Официальный сайт
Братства Ревнителей Православия
во имя Свт. Тихона, Патриарха
и Исповедника Всероссийского


 

СЛОВО ПАСТЫРЯ

Проповедь в Неделю пред Богоявлением

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Во Иордане крещающуюся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение. Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе. Так сегодня Православная Церковь прославляет Святую Троицу в момент, когда Христос – Спаситель наш, сходил в Иорданские воды, чтобы принять телом Своим, Своим человеческим естеством крещение в водах Иорданских. Сам же Бог-Отец с неба вещал о том, что это есть Его Сын. В писании говорится, что глас Небесный сказал: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Нем Мое благоволение. И Дух Святой в виде голубя сходил на Сына Божия, стоящего в водах, свидетельствуя Иоанну Предтече о том, что это есть Тот Мессия, Тот посланный от Отца на землю для спасения рода человеческого. В этом событии мы видим свидетельство Святой Троицы на земле. Господь открывает видимым образом для человека истину о Святой Троице: Отец – свидетельствует с неба; Сын – принимает крещение в воде; Дух Святый – сходит от Отца к Сыну. Святая Троица – есть истинный Бог, Бог, совершающий творение мира; Бог, совершающий освящение мира; Бог, совершающий спасение падшего человека, падшего мира для того, чтобы возвести людей от земли к Небу, от погибели к Вечной жизни. И вот мы, возлюбленные братья и сестры, сегодня участвуем в этом торжестве Святой Троицы – Бог явился на землю триипостасным. Поэтому Церковь научает нас сегодня славить Бога, освящающего естество природное, естество водное, естество человеческое – естество падшее для того, чтобы запечатлеть в падшем человеке образ истинного Бога, образ Святой Троицы. И через это запечатление, через это освящение возвести человека от греха к Вечной жизни, от смерти к спасению. И мы, возлюбленные братья и сестры, сегодня научаемся через сей праздник Богоявления славить Бога, явившегося на землю, нести на себе образ Святой Троицы, осеняя себя крестным знаменем во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, прославляя Бога славимого в Троице во веки веков. Аминь

+Епископ Анастасий 5 / 18 января 2003 г. Кафедральный Свято-Евсевиевский Собор гладивостока

Слово сказанное на погребение новопредставленного Николая, многолетнего прихожанина Свято-Евсевиевского прихода, профессора истории, автора ряда статей для Духовного листка.

Сегодня, братья и сестры, мы молитвенно проважаем брата нашего Николая в Царствие Небесное. Молитвенное наше предстояние перед Богом очень таинственно, очень сокровенно, ибо душа сего раба восходит в то долгожданное Царство, которого ждала здесь на земле. Брат Николай искал это Царствие, жаждал Его, старался жить по законам этого Царства. Путь земной брата Николая был очень трудным, много пришлось пережить за годы советской власти. Работая в сов. учреждениях, он испытывал притеснения, гонения от той безнравственности, от того разврата, который окружал в советскую эпоху всех людей. Ибо люди избрали этот путь земного благополучия, земного беззаконного, безбожного царства. Однако, были и такие люди, которые сохранили остатки святости и чистоты, они страдали, мучались, несли крест. Среди этих людей был и наш брат Николай, который в те годы, живя в этой системе, конечно, страдал и терпел. Он старался жить по правде Божией и в своих убеждениях, и в исповедании Святой Истины. Брат Николай достиг и в науке исторической больших высот, он имел степень научную – доктора исторических наук. Им написано много научных работ, чем оставил на земле добрую о себе память. Все время он нес в сердце своем веру во Христа, в Святую Православную Церковь, не стыдясь исповедовать, свидетельствовать Истину перед беззаконным миром. С 1990 года, как образовался наш приход, брат Николай стал прихожанином нашего храма, членом прихода и все это время жил жизнью нашей Церкви. Он ненавидел ту неправду, которая насаждается сегодня на земле. Мы веруем, что он сегодня соединяется с этой вечной правдой, с той вечной истиной, которой он жаждал, к которой стремился. Будем же молится, чтобы его чаяние, его вера в воскресение Христово осуществились, чтобы он вошел в Жизнь Вечную со всеми угодившими Богу. Аминь.

+Епископ Анастасий

Проповедь в Неделю 19-ую по Пятидесятнице

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Как мы знаем из Священного Писания, возлюбленные братья и сестры, Господь сотворил человека по образу и подобию Своему. То есть все мы получили от Бога Отца Нашего – Его образ, который запечатлен в душе человека. Сей образ заключен в том, что душа человека имеет качества, которые свойственные самому существу Божию. Эти качества, присущие человеческой душе, не равны Божиим свойствам. Человек лишь может приближаться к этим Божественным свойствам, которые в Боге абсолютно совершенны. Такую способность духовно совершенствоваться или богоуподобляться человек получил от Бога изначально. В этом то и заключается подобие человека Богу. В этом, как говорит Иисус Христос в Евангелии, и состоит смысл человеческой жизни. Заканчивая Нагорную проповедь, Иисус Христос сказал: Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный. Но эта способность совершенствоваться, приближаться к Богу была присуща человеку только до тех пор, пока он сохранял свою первозданную чистоту, пока грех не вошел в его жизнь, пока грех не исказил естественные природные силы, не разрушил гармонию, единство, внутреннюю жизнь человека, жизнь его души и тела. С момента грехопадения человек потерял эту способность, хотя в нем и сохранился образ Божий (и после грехопадения сохраняется то, что Бог запечатлел в его душе при творении). Способность к богоуподоблению, к нравственно-духовному усовершенствованию была потеряна. Поэтому после грехопадения, человек не только не стал богоуподобляться и нравственно совершенствоваться, но начал деградировать, становиться хуже. Эту деградацию личности человека мы можем наблюдать в жизни людей после грехопадения, а в особенности, после того, когда они стали забывать самого Бога, встали на путь идолослужения, служения своей плоти, полностью забыв о своем предназначении, о смысле человеческой жизни. И лишь только через Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа человек получил возможность начать духовно совершенствоваться, начать свое спасение. Ибо Иисус Христос, разрушивший грех в человеческом естестве, своей крестной смертью совершивший тайну спасения человека от греха, проклятия и смерти, дал человеку ту Божественную благодать, которая дает ему силы, дает способность снова богоуподобляться. Но чтобы получить эту благодать, необходимо соединиться с самим Богочеловеком Иисусом Христом. Ибо через это общение и дается сила, через учение Иисуса Христа, через Его Святое Евангелие и открывается нам премудрость о том, что мы должны стремиться к духовному совершенствованию, исправлять свою жизнь. Иисус Христос через Святую Церковь дает нам ту Благодать, которая и делает для нас этот путь реальным и возможным. И вот сегодня, братья и сестры, в Евангельском чтении мы слышали о том, как нужно совершать богоуподобление. Господь призывает нас сегодня к тому, чтобы мы подражали Ему в той нравственной чистоте, которая называется милосердием. Христос говорит нам в Евангелии сегодня: Будьте милосерды, якоже и Отец ваш милосерд есть. Именно по милосердию Своему Господь сотворил человека, по милосердию Своему и по любви Господь послал в мир Сына Своего и принес в жертву Его, чтобы спасти падшего человека. В милосердии Бога проявляется Его любовь к Свому творению, любовь к человеку, любовь к каждому из нас. И мы должны также поступать в отношении наших близких, окружающих нас людей. Чтобы мы служа людям, оказывали им милосердие, научились сей величайшей добродетели, через которую можно восходить на небо, совершать наше спасение. Поэтому, возлюбленные братья и сестры, будем молиться сегодня и благодарить Бога за то, что Он нас, оскверненных грехами, призывает к покаянию, призывает нас творить дела милосердия, чтобы служить Ему в Царствии Небесном во веки веков. Аминь.

+ Еп. Анастасий Свято-Евсевиевский Кафедральный Собор гладивосток 13/26.10.2003

Проповедь в Неделю 20-ую по Пятидесятнице

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

В сегодняшнем евангельском чтении, возлюбленные братья и сестры, мы слышали о том, что однажды Иисус Христос, подходя к городу Наину, встретил похоронную процессию. Хоронили молодого человека, единственного сына одной бедной вдовы. Увидев ее, ее слезы, Господь сжалился над тяжелым горем бедной матери. Он подошел к гробу ее сына и совершил чудное таинство воскресения. Иисус Христос сказал умершему: «Юноша! Тебе говорю, встань!» И вот эта мертвая плоть, потерявшая уже круг жизни, преображается; душа возвращается в это тело, мертвый встает из гроба. Конечно, это чудо было большим счастьем для матери: сын ее воскрес! Она возрадовалась и возблагодарила Бога. Это чудо было необычно и для всех присутствовавших, ибо все изумились и удивились, все познали, что тот, кто приказал мертвецу встать, - имеет власть над жизнью и смертию. И мы сегодня, возлюбленные братья и сестры, слыша и как бы духовно участвуя в этом событии – воскресении сына бедной вдовы, - проникаемся благоговейной верой и надеждой в то, что и мы также можем воскреснуть. Ибо воскресив юношу, Господь дал и нам возможность воскресения. Эта возможность открывается через воскресение самого Иисуса Христа, т.к. своим воскресением Он полностью совершил победу над смертью, разрушил силы греха, разрушил цепи дьявола, уничтожил то рабство сатанинское, в котором пребывала человеческая природа, после грехопадения Адама. И человек, обреченный через первородный грех на проклятье, осуждение и смерть, через тайну воскресения Иисуса Христа, получает возможность, силу и надежду воскресения в Жизнь Вечную. Конечно, между тайной воскресения юноши, о которой мы сегодня слышали в Евангелии, и тайной будущего воскресения, которую мы все чаем (как об этом написано в православном Символе Веры), существует большая разница – юноша воскрес еще не в Жизнь Вечную, ему предстояло потом снова умереть, чтобы в будущем воскреснуть. Это чудо было совершено Иисусом Христом только для утверждения слышавших и видевших Его в вере, в вере в Его Божественную силу, в вере в Его Божественную природу, в Его Богочеловеческое естество. А тайна будущего, всеобщего воскресения – тайна вечная, ибо воскресшие в тот день уже воскреснут одни – в Жизнь Вечную, а другие – в погибель Вечную. Кто эти одни? Это те, кто сохранил веру, надежду, любовь к Богу, благочестие, добродетельную, чистую жизнь. А кто те, кто воскреснут погибель Вечную? Те, кто попрал веру Христову, кто возненавидел Бога, благочестие и чистоту и своим грехом, своим беззаконием, нечестием восстал против правды и истины. Они, конечно, отвергнутся своими делами, и не войдут в жизнь Вечную, а погибнут вместе с сатаной и его ангелами, для которых уготована вечная геена, вечный огонь, мучения в вечной погибели. Конечно, нам, живущим в этом мире, привыкшим рассуждать по-земному, трудно сегодня воспринять, что есть жизнь вечная и понять, что есть погибель вечная. Но сам Бог, Святые апостолы, пророки и Отцы Церкви свидетельствовали о большом различии между этими двумя состояниями. В жизни вечной – осуществится блаженная надежда вечного бытия с Богом, а в погибели вечной – осуществится полное разлучение с Богом и пребывание в вечных страданиях и мучениях, на которые обрекает себя всякий грешник. Поэтому, возлюбленные братья и сестры, слушая сегодня слова Святого Евангелия, возрадуемся вместе с сей бедной вдовой, получившей сына себе после его смерти, и будем благодарить Бога за то, что Он и нам дал возможность воскреснуть в жизнь вечную, приложим все усилия, чтобы сохранить веру, надежду, любовь, которые открывают нам путь в Царство Небесное со всеми угодившими Богу. Аминь.

+ Еп. Анастасий Свято-Евсевиевский Кафедральный Собор гладивосток 20.10/02.11.2003

Проповедь в Неделю 21-ую по Пятидесятнице

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

В сегодняшнем евангельском чтении, возлюбленные братья и сестры, мы с вами слышали притчу о сеятеле, рассказанную Иисусом Христом. Сеятель вышел в поле и стал разбрасывать семена, чтобы они возросли и принесли новый урожай. Иисус Христос говорит: одно семя полетело и упало при дороге, другое – на каменистую почву, третье семя упало в терние, т.е. где росла сорная трава, четвертое же упало в хорошую добрую землю. И вот, когда взошли семена, то, попавшие на дорогу семя, было затоптано, и птицы поклевали его. Семя, упавшее на каменистую почву, быстро проросло, но скоро засохло, потому что не имело глубоких корней и влаги. Упавшее в сорную траву, было заглушено этой травой. И лишь одно, которое упало на добрую плодородную почву, выросло и принесло обильный плод. Сам Христос объясняет, что значит сия притча. Семя – есть слово Божие. Словом Божиим мы называем Евангелие, которое распространяется по всему миру, которое мы слышим в храме, можем читать дома. Сеятель – тот, кто сеет, проповедует слово Божие. А земля, почва, на которую сеется семя – есть сердца человеческие. Слово Божие сеется для того, чтобы был принесен плод; плод, который есть Царство Божие. Ибо войти в Царствие Божие можно только приняв слово, ибо через него дается вера. Человек слышит это слово, воспринимает его в сердце своем, но все зависит от того как он отнесется к этому слову. Если он отнесется к нему доброжелательно, с верой, примет в сердце свое и будет жить по этому слову, тогда жизнь его переменится, вырастет то доброе семя и принесет тот добрый урожай, который введет его в Царствие Божие. Если же человек с пренебрежением отнесется к слову, которое он услышал, но не принял его в сердце свое, будучи искушаемым миром сим, то слово, это семя, конечно, погибнет и не принесет плода. А человек, хотя в душе его и было посеяно семя для будущей жизни, не войдет в Царствие Божие. Но слово Божие – это не только слова Священного Писания. По учению Святых Отцов слово Божие – это есть сам Господь Иисус Христос. И мы принимаем в свое сердце не только слова Священного Писания, но и самого Сына Божия Иисуса Христа. Ибо Он сам сеет себя в сердце твоем, сеет через ту благодать, которую мы получаем в церковных таинствах. Мы все, приняв Таинство крещения, Таинство Миропомазания, восприняли крещенскую благодать, т.е. семя, посеянное в душу нашу, благодаря которому и получили возможность начать дело нашего спасения. И если эта полученная благодать через наш труд, через нашу веру, через исполнение заповедей Божиих и не будет приумножена, то мы не получим жизни вечной, мы окажемся исторгнутыми из Царствия Божия. Каждый из нас, приняв благодать в таинствах Святого Крещения и Миропомазания, должен хранить ее в себе и приумножать, трудясь, возрастая духовно, чтобы достичь жизни вечной. А чтобы трудиться, нужно обязательно молиться, нужно обязательно каяться в своих грехах, нужно жить по заповедям Божиим, творить дела милосердия и благочестия, сохранять мир в своей душе. Поэтому, возлюбленные братья и сестры, отнесемся благоразумно к тому семени, которое Господь посеял в каждом из нас, чтобы из него произросло доброе семя, семя, влекущее нас в жизнь вечную, в Царствие Небесное со всеми угодившими Богу. Аминь.

+ Еп. Анастасий Свято-Евсевиевский Кафедральный Собор гладивосток 27.10/9.11.2003

Проповедь в 12 - неделю по Пятидесятнице

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня, возлюбленные братья и сестры, мы слышали из евангельского чтения о том, как некий юноша, задумавшийся о смысле жизни человека, пришел к Иисусу Христу с очень важным вопросом. Юноша сказал: «Учитель благий, что мне нужно сделать, чтобы наследовать Жизнь Вечную?» Иисус Христос сразу же обратил внимание этого молодого человека на то, что Благ только один Бог. И коль он, юноша, называет Иисуса Христа благим, то он должен исповедовать Его как Бога и воспринимать Его ответ не только как наставление человеческое, а прежде всего, как истину, которую открывает Бог. После этого Иисус Христос говорит юноше, если хочешь войти в жизнь вечную, необходимо исполнить заповеди, которые дал Бог. Иисус Христос повторяет эти заповеди: Не укради, не убий, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать твою. Он перечисляет практически весь Закон Божий, говоря о том, что, исполняя Закон, человек и приобретает Жизнь Вечную. Но этот юноша был очень любознательным, ему было недостаточно того, что он уже знает: « – Я это знаю с детства, говорит, юноша, меня научили закону, но что мне нужно дозавершить, чтобы войти в жизнь вечную?» И вот Иисус Христос отвечает юноше: - Пойди продай имение свое и иди за Мной (т.е. иди за Богом). Оставь все земные привязанности, все, к чему ты привязан сердцем, и иди служить Богу, тогда ты войдешь в Небесный Иерусалим, войдешь в Царствие Небесное, войдешь в Жизнь Вечную. Этот ответ опечалил юношу, ибо он имел большие привязанности к земным благам, он имел большое богатство. И мысль о том, что ему нужно расстаться с этим богатством, огорчила его, и он отошел от Иисуса Христа. Тогда Иисус говорит своим ученикам о том, что трудно войти богатому в Царство Божие. И мы, возлюбленные, слыша сие поучение евангельское, должны также испытать свое сердце и проверить, не имеет ли наше сердце таких земных привязанностей, которые мешают нам войти в Царство Божие. Конечно, многие люди могут сказать сегодня, что мы живем в такое время, когда богатых единицы, а все мы бедные, у нас даже нечем за квартиру и за свет заплатить, так, что никаких привязанностей нет. Нет, дорогие! Земное богатство заключается не в том, что мы должны иметь много, а в том, что человек привязывается сердцем ко всему земному. Богатством могут быть дети, семья, к которой человек привязался и всю жизнь служит своим детям, как идолу. У него нет времени даже Церковь посетить, он говорит, что все время занят семьей, что ему нужно воспитывать детей. Да, надо, обязательно! Но Бог должен быть на первом месте. Нужно уметь отрываться от тех земных наших дорогих людей, чтобы Бог был дороже всех их. Другой говорит – у меня работа, я к ней привязан, и мне некогда исполнять заповеди Божии, мне некогда попоститься, помолиться. Это говорит о том, что работу он ставит выше всего для себя на земле, Бог у него не является главным достоянием. Конечно, и такая привязанность земная лишает человека возможности войти в Царствие Божие. Много в земной жизни таких вещей, к которым человек привязывается всем сердцем. У одних это – украшение; у других – слава; у третьих – пьянство; у четвертых – наркомания. Они этим дорожат, этим живут и Богу не служат. И вот, чтобы войти в Царство Божие, нужно отречься от всего земного богатства, от всех земных привязанностей, отречься от греховных страстей, которые нас связывают с землей, ибо земля тянет человека в преисподнюю. Сегодня, возлюбленные братья и сестры, Церковь нас призывает исследовать наше сердце, нашу душу и определить в себе, нет ли у нас таких привязанностей земных, как у того евангельского юноши, нет ли у нас таких привязанностей, которые мешают нам войти в Царствие Божие. И если есть, то порвать с ними, отречься от своих страстей, чтобы войти в Небесный Иерусалим со всеми угодившими Богу. Аминь.

+Епископ Анастасий 25 августа / 7 сентября 2003 г. Кафедральный Свято-Евсевиевский Собор гладивостока

Проповедь в неделю 11-ую по Пятидесятнице

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня, возлюбленные братья и сестры, мы слышали из евангельских чтений притчу Иисуса Христа, в которой Он наставляет нас в необходимости прощать своих врагов. Мы слышали как некий раб, т.е. подневольный человек, задолжал своему господину очень большую сумму. Но поскольку он не имел возможности отдать, то Господин снизошел к его молитвам, снизошел к его немощи и простил весь долг. Этот же человек, вместо того чтобы подобным образом поступить в отношении других, находит своего друга, который должен был ему очень мизерную сумму, и требует, чтобы тот немедленно вернул долг. Далее мы слышали в притче, что Господин, узнав об этом, призвал опять своего раба и сказал ему о том, что долг, который был прощен, снова возвращается, что он будет заключен в долговую тюрьму и пробудет там, пока не отдаст всего долга своего. Окончание притчи очень назидательно для нас. Мы должны прощать своих обидчиков, своих должников. Ибо те долги, которые нам Господь прощает, это суть те грехи, которые мы задолжали Богу. И по нашим молитвам и покаянным слезам Господь прощает нас. Но чтобы этот долг был окончательно прощен, чтобы он снова нам не вернулся в вину на Страшнем Суде, нам нужно научаться прощать своих врагов, тех людей, которые согрешили перед нами чем-то, а также близких, братьев и сестер, которые насолили нам в жизни. Ибо если мы будем иметь против них озлобление в своем сердце, если мы не будем прощать и оставлять всякую их вину, то Господь и нас не простит. Иисус Христос говорит нам в Евангелии: Как вы прощаете, так и сами прощены будете. Поэтому будем всегда помнить об этом уроке, который преподал нам сегодня Иисус Христос в евангельском чтении, и научимся прощать всех обидящих, досадивших нам, чтобы и нам прощенными быть и войти в Царствие Небесное со всеми угодившими Богу. Аминь.

+Епископ Анастасий 18 / 31 августа 2003 г. Кафедральный Свято-Евсевиевский Собор гладивостока

Проповедь в праздник Успения Пресвятой Богородицы

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня Православная Церковь празднует двунадесятый праздник Успения Пресвятой Богородицы. В тропаре праздника церковь выражает сущность самого праздника. В нем говорится: «В рождестве девство сохранила еси, в успении мира не оставила еси, Богородице, представилася еси к животу, Мати сущи живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша». Церковь в этом тропаре учит нас исповедовать Богородицу как Приснодеву, говоря «в рождестве девство сохранила еси», т.е. Она родила своего Сына непорочно. Господь Иисус Христос, вселившийся в Ее утробу, прошел через нее и воплотился, и родился, не нарушив Ее девственного естества. В этом учении о Приснодеве Марии раскрывается тайна Божественного откровения, которая состоит в том, что Господь Иисус Христос должен пройти в двери закрытие. Эти закрытые двери – суть то Приснодевство Богородицы, которое мы исповедуем. Ибо в ней осуществились Ветхозаветные пророчества, указывающие на будущее рождение Иисуса Христа от Матери Божией, от Святой Девы Марии. Родив Своего Сына, Пресвятая Дева Мария получила от Него освящение, духовное просвещение и достигла той высоты святости земной жизни, которая не достигается простыми смертными. Церковь Ее исповедует еще как «чеснейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим», уподобляя Ее ангельским чинам. Ибо Ее вера, Ее служение Господу нашему Иисусу Христу достигла такого высокого служения, которое совершают Святые ангелы на небе пред Престолом Божиим. Пресвятая Дева Мария, уйдя из этого мира, вознеслась, была взята Своим Сыном Иисусом Христом на небо и, по учению Церкви, там Она молится о мире, о православном народе, молится о тех людях, которые почитают Ее Сына Иисуса Христа и Ее, Богородицу, как Приснодеву Марию. Поэтому тропарь Церкви и говорит нам: «… во успении мира не оставила еси…». Ибо даже после смерти, Она продолжает общаться со всем миром и своим молитвенным покровом, своим заступлением участвует в делах всех верующих людей, в делах народа, прославляющего Ее и чтущего Ее Сына. Поэтому сегодня, возлюбленные братья и сестры, в этот день мы радуемся и веселимся тому, что Пресвятая Богородица (несмотря на то, что в сей день преставилась и отошла из сего мира) – наша молитвенница и заступница – всегда с нами пребывает, всегда молится за нас, и ее молитвы всегда очень действенны и благодатны для всех верующих людей. Так давайте и мы, братья и сестры, прославим Успение Божией Матери, будем молиться, чтобы и нам достойно уйти из этого мира. Ибо жизнь человеческая на земле непременно должна закончится тем местом, которое называется гробом, могилой. Это тот закон, который положил Господь, ибо чтобы воскреснуть – мы должны обязательно умереть, ибо кто не умрет – тот и не воскреснет. Но мы должны не просто уйти в землю, а уйти от земли на небо. Пример такого отшествия и показывает нам Богородица в Своем Успении. И мы, подражая Божией Матери, уповая на Ее молитвы, будем свою жизнь проводить благочестиво, благоговейно, в Святой православной вере, чтобы и нам сподобиться тихого преставления, как об этом молится всегда за Богослужением Святая Церковь, чтобы и нам иметь упокоение со всеми праведными, со всеми святыми и всегда пребывать на небе с Пресвятой Богородицей во веки веков. Аминь. +Епископ Анастасий Кафедральный Свято-Евсевиевский Собор гладивостока

+Епископ Анастасий 15 / 28 августа 2003 г. Кафедральный Свято-Евсевиевский Собор гладивостока

Проповедь в неделю 9-ую по пятидесятнице

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня, возлюбленные братья и сестры, мы с вами слышали евангельское чтение о том, как однажды во время плавания Святых апостолов по Галилейскому озеру они увидели, идущего по воде Своего учителя, Господа нашего Иисуса Христа. И вот апостол Петр, обуреваемый чувством глубокой веры, обращается ко Нему с просьбой, чтобы и ему Он позволил также пойти по водам. Христос говорит Петру: «Иди!» И Петр выходит из лодки, ступает на воду и в нарушении всех законов природы начинает идти по воде. Вокруг бушуют волны, дует ветер, а Петр идет навстречу Иисусу. Это было чудесное событие, но оно, как повествует евангелист, продолжалось недолго. Ибо Петр, увидев эту бушующую стихию, потерял веру, он усомнился. И в тот же момент, как маловерие вселилось в его душу, как сомнение посетило его сердце, он сразу же подвергся действию естественных законов мира, и стал тонуть. Именно неверие есть та причина, изменившая чудное состояние, в котором пребывал Петр. Сам Господь упрекнул Петра: «Маловерный! Зачем ты усомнился?» Это событие – хождение по водам бушующего моря – порождает в нашем сознании аналогию с морем житейским. Ибо море, по которому ходит человек каждый день, - море житейское – не менее опасно, чем та водная стихия, по которой шел Петр. Ибо оно каждое мгновение, каждую минуту, каждый час нашей жизни грозит поглотить нас в волны грехов, в волны страстей, в волны беззакония. Та пучина, в которую ввергает человека житейское море – это вечная погибель, гиена огненная. И чтобы не потонуть в сем море, чтобы не погибнуть в этой пучине, чтобы пройти по этой воде, чтобы дойти до спасительного корабля, до той тихой гавани, которая называется Царством Небесным, - нужна твердая вера. К сожалению, очень часто мы по своей человеческой немощи теряем должную веру. Мы видим, как волны сии житейские захлестывают нас, как они топят нас, как мы захлебываемся в этой воде беззакония и впадаем в отчаяние. Но не нужно отчаиваться, нужно посмотреть, как поступил апостол Петр. Он тут же стал взывать ко Христу, молить Его о помощи. Он кричал: «Господи! Спаси меня». И Христос, как говорит евангелист, тот час простер к нему свою руку и вывел его из этой бушующей пучины, ввел его на свой корабль. И мы, несомненно, получим такую же помощь от Христа, когда будем взывать к Нему, молиться Ему ежедневно, ежечасно, ежеминутно, призывая Его Святое имя. Ибо Сам Христос свидетельствует нам в Евангелии: всякий, кто призовет имя Господа – спасется. И святые отцы церкви учат нас непрестанно призывать имя Господне, имя Иисусово, молясь устами, сердцем и умом: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Так вооружимся этой спасительной молитвой, чтобы преодолеть житейское море и достичь тихой гавани, Царства Небесного, со всеми угодившими Богу. Аминь.

+Епископ Анастасий 4 / 17 августа 2003 г. Кафедральный Свято-Евсевиевский Собор гладивостока

Проповедь на праздник Преображение Господне

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня Святая Православная Церковь празднует великий двунадесятый праздник - Преображение Господне. Святой Евангелист Матфей, повествуя об этом событии, говорит, что однажды Христос, взяв своих трех учеников, самых близких - апостола Петра, ап. Иакова и ап. Иоанна, взошел с ними вместе на гору Фаворскую. Там свершилось чудесное Его Преображение. Когда Иисус Христос молился, то лик Его изменился, изменилось все Его человеческое естество, даже те одежды, в которые Он был одет, стали сиять неземным светом. Это чудное явление очень поразило учеников, они упали на землю, ибо им тяжело было смотреть на сей сияющий лик Иисуса Христа. Святой евангелист говорит и о том, что в этот момент явились два ветхозаветных пророка - Моисей и Илия. Это как раз те пророки, которые в Ветхом Завете много проповедовали о явлении Христа, о Его страданиях за свой народ, о воскресении. И вот эти пророки пришли на землю, встретиться здесь с Иисусом Христом. Святые апостолы, видя эту мирную беседу, так духовно возвысились, такие их обуяли чувства высшей духовности, что им захотелось навсегда остаться в таком состоянии. Они предлагают Иисусу Христу остаться навсегда на этой горе и соорудить здесь палатки, кущи, чтобы жить и продолжать многое время наслаждаться этой неземной божественной благодатью. Однако, это общение, это явление было по всей видимости не очень продолжительным. Вскоре исчезли святые ветхозаветные пророки - Моисей и Илия, Иисус Христос остался, вернувшись в обычное состояние, в котором всегда был. Христос предупреждает св. апостолов о том, чтобы они никому (даже остальным ученикам) не рассказывали об этом событии до того времени, когда Иисус Христос примет смерть, т.е. Он дал им обязательство молчать об этой сокровенной тайне. И только после того как наступит время открыть тайну миру, Церкви, чтобы эта тайна явилась людям, и они через познание этой тайны познали богочеловеческую природу Иисуса Христа. Ибо по учению Святой Православной Церкви св. апостолы во время преображения Господа сподобились лицезреть славу Его Божественной природы. Конечно, сама Божественная природа невидима, ее никто не может видеть, даже сами ангелы. В церковной песни поется: "Бога человеком невозможно видети, на Него же не смеют Чины ангельские взирати …". Поэтому тот человек, который утверждает, что он видел Бога, лично говорил с Ним, такой человек находится в опасном заблуждении, которое называется прелестью. Ибо никто не может видеть Божественного естества. А вот сама слава Божия, благодать Божия, может являться людям, открываться им. Благодать как раз дана Церкви, чтобы через нее человек соединялся с благодатными плодами искупления, чтобы получал прощение своих грехов, получал духовное возрождение, освящение. Через эту благодать святые апостолы на Фаворской горе уразумели божественную природу своего Учителя, что он воистину есть истинный Бог, что в Его человеческом естестве неразрывно, неразлучно, несмешанно, неслиянно, всегда, во веки веков пребывает Божественное естество. И вот теперь и нам Господь открывает Славу, Свою истину. И мы способны лицезреть эту Божественную благодать, эту славу Божию, пребывать в ней и наслаждаться ею. В этом собственно и заключается смысл человеческой жизни - достичь соединения с этой нетварной Божественной благодатью, с этой славой Божией, с этой энергией Божественной, которая изливается на мир и преображает человека. Достичь, соединиться с Благодатью - это уже и есть достижение Царствия Божия. Поэтому здесь, на земле, для нас, возлюбленные братья и сестры, открывается возможность быть причастниками Царствия Божия на земле. И не случайно Господь говорил, что еще на земле мы можем войти в Царство небесное, это осуществляется как раз через приятие Божественной благодати. Для этого нужно, конечно, пребывать в Церкви Божией, а пребывать в Церкви может человек только через истинную православную веру. Через какие-то иные лжеучения, еретические заблуждения, человек отпадает от Церкви, он перестает пребывать в ней, лишается возможности соединиться еще в земной жизни с Божественной благодатью. Но, кто пребывает в Церкви Христовой, пребывает в Святой Православной вере, он имеет эту возможность. Не всем дается способность или дар во всей полноте соединиться с Благодатью. Но ощутить ее, чувствовать ее, иметь духовное просвещение - это дается каждому верующему человеку. Однако для этого нужно обязательно трудиться, нужно молиться. Святые Отцы Церкви советуют для этого читать Иисусову молитву, т.е. призывать как можно чаще имя Господне, ибо через призывание имени Божия, через призывание имени Иисуса Христа открывается для нас эта Божественная благодать. Господь говорит, что тот, кто призовет имя Господне - спасется. Поэтому и мы, возлюбленные братья и сестры, празднуя сегодня сей великий праздник, духовно участвуя в этой тайне, которую лицезрели три апостола на Фаворской горе, будем также молиться, чтобы и нам войти в эту тайну Преображения Господня, чтобы и в нас эта Божественная благодать дала духовные плоды просвещения всех сил нашей души, сердца и разума, воли нашей, чтобы в ней пребывала Божественная благодать, влекущая нас ко спасению в Царство Отца нашего Небесного со всеми угодившими Богу. Аминь.

+Епископ Анастасий 6 / 19 августа 2003 г. Кафедральный Свято-Евсевиевский Собор гладивостока

Слово в 10-ую неделю по Пятидесятнице

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня, возлюбленные братья и сестры, мы слышали с вами из евангельского чтения о том, как однажды Иисус Христос совершил изгнание из одного юноши множество бесов. Это беснование проявлялось в юноше тем, что бесы мучили его, сокрушали его, ввергали его и в огонь и в воду, не давая ему правильно и разумно жить. И вот отец привел юношу сначала к ученикам Иисуса Христа - святым апостолам - чтобы они, как имеющие от Бога дар изгонять бесов и исцелять всякий недуг, исцелили юношу. Однако, это действие не совершилось, хотя святые апостолы, и молились, но не смогли изгнать бесов. Тогда Иисус Христос своим словом совершает это чудесное действие, он изгоняет бесов из юноши, и тот становится совершенно здоровым человеком После этого Апостолы спрашивают у Иисуса Христа, почему они, получившие от своего Учителя этот дар, получившие от своего Учителя силу исцелять всякий недуг и изгонять бесов, не смогли этой силой воспользоваться? Почему они не смогли, имея эту силу, исцелить юношу? Иисус Христос объясняет причину. Он говорит, что род сей прелюбодейный (так он называет бесов, потому что бесы ввергают во всякое прелюбодеяние, во всякий грех) изгоняется только постом и молитвой. Недостаточно того, говорит Иисус Христос, что вы получили от Бога это дарование, вы имеете эту силу, вам дана власть, но, чтобы этой власть воспользоваться, необходимы пост и молитва. Нужно самим поститься и молиться для того, чтобы сие дарование в нас проявлялось. Это очень важный ответ Иисуса Христа, И важен он не только для апостолов. Впоследствии они множество бесов изгоняли именем Иисуса Христа, множество исцелили людей, даже воскрешение мертвых совершалось по молитвам апостолов. Но все это совершалось после того, как они начинали поститься и научились правильно, твердо молиться. Этот ответ важен и для нас, потому что и мы получили от Бога очень значительные дары. Мы все, приняв Святое крещение, приняв в таинстве покаяния прощение своих грехов, приняв в таинстве причащения святое тело и кровь Иисуса Христа, восприняли Благодать Святаго Дуга, т.е. силу Божию. Эта сила дает нам возможность побеждать грех, сокрушать сатану, одерживать победу над бесами. Однако, в своей жизни видим, как мы часто бываем побеждаемы этими самыми бесами, как мы, имеющие благодать Божию, называющиеся христианами, порой кажемся совершенно немощными и неспособными противостоять силам зла, которые ополчаются против нас. В чем же дело? Оказывается в том, о чем сказал Иисус Христос. Наша вера недостаточна сильна, наше воздержание недостаточно твердо. Ибо мы вроде бы и постимся, но постясь телесно, соблазняемся духовно, и наш пост превращается только в какое-то телесное временное воздержание, и нет глубины поста. Мы вроде бы и молимся каждый день, стараемся совершать наше молитвенное правило, но молитва наша больше всего внешняя, в лучшем случае, словами произносится. А ум наш, сердце наше, воля наша при сем молитвенном действии часто бывают где-то в стороне. Душа наша, как правило, не участвует в этом молитвенном возношении. От этого и наша слабость, наша духовная расслабленность. Мы не можем воспользоваться, тем Царским Даром, той благодатью, которые Господь даровал каждому из нас. Поэтому, возлюбленные братья и сестры, последуем примеру святых апостолов, которые приняли слово от Иисуса Христа, слово, научившее их искренне молиться, научившее их истинному посту и воздержанию. Будем и мы следовать этому примеру, чтобы и нам сокрушать врагов, сокрушать бесов, наступающих на нас, и, сокрушая их, вместе со святыми войти в Царствие Небесное во веки веков. Аминь.

+Епископ Анастасий 11 / 24 августа 2003 г. Кафедральный Свято-Евсевиевский Собор гладивостока

далее Вы можете посмотреть:

молитвы,
устав Братства,
рубрику "Училище благочестия",
посмотреть наши фотоальбомы,
ознакомиться с журналами "Духовные чтения"
и со страничкой "Наследие".
Пообщаться с редактором сайта иеромонахом Феодосием.
Также мы будем рады увидеть ваши записи в гостевой книге.

Наш адрес: 690041 Россия Владивосток а/я 9



Hosted by uCoz