ПЕРВЫЕ МИССИОНЕРЫ ПРАВОСЛАВИЯ В АМЕРИКЕ
Северная Америка издревле привлекала внимание русских людей. Много труда вложили русские люди в открытие, изучение и освоение Аляски и Алеутских островов. Поэтому, не случайно, эта часть Америки именовалась "Русской Америкой". Начало колонизации Аляски было положено купцами. "Якутские купцы Павел Лебедев и Ласточкин и рыльский купец Григорий Шелехов в 1783-1788 годах "учинили заселение не только американских островов, но и на материке Северной Америки до 55° северной широты". Интересно отметить, что один из спутников Шелехова, прапорщик Линденау, собрал сведения о том, что первое поселение русских на Аляске было сделано в ХVII в."(1, с.9). С ХVIII века, начав освоение этого неведомого края, русские люди несли сюда и первые семена русского Православия. Среди алеутов и жителей Аляски до сего дня памятно имя гражданина города Рыльска Курской губернии, купца Григория Ивановича Шелехова - основателя первых постоянных русских поселений. "Налаживая мирную торговлю с местными жителями, обучая их промыслу, грамоте, счету, знакомя эскимосов с "волшебным" кулибинским фонарем, который они приняли за солнце, подготавливая из местных жителей переводчиков, мастеровых и мореходов, Шелехов одновременно стремился внушить им основные понятия православной веры в Триединого Бога, в Христа Спасителя, учил их начальным молитвам, подчас крестил их, так как священника среди промышленников сначала не было, в различных местах устанавливал большие деревянные кресты, как символы того, что честь первого посещения и освоения данных мест принадлежит русским православным людям" (2, с. 50).
По представлению Шелехова и близкого к нему человека, тоже купца г. Иркутска, Ивана Ларионовича Голикова Святейший Синод в 1793 году назначил в Аляску первую православную миссию. Кадьякская миссия была составлена из валаамских иноков во главе с архимандритом Иосафом (Болотовым). Согласно наставлению, полученному начальником миссии от Петербургского митрополита Гавриила, главная цель миссии состояла "в распространении света Христова среди местного американского населения, в создании Православной Церкви на чужбине. В инструкции отмечалась высота предстоящего служения миссионеров; указывалось на необходимость быть всегда готовыми внушать путь истины туземному населению и никогда не уклоняться от возложенного на них ответственного послушания; при научении туземцев истинам православной веры: быть терпеливыми, сниходительными и кроткими, соблюдая строгую постепенность в переходе от усвоения новообращенными одной истины к другой; среди новообращенных творить справедливый суд; оказывать помощь им в удовлетворении их материальных нужд; перед лицом не знающих Закона Божия самим быть примером доброделания, соблюдать полное бескорыстие" (2, с,50). Валаамские иноки с апостольской ревностью несли возможное на них Русской Православной Церковью послушание. Один из них - иеромонах Ювеналий - в 1795 году запечатлел свое свидетельство о Христе мученической кончиной. Другой монах - старец Герман - в течение сорока лет успешно продолжал миссионерское делание в Америке, а ныне почитается православными христианами Аляски и Америки как святой подвижник и великий заступник перед Богом. "Самоотверженные труды валаамских монахов среди алеутов, кадьякцев и других местных народов дали добрые плоды. Уже к концу 1796 года число просвещенных достигло в Америке двадцати тысяч" (2, с. 50). Валаамские подвижники не ограничивались одним только обращением туземцев в христианскую веру, но также обучали их огородничеству, садоводству, земледелию и другим занятиям.
Вскоре встал вопрос о необходимости иметь миссии своего епископа, так как это должно было расширить ее возможности и придать ей больший авторитет. В связи с этим в мае 1796 года Голиков, компаньон Шелехова, обратился к митрополиту Петербургскому Гавриилу с особым ходатайством. Святейший Синод рассмотрел это ходатайство и, принимая во внимание важность Американской миссии, определил быть в Америке особому архиерею с титулом "Кадьякского", викария Иркутской епархии. "Архимандрит Кадьякской миссии Иоасаф вызван был в Иркутск и в марте 1799 года посвящен в архиерея Иркутским Преосвященным Вениамином" (3, с. 75). Но увидеть снова свою паству новопоставленному Преосвященному не пришлось. Корабль "Феникс", на котором возвращались епископ Кадьякский и его спутники в Кадьяк, разбился недалеко от американских берегов. Это трагическое событие удручающе подействовало на миссионеров. К сожалению, в это время возник конфликт между миссионерами и администрацией Русско-Американской промысловой компании, которую возглавлял А. Баранов, человек энергичный и настойчивый, но предельно гордый. Конфликт настолько обострился, что Синод вынужден был в 1811 году закрыть Американскую епископскую кафедру и все дела миссии передать Иркутской епархии. И по времени прибытия в Америку отца Иоанна Вениаминова "миссия уже давно прекратила свое существование, жители много лет не видели православного священника" (3, с. 75).
29 июня 1824 года на остров Уналашку прибыл священник Иоанн Вениаминов, который с полным правом именуется апостолом "Русской Америки". Это был не только ревностный миссионер, но и выдающийся этнограф и лингвист. "Новый приход отца Иоанна составляли до 60 небольших островков, расположенных на рубеже Берингова моря и Тихого океана. Самый большой из них (150 верст в длину и 50 в ширину) - остров Уналашка. Отец Иоанн застал на этом островке лишь десять селений и в них не более 400 человек. На островах Уналашского края всего было 2000 алеутов" (3, с. 72). На Уналашке не было храма. Стояла лишь старая полуразрушенная часовня. Отец Иоанн решил не начинать никакого дела, прежде чем не построит здесь храма Божия. Через год храм был возведен и освящен в честь Вознесения Господня. Жители островов скоро оценили апостольскую ревность своего пастыря: как на праздник они всегда выходили ему навстречу, бросали все дела, с вниманием слушали его беседы. Совершая постоянные переезды с острова на остров и всюду являясь со своим словом к алеутам, он понял, что трудно вести просвещение через переводчика. И вот он сам берется за изучение алеутского языка. Особое значение он предавал обучению и поэтому завел импровизированную школу, составил для нее учебники и был ее постоянным учителем. Чтобы завершить дело просвещения своей паствы, отец Иоанн решил перевести на понятный для них язык Священную Историю, Катехизис, Евангелие. Вслед за духовным просвещением шло и нравственное воспитание алеутов. Самым прилежным образом исполняли они свои обязанности в отношении к Церкви. "Говели всегда и все, таинств Покаяния и Причащения сподоблялись с благоговением" (3, с. 73). "Даже самые, так сказать, прирожденные пороки алеутов - табакокурение, пьянство и сластолюбие, стали искореняться" (3, с. 74). Таково было десятилетнее служение отца Иоанна Вениаминова среди алеутов Уналашкинского края.
В 1834 году отец Иоанн был переведен на остров Ситха. Туземными жителями этого острова были североамериканские индейцы-колоши. Различные обстоятельства препятствовали в 1834-1835 годах Евангельской проповеди отца Иоанна. В январе 1836 года на Ситхе началась эпидемия оспы, в два месяца унесшая половину населения. Отцу Иоанну удалось осуществить прививки против оспы, прекратившие эпидемию. И колоши оценили отеческую заботу отца Иоанна. "Благодаря тесному сближению с колошами отец Иоанн начал прокладывать путь Евангельскому слову к их сердцам. В 1837 году он предпринял не только попытку открытого проповедования среди них Слова Божия, но и совершил Божественную литургию - в Ситхинском редуте, под простым навесом, поскольку еще не было храма" (4, с. 73). Под влиянием Евангельской проповеди колоши оставляли языческие верования, и даже некоторые закоренелые язычники заметно изменили свою жизнь к лучшему. Но положение Американской миссии было далеко неудовлетворительно. "Четыре священника, получавшие мизерное содержание от Русско-Американской Компании, - вот и весь штат священнослужителей, каким располагала тогда Американская миссия на десятки тысяч верст и 40-тысячное население. Каждый из священников состоял в формальной зависимости от иркутского епархиального управления, но практически над ним не было священноначалия. Отец Иоанн решил уведомить Священный Синод о нуждах юной Американской Церкви и представить проект улучшения миссионерского дела" (4, с. 74). Осенью 1839 года он был вызван в Петербург.
В 1840 году отец Иоанн получил из Иркутска скорбное известие о кончине своей супруги. Митрополит Филарет (Дроздов) предложил отцу Иоанну принять монашество, на что он согласился. 29 ноября 1840 года высокопреосвященный Филарет совершил монашеский постриг отца Иоанна с именем Иннокентий - в честь святителя Иннокентия Иркутского. Вскоре, 13 декабря, последовало наречение, а 15 декабря - посвящение архимандрита Иннокентия во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. До января 1841 года епископ Иннокентий отправился к месту своего святительского служения.
Когда в 1842 году святитель Иннокентий прибыл на остров Кадьяк, он был приятно обрадован происшедшими здесь переменами. Жители Кадьяка, охраняемые заботами своего нового начальника, поступившего в 1839 году, Иннокентия Костромитинова, движимые пасторской ревностью вновь прибывшего к ним священника отца Петра Литвинцева, за какой-нибудь год или два явили необычные успехи в религиозно-нравственном отношении. Церковь когда-то полупустая, теперь была каждое Богослужение полна. Святитель Иннокентий, оценив возможности, прежде всего расширил здешний храм и предложил притчу и кадьякцам построить по всем селениям небольшие часовни. Главная же забота святителя Иннокентия по отношению к Кадьякской Церкви была направлена к тому, чтобы снабдить ее переводами Священных книг на кадьякское наречие. "В 1849 году кадьякцы имели уже на своем языке Евангелие от Матфея, Краткий Катехизис и необходимые молитвы" (4, с. 76).
Занимаясь более трех лет просвещением колошей в бытность свою священником на острове Ситхе, святитель Иннокентий не только приготовил их к слушанию Евангельской проповеди, но и расположил большинство к принятию святого Крещения. Для продолжения просвещения он послал к колошам специального благовестника-иеромонаха Мисаила (Озерова) в полной уверенности, что колоши примут его как подобает. И действительно, "к Пасхе 1843 года, то есть всего лишь по прошествии одного года, всех колошей, как писал святитель Иннокентий митрополиту Филарету, окрещено было уже 102 человека, а к середине 1845 года их было уже свыше двухсот" (4, с. 76). Более того, святитель Иннокентий задался целью приготовить несколько переводов Священных книг на колошское наречие. Ко времени построения храма, который был освящен 24 апреля 1849 года, святитель успел перевести воскресные Евангелия, некоторые чтения из Апостола, молитву Господню, Символ веры и некоторые молитвословия. Естественно, что результаты не замедлили сказаться. Множество колошей прибегло к святому Крещению, и храм их во время Богослужения неизменно был полон.
Из трех миссий, учрежденных святителем Иннокентием на Американском материке, первою была миссия Нушегакская - на берегу Беренгова моря при реке того же названия. Первый здешний поселенец из русских Федор Калмыков до 1829 года окрестил 7 или 8 местных жителей. Преосвященный Иннокентий, еще будучи священником на острове Уналашке в 1829 году, пробрался в Нушагак и там блоговествовал и крестил тридцать человек в реке Нушагаке. "В 1838 году по стопам отца Иоанна отправился его преемник по Уналашкинскому приходу отец Григорий Головин. Он миропомазал 53 человека из числа крещенных Калмыковым и крестил 52 человека. Таким образом, Нушегакская церковь перед открытием Камчатской епархии состояла уже более чем из 300 человек" (4, с. 77). В 1842 году святитель Иннокентий отправил в Нушегак своего зятя Илью Петелина, который устроил в Нушегаке школу для мальчиков. "Через посредство школы отец Илья успешно вел Евангельскую проповедь. Ему удалось вместо полуразвалившейся часовни построить новую просторную церковь и за 4 года увеличить число пасомых до 925 душ" (4, с. 77). В 1854 году из Троице-Сергиевой Лавры был прислан иеромонах Феофил. В первый же год своего служения он совершил дальние поездки по реке Нушереку. Куда бы ни приезжал отец Феофил, он считал необходимым прежде всего совершить Божественную литургию. "Борьба с шаманством требовала большой духовной силы, и с этой стороны отец проявил свои незаурядные качества. Шаманы прекратили свое явное противодействие, а затем и сами стали изъявлять желание креститься" (5, с. 73-74). Поэтому крещение остальных туземцев пошло гораздо быстрее.
Кенайская миссия имела в своем ведении жителей Кенайского и Чугачского заливов и реки Медной: кенайцев, чугачей и медновцев. "Семя Христово было занесено сюда славным иеромонахом Ювеналием в 1795 году. Отец Ювеналий в один год крестил всех жителей Кенайского залива и до 700 душ чугачей" (5, с, 74). После вступления святителя Иннокентия на Ситхинскую кафедру сюда в 1841-1842 годах совершил две поездки священник Петр Литвинцев. Он обратил ко Христу 350 туземцев. В 1845 году в Кенай был направлен иеромонах Николай. Благодаря ревностному служению отца Николая "Кенайская церковь в 1850 году имела уже до полутора тысяч душ, в том числе 502 кенайца, 227 уголенцев и медновцев, 224 чугача, 476 креолов (5, с. 74). Не менее успешно шло и религиозно-нравственное совершенствование кенайской паствы. Об этом святитель Иннокентий писал: "Кенайцы не только охотно слушают поучения, но некоторые сами приходят к миссионеру и просят его учить их" (5, с. 74). Квихпакская миссия включала в себя селения Северной Америки, расположенные по побережью Берингова моря и Берингова пролива. Первое благочестие христовой веры принес сюда в 1843 году уналашский священник отец Григорий Головин. В 1845 году Преосвященный Иннокентий отправил туда опытного своего сподвижника - священника Иакова Нецветова. Он был креол и знал в совершенстве алеутский язык. Не щадя своих сил отец Иаков ревностно проповедывал Евангелие. "Результатом самоотверженной деятельности отца Иакова было то, что за два года своего пребывания здесь он принял в лоно Квихпакской церкви 437 новых чад" (5, с. 74). К лету 1848 года его паства имела 2250 душ; кроме того, насчитывалось до 500 человек оглашенных, готовых принять святое Крещение.
По прошествии нескольких лет деятельность Русской Православной миссии в Северной Америке можно было считать налаженной. "К 1850 году в Североамериканской и Алеутской епархии имелось десять церквей, 37 молитвенных домов и около 15 тысяч верующих" (5,с.75). В 1856 году кафедра святителя Иннокентия была перенесена в город Благовещенск. Ввиду того, что просвещение якутской и амурской паствы не позволяло ему как должно управлять Американской Церковью, святитель Иннокентий решил ходатайствовать о назначении в Ново-Архангельск викария. Святейший Синод дал согласие на это, и в 1859 году викарием на остров Ситхе был назначен епископ Петр (Екатериновский). Но в 1867 году Аляска была продана царским правительством Соединенным Штатам Америки. "Архиепископ Иннокентий смог настоять на включении в Договор о продаже пункта, по которому все храмы и земельные участки, принадлежавшие Русской Православной Церкви в Америке, должны были остаться собственностью Русской Церкви, за которой обеспечивалась полная свобода деятельности. Но после 1867 года прежних, сравнительно благоприятных, условий для миссионерской работы уже не было" (2, с.51). Тем не менее русские миссинеры не останавливались перед возникшими трудностями, но с апостольской ревностью служили делу созидания спасения местного населения. В 1870 году Святейший Синод открыл в бывших русских американских владениях самостоятельную Алеутскую и Аляскинскую епархию с Кафедрой в Сан-Франциско. Первым епископом на эту кафедру был назначен Иоанн (Митропольский, 1870-1877). Впоследствии эту кафедру занимали: Николай (Зиоров, I89I-I898), Тихон (Белавин, впоследствии Патриарх Московский и всея России и другие. Это - имена тех славных тружеников, которые с усердием расширяли и укрепляли дело Святого Православия на американской земле, невзирая на встречавшиеся в их спасительном делании многообразные препятствия.
Использованная литература
1. Ефимов А.В. Из истории русских экспедиций на Тихом океане. - М., Воениздат, 1948.
2. Скурат К.Е. Автокефальная Православная Церковь в Америке.// Ж.М.П., 1971, № 5.
3. Фиалкин В. Святитель Иннокентий, Митрополит Московский, и его миссонерская деятельность // Ж.М.П., 1979, №.3.
4. То же// Ж.М.П., 1979, № 4.
5. То же// Ж.М.П., 1979, № 5.
священник Анатолий Суржик 25.11.83
молитвы,
устав Братства,
рубрику "Училище благочестия",
посмотреть наши фотоальбомы,
ознакомиться с журналами "Духовные чтения"
и со страничкой "Наследие".
Пообщаться с редактором сайта иеромонахом Феодосием.
Также мы будем рады увидеть ваши записи в гостевой книге.
Наш адрес: 690041 Россия Владивосток а/я 9