Официальный сайт
Братства Ревнителей Православия
во имя Свт. Тихона, Патриарха
и Исповедника Всероссийского


Третьи тридцать наставлений для

лечебника духовного

1

Святая Церковь разные имеет звания и служения: она как корабль, в котором верующие через житейское море плывут в свое Отечество Небесное. Она – ковчег Ноев, в котором спасаются от потопления адского. Она – училище, в котором научаемся тайнам и судьбам Царствия Божия. Она – поле многозлачное, на котором души наши питаются Божиим словом. Она – очистилище, святилище; она – врачебница, или лазарет духовный.

2

Вопрос. Кто в Святой Церкви кормчий, учитель, пастырь, очиститель, просветитель, врач?

Ответ. Один есть Правитель и Кормчий – Господь наш Иисус Христос. Один есть Наставник и Учитель наш – Господь Иисус Христос. Один есть Пастырь, Один очиститель душ наших – Господь Иисус Христос. Один Врач крайне больного естества нашего – Господь Иисус Христос. Ему слава вовеки! На Него надежда и упование наше.

3

Но Господь наш Иисус Христос, будучи Единым и Единственным Правителем, Наставником, Пастырем, Врачом, благоволил делать общниками этих великих званий и должностей некоторых из верующих в Него. Первые общники пастырства Христова, учительства, правления, целебной и животворной Его силы были Его святые ученики и апостолы; потом – их ближайшие преемники и ученики – апостолы от 70-ти: Тимофей, Тит, Климент, Дионисий и прочие.Далее – святители: Игнатий Богоносец, Василий Великий,Иоанн Златоуст, Григорий Богослов… И епископы, иереи, предстоятели и настоятели всех веков, доныне.

4

Как больные душой и телом, склоним мысли свои к предмету этой книги. Единый и единственный Врач и Целитель душ наших – Единородный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос. Для того Он воплотился, для того жил на земле, уча, труждаясь и путешествуя; для того страдал, умер и воскрес – для того, чтобы уврачевать страждущее человечество. Для этого Он питает нас Своей пречистой Плотью и напояет Своей Кровью. Но, как и прочие части Своего великого, беспредельного служения людям, Он в разных степенях и мерах уделил и уделяет служителям Церкви Своей и врачевательную часть. Служитель Церкви Христовой есть, по благодати, данной ему, и учитель, и руководитель, и пастырь, и врач.

5

В “Лествице” преподобного отца нашего Иоанна, возводящей на Небо, кратко, но многознаменательно указываются качества служителя Церкви Христовой как руководителя, учителя и врача душ, ему вверенных. Слушай, я сообщу тебе, что св. Иоанн написал в той части “Лествицы”, которая названа у него Книгой к пастырю или настоятелю.

Вопрос. Кто же есть истинный пастырь? Кто духовный кормчий? Кто есть истинный учитель? И кто врач, по изъяснению преподобного Иоанна?

Ответ. Истинный пастырь есть тот, кто словесных овец, по их простоте и неосторожности погибающих, старанием своим при содействии благодати и молитвой взыскать и на прямой путь снова поставить может. Духовный кормчий есть тот, кто, приняв от Бога и своими собственными трудами стяжав крепость, не только из треволнения, но и из самой пучины греховной ладью души извлечь а состоянии. Истинный учитель есть тот, кто, полную премудрости книгу, Божиим перстом, то есть действием Вышнего просвещения, начертанную, от Самого Бога непосредственно приняв, в других книгах никакой нужды не имеет.

6

Рассуждая о враче духовном, св. Иоанн Лествичник, во-первых, излагает понятие о нем; во-вторых, перечисляет душевные средства и инструменты врачебные; в-третьих, преподает целительные составы и рецепты от разных душевных болезней.

7

Вопрос. Что говорит св. Иоанн Лествичник о враче духовном?

Ответ. Врач тот, кто имеет здоровую душу и тело и никакого пластыря от других не требует… Блаженное во врачах качество – ничего не отвращаться,а в настоятелях – быть во всем бесстрастным. Так врачи, никогда ничего не отвращаясь, хотя бы тяжкое ощущали от раны зловоние, однако к лечению приступают, а настоятели всякую душу, хотя бы она уже умершею во грехах казалась, воскресить могут. Благий наш Господь, между прочим, и такое природе нашей дал свойство, что больной, увидев врача, успокаивается. Имей и ты, пишет святой Лествичник настоятелю, которого уподобляет он врачу, - имей и ты при себе пластыри, разные приемы, присыпки, порошки, пития, губку, желудкоочистительные капли, жилосечки, прижигательные средства, мази, усыпительные зелия, нож и повязки.

8

Вопрос. Что понимает святой отец под пластырем и прочими перечисленными врачебными предметами?

Ответ. Пластырь – это лечение наружных пороков, то есть через телесные действия произведенных. Что значит прием? Врачевание страстей внутренних и извержение нечистоты скрытной. Что – присыпка? Угрызающая укоризна, которая всю гнилость гордости в человеке истребляет. Что – порошок? Лекарство, каким очищается умное око, от возмущения гневного засорившееся. Что – питье? Это опечаливающий выговор, но спустя некоторое время исцеление дающий. Что – жилосечка? Это, в телесной болезни, - скорое разрезание и выдавливание гнилого внутреннего нарыва; а в душевной – жилосечкой можно назвать суровое и внезапное действие, ко спасению душевно страждующих предпринятое. Что – губка? Какое-либо после сечения жилы или отрезания какого-либо члена ласковое, кроткое, нежное со стороны врача больному (какой-либо злой склонностью) увещевание и утешение. Что – прижигательное средство? Учрежденное Церковью на некоторое время человеколюбное наказание для приведения к покаянию. Что – мазь? После пприжигания и после всякого неприятного врачевства – утешительное слово. Что – усыпительное зелье? Какое-либо средство, которым бремя послушника облегчается и через успокоение о послушнического труда наводится как бы бессонное дремание и благоговейное ослепление, чтобы на добрые свои дела не смотреть. Что – повязка? То, чем напыщенные и расслабленные тщеславием люди, посредством терпения, как бы некими узами, связываются и скрепляются. Наконец, что – нож? Церковный закон, которым от общества церковного отсекается умерший душой своей, как сгнивший ее член, чтобы и прочих членов не заразил.

9

Вопрос. Какое правило внушает святой Иоанн Лествичник для употребления этих Врачебных способов?

Ответ. “ И это, - говорит, - врачевство дает настоятель со многими своими молитвами, и, смотря по свойству каждого из больных, да сострадает и сам, и применяет к их недугу… Духовный врач должен от всех своих страстей избавиться, иначе он не в силах будет употреблять выше перечисленные средства…”

10

Вопрос. Как разделяет святой Иоанн Лествичник духовное врачевание?

Ответ. На легкое и тяжелое.

“Тяжкими грехами обремененным и склонным к отчаянию, - говорит, - надо давать лекарства сколь можно легкие, то есть поступать с ними не сурово; гордым не и высокоумным требуется врачевство решительное, то есть строжайшее послушание” (гл.6, 7).

Теперь соберем в “Лествице” врачевства, каждой болезни в отдельности соответствующие.

11

Святой Иоанн Лествичник в корне самом и во всех проявлениях врачует эту жестокую болезнь души, допрашивает ее, как некоего демона: отчего она рождается? Что порождает из себя? И кто враги ее?

Гнев, как некий мучитель, да свяжется узами кротости и, побиваемый великодушием и непорочной любовью, да предстанет перед судом разума нашего и да вопрошается: скажи нам, о безумный и бесстыдный гнев, имя отца твоего и зла, родившего тебя; также имена скверных твоих сынов и дочерей и смертельных твоих неприятелей. На что он, отвечая нам, говорит: матерей у меня много и отец не один. Матери же мои: тщеславие, сребролюбие, чревонеистовство, блудодеяние; а отец мой называется надмением. Дочери же мои: памятозлобие, ненависть, вражда, клевета. Враги же мои, которыми я побеждаем, - безгневие и кротость. Победитель же мой смиреномудрием называется (ст. 8). И эта молитва: “Помози, Господи, брату моему… И за молитвы его помози мне”. В первой части молитвы – любовь к оскорбившему, а во второй – смирение перед ним.

12

Памятозлобие

Избавившийся от гнева истребил памятозлобие, вырвал из души гвоздь, в нее вонзенный; ибо, когда жив отец, может быть еще деторождение… Памятозлобный да постыдится молитвой, Иисусом Христом нам предписанной: “Отче наш…”, которой, бдучи во злобе, читать не можем… Воспоминание о страданиях Христовых весьма успешно может исцелить нас примером долготерпения Спасителя (ст. 9). Молитва памятозлобного, если бы и мертвеца воскресил, неприятна Богу.

13

Многоглаголание

Вопрос. Что святой Иоанн Лествичник говорит о происхождении и лечении этой болезни?

Ответ. “Слышал я, - говорит он, - одного достоверного человека, беседовавшего со мной о безмолвии, что многоглаголание проистекает из двух источников: или от худого и невоздержанного общения и привычки, или, что чаще с подвижниками случается, от тщеславия, а иногда и от пресыщения… Помнящий о конце жизни этой пресек свои речи и, стяжав душевное рыдание, от многоглаголания, как от огня, отвратился. Возлюбивший безмолвие замкнул свои уста” (ст.11).

14

Вопрос. От чего происходит и чем истребляется эта болезнь духа?

Ответ. От дерева и камня рождается огонь, - говорит святой Иоанн Лествичник, - от многоглаголания же и суесловия происходит ложь

Стяжавший страх Божий отчужден лжи, имея при себе судью беспристрастного – совесть свою… а слез обилие вконец ее истребляет. Не знает младенец лжи, не знает и душа незлобливая… Вином подвеселившийся и поневоле всегда говорит правду: так слезами умиления упившийся никогда не сможет лгать” (ст. 12).

15

Вопрос. Как изображает святой Иоанн Лествичник леность?

Ответ. Леность – это расслабление души, дряхлость ума, небрежение постнического труда, возненавидение своего обета.

Вопрос. Чем и как искореняется и прогоняется эта болезнь, общежитием нетерпимая, но при безмолвнике до конца жизни неотступно пребывающая?

Ответ. Да заключится эта мучительница в оковы воспоминания грехопадений наших, потому что оплакивающий грехи свои не знает лености. Побивается леность бичом трудолюбия и рукоделия.

А чтобы действеннее и вернее было лечение лености, святой Иоанн Лествичник, как опытный и благоразумный врач, до тонкости разузнает ее происхождение, признаки, разновидности и то, что ей приятно и что противно.

- Скажи нам,. О расслабленная страсть, кто рождший тебя злой отец? Кто твои потомки? Кто твои враги и кто приятели?

- Что касается истинных послушников, - отвечает она, - то я у них места не имею, где главу приклонить; место моего жительства – у безмолвников. Приглашающих меня пороков много, в том числе иногда бывает бесчувственность душевная, иногда невспоминание о небесных сокровищах, иногда же и излишество трудов. Потомки мои и спутники – частое с места на место переселение, неслушание духовного отца, забвение суда Страшного и своих обетов. Противники мои, которыми я ныне связана, - псалмопение, рукоделие. Враг мой – размышление о смерти; а то, что меня умерщвляет, есть молитва и твердое упование получить будущие блага.(ст.13).

16

Злая болезнь, или, по святому Иоанну Лествичнику, злой мучитель, -

Чревоугодие

Спросим и у этого врага нашего, или, справедливее сказать, главнейшего всех наших зол начальника и всех страстей виновника, жестокого обладателя всех смертных; спросим, от кого он рождается, и кто его потомки, и кто его истребитель?

- Скажи нам, о жестокий обладатель всех смертных, ценой пресыщения всех земнородных купивший:

  1. С какой стороны ты нашел к нам вход свой?
  2. И что ты по входе своем рождаешь?
  3. И как ты от нас отходишь?
  1. Не природой ли я соединен с вами? Моя дверь, которой я вхожу, это свойство пищи и причина моего преобладания – многим временем снисканная безболезненность душевная и непамятование о смерти.
  2. Какие, хотите знать, имена моих потомков? Сочту их, и больше песка умножатся. Однако, как зовутся мои первородные и любезные дети, послушайте:
  3. Первородный мой сын – блуд; второй – родившееся от него жесткосердечие; третий – излишний сон; а отсюда – море нечистых помыслов… Дочери мои – леность, многоглаголание, дерзость, смехотворство, суесловие, противоречие, жестоковыйность, нечувственность и плен духа.

  4. Искоренители мои таковы.

Воспоминание о прошедших грехах, хотя против меня и вооружается, однако не побеждает.

Память смертная сильно против меня враждует. Но нет человека, который бы (собственной силой) меня мог истребить вовсе. Имеющий в себе Утешителя Духа Святого посредством Его против меня борется: и Утешитель этот, упрошен будучи от человека, не дозволяет мне употреблять всей своей свирепости(ст.14).

Из ответа беса чревоугодия, видишь, брат, сколько мужества требуется для победы над ним!

17

Нечувствие

Вопрос. В чем состоит эта болезнь нашего духа?

Ответ. Одержимый этой болезнью, по описанию святого Иоанна Лествичника, об исцелении язвы разглагольствует, но свою рану растравляет; говорит, что он болен, а сам не перестает вкушать вредной пищи… О смерти любомудрствует, но живет как бы бессмертный… Рассуждает о воздержании, но чревообъядением пленяется… Бесстрастных людей превозносит, а сам за порванную рубашку памятозлобствовать и ссориться не краснеет… На красоту лиц со сладострастием смотрит, а о целомудрии разглагольствует… Всегда сам себя обличает, а в чувство прийти не хочет, не говорю уже – не может.

Вопрос. Нет ли горшей степени этой болезни?

Ответ. Есть. Как саму ее святой Иоанн Лествичник вынудил сказать так: “союзники мои (одержимые нечувствием), смотря на тела мертвых, смеются; стоя на молитве, камененными, жестокосердными и слепыми делаются. Приступая к Таинству Причащения, бесчувственны бывают и, приобщаясь этого Дара, как бы простой хлеб вкушают”.

“По изречении ею этих слов, я, - говорит святой Лествичник, - изумился и спросил: кто ее родитель? Кто ее исчадия? И кого и чего она страшится?

  1. Я не одно происхождение имею, - отвечает она, - мое рождение смешанное и мрачное; меня укрепляет пресыщение; меня время увеличивает и приводит в силу злая привычка.
  2. Я матерь смеха, я пища сну, я пресыщению подруга.
  3. Пребывай во многом бдении, тогда я, может быть, и уступлю тебе немного. Вникни в причину, от которой я рождаюсь, и противоборствуй моей матери, ибо я не одну ее имею. Молись часто при костях мертвецов (а еще лучше бы – при святых мощах Киевских, если Господь Милосердный, Матерь Его Преблагая и святые Их угодники сподобят) и запоминай в сердце своем неизгладимое о них впечатление; ибо если этого образа кистью поста в душе своей не напишешь, то не победишь меня во веки”.

18

Недуг тщеславия и гордости

Лют недуг тщеславия. “Тщеславный человек, - как говорит святой Иоанн Лествичник, - христианский идолопоклонник, который внешне чтит Бога, но более старается угодить людям, а не Богу”.

Вопрос. Как излечиться от него?

Ответ. “Смотря по свойству, разные нужно употреблять к лечению его лекарства. Когда мы славы домогаемся, или когда она без нашего участия от других к нам приписывается, или когда мы к получению ее предпринимать станем какие-нибудь средства, то немедленно вспомним о прежних слезах наших (а лучше – о прежних и настоящих грехах и немощах наших)”(ст.22).

19

Злая болезнь – тщеславие, а гордость еще злее.

Вопрос. Какое начало гордости и в чем она состоит?

Ответ. “Червь, вырастая час от часа больше и получив себе крылья, нередко высоко поднимается: также и усилившееся тщеславие рождает гордость – родительницу и совершительницу всех пороков (ст.22). Начинаясь от крайнего тщеславия, - продолжает святой Иоанн Лествичник, гордость середину свою имеет в уничижении ближнего, в бесстыдном собственных трудов восхвалении, в желании похвал, в отвращении от обличения, конец же ее в отрицании Божией помощи и в бесовском нраве”.

20

Вопрос. Какие порождения тщеславия и чем излечиться от них?

Ответ. Выслушаем святого Иоанна Лествичника.

“Приметил я, - говорит он, - что эта безрассудная страсть – гордость – и в мое вошла сердце, внесенная на него на плечах своей матери – тщеславия. Обеих их узами послушания связав и бичом смирения уязвив, я принудил их объяснить мне, что они рождают и что их истребляет?..

И они, по получении от меня довольно сильных ударов, сказали мне так: “Мы рождаем все то, что смиренномудрию противно… Наши порождения суть: гнев, клевета, огорчение, ярость, клич, хула, лицемерие, ненависть, зависть, прекословие, своенравие, непокорство. Но есть одно средство, отнимающее у нас силу”.

Вопрос. Какое?

Ответ. Если ты перед Богом искренно себя смиришь, то презришь нас, как некую паутину. Ибо тщеславие, как сам видишь, это конь гордости, на которого оно садится; напротив того, смиренномудрие и самого себя осуждение посмеются сему коню и его всаднику, воспевая сладко победную песнь: Поим Господеви, славно бо прославися: коня и всадника вверже в море и глубину смиренномудрия”.

 

21

Заключение лечебника духовного

По опытам и свидетельству лечебников, телесные болезни многоразличны, многовидны и многочисленны. Душевные болезни и недуги, от которых страдает род человеческий, отпадший от Господа Бога своего преступлением заповедей Его, еще многочисленнее и многоразличнее. Описания их, а также указания всех средств, которыми врачуются они, не может вместить ни одна книга. Так заключим книжицу эту, прибавив некоторые замечания о развитии болезней души нашей и о зависимости одной болезни от другой.

22

Болезни телесные постепенно входят в человека и постепенно образуют тот или иной недуг. Ту же постепенность имеют и душевные болезни: начинаются, усиливаются и обращаются в ту или иную страсть. Как же опытные духовные врачи излагают эту постепенность?

23

“Святые и благорассмотрительные отцы, - говорит святой Иоанн Лествичник, - объясняя ход заболевания души, иное называют воображение или представление вещи; иное – внимание к представившемуся предмету; иное – согласие и склонение воли к нему; иное – раболепство, когда, то есть, предмет возьмет власть над душой; иное – брань с этим предметом, борьба, вытеснение; иное, наконец, - душевный недуг”(ст.16).

24

Вопрос. Что называют отцы воображением?

Ответ. Простое понятие вещи или какого-нибудь попавшегося на мысль предмета.

Вопрос. Что понимают под вниманием?

Ответ. Беседу с явившимся предметом, или со страстью, или без всякого пристрастия.

Вопрос. Что согласием называют?

Ответ. Когда душа на представившийся ей предмет с услаждением склоняется.

Вопрос. Что раболепством?

Ответ. Насильное сердца нашего к виденному предмету влечение или закоснелую к нему привязанность, которая нарушает благосостояние и тишину душевную.

Вопрос. Что борьбой именуют?

Ответ. Равносильное против неприятеля сражение, где борец или побеждает, или теряет победу и поражается.

Вопрос. Наконец, что называется недугом души?

Ответ. Развращение, долгое время в душе нашей гнездящееся и ее к нему приковывающее, что она сама к нему волей и неволей стремится.

25

Как телесные болезни, так и душевные недуги входят разными путями – извне и изнутри. О последних святой Иоанн Лествичник написал, что, по мнению одних, страсти входят в тело посредством сердечных помыслов; а по мнению других, худые помыслы рождаются от чувств телесных. Кто в этом знает силу, тот да наставит нас о Господе, - прибавил к этому святой Лествичник. Так или иначе, но то несомненно, что тело есть главное гнездилище и орудие греха. Потому-то святой Иоанн Лествичник, обращаясь душой своей к плоти, взывает к ней: скажи мне, о любезная моя супружница и природа! Скажи, как мне быть от тебя неуязвимым? Как избегнуть природной опасности, если я Христу обещал против тебя вооружаться?..

26

Вопрос. Что отвечает плоть душе на эти вопросы?

Ответ. Я в себе имею отца – самолюбие; внешняя разжигания моего причина – это черезмерное мне угождение и незаграждение чувств зрения, слуха и пр., а внутренняя движения моего вина происходит от овладевшего мной послабления… Я, зачав в себе, рождаю пороки, а они, родившись от меня, сами рождают смерть отчаяния. Если крайнюю мою и свою познаешь немощь, то тем самым свяжешь мне руки. Если пресечешь обжорство и оградишь чувства, то свяжешь мне ноги. Если прилепишься к послушанию, то этим избавишься от меня. Если снищешь смирение, то отсечешь голову мою.

27

Вопрос. Известно врачам, как в теле нашем зарождаются болезни и как одна болезнь другую производит. Можно ли знать верно, как душевные болезни плодятся? Какая от какой?

Ответ. В ответ на это приведем следующие слова “Лествицы”. “Спросил я, - говорит святой Иоанн Лествичник, - достопамятных отцов о восьми порождениях грехов и просил объяснить мне, какой порок от которого из них происходит. И они, любезно и благосклонно меня научая, сказали, что в безрассудных страстях никакого нельзя найти порядка и разума; но все в них беспорядочно и непостоянно…

Смех, например, безвременный рождается иногда от беса блудодеяния, а иногда – от тщеславия, когда кто внутренне без стыда сам собою хвалится; иногда же – от роскоши. Так и многоспание происходит то от роскоши, то от поста, когда, то есть, постящиеся гордятся; то от лености, а частью и от природы; многословие иногда - от чревонеистовства, иногда – от тщеславия. Леность иногда – от роскоши, иногда – от неимения страха Божия. Хуление собственно рождается от гордости, часто и от осуждения ближнего в том же пороке, какой сам имеет, или от непотребной бесовской зависти. Жестокосердие – то от пресыщения, то от нечувствия, то от пристрастия; а пристрастие – иногда – от блуда, иногда – от сребролюбия или от чревообъядения, тщеславия и от других причин. Злоба – от гордости и гнева. Лицемерие – от самолюбия и самомнения.

Вопрос. Что святой Иоанн Лествичник называет родительницей всех зол?

Ответ. “Родительница всех зол, - говорит, - роскошь и злоба. Одержимый ими не узрит Бога. Если мы от роскоши воздержимся (роскошь – всякая неумеренность), а в злобе пребудем – нет нам от того никакой пользы”.

Вопрос. Как предостеречься от недуга злобы?

Ответ. Победа великая на главный помысел – молиться за оскорбившего брата так: Помоги, Господи, брату моему (например, Иоанну, Андрею, Петру) и за молитвы его помилуй и меня, грешного. И молитва за брата показывает нашу любовь к нему и благорасположение; а призывание на помощь нам его молитвы означает наше смирение”.

28

Достаточное изъяснение того, о чем святой Иоанн Лествичник спрашивал у отцов и чего объяснить определенно не решились они, находим мы в “Зерцале православного исповедания” свт. Димитрия Ростовского. Святитель, во-первых, определяет и разделяет коренную болезнь душевную, то есть грех, и , во-вторых, перечисляет главные производные болезни, показывая, какие от них происходят недуги.

29

Вопрос. Как определяет свт. Димитрий Ростовский коренной недуг наш, то есть грех?

Ответ. Грех есть хотение необузданное человека и диавола, или грех есть беззаконие, то есть преступление закона Божия.

Вопрос. Как разделяется этот недуг?

Ответ. Главным образом так же, как телесные недуги, то есть на смертный и несмертный; на прирожденный и произвольный.

Вопрос. Какие грехи смертные, произвольные?

Ответ. Их семь:

  1. Гордость;
  2. Лихоимство;
  3. Блуд;
  4. Зависть;
  5. Чревоугодие и чревонеистовство;
  6. Памятозлобие;
  7. Уныние.

30

Вопрос. Какие недуги рождаются от злой болезни – гордости?

Ответ. Злое мнение о ближнем, осуждение, непокорность Церкви и ее служителям, мечтательное хваление, лицемерие, любопрение, дерзость, крамола, кичливое мнение, небрежение о заповедях, в зле пребывание и прочее, в поступи, во взгляде, во гласе являемое.

Вопрос. Что рождается от лихоимства?

Ответ. Хищение, лесть, ложь, мятеж, насилие, жестокосердие, бесчеловечность, зависть, неверие, обида нищих и иных людей, скупость.

Вопрос. Какие порождения блуда?

Ответ. Слепота ума, ненависть к Божественным предметам, нечестие, отчаяние, мотовство, леность, вражда к ближним.

Вопрос. Что от зависти рождается?

Ответ. Ненависть, оклеветание, небрежение, прельщение, убийство.

Вопрос. Что от чревоугодия и чревонеистовства?

Ответ. Леность к благочестию, уныние, плотское похотение, безобразный смех, самоугодие, малобрежение, ближнего укоризна, любопрение, варварский нрав.

Вопрос. Что от памятозлобия?

Ответ. Зависть, убийство, мщение, тщета, безумие.

Вопрос. Что от уныния?

Ответ. Вольное расслабление, извет греха, соблазн, печаль, подозрение.

В такой зависимости друг от друга состоят наши душевные недуги, по объяснению свт. Димитрия Ростовского, молитвами которого исцели, Господи, души наши, одержимые то тем, то другим недугом, то многими, если не всеми вместе.

Исцели мя, Господи, и исцелюся и воспою Тебе Отцу, и Сыну, и Святому Духу вовеки: Аллилуйа!

Примечание

Нужно знать родословие сердечных болезней наших, излагаемое святым Макарием Египетским. “Знайте, возлюбленные, - говорит он братии своей, - что как все добродетели одна на другой держатся и взаимно между собой связаны и как бы в некоей священной духовной цепи одна от другой зависят: молитва – от любви, любовь – от радости, радость – от кротости, кротость – от смирения, смирение – от служения, служение – от упования, упование – от веры, вера – от послушания, послушание – от простоты, - так и, с другой стороны, пороки один другим производятся”.

Вопрос. Каким образом?

Ответ. Так: ненависть – раздражительностью, раздражительность – гордостью, гордость – тщеславием, тщеславие – неверием, неверие – жестокосердием, жестокосердие – нерадением, нерадение – разленением, разленение – небрежностью, небрежность – унынием, уныние – малодушием, малодушие – сластолюбием; и прочие пороки – эти болезни и язвы нашей души – взаимно одна от другой зависят.

Владыко, Господи Боже нащ! Иже един окаянныя моея души недуг и сея исцеление ведый, исцели ю, якоже веси, ради множества милости Твоея и щедрот Твоих: понеже от дел моих несть пластыря приложити ей, ниже елея, ниже обязания. Но Ты, пришедый не праведныя призвати, но грешныя к покаянию, помилуй, ущедри, прости ю: раздери рукописание многих и студных деяний моих и настави мя на путь правый: да ходяй во истине Твоей, возмогу избежати стрел лукавого, и сице предстану неосужденно пред страшным Престолом Твоим, славя и воспевая Пресвятое Твое и Единосущнаго Отца Твоего и Духа Святаго Имя вовеки. Аминь.

далее Вы можете посмотреть:

молитвы,
устав Братства,
рубрику "Училище благочестия",
посмотреть наши фотоальбомы,
ознакомиться с журналами "Духовные чтения"
и со страничкой "Наследие".
Пообщаться с редактором сайта иеромонахом Феодосием.
Также мы будем рады увидеть ваши записи в гостевой книге.

Наш адрес: 690041 Россия Владивосток а/я 9