Официальный сайт
Братства Ревнителей Православия
во имя Свт. Тихона, Патриарха
и Исповедника Всероссийского


 

УЧИЛИЩЕ БЛАГОЧЕСТИЯ

Исторические труды Председателя нашего братства

Храмы г. Владивостока Суржик А. Н.

СУРЖИК А.Н.

 

ХРАМЫ Г. ВЛАДИВОСТОКА

 

(Доклад, читанный на секции истории географических знаний Приморского филиала Географического общества 27 февраля 1988 года)

 

г. Владивосток

 

1988 г.

 

I. Успенская церковь

 

Храмы всегда являлись неотъемлемой частью русской культуры. Где бы ни появлялся русский человек, он стремился в первую очередь поставить церковь. Не является исключением в этом отношении и город Владивосток, основанный русскими моряками в 1860 г. Уже в следующем году среди членов воинской команды и экипажа корвета «Гридень», занимавшихся строительством казарм и других помещений, необходимых для жизни поста, появилось желание построить церковь. Адъютант генерал-губернатора Восточной Сибири майор Хитрово, посетивший пост в 1861 году, так писал об этом событии в своем отчете адмиралу Казакевичу: «В бытность мою в посту Владивосток, мне удалось убедить и уговорить квартирующий в нем отряд от 3-й роты линейного № 4 батальона выстроить при посте деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы – к построению коей было тотчас преступлено. Работали по собственному желанию, даже и в праздничные дни, меня же выбрали в строители». 8 июня 1861 года была произведена закладка церкви. Молебствие на закладку было совершено иеромонахом Филаретом, священником с военного корвета «Гридень», и иеромонахом Виталием, священником с корвета «Калевала», в присутствии начальника эскадры в Китайском море капитана первого ранга Лихачева, офицеров и матросов с корветов «Гридень» и «Калевала». А вот что писал 20 августа 1861 года о начале строительства церкви военный губернатор Приморской области адмирал Казакевич епископу Камчатскому Иннокентию /Вениаминову/: «Воинские команды, расположенные в посту Владивосток, движимые желанием иметь у себя храм Божий, 8-го июня после молебствия приступили к постройки деревянной церкви во имя "Успения Божией Матери". Командир клипера «Разбойник» представил пожертвования на постройку храма, деньги: всего 490 руб. 71 коп. и 409 дол. 5 цент. При моем посещении поста Владивосток я видел с удовольствием, что постройка церкви подвигается быстро и по просьбе участвующих, хотя не имел права разрешать – разрешил продолжать постройку церкви» /Матвеев Н.П. Краткий исторический очерк г. Владивостока 1860-1910 г.г./. Епископ Иннокентий благословил начатое строительство, а для наблюдения за постройкой, и затем для освящения церкви и служения в ней, назначил иеромонаха Филарета, судового священника винтового корвета «Гридень».

Со стороны гражданских властей заведующим постройкой церкви был назначен начальник поста лейтенант Евгений Степанович Бурачек. В его распоряжении находились все деньги, поступающие на постройку церкви. Все средства на строительство поступали исключительно от жертвователей; от казны же ассигнований на построении церкви не было никаких. Главными жертвователями явились члены Сибирской флотилии, а также много пожертвований поступило от иеромонаха Филарета.

Несмотря на все трудности строительства, через 9-ть месяцев храм был уже отстроен. 1 апреля 1862 года по благословению Высокопреосвященного Иннокентия архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского храм был освящен иеромонахом Филаретом в имя «Успения Пресвятой Богородицы».

Размеры храма были невелики: в длину 9 саж. /19 м/ вместе с алтарем, в ширину 4 саж. /8,5м/. Имел он восемь окон. При входе в храм была небольшая дверь и площадка. Иконостас храма был сделан из парусины, натянутой на деревянную раму и окрашен белой краской. Купола в храме не было, не было и колокольни. Но в ней и не было нужды, т.к. имелся один небольшой колокол в I пуд.

Ризницей и утварью храм был не богат. Из церковной описи, составленной в 1864 году, видно, что икон в храме было всего 14-ть, из них – 5 в серебряных ризах, напрестольных крестов – 4, из них 2 медных и 2 серебропозолоченных, Евангелий – 3, из них одно в медном, а два меньших в серебряном окладе. Одна серебропозолоченная чаша с дискосом и звездицей, и одна дарохранительница. Святой антиминс для храма был освящен и подписан архиепископом Иннокентием. На нем было написано: «В храм Успения Пресвятой Богородицы в порт Владивосток Приморской области Восточной Сибири 1859 года июня 22 дня».

Сейчас сложно установить местонахождение первого храма. Протоиерей Александр Муравьев в своей статье «Краткие сведения о первом храме во имя Успения Божией Матери в г. Владивостоке» писал: «Храм был выстроен недалеко от бухты, а именно в 17 саженях /36 м/ к северу от утеса или обрыва к бухте (там, где находилась элементарная школа благотворительного общества).

Нынешний собор от упомянутого первого храма находится в расстоянии 37 саж. (79 м) к северу». (ВЕВ –1910-№20.-С.711-717).

Через три года после постройки церкви оказалось, что многие бревна в ней начали гнить. Это гниение объясняли близостью к бухте и действием морских туманов. Поэтому, с целью предохранения церкви от дальнейшей порчи, было решено перенести ее на 33 саж. (70 м) выше к северу. Работы по перенесению церкви были совершены артиллерийским капитаном Буяковичем, поручиком Каблуковым и иеромонахом Валерианом – новым настоятелем церкви. Перенесенная на новое место церковь была освящена иеромонахом Валерианом 19 марта 1866 года в Лазареву субботу. На этом месте церковь просуществовала до 1890 года, когда она была разобрана и перенесена в казармы сухопутных войск.

 

2. Успенский собор

 

М.И Веннюков, посетивший Владивосток в 70-х годах прошлого века, в своей книге: «Опыт военного обозрения русских границ в Азии» так говорит о первой церкви: «Церковь чрезвычайно плоха, почти развалилась» (Матвеев, с.54). То есть уже в то время город нуждался в строительстве новой церкви. Председатель Владивостокского церковно-приходского попечительства в письме на имя городского головы от 1-го июня 1876 года писал: «построенная с давних времен церковь с каждым годом приходит в ветхость, и ежегодное ремонтирование ее, кроме того, что поглощает значительные суммы церкви, нисколько не удерживает от разрушения, и по объему своему недостаточна при ежегодном увеличении населения города». (Матвеев, с.67). На основании этого письма в 1876 году дано разрешение производить в городе сбор добровольных пожертвований на сооружения каменного храма. Ввиду того, что средств с этого сбора будет недостаточно для строительства, «военный губернатор вошел с представлением к генерал-губернатору Восточной Сибири испросить разрешения министерства внутренних дел об открытии по всей империи подписки на сооружение храма во «Владивостоке» (Матвеев, с.67).

14 августа 1876 года, накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы, состоялась торжественная закладка собора. Фундамент был заложен рядом со старой церковью. Но после закладки фундамента работы по строительству совершенно прекратились из-за нехватки средств. В 1884 году были закончены проект и смета собора. Автором проекта являлся инженер, титулярный советник Шмаков. В пояснительной записке к смете проекта писалось, что: «храм предполагается воздвигнуть из кирпича на готовом фундаменте с выступающими пристройками притвора и алтаря. Размеры крестообразной части храма от стены притвора до стены алтаря 25 аршин (17.75 м), и в ширину 30 аршин (21.3 м). Ширина алтаря 7 аршин (4.97 м), ширина притвора 3 аршина (2.13 м). Высота стен храма 17 аршин (12. 7 м) высота 4-х поддерживающих купол пиланов 10 аршин (7.1 м). Барабан главного купола имеет диаметр 15.5 аршин (11 м). Полная высота храма от земли до вершины крыши главного купола 38 аршин (26.98 м). Цоколь кирпичный с облицовкой каменной плитой. Стены кирпичные в 4 2,5 кирпича. Отопление 8 больших печей. Стоимость постройки по смете 206064 руб.» (Центр. Гос. Архив морского флота фонд 421). Но в связи с тем, что в это время решался вопрос о перенесении военного порта из Владивостока, в выдаче средств из государственной казны на строительство этого храма было отказано, проект так и не был реализован.

В 1886 году состоялось собрание членов совета церковно-приходского попечительства. На собрании был учрежден строительный комитет для сооружения собора. В состав строительного комитета вошли: протоиерей Михаил Смирнов, церковный староста – купец Бабинцев В.П., Федоров М.К., капитан порта Лавров В.М., инженер полковник Широков, капитан Максимов В.В. (Владивосток – 1886-№21). Собрание также решило, что ранее заложенный фундамент мал и неудовлетворителен по размерам для сооружения нового собора. Было решено срыть старый фундамент, перенести к северу и соорудить новый фундамент. В 1887 году Святейший Синод отпустил на постройку собора 80000 руб.; в распоряжении церковно-приходского попечительства имелось 22178 руб., т.е. всего 102178 руб. Между тем по смете стоимость храма, не считая икон и колоколов, составляла 142989 рублей. Но тем не менее с начала 1887 года строительство продвинулось быстро вперед: был окончен цоколь и приступили к кирпичной кладке; а к осени уже были выведены стены на 2 аршина (1.42 м).

Новый проект был составлен архитектором Миллером, а строительство велось под наблюдением инженера капитана Зеенштрандта И.П. В 1888 году Зеенштрандт  уезжает в Петербург, и для наблюдения за строительством храма назначается военный инженер штабс капитан Жмгалковский. В 1889 году на окончание строительства Святейшим Синодом было ассигновано сорок тыс. рублей (В-к. –1889-№9), и к концу года строительство собора было завершено. 6 декабря 1889 года состоялось освящение Владивостокского собора в память Успения Пресвятой Богородицы. Чин освящения был совершен епископом Камчатским Гурием.

Архитектурно собор был исполнен в русском стиле. Его высота равнялась 35 м. Это было первое крестово-купольное сооружение во Владивостоке. Один из местных корреспондентов писал в то время: «Собор построен по типу Хабаровского храма и отчетливо выделяется среди прочих городских зданий, стройно возвышаясь над ними. Наружная отделка проста: мало тяг и украшений. Войдешь внутрь храма, и взор с приятным чувством останавливается на хорошей отделке. Витые тяги и зигзаги придают храму лугкость».

В 1891 году были привезены из Европейской России и установлены колокола и иконостас. Газета «Владивосток» писала, что: «иконостас отличается изящной резьбой, позолотой, а также массивностью» (В-к-1891.-№19). В 1896 году собор был расписан художником Соколовым А.Ф. как внутри, так и на наружных стенах. По стенам в куполе были написаны 12 апостолов. На наружной стене алтаря Успение Божьей Матери и на стенах 4 евангелиста.

В 1898 году была учреждена Владивостокская епархия. Поэтому, указом Святейшего Синода от 5 января 1899 года за № 19, Владивостокский Успенский собор был переименован в Кафедральный.

В 1908 году возле Собора на Светланской улице началось строительство дома для нужд собора. В этом доме разместились: канцелярия, библиотека, зал и другие служебные помещения.

В 1910 году купец Илья Чистяков и его жена Ириада в честь пятидесятилетия Владивостока подарили собору большой колокол весом 311 пудов (4т. 976 кг.) 19 декабря в торжественной обстановке, после совершения молебна на освящение колокола, новый колокол был поднят на колокольню.

Несмотря на то, что Успенский Собор был большим и вмещал до 1000 человек, в большие праздники не все желающие могли войти в собор. Поэтому сразу же после сформирования епархии возникла необходимость в строительстве нового кафедрального собора. В 1899 году был образован строительный комитет, который занялся сбором средств на строительство нового собора. Городской управой был выделен участок земли под строительство нового кафедрального собора на Суйфунской площади. Новый собор в честь Святителя Николая был задуман как храм-памятник воинам, погибшим в войну с Японией; вместимость собора должна была быть не менее 3000 человек. Но этот проект так и не осуществился; а в 1932 году постановлением Владивостокского Горисполкома от 28 августа, пункт 21, Успенский Собор был закрыт, а впоследствии разрушен в 1938 году.

 

3. Покровская церковь

 

Как выше говорилось, собор вмещал в себя не более 1000 человек и к тому же находился вдали от окраинных улиц города. Конечно, одного только храма на весь Владивосток, раскинувшийся узкой лентой на берегу бухты «Золотой Рог» на протяжении 7-8 верст, с его 12-тысячным православным населением, кроме войск, было недостаточно. Естественно, что возникла мысль о построении нового приходского храма.

Официально мысль о построении второго храма была впервые высказана благочинным владивостокских церквей протоиереем Александром Муравьевым в годовом отчете о состоянии благочиния за 1897 г., а также в рапорте в Камчатскую духовную консисторию от 31 января 1898 года за № 114.

29 марта 1898 года вопрос о построении второго приходского храма, по предложению благочинного, обсуждался в заседании членов церковно-приходского попечительства. На этом заседании было постановлено: «Ходатайствовать перед городской думой об отпуске пособия на построение кладбищенского храма во Владивостоке.» Исполняя это постановление, настоятель собора протоиерей Александр Муравьев отношением от 29 июня 1898г. за №539 просил городского голову предложить на ближайшем заседании думы к ее рассмотрению вопрос об изыскании средств и об ассигновании с выдачей хотя бы в будущем 1899г. суммы, необходимой на постройку нового храма.

Но так как надежды на то, что дума отпустит на построение кладбищенской церкви значительное количество денег, было мало, то настоятель собора в рапорте за №620 от 24 июня 1898 г. просил преосвященного Евсевия епископа Камчатского разрешить для этой цели: "1. Открыть подписку между жителями г. Владивостока;

2. Завести особую кружку для сбора пожертвований в храме;

3. Отчислить какую-либо сумму (тысячи три) из средств комитета по устройству церквей в Приамурском крае».

Приезд епископа Евсевия во Владивосток значительно подвинул вперед вопрос о построении храма. В первый же день своего пребывания, 26 июля 1898г., он лично беседовал с членами церковно-приходского попечительства, с представителями и гражданами города и своей беседой расположил их содействовать скорейшему построению храма. 16 сентября думой было постановлено: «ассигновать на построение храма из городских сумм 10 тыс. рублей. Владыкой было разрешено производить сбор пожертвований посредством подписных листов, кружек, а также соборной книги за №754 на имя настоятеля собора.

15 ноября 1898 г. состоялось заседание церковно-приходского попечительства, на котором был избран строительный комитет по постройке нового храма. В составе комитета вошли: председатель комитета настоятель собора протоирей А. Муравьев, члены: В.П. Бабинцев, Шулыгин К.Н., Федоров М.К., Суворов М.И., Кочетков Д.А., Суханов А.В., Пономарев П.М., Ильницкий К.Ф., Манаев М.С.; протоирей Покровский М. И кандидаты к ним: Вознесенский Н.Г., Берденников К.К., Багинов, Некрасов и Ющенков; секретарь комитета священник Михаил Кессельман. 2 января 1899 г. члены строительного комитета осмотрели местность в конце Китайской улицы вблизи кладбища и нашли ее подходящей для постройки на ней храма.

В заседании комитета 4 января 1899г. было решено: 1)просить городскую думу об отводе участка земли под подстройку церкви и дома для членов ее притча в указанной местности в количестве 40 сажень (28.4м) по продолжению Китайской улицы и вглубь к востоку от Китайской улицы 50 сажень (36.5м.), всего две тысячи квадратных сажен; 2) просить Приамурского генерал-губернатора о выдаче пособия на построение означенной церкви из средств, находящихся в его распоряжении.

Просьба о выдаче пособия была отклонена генерал-губернатором Н.И. Гродековым, но он обещал ходатайствовать об отпуске пособия на церковь перед обер-прокурором Святейшего Синода К.П. Победоносцевым. И действительно ходатайство генерал-губернатора не осталось бесплодным. По представлению обер-прокурора Святейшего Синода «император благоволил из собственных средств отпустить 5 тыс. руб. на построение второго приходского храма

В начале 1899г. через газету был объявлен конкурс на проект постройки 2-го приходского храма. За проект были назначены три премии: 300руб., 150 руб. и 100 руб. Но так как на конкурс не было подано ни одного проекта, то по предложению епископа Евсевия было решено; «строить новый храм по плану кладбищенской в г. Благовещенске церкви. По получении плана в текущем 1899 году приступить к закладке храма во имя Покрова Божией Матери на избранном ранее месте с тем расчетом, чтобы до морозов был выложен фундамент.» В июле план и смета со всеми расчетами уже получены от настоятеля Благовещенской церкви протоиерея Логинова Б.

16 сентября 1899 года городская дума постановила отвести под церковь просимый участок (уведомление управы №4405), и казалось, что уже можно приступить к строительству. Но произошла задержка из-за строительного отделения, которое затянуло утверждение проекта плана новой церкви. Поэтому было решено заняться осенью заготовкой извести, бутового камня и др. строительных материалов. От городской управы, по просьбе председателя комитета, было получено дозволение на бесплатное добывание из городских каменоломен 3 тыс. штук цокольного камня. Тогда же была выстроена и сторожка для церковного сторожа. Так как подрядчика на строительство церкви во Владивостоке не нашлось, то договор был заключен с Китайским подданным Хэ-Ю-Шеном, строившим кладбищенскую церковь в Благовещенске.

В апреле 1900 года, как только оттаяла земля, Хэ-Ю-Шен приступил к рытью канав для фундамента, и к концу работ 3 мая 1900 года была совершена закладка фундамента. Епископ Евсевий прилагал все силы к тому, чтобы заложенный храм был окончен как можно скорее. С этой целью он сам часто приезжал посмотреть, как идут работы. Наблюдение за строительством церкви также осуществляли: заведующий постройкой церквей в Южно-Уссурийском крае священник М. Кассельман и опытный в строительстве, церковный староста собора владивостокский купец В.О. Жариков. Кроме этих лиц за постройкой наблюдали и приглашенные архитекторы: сначала Багинов, Ющенков, Мешков (бесплатно), а потом Петровский. Постоянно же присутствовал и смотрел за точным исполнением рабочими указаний архитектора специально нанятый для этой цели нарядчик.

Строительство быстро продвигалось вперед, но были и некоторые неблагоприятные обстоятельства. Так, например, оказалось, что вблизи нет воды и ее нужно привозить из стоящего далеко колодца. Вследствие этого на доставку воды потребовались непредвиденные расходы, и часто останавливалась работа из-за несвоевременной ее доставки. В июле 1900 года в Китае началось Боксерское восстание, отразившееся и на г. Владивостоке. Многие из китайцев-каменщиков разбежались, а оставшиеся на работах при церкви потребовали повышения платы за свой труд. Опять непредвиденные расходы, а между тем собранные на постройку средства приходили к концу. Но поскольку управа ничего не могла дать, и новых поступлений не было, то по благословению епископа Евсевия недостающие деньги были взяты из средств на постройку кафедрального собора. Благодаря таким мерам к началу сентября 1902 года необходимые внутренняя и внешняя отделки храма были почти закончены.

29 сентября 1902 года было совершено освящение нового кладбищенского храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Чин освящения совершил владыка Евсевий в сослужении городского духовенства. На освящении присутствовали представители администрации и города вице-губернатор д.с.с. Омельянович-Павленко, директор Восточного института д.с.с. Позднеев, заместитель городского головы А.О. Ильинский, А.В. Суханов.

Вновь сооруженный пятиглавый храм был довольно обширен. Будучи рассчитан на 700 человек, на самом деле вмещал до 1000 человек. В храм вели три двери с широкими каменными крыльцами (с севера, запада и юга). С западной стороны находилась под колокольней обширная паперть, по бокам которой устроены к югу кладовка для церковных вещей, а к северу – ход по лестнице на колокольню. В самом храме над среднею его частью поднимался высокий с окнами купол, опиравшийся на четыре массивных пилона (столба). Благодаря высокому куполу и обилию окон, в храме было много света и воздуха. С западной стороны храма были устроены хоры для певчих. Алтарь также довольно высок, обширен и светел, по сторонам его находились отдельные помещения для ризницы с юга и для понамарки с севера. Стоимость постройки собственно здания равна 117800 рублей, из них 34300 руб. были пожертвованы, а большая часть – 83500 руб., изысканы преосвященным Евсевием и числились долгом.

Через полтора года после освящения храма в нем были поставлен новый позолоченный иконостас; были выписаны иконы хорошей работы; колокола; вся необходимая утварь; ризница. На куполах вместо временных деревянных были поставлены железные вызолоченные кресты.

При этом храме, по благословению епископа Евсевия, из оставшихся материалов было построено кирпичное здание школы для детей корейцев. Здание церковно-приходской школы было освящено 5 ноября 1902 года. Корейцы с большим сочувствием отнеслись к построению этой школы. С самого открытия в нее записалось около 30 корейских мальчиков и девочек и несколько русских детей.

Постановлением горисполкома от 20 августа 1932 года Покровская церковь была закрыта. А в 1935 году полностью разрушена.

 

4. Церковь-школа «Всех скорбящих радости» памяти убиенных воинов.

 

В 1904 году началась русско-японская война, унесшая тысячи жизней русских солдат. Сразу после окончания войны начальник Русской духовной миссии в Корее архимандрит Павел, предложил для увековечения памяти павших воинов построить во Владивостоке храм-памятник. Причем этот храм должен был архитектурно соединять в себе церковь и школу, в которой могли бы обучаться дети простых людей. С этим предложением архимандрит Павел обратился в городскую управу и 3 декабря 1905 года городская дума вынесла постановление: «Отвести в конце улицы Японской и Маньчжурской (Карла Либнехта и Махалина) участок земли для постройки церкви-школы по просьбе духовной миссии в Корее, размером 2880 кв. саж.». Но в средствах на постройку церкви-школы город отказал, а сама духовная миссия не располагала достаточными средствами. Поэтому было решено вести строительство за счет добровольных пожертвований.

Пожертвования поступали от разных лиц и учреждений, а также от моряков, воинов и духовенства. Архимандрит Павел лично принял участие в сборе пожертвований и сам много средств пожертвовал на строительство.

Весь 1906 год прошел в сборе средств и только в начале 1907г. приступили к строительным работам. В мае 1907 года городская управа разрешила бесплатно выломать для фундамента – 60 куб. саж. камня из горы вблизи участка. После чего был заложен фундамент и началась кладка стен. Все строительные работы велись китайскими рабочими, и за все работы подрядчик, китаец, потребовал 30000 рублей. Но такими средствами миссия не располагала, поэтому строительство велось в долг. Несмотря на трудности, к концу года строительство подходило к завершению. 1 декабря газета «Дальний Восток» писала: «Начальник Русской духовной миссии в Корее, архимандрит Павел, уведомил городскую управу: 1) школа при церкви миссии, образованная в память убиенных воинов, закончена в настоящее время может быть начат прием учеников. Школьная обстановка помещений уже имеется. При школе имеются квартира учителя, библиотечная комната, комната для ремесленного отделения и кухня. 2) Если, благодаря отсутствию подходящих лиц, окажется невозможным иметь при церкви-школе ремесленного отделения, то архимандрит Павел просит открыть в пустующей комнате или женское отделение, или же 2-й класс для мальчиков, смотря по школьной нужде этого района. 3) Архимандрит Павел выражает желание, чтобы учитель мог преподавать пение для того, чтобы вследствие можно было организовать церковный хор». (ДВ-1907-№249).

В воскресенье, 9 декабря 1907 года церковь-школа была торжественно, при участии архиерейского хора, освящена высокопреосвященным архиепископом Евсевием. Престол храма был освящен в честь икон Божией Матери «Всех скорбящих Радости». Над главным входом в двухэтажное здание была сделана надпись: «Памяти убиенных русских воинов 1904-1905 гг.».

Школа была построена, но духовная миссия не имела средств на ее содержание. Поэтому архимандрит Павел обращается в управу с ходатайством об открытии в здании церкви-школы одноклассного городского училища с ремесленным отделением. Дума, рассмотрев ходатайство, постановила: «Открыть школу, утвердить предполагаемый управою расход на ее содержание в сумме 2470 руб. в год и кроме того, ассигновать 120 рублей в год на преподавание пения». (ДВ.-1908.-№15). Попечителем школы был избран И.Ф. Дюков.

Первым священником, заведующим и законоучителем церкви-школы был иеромонах Варфоломей. Первым учителем Ивахно Григорий Исаакович – бывший учитель 2-х классной церковной школы при загородном архиерейском доме. (ДВ.-1907.-№255).

В 1908 году в церкви-школе был произведен ремонт и установлен новый иконостас (ДВ.-1908.-№267). А 16 сентября начались регулярные занятия. В 1909 году в школе обучалось уже 77 детей из рабочей и Матросской слободок.

Стремясь увековечить память героев русско-японской войны. Архимандрит Павел договорился с японской администрацией о перенесении из Кореи во Владивосток праха погибших моряков с крейсера «Варяг». Их погребение предполагалось совершить в склепе под храмом «в память убиенных воинов». А в саду при церкви установить памятник-обелиск. (ДВ.-1911.-№261) После того как архимандрит Павел сообщил военному губернатору о своем намерении, в газете «Дальний Восток» № 265 за 1911 год появилась статья «Памятник «Варягу», в которой автор предлагал установить в центре Владивостока памятник «Варягу», а останки воинов. Перевозимых корейской миссией на Чемульпо, захоронить не в церкви-школе, а возле этого памятника. Поэтому, когда 17 декабря прах моряков был привезен во Владивосток, захоронение произвели в братской могиле на морском кладбище, у алтаря церкви. Возле этой могилы впоследствии поставили памятник «Варягу». Несмотря на то, что замысел архимандрита Павла не осуществился, он не оставил своей идеи, и впоследствии в склепе под церковью были захоронены останки других воинов. Так, 10 января 1916 года в склепе было совершено погребение тела подполковника П. Павлова, убитого на войне (В.В.В.-1916.-№3-с.104-105).

В 1913 году городская начальная школа № 6 «памяти убиенных воинов» из здания церкви-школы была переведена в городской дом, бывший Жарикова, и, ввиду перехода в новое здание, эта школа была переименована в «бородинскую» (ДВ.-1913.-№ 195). В здании церкви-школы «памяти убиенных воинов» с 1913 года, начала действовать школа духовной миссии и упрощенное катехизическое училище с одногодичным курсом. В 1914 году постановлением Святейшего Синода библиотеке, действовавшей при церкви-школе, было присвоено наименование «Имени Н.Л. Гондатти». (ДВ.-1915-№ 5).

Школа при церкви и библиотека были закрыты в 1923 году. Церковь же действовала до 1927 года. В 1927 г. техническая комиссия, осмотрев здание церкви, вынесла решение: «церковь закрыть, так как здание требует капитального ремонта». И постановлением горисполкома от № 51 от 30 июля 1927 г. церковь «Всех скорбящих Радости» была закрыта.

 

5. Петропавловская церковь-школа памяти «Всех нижних чинов».

 

В газете «Дальний Восток № 205 за 1907 г. появилось следующее объявление; «Строительный комитет по сооружению храма и училища на Первой Речке в г. Владивостоке объявляет, что в самом непродолжительном времени состоится закладка грандиознейшего училища «Имени запасных нижних чинов».

Инициатором этого строительства был протодиакон кафедрального собора Стефан Нежинцев. Он является председателем строительного комитета, и ему принадлежит заслуга в построении Первореченского храма. Храм и школа строились исключительно на добровольные пожертвования и, благодаря усилиям о. Стефана, за два года со всех концов России было собрано 23 тыс. руб.  наличными и 19454 руб. обязательствами. Предполагалось построить величественный железобетонный храм стоимостью не менее 140 тыс. руб. и рядом с ним – двухклассное училище. План был уже составлен и утвержден епископом Евсевием. Но поскольку средств на столь грандиозное строительство не хватало, то было решено построить временное здание для церкви и школы.

20 сентября 1907 г. постановлением городской думы за № 6536 был отведен участок земли для храма и причтовых домов 3400 кв. саж., и для школы – 600 кв. саж.

Участок этот находился на центральной возвышенности, господствующей над всей Первой Речкой, в узловом оживленном пункте, где сходилось, как в фокусе, 7 дорог (ул. Благовещенская).

Сразу после отвода земли было преступлено к расчистке площади под храм. Всего было извлечено камня и земли 1500 куб. саж., на что израсходовано 6258 рублей.

7 октября 1907 года произведено водружение креста на месте сооружения храма и освящение места под строительство. После окончания земы, 1 мая 1908 г., приступили к строительству школы и при ней временного храма. Здание церкви-школы было рассчитано на 180 учеников, 300-400 молящихся. Кроме школы из 4-х классных комнат и церкви, в нем были устроены квартиры для священника и учителей, а также канцелярия и другие службы. Возле здания находились надворные постройки.

14 декабря 1908 г. новый храм был освящен епископом Евсевием во имя Святых апостолов Петра и Павла, а школа при нем именовалась: «Имени всех запасных нижних чинов». Во время богослужения при освящении храма протодиакон Нежинцев был посвящен в сан священника и назначен настоятелем нового храма (ДВ.-1908.-№ 274).

22 февраля 1909 г. при Первореченской церкви-школе было сформировано приходское попечительство по призрению бедных. В честь приближавшегося празднования юбилея рождения Гоголя, попечительству было присвоено название «Гоголевское». Душой и председателем этого попечительства был о. Стефан. В марте 1909 г. было решено открыть при «Гоголевском» попечительстве библиотеку-читальню, первую на Первой Речке. В начале весны 1909 г. недалеко от храма был посажен парк. Учениками школы было высажено 2000 деревьев и 500 разных кустарников. Кроме того, при школе было устроено подобие детского сада, который в 1909 г. посещало 20 детей от 2-х лет и старше. В том же году при школе устроили учебную пасеку в 40 ульев системы Дадан-Блата. При церкви-школе священником Стефаном Нежинцевым был создан Первореченский народный хор, состоящий в основном из учеников Первореченской и Черепановской школ, где о. Стефан преподавал церковное пение. Этот хор доходил до 700 человек. В 1911г. при «Гоголевском» попечительстве был создан музыкально-драматический кружок, который стал давать спектакли в пользу попечительства.

Когда была закрыта Петропавловская церковь-школа, точно установить не удалось, вероятней всего в 1923 г. Но в 1932 г., когда закрывался Успенский Собор, 19 апреля горисполком постановлением за № 275 определил: «Удовлетворить ходатайство верующих и предоставить взамен Успенского Собора Петропавскую церковь на Первой Речке». Но церковь действовала недолго.  После праздника Пасхи 18 (31) апреля она была закрыта.

 

6. Евсевиевская церковь

 

Недалеко от ст. Седанка, в сторону ст. Океанская, рядом с полотном железной дороги стоит кирпичное здание, выделяющееся своей архитектурой. История возникновения этого здания связана с приездом во Владивосток первого епископа Владивостокского и Камчатского Евсевия. С 1-го января 1899 г. была учреждена  Владивостокская епархия с назначением во Владивосток Евсевия, бывшего епископа Камчатского, Курильского и Благовещенского. 7 марта 1899 г. Евсевий прибыл во Владивосток, а поскольку дома для владыки еще не было, то он временно остановился в губернаторском доме.

В апреле месяце у одного домовладельца был для Евсевия снят деревянный флигель, и владыка переехал в него со своей свитой. Но это помещение не удовлетворяло владыку потому, что отсутствовала домовая церковь. Поэтому епископ Евсевий решил, что пока в городе будет построен архиерейский дом на казенные средства, самому построить загородную дачу для постоянного жительства. Для строительства дачи был выделен участок, 15 десятин, в живописном месте недалеко от станции Седанка.

В 1900 г., располагая самыми незначительными средствами, владыка приступил к постройке. Проект и смета на каменный двухэтажный дом с церковью были составлены бесплатно местным знакомым владыки военным инженером Мешковым, который бесплатно же руководил строительными работами. Вся постройка обошлась около 60 тыс. руб., 15 апреля 1901 года происходило торжественное освящение храма и дома в присутствии военного губернатора, коменданта крепости, командира порта и прочих военных и гражданских лиц. Церковь была освящена в память священномученика Евсевия, епископа Самосатского (память 22 июня). Во Владивостокских епархиальных ведомостях за 1905 год писалось, что: «Седанкинская архиерейская дача представляет собой весьма благоустроенную усадьбу с каменным двухэтажным домом и при нем церковь с колокольней, тремя деревянными флигелями для свиты и прислуги, и с разнообразными служебными постройками. Здесь же помещается церковно-приходская школа для обучения проживающих на иждивении его преосвященства мальчиков-келейников, большею частью сирот, среди которых есть китаец (жезлоносец) и один кореец (исполлатник)». (ВЕВ.-1095-№10-с.237).

30 августа 1910-го года, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, недалеко от архиерейского дома была произведена закладка каменного храма-часовни. Храм был заложен над могилой владивостокского жителя, бывшего консула и инициатора учреждения русской концессии в Ханькоу, Александра Степановича Ваковича. 9 февраля 1911 г. храм-памятник был освящен архиепископом Евсевием в честь благоверного князя Александра Невского.

В 1914 г. при архиерейском доме была открыта церковно-учительская семинария для девочек из семей духовного звания.

Таким образом, постепенно, из скромной архиерейской дачи, седанкинский дом превратился в место постоянного пребывания архиерея, так сказать своего рода духовный центр. И впервые в 1915 году, весь комплекс вокруг Евсевиевской церкви именуется уже архиерейским подворьем.

К сожалению, архиерейское подворье в своем первоначальном виде не сохранилось. Оно просуществовало до 1924 г. Газета «Красное знамя» № 76 за 1924 г. писала: « Бывшая архиерейская церковь на Седанке передана под дом отдыха и физкультуры школьников». А 8 ноября того же года в ней был открыт клуб (КРнмя.-1924.-№ 268).

 

7. Храм-памятник «Всех скорбящих Радости»

 

Как выше говорилось, прах героев «Варяга» был захоронен в братской могиле на морском кладбище у алтаря церкви. Этот храм построен военно-морским ведомством и задуман как храм-памятник всем морякам на море, потонувшим и убиенным. Освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радости». Строителем храма-памятника являлся инженер-полковник Исаков Андрей Иванович. Храм был небольшой, всего на 125-150 человек. Сделан он из кирпича, окрашенного серой краской. Все строительство обошлось в 16000 руб. Главная храмовая икона «Всех скорбящих Радости» была написана местным художником Россолино.

Впоследствии возле этого храма образовалась женская иноческая община «Одигитрие-Смоленская». К северу от храма был построен деревянный жилой корпус с келиями для монахинь и трапезной. Рядом с жилым корпусом находились хозяйственные постройки.

Точную дату образования общины установить еще не удалось, но к началу 20-х годов она уже существовала. В 1921 г. в ведение общины было передано морское кладбище. Об этом свидетельствует приказ командующего Сибирской флотилией от 18 июля 1921 г. за № 186. В нем сказано: «Военно-морское кладбище со всеми находящимися там сооружениями, на основании утвержденного мною акта за № 338, передано, согласно условия от 13 января сего года в ведение Владивостокской «Одигитрие-Смоленской» иноческой женской общины» (Край. Архив). Община просуществовала до 1928 года.

 

 

8. Никольская часовня

 

Заканчивая свой доклад, я хочу сказать еще об одном  памятнике истории, который из всех сохранившихся в нашем городе культовых зданий является самым старинным. Это Никольская часовня на Ивановской улице между 1-ой и 2-й Матросскими. Часовня была построена в 1896 г. по проекту архитектора П. Базилевского, на средства города, в память коронования последнего императора Николая II. Первоначально город хотел построить храм-памятник, но поскольку средств на строительство храма не было, то было решено построить часовню с таким расчетом, чтобы впоследствии она стала алтарем будущего храма. Но вопрос о строительстве храма затянулся на долгие годы, а часовня оставалась безхозной. Так, газета «Дальний Восток» № 82 за 1908 г. писала: «Часовню на углу I Матросской и Ивановской улиц никто не охраняет и части ее растаскиваются». Поэтому было возбуждено ходатайство об ее охране. В 1911 г. жители Матросской слободки в числе 285 человек постановили: «Ходатайствовать перед высокопреосвященным архиепископом Евсевием о постройке приходского храма» на том месте, где находится часовня. По поручению жителей Матросской слободки гласный Дюков 2 мая того же года возбудил ходатайство перед городской думой об ассигновании из городских средств 10-12 тыс. руб. на образование фонда по постройки храма (ДВ.-1911.-№ 95). Управа удовлетворила это ходатайство, постановив вносить по 2000 руб. ежегодно до образовании капитала в 12000 рублей.

В 1912 г. был учрежден строительный комитет в составе: председателя комитета Дюкова, его товарищей Б.И. Поляновского и протодиакона кафедрального собора В. Островидова. Почетными членами комитета состояли: архиепископ Евсевий, генерал-губернатор Гондатти, военный губернатор Манакин и командир военного порта Калюпанов. Строительный комитет через газеты обратился с воззванием ко всем жителям города и области о пожертвовании  на строительство церкви (ДВ.-1912-№ 122). Но эти меры не привели к особым сдвигам в строительстве.

Для того, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, в 1917 году был направлен в приход Матросской слободки энергичный человек, а именно – священник Иаков Шабельников. О. Иаков до назначения в этот приход занимал должность уездного наблюдателя церковных школ в г. Никольске-Уссурийском, а также председателя училищного отделения и благочинного Миссионерских церквей (ДВ.-1917.-№ 59 – 3 марта). Но дальнейшие февральские и октябрьские события также отразились на строительстве.

И лишь 26 апреля 1921 года церковь была освящена в честь святителя Николая Мирликийского чудотворца. Сам храм был деревянным, небольших размеров, а часовня составляла алтарь храма.

Храм действовал до 1934 г. когда был закрыт постановлением Президиума областного исполкома.

 



Hosted by uCoz