Предисловие
Грехи и болезни
Прощаются тебе грехи, - сказал Господь расслабленному. А потом? Встань и ходи! Не раз, а почти всегда вместе с исцелением больного Христос прощает грех. Не находятся ли в какой-либо связи эти два явления: болезнь души – грех, который нужно простить, и болезнь тела, которую нужно исцелить? Конечно, так и апостол Павел в одном своем послании разъясняет, что именно потому, что люди растлили свою душу, запачкали грязью свою небесную одежду, у них много недужных, и спят довольно, то есть многие умирают. В самом деле, многие болезни, даже физические, состоят в прямой связи с болезнью души и от нее зависят.
По нашему мнению, разделяемому многими современными учеными, источник тела у нас духовный. Существует непостижимое начало. Все физические болезни происходят от повреждения этого творящего начала. Пока оно бьет из тайников природы неудержимо – все физические порчи мгновенно заделываются, все заразы парализуются.
Душа здоровая предостерегает и защищает свое тело, но стоит ей поколебаться в своей связи с Богом, устать, омрачиться, ослабнуть – тотчас, как в плохо защищаемую крепость, врываются разрушительные силы. Естественно поэтому, что, прежде чем исцелить больного. Христос всегда упоминает о причинах его болезни, о том, что больной сам внес болезненное начало в свое тело, заразив свою душу грехом.
Вместе с этим Господь хочет Своим словом показать, что при одном условии и возможно исцеление тела – именно при условии, что человек снова возвратится духовно к своему источнику – к жизни с Богом.
И нет сомнения, что, когда Христос говорит: прощаются тебе грехи,то это потому, что душа больного, просившего исцеления, рвалась навстречу Богу, что больной действительно осуждал грех, приведший его на эту постель болезни, и, значит, заслуживал прощения, а вместе с прощением не только заслуживал, но и необходимо должен был получить от Бога и исцеление тела, заболевшего виной греха.
А отсюда же, из этой евангельской мысли, не один раз выраженной, как мы сказали, в Евангелии, следует такой определенный совет для всякого, ищущего физического исцеления, для всякого, страдающего телесно. Причина болезни – грех. Поэтому лечение всякой болезни – прежде всего в отречении от греха, живущего в человеке, - в Таинствах Исповеди и Причастия – а просветлении и очищении души от порчи и ржавчины, которые через дух разложили тело.
Лучшая гигиена совпадает с гигиеной духа, - и предупредить болезнь тела можно, заботясь о гармонии и целости души.
И наконец, чтобы родным не пришлось на постели нести своих расслабленных детей к Богу, - они должны помнить Господа: смотрите. он заболел, но вот Я прощаю его грех. Он заболел телом, потому что вы не спасли от порчи его душу.
Первые тридцать врачебных наставлений для Духовного лечебника
1
Вопрос. В каком состоянии по всему существу своему человек сегодня находится?
Ответ.
В самом болезненном. “Бывает, - говорит свт. Тихон в Задонской келье своей, - что человек попадает в руки разбойников и от них обнажается и сильно уязвляется. То же потерпел весь род человеческий по отступлении от Бога, нарушения святых заповедей Его: впал в руки диавольские как в разбойничьи, обнажившие у него святые и боготканные одежды, и несказанно уязвился…Столь сильны язвы были, что никто не мог его исцелить…
Надо было Самому Создателю прийти к Своему созданию, от врага уязвленному, и самому его исцелить, никакой другой силой не исцелимого. И пришел, пришел в образе человеческом, к человеку уязвленному и полумертвому…”
Познаем язвы и раны свои и вздохнем ко Христу, да исцелит нас.
2
Вопрос. Как вообще можно и нужно называть болезнь человека по другому сравнению свт. Тихона Задонского?
Ответ.
Болезнь и многоразличные страдания от отравы ядом.“Бывает, что человеку от злых людей дается яд, - размышляет свт. Тихон в Задонском уединении своем, - так от древнего змия, врага нашего – диавола – влился яд греховный и смертоносный в естество наше… Яд, имеющийся в человеке, все тело его заражает; так смертоносный этот яд заразил все наши силы, душевные и телесные. Познаем и почувствуем лютую немощь нашу, в сердце кроющуюся, и обратимся ко Христу, врачу душ и телес наших… Он Один может исцелять нас и исцеляет с верою к Нему приходящих и воздыхающих…”
3
Вопрос. В каких недугах и страданиях обнаруживает себя яд, скрытый в человеке?
Ответ.
Действие яда таково, что изнутри – от сердца – приходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство (Мк.7, 21-23). Отсюда идолослужеиие, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное (Гал. 5, 220-21). Отсюда высокоумие, презрение ближнего, осуждение, оклеветание, злословие, ругание, делом и словом отмщение, желание и искание собственной своей славы и чести, отсюда лесть. Лукавство, хитрость, ложь, лицемерие, срамословие; отсюда излишняя о пище и питии и о трапезах забота; отсюда суета о переменах в одежде, о строительстве и украшении домов, о приготовлении карет и коней, и прочего.
4
Вопрос. Для больных телом имеются лазареты (от Лазарь) или госпитали (Hospes). Есть ли для больных душевными болезнями места и учреждения для лечения их?
Ответ.
Есть. Как госпиталь больным, так же Церковь Святая христианам духовно болящим. В госпитале имеется врач, который больных посещает, смотрит и лечит; в Церкви Святой Врач – Христос, который христиан, духовно болящих, посещает и врачует. В госпитале врач запрещает больным все, что препятствует действию даваемых лекарств; в Церкви Святой Христос повелевает христианам воздерживаться от всего, что препятствует душевному их исцелению и получению вечного спасения…В госпитале больные объявляют врачу свои болезни; так и христианам нужно объявлять свои болезни Христу – Небесному Врачу. В госпитале не всякая болезнь исцеляется, потому что бывают неисцелимые болезни; в Церкви Святой не так. Нет такой душевной болезни, которой бы Христос не хотел и не мог исцелить, только бы сам больной хотел того – и усердно желал и искал исцеления от Христа, ибо все возможно Тому, Которого слову и мановению все повинуется и Которого хотение и слово есть дело…5
Вопрос. Из чего можно видеть, что душа начинает выздоравливать?
Ответ.
Знаком телесного начинающегося выздоровления служит уменьшение в теле вредных соков; а что душа начала исцеляться – это видно из того, если страсти душевредные начнут усмиряться и утихать: когда менее будут обнаруживаться и действовать гордость, самолюбие, ненависть, зависть, гнев, ярость славолюбие, похоть плотская; ибо как вредные соки в теле – так же греховные страсти в душе. Вредные соки мучают тело и умерщвляют, и страсти мучают душу и к вечной смерти ведут.6
Вопрос. Всегда ли быстро можно получить исцеление душевное?
Ответ.
Не всегда. Бывает, что немощный у многих врачей ищет исцеления, но не получает, как читаем в Евангелии о жене кровоточивой. Так христианин, видя свою немощь душевную, то здесь, то там ищет помощи, но не получает; многие книги с немалым трудом перечитывает, но исцелиться не может… Без сомнения, полезно и нужно читать книги христианские и в них поучаться: они просвещают разум, располагают к молитве, побуждают к покаянию; но все они на Христа указывают, ко Христу нас препровождают. Он Один, как Свет присносущный, слепых просвещает; как Врач, больных исцеляет; как Жизнь, мертвых воскрешает; как Всесильный, расслабленных восставляет. Слава Ему со Отцом и Святым Духом. Аминь (из творений свт. Тихона Задонского).7
Малая леность подвергает нас великим опасностям.
Поясняя это, авва Дорофей говорит: “Пошел я недавно к одному брату и, найдя его изнемогшим от болезни, беседовал с ним и узнал, что он только семь дней пробыл в горячке, и вот прошли другие сорок дней, а он еще не находит в себе крепости… Так бывает и с душой: иной согрешит немного, а сколько времени проводит он потом, проливая кровь свою, пока исправит себя!”
8
Вопрос. Слово Божие берет ли духовное врачевство от вещественного мира?
Ответ.
Часто, и в Ветхом, и в Новом Завете.Так Господь Иисус Христос, желая исцелить нас от суетной многопопечительности житейской, цельбоносное слово берет от примера птиц и цветов. Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их (Мф. 6, 26). Так врачует Господь тех, кто душой своей слишком заботится о пище и питье.
Так же врачует Он недуг излишней заботливости об одеянии: И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? Или что пить? Или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники (Мф. 6, 28-29, 31-32).
9
Вопрос. Как Господь врачует самонадеянность духовную, то есть надежду преуспеть в жизни духовной собственными силами?
Ответ.
Так. Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? (Мф. 6, 27). Подумаем, что нам нужно делать? Молиться, молиться и молиться.10
Вопрос. Иоанн Креститель откуда берет лекарство против безстрашия и беспечности?
Ответ.
Из сада и гумна. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Лк. 3, 9). Это из сада. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем негасимым (Лк. 3, 17). Это рецепт с гумна! Воспользуйтесь им, бесстрашные и беспечные.11
Вопрос. Ныне читалось из Евангелия: У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! Пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел (Мф. 21, 228-30
).От какого душевного недуга содержится здесь врачевство?
Ответ. От отчаяния и уныния в примере первом и от самонадеянности во втором.
Грешник! Ты можешь исправиться и вступить на путь добродетели подобно первому сыну: не унывай.
Творящий правду! Не возносись: ты можешь совратиться с пути правды, если не будешь стараться.
12
Вопрос. Какое врачевство от рассеянности во время молитвы?
Ответ.
Св. Иоанн Лествичник написал, как тот, кто перед земным царем стоит и, отвратив лицо свое от него, с врагами его разговаривает, бывает ему ненавистен, так и Богу несносен тот молитвенник, который при молитве своей нечистыми помыслами занимается. Помни это, богомолец!13
Вопрос. Где бы мне обрести лекарство от нетерпеливости?
Ответ.
В поле, на ниве земледельца укажет тебе его святой Макарий Египетский: “Неоднократно приводили мы, - говорит он, - притчу о земледельце, который, потрудясь и, вложив семена в землю, должен еще потерпеть и ждать свыше дождя. А если не появится облако, и не подуют ветры, труд земледельца не принесет ему никакой пользы, и семя будет лежать без всего”.Примени это к духовному. Если ограничится человек собственным своим деланием и не будет надеяться принять нечто иное, и не повеют на душу ветры Духа Святого, не явится небесное облако и не оросит душу, то человек не может принести достойных плодов Господу.
Да помолимся о наитии благодати Духа Святого.
14
Вопрос. Где бы и какое лекарство найти в мире видимом от лености духовной?
Ответ.
Это нетрудно. “ Взгляни, - говорит свт. Димитрий Ростовский, на солнце, на луну, на стихии небесные: они постоянно движутся, никогда не спят. Ты же почему ленишься? Почему спишь? Иди к муравью, о ленивец, посмотри и научись у него, видя его труды, и стань мудрее. Хоть его и никто не заставляет, но он заготавливает себе пищу на целый год. Или иди к пчеле и посмотри, какая она мудрая и старательная труженица”.Мир этот устроен не для покоя и сна, а для труда и подвига
15
Вопрос. Недугую, отче, бесчувствием: дай мне рецепт от этого страшного, все силы души связующего недуга.
Ответ.
Вот тебе древний, отменный, испытанный первый рецепт от нечувствия – этого убийственного недуга, об избавлении от которого св. Иоанн Златоуст и сам молился, и научал молиться ежедневно в четвертом часу пополудни: “Господи, избави мя от всякого неведения и забвения, и малодушия, и окамененного нечувствия”.Вот, говорю, рецепт от нечувствия: при бесчувствии души, брат, полезно частое чтение Божественного Писания и умилительных слов Богоносных отцов, памятование о Страшном суде Божием, об исходе души из тела и о встречающих ее страшных силах, с участием которых она делала зло в той маловременной и бедственной жизни.
Второй рецепт от того же: также полезно вспоминать о том, что мы должны будем предстать перед Страшным и праведным судом Христовым, и не только в делах, но и в словах и помышлениях дать ответ перед Богом, перед всеми Ангелами Его и вообще перед всем созданием.
Третий рецепт: хорошо также (при нечувствии) вспоминать и великие скорби человеческие, чтобы хоть таким образом смягчилась жестокая и безчувственная душа и пришла в осознание своего худого состояния (авва Дорофей).
16
Вопрос. У больного моего новый открылся недуг – охлаждение в любви, и он просит врачебного пособия: что ему посоветовать?
Ответ.
Внуши ему это: в братолюбии изнемогаешь ты оттого, что принимаешь помыслы подозрения на ближнего и веришь своему сердцу; это случается с тобой и потому, что ты не хочешь ничего терпеть против твоей воли. Итак, прежде всего, должен ты, с помощью Божией, совсем не верить своему мнению. Исцели, Господи, душу нашу от всякого недуга, да будет способна к служению Твоему и здесь, и там (авва Дорофей).17
Вопрос. Больной мой спрашивает лекарство от раздражительности: что ему предпринять?
Ответ. Преподай ему это. Если кто-нибудь из братии тебе досадит или как-нибудь опечалит тебя, то ты, по словам отцов, помолись о нем, как об оказавшем тебе великую пользу и как о враче властолюбия твоего. Так раздражительность твоя будет уменьшаться, ибо, по словам святых отцов, любовь есть узда раздражительности (авва Дорофей).
18
Вопрос. Больной мой скорбит, что ему недодано чего-то в утешение его от брата, ему прислуживающего: что ему сказать?
Ответ. С тихостью скажи ему это отеческое слово.
Во имя Иисуса Христа, брат мой, не будем ничего иметь против ближнего, ибо мы должны побеждать и покрывать все любовью… А о потребности телесной скажу, что если кто достоин утешения, то и сарацинское* сердце Бог вразумит оказать ему милость, по его нужде; если же он недостоин или ему не полезно при обучении его быть утешенным, то хотя бы он сотворил новое небо и новую землю, не найдет покоя. Благодать с тобой.
19
Вопрос. Больного моего угнетает некий помысел, по-видимому, добрый: он просит моего совета, что ему отвечать?
Ответ. Прежде всего надо сказать, что мы не знаем пути Промысла Божия и потому должны предоставлять Ему все, касающееся нас всегда, а наиболее теперь… Веруя, что это истинно, оставь всякий собственный помысел, хотя бы он был и разумный, и имей надежду на Бога, которая может сделать несравненно более того, о чем мы просим или о чем помышляем… Научи его молиться так: Господи! Как Ты хочешь и как Ты знаешь, устрой это дело… Ибо Промысл Божий многое делает сверх нашего разума и надежды.
20
Вопрос. Мой больной, хотя и чувствует себя больным, откладывает лечение. Как его вразумить?
Ответ.
Между прочим, растолкуй ему эту повесть. Один старец прохаживался с учениками своими в месте, где росли различные кипарисы: большие и малые. Старец сказал одному из учеников своих: “Выдерни этот кипарис”. Кипарис тот был мал, и брат тотчас одной рукой вырвал его; потом старец показал ему на другой, гораздо больше первого, и сказал: “Вырви этот”. Брат раскачал обеими руками и с великим трудом вырвал его… Потом показал старец другой, еще больший; но брат, хотя много трудился и потел над ним, не мог, однако, вырвать его. Тогда старец велел другому брату встать и помочь; и в поучение о неотлагательном исправлении сердца сказал: “вот так и страсти, братья, пока они малы, то если мы пожелаем, легко можем искоренить их. Если же не удалять их, то они укрепляются до того, что даже и с трудом мы не можем исторгнуть их из себя, если не получим помощи от некоторых святых, помогающих нам своим молитвами к Богу, Которому во веки поклоняемся, очистясь исцелясь и освящаясь благодатью Духа Святого”.21
Вопрос. Оному брату требуется лечение от похотливости: что преподать ему?
Ответ.
Преподай ему эти многознаменательные слова свт. Димитрия Ростовского: “Рождается человек плотски от женщины, но, снова бессловестно соединяясь с ней, умирает душой. Как соль от воды рождается и, опять к воде прикасаясь, растворяется и исчезает: то же и по отношению к женщине.Наилучшее мирское по плоти житие не сравнится с чистым ангельским житием… Прилепление к творению смерть есть; к Творцу же – жизнь и радость вечная”.
К размышлению об этом да приложится пост и молитва, и болящий твой выздоровеет.
22
Вопрос. Один брат, беседуя со мной, высказал мне свое опасение, как бы ему не заболеть какой-либо злой привычкой, по обстоятельствам, его окружающим? Что ему сказать в предостережение?
Ответ.
Пусть выучит и всегда помнит это слово премудрого: Прежде неже возглаголеши, увеждь, и прежде недуга врачуйся (Сир.18, 19). А в пояснение прочти ему из аввы Дорофея следующее: “Постараемся хранить совесть нашу… Не будем попирать ее ни в чем, хотя бы то было малое… От пренебрежения малого и в сущности ничтожного мы переходим к пренебрежению великого. Ибо если кто начнет говорить: что за важность, если я скажу это слово? Что за важность, если я съем эту безделицу? Что за важность, если я посмотрю на ту или на эту вещь? От этого впадет он в худой навык и начнет пренебрегать великим и важным и попирать свою совесть, а таким образом приходит в опасность впасть в нечувствие, которое есть болезнь смертоносная для всего существа”. Да сохранит нас Господь от него.23
Вопрос. При лечении телесных болезней лучшие лекарства те, которые, как говорят врачи, радикально действуют. При врачевании душевных недугов какое лечение можно назвать радикальным?
Ответ.
Если мы хотим совершенно измениться и освободиться от мира, - говорит авва Дорофей, - то научимся отсекать хотения наши и таким образом мало-помалу, с помощью Божией, достигнем бесстрастия… Можно в короткое время отсечь десять хотений своих. Например: предположим, что кто-нибудь, пройдя небольшое расстояние, увидел что-либо, и помысел говорит ему: “Посмотри туда…”; а он отвечает помыслу: “Не хочу смотреть”, - и отсекает хотение свое, и не смотрит. Или находит празднословящих между собою, и помысел говорит ему: “Скажи и ты такое-то слово”, - а он не говорит и отсекает хотение свое, и пр. И, отсекая таким образом свою волю, он привыкает отсекать ее и, начиная с малого, достигает того, что и в великом отсекает ее без труда и спокойно; и, что бы ни случилось, он бывает спокоен, как будто исполнилось его собственное желание… и от беспристрастия приходит в бесстрастие… Вот как коренно и существенно действует отсечение воли своей.24
Вопрос. Больной мой впадает в забывчивость о будущей загробной жизни и безпечно рассеивается: как вывести его из этой гибельной забывчивости?
Ответ.
И в душевных болезнях то же бывает, что и в телесных. Как телесные болезни иногда проходят от одного стакана воды, так и душевные прекращаются иногда от одного простого слова. Что может быть обыкновеннее слов, слышанных в домах, и на улице, и в поле: и мы туда пойдем? Свт. Тихон Задонский этими простыми словами прогоняет забвение о смерти и вселяет спасительную память смертную. “Бывает, - размышляет свт. Тихон в своей Задонской келье, - что когда люди в какое-то место, или город. Или на какое-либо дело пойдут, другие домашним или соседям говорят так “Ваши-де туда-то пошли или на такое-то дело”. Те отвечают им “И мы туда пойдем”. Христиане! И нам эти слова – “и мы туда пойдем”, - в смысле отшествия нашего от мира, подходят. Братья и предки наши отошли от мира сего и на оный век пошли: и мы туда пойдем. Оставили они мир – оставим и мы. Оставили они утехи и сокровища свои – оставим и мы. Оставили они сродников и друзей своих, дома – оставим и мы… Наги они отошли от мира сего – наги отыдем и мы… Покаемся и заранее приготовим себя к часу смертному…”25
Вопрос. Болящий мой, долго не видя выздоровления, малодушествует: что ему сказать во вразумление?
Ответ.
Прочитай ему место из двадцатой беседы св. Макария Египетского: “Человек так уязвлен, что никто не может исцелить его, кроме Единого Господа… Приходил Моисей, но не мог дать совершенного исцеления. Были священники, дары: субботствования, новомесячия, омовения, жертвы, всесожжения и всякая прочая правда совершалась по закону: а душа не могла исцелиться и очиститься от нечистого течения злых помыслов, пока не пришел Спаситель, истинный Врач, врачующий и Себя дающий в искупительную жертву за род человеческий… Но почему же мы еще не уврачевались от тайных страстей?.. За неверие наше, за то, что не любим Его всем сердцем и не веруем в Него истинно, мы не получили еще духовного исцеления…”О Господи! Исцели нас, и исцелимся…
26
В
от спасительный рецепт, преподанный некоему юноше Самой Матерью Господа в Гефсимании.Простосердечный Досифей, ученик преподобного Дорофея, достигнув св. града Иерусалима, пришел в Гефсиманию, где было изображение Страшного суда. Когда юноша, остановясь перед этим изображением, смотрел на него со вниманием, он увидел Честную Жену, одетую в багряницу, которая стояла возле нег, и объясняла ему муку каждого из осужденных, и делала при этом некоторые наставления от Себя. Юноша, слыша это, изумился… и воскликнул: “Госпожа! Что нужно делать, чтобы избавиться от этих мук?” Она отвечала ему “Постись, не ешь мяса и молись часто”.
Дав ему три эти заповеди, Багряноносная Жена стала невидима. То была Пресвятая Богородица.
Нет лучшего рецепта для уврачевания многолетних страстей наших, как этот: постись и молись. Его преподал и Сам Господь Иисус Христос: сей родне может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9, 29)
27
Вопрос. Некто из братии просит врачебного пособия на случай уныния: что ему сказать?
Ответ.
Если дух уныния будет тревожить тебя, возлюбленный, скажи ему от имени великого духовного врача, святого Ефрема Сирина: ты не упадай, но помолись Господу – и даст тебе долготерпение; и по молитве сядь и собери свои помыслы, и утешай душу свою, подобно говорившему: Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога…(Пс. 41, 6). И скажи: почему нерадишь, душа моя? Не всегда будем мы жить в этом мире. Представь в мыслях живших прежде тебя в монастыре, в котором ты теперь живешь, и вспомни, что, как они ушли из сего века, так и нам, когда угодно будет Богу, должно преселиться…Уныние – это тот злой недуг, об избавлении от которого не в четыредесятницу (Великого поста) только молимся, но ежедневно в молитве взывая: Уныние бесовское далече от мене отжени, Господи!
28
С
вятой Ефрем Сирин, зная козни врага и поползновенность нашу, написал такой для инока предохранительный рецепт: “Вредно монаху разделять общество с женщиной, а к девственнице и вовсе не приближайся, если только есть в тебе мысль о плотском. Избегай встречи с ними, как серна бежит от сетей”.29
Вопрос. Добрый мой брат, поблагодарив меня за предохранительное вышесказанное средство от плотских нечистот, просит предохранительного способа для сохранения себя в соблюдаемой им чистоте. Что прикажешь преподать ему?
Ответ.
Скажи ему именем и словом святого Ефрема Сирина: “Охраняй, брат, непорочность тела твоего… а для успеха в добродетелях и в Божественной невинности соблюдай три правила: воздержание чрева и языка и обуздание ока. И если сохранишь первые, но глаза не сохранишь от скитания, то не приобретешь прочной невинности. Как разломанный водопровод не удержит в себе воды, так рассеянное зрение не удержит целомудренного ума… Вот почему некто дал завет глазам своим не взирать на красоту девичью...”30
Д
остоподражаемый пример для всякого больного: брат занемог однажды и, принуждая себя, работал; наедине же, в келье своей, умолял с плачем Господа даровать ему здоровье. Потом опять говорил сам себе: “Горе мне, нерадивому! Душа моя ежечасно больна, и нет мне заботы о ней, а когда тело мое немного расстроено, со слезами прошу у Господа исцеления… О Господи Иисусе Христе! Исцели мои душу и тело, чтобы не быть мне в тягость братии”.молитвы,
устав Братства,
рубрику "Училище благочестия",
посмотреть наши фотоальбомы,
ознакомиться с журналами "Духовные чтения"
и со страничкой "Наследие".
Пообщаться с редактором сайта иеромонахом Феодосием.
Также мы будем рады увидеть ваши записи в гостевой книге.
Наш адрес: 690041 Россия Владивосток а/я 9