Официальный сайт
Братства Ревнителей Православия
во имя Свт. Тихона, Патриарха
и Исповедника Всероссийского


 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРУДЫ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ НАШЕГО БРАТСТВА;

КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ В ХVIII - НАЧАЛЕ XX в.

(Доклад прочитан на первых Иннокентиевских чтениях, проходивших во Владивостоке 3-5 октября 1990г.)

Русская Православная Церковь на протяжении всей своей истории не отделяла себя от народа, жила одними с ним заботами и несла ему свет любви божественной, и в силу этого внесла большой вклад в развитие русской культуры. Сегодня, когда в русском обществе, с одной стороны, так явственно обозначилась тяга к Православной Церкви, к восстановлению истоков нашей духовности, а с другой более чем 70 летнее существование нашего народа в навязанном ему атеизме лишило его знаний истории Церкви, ее истинной роли в судьбах российских народов, - сегодня в этих условиях особое значение приобретает восстановление этих знаний. Не претендуя на полноту и ограничив себя рамками Восточной Сибири и Дальнего Востока, попытаемся дать исторический обзор деятельности Русской Православной Церкви в этих краях в XVIII - начале XX в. НАЧАЛО Восточная Сибирь и Дальний Восток в ХVIII - начале XX в. являлись обширным полем миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Но управление церковными делами в Восточной Сибири представляло особенную трудность, так как учрежденная еще при патриархе Филарете в 1621 г. Тобольская епархия была на значительном удалении от своих далеких окраин. 18 января 1727 г. Святейший Синод издал указ о выделении из Тобольской Иркутской епархии и о назначении, епископом Иркутским и Нерченским святителя Иннокентия (Кульчицкого). Первоначально территория новоучрежденной Иркутской епархии включала города Иркутск и Нерчинск с уездами, Селенгинский и Удский пригороды с уездами, а также монастыри: Вознесенский - в г. Иркутске, Посольский Преображенский, Успенский - в г. Нерчинске и Знаменский девичий - близ Иркутска. Кроме монастырей на территории Иркутской епархии находилось в то время и 43 храма. В 1733 г. по ходатайству святителя Иннокентия Святейший Синод к Иркутской епархии присоединил Камчатку, Охотск, Якутск и Илимск с округами и находящимися на их территории церквами и монастырями. Со времени учреждения самостоятельной Иркутской епархии деятельность миссионеров Восточной Сибири стала более успешной. Святитель Иннокентий, первый епископ Иркутский, явился благодатным светильником и духовным собирателем Восточной Сибири. Он прилагал много усилий для поддержания миссионерского дела, защищал притесняемых новокрещенных бурят. Желающие принять крещение язычники приходили к Вознесенскому монастырю г. Иркутска, и святитель Иннокентий сам обращался к ним со словом назидания. Особенно же ревность святителя о просвещении Восточной Сибири проявилась в устроении при Вознесенском Иркутском монастыре миссионерской школы под названием "мунгальской". При нем значительно повысился уровень обучения в школе, были приобретены новые монгольские книги как религиозные, так и исторические. При монгольской школе было начато обучение всех сословий славяно-русской грамматике и письму. Преемником святителя Иннокентия (Кульчицкого), скончавшегося 26 ноября 1731 г., стал епископ Иннокентий II, (Нерунович), (25 ноября 1732 г. - 26 июля 1747 г.), бывший до этого префектом Славяно-Греко-Латинской академии в Москве. При нем в Иркутской епархии было выстроено более 30 церквей, из которых многие - на Дальнем Востоке. Святитель Иннокентий (Нерунович) крестил множество тунгусов, за которыми надолго сохранилось название "неруновских". Он дважды совершал миссионерское путешествие в Якутию. Во время первой поездки (1735 г.) он крестил 64 человека, а во второй (1741-1745)- 418 человек. В марте 1754 г. на Иркутскую кафедру вступил святитель Софроний (Кристалевский), много заботившийся об обращении язычников. Он посылал миссионеров в Забайкалье, в Якутию, собственноручно писал для них инструкции, в которых подробно изъяснял, как следует вести дело миссии, как обращаться с язычниками, чему их учить и что требовать с тех, кто принимал христианство. Святитель много времени и сил отдавал делу благовествования. Ближайшее к Иркутску, называвшееся Китайским, поселение бурят долго хранило память о святителе Софроний как о своем просветителе. При этом благодатном светильнике Сибирской Церкви происходит расцвет миссионерской деятельности в самых восточных пределах Иркутcкой епархии - на Камчатке, где к середине ХVIII в. миссия открыла 20 школ. Базанов А.Г., автор "Очерков по истории миссионерских школ на Крайнем Севере", писал: "Как это ни парадоксально звучит, но в середине ХVIII в. в отношении сети школ Камчатка выглядела самым культурным, самым образованным уголком Российской империи". Впоследствии положение миссионерских школ на Камчатке ухудшилось из-за отрицательного отношения местной администрации к их нуждам. При святителе Софронии в Иркутской епархии главными центрами миссионерской деятельности были монастыри Вознесенский - в Иркутске, Селенгинский и Посольский, Нерчинский Успенский, Киренский, Спасский - в Якутске. С наступлением екатерининских времен в Восточной Сибири, как, впрочем, и по всей России, наблюдается ослабление миссионерской деятельности, что объясняется противодействием православной мысли со стороны правительства. После кончины святителя Софрония (30 марта 1771 г.) на Иркутской кафедре стал епископом Михаил (Миткевич) (1772-1789гг.), бывший ранее ректором Тобольской Духовной семинарии. При нем в 1786 г. была открыта Иркутская Духовная семинария. При преемнике епископа Михаила (Миткевича) - святителе Вениамине (Багрянском), управлявшем Иркутской епархией с 1789 по 1814 г., в жизни епархии произошли значительные события. В 1793 г. Святейший Синод назначил в Аляску первую православную миссию. Кадьякская миссия состояла из валаамских иноков во главе с архимандритом Иосафом (Болотовым), провела большую работу среди местных жителей, в итоге уже к концу 1796 г. число просвещенных в Америке достигло 20 тысяч. Встал вопрос о необходимости миссии иметь своего епископа. В мае 1796 г. Голиков, компаньон Шелехова, обратился к митрополиту Петербургскому Гавриилу с ходатайством. Рассмотрев его, Святейший Синод определил быть в Америке особому архиерею с титулом "Кадьякского" викария Иркутской епархии. В марте 1799 г. архимандрит Кадьякской миссии Иоасаф преосвященным Вениамином Иркутским (Багрянским) был возведен в сан архиерея. Но увидеть свою паству новопоставленному епископу не пришлось. Корабль "Феникс", на котором возвращался епископ Кадьякский и его спутники в Кадьяк, разбился недалеко от американских берегов. Вскоре возник конфликт между миссионерами и администрацией русско-Американской промысловой компанией, учрежденной в 1799 г. и возглавляемой А. Барановым. Конфликт настолько обострился, что в I8II г. Синод вынужден был закрыть Американскую епископскую кафедру и все дела миссии передать Иркутской епархии. Другое знаменательное событие Иркутской епархии - общецерковное прославление святителя и чудотворца Иннокентия (Кульчицкого), первого епископа Иркутского. Торжество прославления совершилось 19 января 1805 г. в Иркутском Вознесенском монастыре. С этого времени открывается новый период в жизни Сибирской Церкви. Прославление святителя Иннокентия явилось для Сибири особым даром Промысла и признаком благоволения Божия к незнающим имени Христова сибирским народам. Конец ХVIII - начало XIX в. были самым неблагоприятным временем для развития просветительской деятельности в Сибири. С 1814 по 1830 г. Иркутской епархией управлял епископ Михаил (Бурдуков), после него - епископ Ириней, смещенный в 1831 г. Возрождение миссионерской деятельности в Восточной Сибири началось только при архиепископе Иркутском и Нерчинском Мелетии (Леонтовиче), назначенном на Иркутскую кафедру в 1831 г. Благодаря архиепископу Мелетию Святейший Синод учредил три миссионерских стана - в Селенгинске, Кулях и Укыре. Сам Владыка - миссионер по призванию и аскет в личной жизни - известен своим знаменитым "ставленическим катехизисом" и не менее знаменитым пастырским воззванием к бурятским родоначальникам. После кончины архиепископа Мелетия в 1835 г. преемником его по Иркутской кафедре стал архиепископ Иннокентий (Александров), управлявший Иркутской епархией с 1835 по 1838 г. Им было возбуждено ходатайство в Святейший Синод об учреждении на Камчатке епископской кафедры. Другим ревнителем просвещения народов Восточной Сибири является Преосвященный Нил (Исакович), который управлял епархией с 1838 по 1853 г. Он много путешествовал по своей обширной епархии и подготовил исследование под названием «Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири", а также "Летопись Крестовоздвиженской иркутской церкви", имел богатейший минералогический кабинет, который завещал Петербургскому университету. При архиепископе Ниле указом Святейшего Синода 13 декабря 1840 г. была учреждена самостоятельная Камчатская епархия. ОБРАЗОВАНИЕ КАМЧАТСКОЙ ЕПАРХИИ История образования Камчатской епархии тесно связана с жизнью и деятельностью ее первого епископа Святителя Иннокентия (Вениаминова). Святитель Иннокентий, в миру Иван Евсеевич Попов, родился в с. Ангинском Иркутской епархии 26 августа 1797 г. Отец его, Евсевий Попов, занимавший должность пономаря при церкви пророка Илии, часто болел и во время своей болезни обучал сына грамоте. Уже в 6 лет Ваня бойко читал в церкви. На седьмом году жизни он лишился отца и перешел под опеку своего родного дяди - диакона Димитрия Попова, который взял мальчика к себе в дом и продолжил обучение его церковной грамматике по часослову и псалтырю, а на десятом году определил его в Иркутскую духовную семинарию. В семинарии Иоанн учился сначала под фамилией Попова-Ангинского, а затем за свои личные достоинства и за сходство душевных качеств с только что почившим Иркутским Владыкой Вениамином (Багрянским) ректор предложил ему именоваться Иоанном Вениаминовым. Иоанн выделялся из среды своих товарищей. Его нисколько не интересовали игры и неуместные шутки. Большую часть времени он проводил за выполнением уроков, получал только превосходные отметки, а свободное время отдавал занятиям по механике. В 1817 г. Вениаминов вступил в брак, а 13 мая посвящен в сан диакона городской Иркутской Благовещенской церкви. 18 мая 1821 г. он был рукоположен во иерея к той же церкви. Перед отцом Иоанном открылось широкое поле пастырской деятельности. Он жаждал высокой духовной жизни своих прихожан, и это побудило его открыть в приходе воскресные беседы с детьми обоего пола - неслыханное и невиданное в то время явление в Иркутске! В начале 1823 г. Иркутский Преосвященный Михаил (Бурдуков) получил указ Святейшего Синода, которым повелевалось послать священника на остров Уналашку к алеутам. Преосвященный обратился с воззванием ко всем священникам города Иркутска, приглашая их изъявить желание поехать на Аляску. Но обращение не нашло отклика. Тогда Преосвященный наметил четырех диаконов и предложил им подчиниться призванию по жребию. Жребий пал на соборного диакона Малинина, но тот отказался ехать. "Лучше, - говорил он, - пойду в солдаты, чем ехать в Америку". В это же время отец Иоанн встретился с одним выходцем из Америки - Крюковым, проведшим там 40 лет. Крюков рассказывал ему о доброте, честности и усердии к Слову Божию алеутов. Желание послужить там вспыхнуло у отца Иоанна, он готов был идти к Преосвященному с изъявлением согласия, но мольбы и слезы членов семьи останавливали его. Внутренняя борьба была трудной, но не долгой. Отец Иоанн отправился к Преосвященному и заявил о своей решимости ехать на остров Уналашку. 29 июня 1824 г., более чем через 14 месяцев со дня выезда из Иркутска, отец Иоанн прибыл на остров Уналашку. Его приход состоял из 60 небольших островов, расположенных на рубеже Берингова моря и Тихого океана. Самый большой из них - Уналашка - 150 верст в длину и 50 в ширину. На Уналашке была только полуразрушенная часовня. Отец Иоанн решил прежде всего построить здесь храм Божий. Будучи прекрасным плотником, столяром, каменщиком и вообще на все руки мастером, он приступил к делу. Через управляющего Русско-Американской компанией получил необходимый материал и приступил к постройке Храма. Все работы производились под его непосредственным надзором, а престол, иконостас и позолота были сделаны им собственноручно. Храм был воздвигнут за один год и освящен в честь Вознесения Господня. Жители островов скоро оценили апостольскую ревность своего пастыря. Как на праздник, они всегда выходили ему навстречу, бросали все дела, с вниманием слушали его беседы. Постоянно совершая переезды с острова на остров и всюду являясь со своим словом к алеутам, он понял, что трудно вести просвещение через переводчика. И сам берется за изучение алеутского языка. Особое значение отец Иоанн придавал обучению, поэтому завел школу, составил учебники и стал учителем. Чтобы активизировать просвещение паствы, он перевел на понятный для нее язык Священную Историю, Катехизис, Евангелие. Одновременно с духовным просвещением он вел и нравственное воспитание алеутов, добиваясь прилежного исполнения своих обязанностей в отношении к Церкви. "Говели всегда и все, таинств покаяния и причащения сподоблялись с благоговением". "Даже самые, так сказать, прирожденные пороки алеутов - табакокурение, пьянство и сластолюбие - стали искореняться". В 1834 г. отец Иоанн был переведен на остров Ситха, где коренными жителями были североамериканские индейцы - колоши. Различные обстоятельства препятствовали в 1834-1835 гг. евангельской проповеди отца Иоанна. Однако в январе 1836 на Ситхе началась эпидемия оспы, в два месяца унесшая половину населения. Отцу Иоанну удалось осуществить прививки против оспы, прекратившие эпидемию, благодаря этому произошло его тесное сближение с колошами, "отец Иоанн начал прокладывать путь Евангельскому слову к их сердцам. В 1837 г. он предпринял не только попытку открытого проповедования среди них Слова Божия, но и совершил Божественную литургию в Ситхинском редуте под простым навесом, поскольку еще не было Храма". Под влиянием евангельской проповеди колоши оставляли языческие верования, и даже некоторые закоренелые язычники заметно изменили свою жизнь к лучшему. Но положение Американской миссии было далеко не удовлетворительно. "Четыре священника, получавшие мизерное содержание от Русско-Американской компании, - вот и весь штат священнослужителей, каким располагала тогда Американская миссия, обслуживавшая сорокатысячное население, проживавшее на десятках тысяч верст. Отец Иоанн решил уведомить Святейший Синод о нуждах Американской Церкви и представить проект улучшения миссионерского дела, намеревался добиться публикации сделанных им переводов Священных книг на алеутский язык и произвести по России сбор средств на нужды американских церквей. Высокопреосвященный Нил (Исакович), архиепископ Иркутский, узнав о таком намерении отца Иоанна, одобрил его, прислал ему несколько рекомендательных писем и благословил в путь. 8 ноября 1838 г. отец Иоанн на корабле "Николай" отправляется в путешествие и через 7,5 месяцев достигает Петербурга. Там он встречает полное понимание и радушный прием со стороны Санкт-Петербургского митрополита Серафима (Глаголевского). В докладе Святейшему Синоду "Обозрение Православной Церкви в Российских поселениях в Америке, со своим мнением об улучшении состояния оной" отец Иоанн изложил все нужды Американской Церкви и ходатайствовал об учреждении хорошо организованного миссионерства среди туземцев. Он предлагал построить необходимое количество церквей, определить к ним полный причт, священников подчинить одному благочинному, обязать благочинного представлять ежегодные отчеты епархиальному архиерею. Представители власти обещали ему свое содействие, но не раньше осени. Не желая терять времени, отец Иоанн испросил позволения ехать в Москву и объявить там сбор на нужды русских церквей в Америке. В Москве он нашел самый сочувственный прием со стороны митрополита Московского Филарета (Дроздова). Здесь отцу Иоанну удалось собрать на нужды Американской миссии много средств, церковной утвари, облачений и икон. Осенью 1839 г. отец Иоанн был вызван в Петербург и здесь перед членами Святейшего Синода доложил о своей миссионерской деятельности, стесненном положении священников в Ситхе, Кадьяке, Атхе и Уналашке, о нуждах американских церквей. Святейший Синод в уважение к трудам и заслугам, произвел Иоанна Вениаминова в сан протоиерея. Относительно же его проекта преобразования Американской Церкви 30 апреля 1840 г. Синод постановил: "Мнение протоиерея Вениаминова сообразно с настоящими и особенными потребностями Американской Церкви и достойно уважения. Посему Святейший Синод полагает со своей стороны: 1) С нынешнего времени в Российских поселениях в Америке иметь соборную церковь с двумя священниками, диаконом, тремя причетниками и просвирнею и с духовным при ней училищем, и таковою учредить церковь, состоящую в Ситхе Михайло-Архангельскую, прочие существующие церкви на Кадьяке, Уналашке и Атхе по-прежнему с одним священником, двумя причетниками и просвирнею; сверх того, устроить две походные церкви, а при каждой из них быть одному священнику-миссионеру с двумя также причетниками и просвирнею; 2) Старшему из священников Ситхинского собора быть благочинным и заведовать всеми, какие есть и будут церквями и духовенством в Америке и вообще всем, что относится до духовной части; младшему же быть помощником благочинного и состоять в полном его распоряжении". Святейший Синод поручил отцу Иоанну также представить подробную инструкцию о правах, обязанностях и взаимоотношениях духовенства Американской Церкви. Выполнив все поручения Синода, протоиерей Вениаминов стал собираться в обратный путь к своей американской пастве, но получил из Иркутска известие о кончине своей супруги. Митрополит Филарет (Дроздов) предложил ему принять монашество, на что он дал согласие. 29 ноября 1840 г. Высокопреосвященный Филарет совершил монашеский постриг протоиерея Иоанна Вениаминова с именем Иннокентий - в честь святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского. В этот же день Святейшим Синодом был выработан проект открытия Камчатской епархии с подчинением ей Охотских и Американских церквей. 1 декабря этого же года на новооткрытую кафедру были представлены три кандидатуры, из которых предпочтение было отдано архимандриту Иннокентию (Вениаминову). 13 декабря 1840 г. последовало наречение, а 15 декабря - посвящение архимандрита Иннокентия во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. 10 января 1841 г. епископ Иннокентий отправился к месту своего святительского служения. СВЯТИТЕЛЬСТВО ИННОКЕНТИЯ (ВЕНИАМИНОВА) 1840-1868 гг. Учрежденная Камчатская епархия простиралась вдоль прибрежной полосы северевосточной Азии от устья реки Уди до Чукотского носа и включала в себя Удский край, Охотскую область, Камчатку, Гижигинский край с чукотской землей, а также и русские владения на северо-западном берегу Америки, входившие до 1840 г. в состав Иркутской епархии. Епископская кафедра первоначально находилась в Ново-Архангельске, на о. Ситхе где располагалось главное управление Российско-Американской компании. Главной целью образования Камчатской епархии была организация миссионерской деятельности на Дальнем Востоке и в Америке. Прибыв в Ново-Архангельск в сентябре 1841 г. святитель Иннокентий сразу приступил к активной работе, высокий епископский сан не только не ослабил его апостольской деятельности, но придал ей более широкий размах. О своей работе после прибытия на Ситху святитель пишет в письмах от 30 апреля 1842 г. "Действия по прибытии в Ситху еще не велики и вот они: 1) Послана миссия в Нушагак. 2) 17 декабря открыто духовное училище, состоящее из 23 человек креолов и туземцев. 3) Весною я был в Кадьяке для обозрения тамошней церкви и был утешен ею сверх всякого ожидания". Учреждая миссии по побережью Северной Америки, преосвященный Иннокентий был убежден, что в будущем Православной Церкви предстоит двигаться далее в глубь материка. Предвидя связанные с недостатком духовенства затруднения, святитель перенес из Петропавловска в Ново-Архангельск духовное училище и преобразовал его в семинарию. К 1850 г. деятельность Русской Православной Церкви в Северной Америке и на Алеутских островах можно было считать налаженной: здесь имелось 9 церквей, 37 молитвенных домов и около 15 тысяч верующих. К открытию Камчатской епархии положение дел на самой Камчатке было крайне неудовлетворительно. Несмотря на то, что прибывший на Камчатку опытный миссионер протоиерей Прокопий Громов совершил несколько миссионерских путешествий по полуострову, построил две новые церкви в Лесновке и Дранкино, содействовал ремонту нескольких полуразваленных храмов, этого было недостаточно. Поэтому в 1842 г. св. Иннокентий предпринимает путешествие на Камчатку. 19 августа он прибывает в Петропавловск на Камчатке и 22 августа совершает архиерейское служение в Петропавловском соборе. Отсюда началось длительное первое путешествие святителя на нартах. В 1843 г. Святитель предпринял второе путешествие, во время которого открыл приход в Аянском порту, а в 1850 г. предпринял третье путешествие. К сожалению, эти путешествия святителя до сих пор хорошо не изучены, хотя известно, что вклад Иннокентия в развитие православия на Камчатке был велик. Забота Святителя о пастве выразилась в его стремлении утвердить проповедь среди инородцев на их родном языке. Для этого Преосвященный поручил священникам заняться приготовлением для каждого селения своего проповедника. По его инициативе духовные и светские лица перевели на тунгусский язык все Евангелие, составили грамматику и тунгусско-русский словарь. 4 июня 1852 г. Святейший Синод согласился с предложением Иннокентия о присоединении Якутской области к Камчатской епархии, а относительно перенесения кафедры и семинарии из-за неопределенного еще тогда места нахождения центра гражданского управления краем, было предложено оставить кафедру на старом месте, т.е. в Ново-Архангельске. Постановление Синода было утверждено императором 26 июля того же года. В связи с тем, что на территории Якутской области проживало свыше 200 тыс. душ православного населения, а на остальной части епархии - немногим более 20 тыс. Преосвященный Иннокентий стал ходатайствовать о перенесении Архиерейской кафедры в Якутск, где к тому же было и удобное помещение -Спасский монастырь. Но Священный Синод, принимая во внимание, что Камчатская епархия учреждена с целью миссионерской деятельности среди жителей Северо-Американского края и островов, отказал в этом ходатайстве, позволив только епископу самому определять, где и сколько ему лучше проживать. Поэтому Св. Иннокентий с этого времени проживал то в Якутске, то в Аянске, то в Ново-Архангельске. По предложению Св. Иннокентия охотский протоиерей Евсевий Протопопов перевел на якутский язык Катехизис, Евангелие от Матфея, Деяния Апостолов и Послание святого Апостола Павла к римлянам. Учитывая кочевой образ жизни якутов, Святитель предложил устраивать небольшие часовни в населенных пунктах, а приходских священников снабдил переносными антиминсами, вменив им в обязанность как можно чаще посещать эти часовни, совершать в них богослужение, учить закону Божию и Православной вере как взрослых, так и малолетних. Совершив два путешествия по Якутскому краю, святитель Иннокентий заметил обособленность этого края; это натолкнуло его на мысль открыть здесь отдельную архиерейскую кафедру - викариатство Камчатской епархии. Он пишет в Святейший Синод записку "О благоустройстве Камчатской епархии, по причислению к ней Якутской области". Получив вызов для присутствия в Святейшем Синоде, Святитель добивается разрешения на открытие в Камчатской епархии двух викариатств - в Ново-Архангельске и Якутске. АМУРСКИЙ ПЕРИОД После знакомства святителя Иннокентия с Н.Н. Муравьевым мысль о перенесении кафедры поближе к берегам Амура, с целью проповеди там Евангелия овладела им. Для выполнения столь важного дела необходимо было лицо незаурядное. Преосвященный решил поручить его своему сыну, священнику Гавриилу Вениаминову, достаточно уже испытанному на миссионерском поприще. Он назначил его для исправления треб в командах Камчатской флотилии, направлявшихся к зимовьям на Северо-Восточных берегах Сибири. Необходимость же открытия миссии стала очевидной вскоре после успешного завершения экспедиции 1854 г. под руководством Н.Н. Муравьева, когда русские стали интенсивно осваивать левый берег Амура. Побывав в конце 1855 г. в Амурской области,святитель Иннокентий узнал все о духовных нуждах Амурского края. Это помогло ему составить проект организации амурской паствы. В феврале 1856 г. этот проект был утвержден Святейшим Синодом. С наступлением весны 1856 г. святителю Иннокентию удалось совершить свою первую поездку по всему течению Амура, познакомиться с местными условиями. По его распоряжению были сооружены церкви в Николаевске, Мариинске и Новой Деревне. В 1857 г. Святитель предпринял путешествие вверх по реке Амгуни, где крестил 154 человека. 5 мая 1858 г. святитель Иннокентий вместе с Н.Н. Муравьевым прибыли в Усть-Зейскую станицу, где они решили обосновать главный город Приамурья и изменили название станицы на Благовещенск. 8 декабря того же года Благовещенск был возведен в степень города, а 21 декабря состоялось Высочайшее повеление о том, чтобы Камчатской архиерейской кафедре быть в Благовещенске. 24 мая I860 г. Преосвященный Иннокентий прибыл в Благовещенск. В это время в городе был всего один священник Сизой, и об открытии тотчас епархиального управления нельзя было и думать. Поэтому продолжало действовать Якутское духовное управление, а сам Преосвященный целых два года провел в путешествиях и только с 1863 г. обосновался в Благовещенске. 25 октября 1863 г. была открыта духовная консистория, а с 10 июня 1870 г. титул епископа был изменен на епископа "Камчатского, Курильского и Благовещенского". В 1867 г. Святитель совершил новое апостольское путешествие по Амуру, посетив самые дальние порты восточного побережья и проповедуя Евангелие не только коренным жителям, но даже монголам и китайцам. 28 января 1868 г. святитель Иннокентий был назначен Митрополитом Московским и Коломенским на место почившего Митрополита Филарета (Дроздова). СВЯТИТЕЛИ КАМЧАТСКОЙ ЕПАРХИИ (1868-1899 гг.) После Св. Иннокентия на Камчатскую кафедру был назначен епископ Вениамин, в миру Василий Антонович Благонравов, человек высоко образованный, обладающий обширными научными знаниями и опытом миссионерской деятельности. Родился он в 1825 г. в семье священника Тамбовской епархии. Высшее образование получил в Казанской Духовной академии, где на последнем курсе принял монашество. По отзыву историка академии профессора Знаменского, он отличался талантливостью, редкой любовью к занятиям науками и безукоризненным исполнением всех требований строгой академической дисциплины. После окончания академии со степенью магистра богословия Вениамин был оставлен бакалавром по церковной истории и вскоре получил звание профессора. В 1858 г. был назначен ректором вновь открытой Тамбовской семинарии, а в 1861 г. перемещен в Костромскую. В 1862 г. хиротонисан в Иркутске во епископа Селенгинского, первого викария Иркутской епархии, и назначен начальником Забайкальской Духовной миссии. С этого времени началась его миссионерская деятельность в Восточной Сибири. За шесть лет его деятельности в Забайкальской миссии было обращено в христианство до 2000 душ. Став в 1868 г. епископом Камчатской, Курильской и Благовещенской епархии, он получил обширное поле для миссионерской деятельности, которую позже обобщил в книге "Жизненные вопросы православной миссии в Сибири", изданной в 1885 г. 31 марта 1873 г. епископ Вениамин (Благонравов) был переведен на Иркутскую кафедру, а на его место назначен епископ Павел Попов. 6 марта I860 г. он был хиротонисан во епископа Якутского, викария Иркутской епархии, а 9 ноября 1866 г. переименован во епископа Ново-Архангельского. В 1870 г. перемещен на Енисейскую кафедру, а 31 марта 1873 г. назначен епископом Камчатским и Благовещенским. Камчатской епархией он управлял до своей блаженной кончины 25 мая 1877 г. Преемником епископа Павла стал епископ Мартиниан, в мире Михаил Семенович Муратовский. Родился он в 1820 г. в семье причетника Казанской епархии Свияжского уезда села Муратовка. В 1842 г. окончил Казанскую Духовную семинарию и был определен учителем в Свияжское Духовное училище. 13 июля 1845 г. пострижен в монашество, а 5 августа рукоположен в иеродиакона. 3 марта 1846 г. рукоположен во иеромонаха. В 1853 г. был назначен смотрителем Свияжского Духовного училища, а с 25 июля 1856 г. - настоятелем Свияжской Макарьевской пустыни. С 19 июля 1861 г. исполнял обязанности настоятеля Иркутского Вознесенского монастыря в сане архимандрита. 9 февраля 1869 г. хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии. С 17 октября 1877 г. по II мая 1885 г. - епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский. Епископ Мартиниан известен своей миссионерской и просветительской деятельностью среди инородцев. Им были переведены на корейский и гольдский языки Евангелие, избранные псалмы, Литургия и Священная История. С 1885 г. по 24 октября 1892 г. Камчатской епархией управлял епископ Гурий, в мире Сергей Буртасовский, сын диакона г. Казани. Высшее образование он получил в Казанской Духовной академии, где на четвертом курсе принял монашество. После окончания академии в 1871 г. был учителем Иркутской Духовной семинарии, а с 1880 г. - ректором Благовещенской Духовной семинарии. 22 июля 1885 г. хиротонисан во епископа Камчатского. В 1892 г. преемником епископа Гурия стал епископ Макарий (Дарский), в мире Михаил, сын священника Тульской епархии. Он окончил Тульскую Духовную семинарию и в 1868 г. - Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. 17 сентября 1871 г. рукоположен в сан иерея. С 19 октября 1880 г. исполнял обязанности смотрителя Иркутского Духовного училища. 27 февраля 1881 г. пострижен в монашество, а 7 августа возведен в сан архимандрита и назначен начальником Иркутской Духовной миссии. 9 октября 1883 г. хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. 15 декабря 1899 г. переименован епископом Селенгинским. С 24 октября 1892 г. по 7 сентября 1897 г, управлял Камчатской епархией. Во время своего правления совершил много путешествий по епархии, в одном из которых простудился и скончался. Его кончина была оплакана всей епархией. Погребен епископ Макарий в кафедральном соборе Благовещенска. После кончины епископа Макария на Камчатскую кафедру был назначен епископ Евсевий, в мире Евгений Иванович Никольский. Родился он 21 января I860 г. в семье священника Тульской епархии. Начальное образование получил в Тульском Духовном училище и Духовной семинарии. В 1885 г. закончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия и был направлен в Могилевское Духовное училище преподавателем русского и славянского языков. В 1888 г. назначен помощником смотрителя, одновременно исполняя должность члена Могилевского уездного отделения епархиального училищного совета, а также преподавая греческий язык и исполняя обязанности делопроизводителя училищного правления. 3 августа 1893 г. пострижен в монашество, 5 августа рукоположен в сан иеродиакона, а 6 августа - в сан иеромонаха. II сентября того же года назначен членом С.-Петербургского Духовного цензорного комитета с возведением в сан архимандрита. 18 октября того же года определен на должность ректора Иркутской Духовной семинарии. В Иркутске помимо ректорства и преподавания в семинарии архимандрит Евсевий являлся редактором Иркутских епархиальных ведомостей, председателем училищного совета, деятельным членом Иркутского миссионерского общества. 24 января 1897 г. был возведен в сан епископа Киренского, викария Иркутской епархии. 4 октября того же года назначен епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским. 4 февраля 1898 г. епископ Евсевий прибыл в Благовещенск и управлял епархией до I января 1899 г., когда в жизни епархии произошли большие изменения. Камчатская епархия была разделена на две самостоятельные епархии - Благовещенскую и Владивостокскую. Идея разделения Камчатской епархии имеет давнюю историю. Еще в 1870 г. епископ Камчатский Вениамин (Благонравов), а в 1887 г. епископ Гурий (Буртасовский) поднимали вопрос об учреждении викариатства для более удобного управления северными округами Камчатской епархии. В 1889 г. преосвященный Гурий уже проектировал отделение северных округов и образование самостоятельной епархии с причислением к ней всего побережья Охотского моря, Чукотки и Якутской епархии. Но эти планы так и не осуществились. В 1894 г. вновь был возбужден вопрос об учреждении в г. Владивостоке самостоятельной архиерейской кафедры. Причем главным основанием для этого было то, что с проведением Сибирского железнодорожного пути Владивосток получит важное значение в международном отношении. Необходимо было возвысить город в церковно-религиозном плане, чтобы в глазах азиатских держав он служил светочем православия на Дальневосточной окраине России. Представленный в такой форме вопрос о разделении Камчатской епархии обращает на себя внимание императора. В 1894 г. Святейшим Синодом были затребованы от преосвященных Макария Камчатского и Мелетия Якутского предварительные сведения по вопросу разделения Камчатской епархии. Архиереи поддержали мысль о разделении епархии, причем главной причиной назвали чрезвычайную обширность и разбросанность Камчатской епархии, а также трудность управления из Благовещенска этой обширной епархией. Указанные причины были сочтены достаточными, и дело об учреждении самостоятельной Владивостокской епархии с 1896 г. становится реальным. В 1897 г. по запросу Синода Камчатский епископ Макарий (Дарский) сообщил сведения о площади, народонаселении Камчатской епархии и свои соображения о выделении из нее новой, Владивостокской епархии. Эти соображения легли в основу решения вопроса об учреждении Владивостокской епархии. 4 июня 1898 г. императором было утверждено "Высочайшее повеление об учреждении самостоятельной Владивостокской епархии". В нем говорилось: "Входящие в состав Камчатской епархии г. Владивосток, остров Сахалин и округи Приморской области: Командорских островов, Петропавловскую, Анадырскую, Гижигинскую, Южно-Уссурийскую и часть Удской с удской приходскою церковью на мысе Чемукан и приписною к ней аянскою церковью выделить в самостоятельную епархию, с наименованием ее "Владивостокской", а епископа оной "Владивостокским и Камчатским". Камчатскую епархию наименовать "Благовещенскою", а епископа ее "Приамурским и Благовещенским". БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ После разделения Благовещенская епархия могла развиваться довольно успешно, не испытывая особых трудностей, так как все ее епархиальные органы были сформированы ранее и полностью отошли к Благовещенской епархии. В разное время Благовещенскую кафедру возглавляли преосвященный Иннокентий (в мире Иван Васильевич Солодчин), епископ Никодим (Николай Павлович Боков), преосвященный Владимир (Иосиф Благоразумов), епископ Евгений (Иоанн Бережков), епископ Евгении (Семён Зернов). Через 10 лет самостоятельного существования в 1909 г. в епархии насчитывалось 75 приходских церквей, а вместе с собором, домовыми и приисковыми - 100, а также один монастырь и 60 приходских попечительств. В них служили 7 протоиереев , 91 священник, 17 диаконов, 95 псаломщиков. Кроме того, епархия имела Духовную семинарию вместе с Духовным училищем, более 80 церковных школ, две церкви-школы, всего учащихся 4185 человек. Из просветительных учреждений в Благовещенской епархии действовали Благовещенское Православное братство Пресвятой Богородицы, Духовная миссия для распространения христианства. Из Благотворительных учреждений - приходские попечительства, епархиальное попечительство о бедных духовного звания, Иоанно-Богословское братство для помощи бедным учащимся семинарии и духовного училища. ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ЕПАРХИЯ Указом Святейшего Синода 5 января 1899 г. первым епископом Владивостокским и Камчатским был назначен преосвященный Евсевий (Никольский), бывший Камчатский, Курильский и Благовещенский. 7 марта 1899 г. владыка Евсевий прибыл во Владивосток и здесь, буквально на пустом месте, начал налаживать жизнь новой епархии. Вновь учрежденная Владивостокская епархия в отличие от Благовещенской, не имела буквально ничего, не было даже дома для архиерея, и он вынужден был поселиться на первое время в доме военного губернатора. Владыка сразу приступил к организации духовной консистории, для которой настоятель собора протоиерей Александр Муравьев предоставил в своем доме временно две комнаты. 21 марта был совершен торжественный молебен на открытии консистории. Этот день является днем официального открытия деятельности Владивостокской епархии. На другой день, 22 марта, было открыто Владивостокское попечительство для облегчения материального положения вдов и сирот духовного звания и для заведования делами по опеке над сиротами священно-церковнослужителей. За неимением своего помещения Владивостокское епархиальное попечительство помещалось при канцелярии духовной консистории. Чтобы разрешить проблему жилья Владыка в 1900 г. на станции Седанка начал строить дачу вместе с домовой церковью, которая была освящена 15 апреля 1901 г. Эта архиерейская дача со временем превратилась в благоустроенное Архиерейское подворье, ставшее настоящим епархиальным духовным центром. В первый же год открытия епархии Владыка Евсевий нашел необходимым созвать 9-16 октября 1899 г. первый епархиальный съезд духовенства, на котором были рассмотрены следующие вопросы: об отчислении процентов с церковных доходов в больничный капитал, о благочиннеческих и церковных библиотеках, о мерах борьбы с сектанством, о поднятии религиозно-нравственной жизни паствы, о средствах содержания и улучшения существующих" и имеющих быть открытыми церковных школ, о распределении приходов по благочиниям, о нуждах миссии Владивостокской епархии, об изыскании средств содержания епархиального попечительства о бедных духовного звания, об изыскании средств на поддержание новоустрояемого свечного завода при монастыре, о ружном пособии, о епархиальном женском училище. Ко времени образования Владивостокской епархии в ней насчитывалось 69 церквей: 43 - в Южно-Уссурийском крае, одна во Владивостоке и одна при Шмаковском монастыре, на Сахалине -10 тюремных церквей, две приходские церкви (Удская и Аянская), две на Командорских островах, две на полуострове Камчатком, три северных, две из которых были миссионерскими. Кроме того, к Владивостокской епархии было причислено 17 часовен в Южно-Уссурийском крае, из которых некоторые, имеющие алтари, заменяли храмы, 31 часовня на Камчатке и 6 часовен на Сахалине. Относительно замещения приходов священниками в наиболее хороших условиях находились Сахалин и Север. Там недоставало всего по одному священнику. Но зато в Южно-Уссурийском крае целая треть приходов пустовала. Между тем территория Южно-Уссурийского края продолжала усиленно заселяться. Поэтому нужно было заботиться не только о замещении вакантных мест священниками, но и о расширении сети церквей. Задача, нужно сказать, не легкая. В связи с развитием церковного строительства в епархии Святейший Синод указом от 31 июля 1901 г. учредил во Владивостокской епархии особую должность епархиального архитектора. На эту должность был утвержден священник Михаил Кессельман, настоятель Никольской железнодорожной церкви. Первыми организаторами народной школы в Южно-Уссурийском крае были сельские священники. Ими были открыты первые четыре школы в селениях: Корсаковке (1883 г.), Янчихэ (1883 г.), Никольском (1884 г.) и Владимиро-Александровском (1887 г.). Инициатива открытия новых школ во все последующие времена также исходила по большей части от духовенства. Еще в 80-х годах прошлого века при Камчатском епархиальном управлении был учрежден Камчатский епархиальный училишный совет с несколькими отделениями. Причем существовали Южно-Уссурийское и Камчатское отделения. 19 октября 1899 г. во Владивостокской епархии был учрежден Владивостокский училищный совет. Но свидетельству преосвященного Евсевия на I января 1899 г. во Владивостокской епархии существовало 23 церковноприходских школы и 15 школ грамоты. Из них 11 на Камчатке - II церковно-приходских и по 2 на островах Медном и Беринга, в Южно-Уссурийском крае - 10 церковно-приходских и 15 школ грамоты. Но уже через 10 лет благодаря заботам владыки Евсевия произошли существенные изменения. По сведениям на 1909 г., во Владивостокской епархии существовало 107 приходов, в которых служили 4 протоиерея, 11О священников, 12 диаконов, 114 псаломщиков. При церквах имелось 59 церковно-приходских попечительств, 107 церковно-приходских школ, в том числе 7 двуклассных, 95 одноклассных, 5 школ грамоты, всех учащихся - 4959 человек. Во Владивостокской епархии существовало два монастыря: Приамурский Свято-Троицкий Николаевский мужской общежительный монастырь; основанный в 1896 г., и Южно-Уссурийский Рождество-Богородичный женский монастырь, основанный в 1900 г. До открытия Владивостокской епархии в Южно-Уссурийском крае среди корейцев существовало 9 миссионерских станов. Большинство их существовало формально как разграничительная единица. Только один Янчихэнский имел отдельного миссионера и свой храм. Высокопреосвященный Евсевий с первых шагов своего святительского служения в новой епархии близко принял к сердцу еще довольно молодую миссию, к тому же не имевшую никаких материальных средств. По его инициативе уже в 1899 г. был основан Владивостокский епархиальный комитет Православного миссионерского общества, ставивший своей целью содействие миссионерской деятельности во Владивостокской епархии. Духовная миссия Владивостокской епархии разделилась на три отдела: миссию среди жителей Камчатки, миссию среди корейцев, проживавших на территории Южно-Уссурийского края, и миссию среди корейцев за границей. Начальником Корейской Духовной миссии был архимандрит Хрисанф (Шетковский). Несомненно, улучшение миссионерского дела среди корейцев требовало увеличения числа самостоятельных станов. Поэтому в последующие годы их число было увеличено в 6 раз, причем были выстроены и освящены церкви или церкви-школы и назначены к ним отдельные миссионеры. В 1904 г. начальником Духовной миссии был назначен архимандрит Павел (Ивановский). Он окончил Восточный институт, где изучал корейский язык в целях миссионерского служения среди корейцев. Затем 6 лет провел в Корее начальником внешней Корейской миссии. Он постоянно совершенствовал свои знания языка и впоследствии много сделал в деле перевода богослужебных книг на корейский язык. Им составлены и изданы следующие книги; "Свет мира", где умело собраны и великолепно разъяснены главные истины Православной веры, "Краткая священная история Ветхого и Нового Заветов", "Катехизис", "Moлитвенник". В 1910 г. в Иркутске состоялся Общесибирский миссионерский съезд. Этот съезд стоял в генетической связи с Киевским миссионерским съездом 1908 г. В работе съезда принял участие архиепископ Евсевий и архимандрит Павел. Съезд рекомендовал для улучшения работы корейской - миссии назначить ее начальником самостоятельного епископа. В 1912 г. архимандрит Павел (Ивановский) был хиротонисан во епископа Никольск-Уссурийского, викария Владивостокской епархии. Его помощником по внешней миссии был назначен архимандрит Иринарх. По инициативе епископа Павла во Владивостоке с 5 по 8 июня 1913 г. прошел первый миссионерский съезд Владивостокской епархии, который принял ряд решений, направленных на улучшение миссионерской деятельности в епархии. Кроме того, епископом Павлом организован для миссии переводческий комитет. В число его членов вошел профессор Восточного института Г.В. Подставин. Комитет за короткое время своего существования перевел и издал почти полные Служебник и Требник, просмотрел прежние издания, составил листки с проповедями и пр. 6 ноября 1914 г. резолюцией высокопреосвященного Евсевия был учрежден епархиальный миссионерский Совет. Председателем его был назначен епископ Павел, а членами совета являлись настоятель Покровской церкви протоиерей Василий Попов, епархиальный наблюдатель В.П. Антонинов, секретарь консистории Б.М. Поляновский, священники Владимир Давыдов, Николай Диатолович, Сергий Толпегин. Февральская революция 1917 г. резко изменила жизнь всего общества. Начиналась новая глава и в истории Русской Православной Церкви. Л И Т Е Р А Т У Р А. Амвросий /Ключарев/ архимандрит. Слово при погребении Высокопреосвященного Иннокентия, Митрополита Московского и Коломенского// Журнал московской Патриархии. 1979. №3.с.30-33. Ваулин Григорий священник. Первая обитель на Дальнем Востоке. Владивосток, 1903. Вступление Преосвященного Евсевия в гор. Владивосток и открытие Владивостокской епархии// Камчатские епархиальные ведомости. 1899. №.с.I27-I3I. Давыдов В. священник. Поездка Преосвященнейшего Евсевия, епископа Владивостокского в Камчатку летом 1899 года//Владивостокские епархиальные ведомости. 1903. №1.с.II-I5; №3.с.53-58: №8.с.173-181; №11.с.239-247; №14.с.317-329; №16.с.361-371; №21,с.472-482. Десятилетие Владивостокской епархии//Владивостокские епархиальные ведомости. 1909. №6-7.с.174-178. Десятилетие Владивостокской епархии и первого ее архиерея Высокопреосвященнейшего архиепископа Евсевия//Владивостокские епархиальные ведомости. 1909. №8.с.223-242. Евлогий /Смирнов/ архимандрит. Жизнь и апостольские труды митрополита Иннокентия /Вениаминова/ /1797-1879/ //Журнал Московской Патриархии. 1975. №3.с.58-65. Игумения Павла//Дальний Восток. 1909. №52. Лифантьев А. Оплот русской культуры на Дальнем Востоке./Шмаковский монастырь/ //Владивостокские епархиальные ведомости. 1915. №13.0.385-387. ГО. Миссионерский съезд в Сибири//Дальний Восток. 1910. №185. Наречение и хиротония во епископа Преосвяшеннейшего Павла// Владивостокские епархиальные ведомости. 1912. №15.с.503-505. Огай В. священник. Корейская Духовная миссия в Владивостокской епархии//Владивостокские епархиальные ведомости. 1916. №24.6.834-837. 13."Окладников А.П. Удивительная судьба Ивана Попова//Вопросы истории. 1977, №7. Островидов В. протодиакон. К пребыванию Высокопреосвященнейшего архиепископа Евсевия в г. Иркутске//Владивостокские епархиальные ведомости. 1910. №16.с.578-581; №17.с.595-598. Павел /Ивановский/ иеромонах. Краткий очерк развития миссионерского дела среди корейцев Южно-Уссурийского края//Владивостокские епархиальные ведомости. 1904. №7.с.140-148; №8.с.174-181; №P9.с.I94- 199; №IO.с.220-224; №11.6.241-247. Павел /Ивановский/ архимандрит. Письмо в редакцию. /К предстоящему Иркутскому съезду/ //Владивостокские епархиальные ведомости. 1910. №13-14.с.483-486. Павел /Ивановский/ архимандрит. Сеульская Духовная миссия./По поводу нападок на эту миссию/ //Владивостокские епархиальные ведомости. I9II. №21.с.717-721; №22.с.755-760. Памяти Высокопреосвященного Евсевия, наместника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси//Троицкий Листок: тип. Уссурийской Свято-Троицкой Николаевской обители, 1922. с.1-6, 19; Первый миссионерский съезд//Дальний Восток. 1913. №128. Поездка в местный монастырь//Дальний Восток. 1899. №33. Полный Православный Богословский Энциклопедический словарь, изд. П.П.Сойкина, б.г. Поляновский Б.М. Первое десятилетие Владивостокской епархии /Историко-критический очерк/ //Владивостокские епархиальные ведомости. 1909.№8.с.243-253; №9.с.273-284. Попов Василий священник. Описание поездки Преосвященнейшего Евсевия, епископа Камчатского, для обозрения церковной епархии, совершенной с 8 июля по 22 августа сего 1898 года//Камчатские епархиальные ведомости. 1899. №19.с.135-141. Попов В. протоиерей. Заметка о нашей миссии//Владивостокские епархиальные ведомости. 191О. №13-14.с.479-483, 25. П. П. К пребыванию Высокопреосвященнейшего архиепископа Евсевия на Иркутском миссионерском съезде//Владивостокские епархиальные ведомости. 19IO. №19.С.669-674; №20-21 .С. 687-691. Просвирин Л. протоиерей. Святитель Софроний, епископ Иркутский и Нерченский//Журнал Московской Патриархии. 1971. №9. с.67-78 Разумовский А. Владивостокская епархия за первые пять лет ее существования 1899-1903 г. //Владивостокские епархиальные ведомости. 1905. №3.С. 57-64: №5. С. II4-I20; №6.С. 130-135: №7.С.153-158; №8. С.178-180: №9.С.205-209; №10.с.233-238; №11.с.253-260; №12-13.с. 285-290: №14.с.309-314; №15.с. 337-340; -№16.с.357-360: №I7.с. 388-393: №18.с.414-422: №19.с.441-447; №20.с.455-464; №21.с. 484-494; №22.с.508-514; №23.с.526-534. Соколов Н. Протоиерей, Пивоваров Б. протодиакон. Краткий очерк истории Иркутской епархии /в связи с 250-летием/ //Журнал Московской Патриархии, 1977. №12;с. 58-65. Суржик А. протоиерей. Архиерейское подворье// Красное Знамя. 1989, №60. 14 марта. Суслов А. Ученическая поездка в монастырь //Дальний Восток. I9II. 5. Уссурийский Свято-Троицкий Николаевский монастырь//Владивостокские епархиальные ведомости. 1903. №8.с.181-183. Фиалкин В. Святитель Иннокентий, митрополит Московский и его миссионерская деятельность//Журнал Московской Патриархии, 1979. №3. с.70-75; №4.с. 73-76; №5.с.73-77; №6.с. 68-77.

Протоиерей Анатолий Суржик

äàëåå Âû ìîæåòå ïîñìîòðåòü:

молитвы,
устав Братства,
рубрику "Училище благочестия",
посмотреть наши фотоальбомы,
ознакомиться с журналами "Духовные чтения"
и со страничкой "Наследие".
Пообщаться с редактором сайта иеромонахом Феодосием.
Также мы будем рады увидеть ваши записи в гостевой книге.

Наш адрес: 690041 Россия Владивосток а/я 9



Hosted by uCoz