об этом дошла до Владимира, то митр. Кирилл во время богослужения возвестил народу о кончине св. князя в таких трогательных словах: "Чада моя милая, разумейте, яко зайде солнце Русской земли". Тогда весь народ со слезами воскликнул: "Уже погибаем"! С великой честью благоверный и христолюбивый св. князь был погребен 23 нояб. в Рождесто-Богородичном монастыре во Владимире. По сказанию, при погребении св. князя совершилось чудо: он сам взял, как живой, разрешительную грамоту. В 1380 г. мощи св. князя были открыты и поставлены в соборном храме монастыря. При царе Иоанне IV св. князю была составлена особая служба, и в 1547 г. установлено чтить его память 23 ноября (день его погребения). В 1724 г. (30 августа), по повелению имп. Петра Великого, мощи св. князя перенесены были в С.-Петербург в Александро-Невскую Лавру, где почивают и ныне.

Печатается по Минее, Месяцеслов всех святых (1891 г.) и Христианский Месяцеслов (1900 г.).

На главную страницу-http://pravbrat.narod.ru/index.html



Hosted by uCoz