Официальный сайт
Братства Ревнителей Православия
во имя Свт. Тихона, Патриарха
и Исповедника Всероссийского


Как должно молиться в церкви.

Православные христиане приняли от Св. Отцов и исполняют во всем мире следующие обычаи:

  1. Войдя в святой храм и осеняя себя крестным знамением, творят три малых поклона, произнося:
  2. “Создавый мя, Господи, помилуй”.
  3. “Боже, милостив буди мне грешному”.

    “Без числа согреших, прости мя”.

  4. Затем, поклонившись направо и налево, стоять на месте и слушать псалмы и молитвы, читаемые в церкви, но не говорить про себя иных, собственных молитв, и не читать их по книжкам отдельно от церковного пения, ибо таких осуждает св. Апостол Павел, как удаляющихся от церковного собрания (Евр. 10, 25).
  5. Поклоны малые и великие должно творить не по своему произволению, а по установлению Св. Апостол и Св. Отец; именно: при чтении Трисвятого (“Святый Божий”), “Приидите, поклонимся” и троекратного “аллилуия” 3-жды осенить себя крестным знамением, совершая малые поклоны; также и при чтении: “Сподоби, Господи”, а равно и в начале великого славословия (“Слава в вышних Богу”), и после слов священника: “Слава Тебе, Христе Боже, упование наше”. После каждого возгласа священника, а также при чтении чтецом “Честнейшую Херувим” осенять себя крестным знамением и творить малый поклон.

В будничные дни творить земные поклоны на литургии:

А) при начале пения: “Достойно, и праведно”;

Б) когда оканчивается молитва “Тебе поем”;

В) в конец молитвы “Достойно есть” или Задостойника;

Г) в начале молитвы “Отче наш”;

Д) при изнесении Св. Даров для причастия;

Е) и при словах: “всегда, ныне и присно”.

На утренней или всенощной, когда возглашается: “Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим”.

В дни воскресные, а также от дня св. Пасхи до вечера дня св. Троицы, а равно от дня Рождества Христова по день Крещения, также в день Преображения и Воздвижения*), Свв. Апостолы воспретили вовсе преклонять колена и творить земные поклоны, как о том свидетельствует св. Василий Великий в послании к блаженному Амфилохию. То же самое утвердили и Вселенские соборы 1-ый и 6-ой; ибо воскресные и прочие Господские праздники содержат воспоминания о примирении с Богом, по слову Апостола: “Уже неси раб, но сын” (Гал. 4, 7); сынам же не подобает рабское поклонение творити.

5. Православным христианам не свойственно стоять на коленях, поднявши голову, но при словах священника: “Паки и паки, преклонше колена” и проч. Повергаться ниц на землю; обычай же становиться на колена по собственному произволению, складывать руки и бить себя в грудь воспринят от западных еретиков, а в Православной Церкви он не допускается.

Православные христиане, согласно уставу церковному, в положенное время творят земные поклоны, повергаясь ниц и снова становясь на ноги.

6. Когда в церкви осеняют народ крестом или Евангелием, образом или чашей, то все крестятся, преклоняя главу, а когда осеняют свечами, или благословляют рукой, или кадят к предстоящим, то православным христианам не должно креститься, а только наклонить голову; лишь во св. седмицу Пасхи, когда кадит священник с крестом в руках, то все крестятся и говорят: “Воистину воскресе”.

Так должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и в священном сане.

7. Принимая благословение священника или епископа, христиане целуют его десницу, но не крестятся перед этим. Не должно целовать у духовных лиц левую руку, ибо сие свойственно только иудеям, но правую, через которую преподается благословение.

8. Крестное же знамение, по учению Св. Отец, должно совершать так: сложить троеперстно правую руку, возлагать ее на лоб, на чрево, на правое плечо и на левое, и потом уже, положив на себя крест, наклоняться; о тех же, которые знаменуют себя пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой по воздуху или по груди своей, сказано в Златоусте: “тому неистовому маханию бесы радуются. Напротив, крестное знамение, совершаемое истово с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

*) В этот день положено творить только три земных поклона перед крестом.

Правила о поклонах и крестном знамении.

Креститься без поклонов:

  1. В середине шестопсалмия на “аллилуия” три раза.
  2. В начале “Верую”.
  3. На отпусте: “Христос истинный Бог наш”.
  4. В начале чтения Св. Писания: Евангелия, апостолов и паремий.

Креститься с поясным поклоном:

  1. При входе в храм и при выходе из него – три раза.
  2. При каждом прошении ектений.
  3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Св. Троице.
  4. При возгласах: “Приимите, ядите”, “Пийте от нея вси” и “Твоя от Твоих”, “Святая Святым”.
  5. При словах: “Честнейшую”.
  6. При каждом слове: “Поклонимся”, “поклонение”, “припадем”.
  7. Во время слов: “аллилуия”, “Святый Боже”, и “Приидите, поклонимся”, и по возгласе “Слава Тебе, Христе Боже”, перед отпустом – по три раза.
  8. На каноне на 1-й и 9-й песни при первом взывании к Господу, Божией Матери или Святым.
  9. После каждой стихиры (причем крестится тот клирос, который оканчивает петь).
  10. На литии после каждого из первых трех прошений ектении по 3 поклона, после двух остальных - по одному

Креститься с земным поклоном:

  1. В пост при входе в храм и при выходе из него 3 раза.
  2. В пост после каждого припева к песне Богородицы “Тя величаем”
  3. В начале пения: “Достойно и праведно”
  4. После “Тебе поем”.
  5. После “Достойно” или Задостойника.
  6. При возгласе: “И сподоби нас, Владыко”.
  7. При выносе Святых Даров, при словах: “Со страхом Божиим” и второй раз – при словах: “Всегда, ныне и присно”.
  8. В Великий Пост, на великом повечерии, при пении “Пресвятая Владычице”, на каждом стихе; при пении “Богородице Дево, радуйся” и проч. На великопостной вечерне три поклона.
  9. В пост, при молитве “Господи и Владыко живота моего”.
  10. В пост при заключительном пении: “Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем”. Всего 3 земных поклона.

Поясной поклон без крестного знамения.

  1. При словах: “Мир всем”,
  2. “Благословение Господне на вас”,
  3. “Благодать Господа нашего Иисуса Христа”,
  4. “И да будут милости Великого Бога” и
  5. При словах диакона: “И во веки веков” (после “Яко свят еси, Боже наш”).

Креститься не положено:

  1. Во время псалмов,
  2. Вообще во время пения,
  3. Во время ектений тому клиросу, который поет ектинийные припевы.
  4. Креститься и класть поклоны нужно по окончании пения, а никак не при последних словах.

Не допускается земных поклонов:

В дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в дни Преображения и Воздвижения (в сей день три земных поклона Кресту). Поклоны прекращаются от вечернего входа под праздник, до “Сподоби, Господи” на вечерне в самый день праздника.

Правило преп. Серафима Саровского для мирян.

Молитву преподобный Серафим Саровский считал для жизни столь же необходимой, как воздух. Он просил и требовал от своих духовных детей, чтобы они непрестанно молились, и заповедовал им такое молитвенное правило, оставшееся под именем “Правила отца Серафима”.

Пробудившись от сна и ставши на избранном месте, всякий должен читать ту спасительную молитву, которую людям передал Сам Господь, т.е. “Отче наш” (3-жды), потом “Богородице Дево, радуйся” (3-жды), и, наконец, единожды Символ веры. Совершив это утреннее правило, всякий христианин пусть отходит на свое дело и, занимаясь дома или, находясь в пути, должен читать тихо про себя: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго”. Если же окружают люди, то, занимаясь делом, говорить только умом: “Господи, помилуй”, и так продолжать до самого обеда. Перед обедом совершить утреннее правило.

После обеда, исполняя свое дело, всякий должен читать тихо: “Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго”, что продолжать до самой ночи.

Когда же случится проводить время в уединении, нужно читать: “Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго”, а, ложась спать на ночь, всякий христианин должен повторять утреннее правило и после оного и с крестным знамением пусть засыпает. При этом св. старец говорил, указывая на опыт св. отец, что если христианин будет держаться этого малого правила, как спасительного якоря среди волн житейской суеты, со смирением исполняя его, то может достигнуть до высокой меры духовной, ибо эти молитвы есть основание христианина: первая – как слово Самого Господа и поставленная Им в образец всех молитв, вторая принесена с неба архангелом в приветствие Пресвятой Деве, Матери Господа. Последняя же заключает все догматы веры.

Имеющий время пусть читает Евангелие, Апостол, другие молитвы, акафисты, каноны. Если же кому невозможно выполнять и этого правила – слуге, подневольному человеку, то мудрый старец советовал выполнять это правило и лежа, и на ходьбе, и при деле, помня слова Писания: “Всяк, еже призовет имя Господне, спасется”.

О молитве Иисусовой.

У апостола Павла в первом послании к Солунянам (5, 16) сказано: “непрестанно молитесь”.Как же это непрестанно молиться? – Часто творить молитву Иисусову: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя”. Если кто навыкнет этому призыванию, тот будет ощущать великое утешение и потребность всегда творить эту молитву и она как бы сама собой в нем будет твориться.

Хотя вначале враг рода человеческого будет мешать в этом, наводить большую тяготу, лень, скуку, одолевающий сон, но, преодолевши все это, с помощью Божией, получишь покой душе своей, духовную радость, расположение к людям, умиротворение помыслов, благодарение Богу.

В самом имени Иисуса Христа заключается великая благодатная сила.

Многие святые и праведные люди советуют как можно чаще, почти непрерывно, творить молитву Иисусову.

Св. Иоанн Златоуст говорит: “Должно всякому, если он, пьет ли, сидит ли,служит ли,путешествует ли, или другое что делает, непрестанно вопить: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя”, да имя Господа Иисуса Христа, сходя в глубину сердечную, смирит змия пагубного, душу же спасет и оживотворит”.

Преподобный Серафим Саровский:”Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного”: в этом да будет все твое внимание и обучение. Ходя, сидя, делая и в церкви до богослужения стоя, входя и выходя, сие непрестанно держи в устах и в сердце твоем. С призыванием имени Божия таким образом ты найдешь покой, достигнешь чистоты духовной и телесной и вселится в тебя Святый Дух, Источник всех благ, и управит он тебя в святыне, во всяком благочестии и чистоте”.

Епископ Феофан Затворник: “Чтобы удобнее навыкнуть памятованию о Боге, для этого для христиан ревностных есть особый прием, именно – непрестанно повторять коротенькую – слова в два-три – молитовку. Большей частью это есть: “Господи, помилуй! – Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго (или грешную)”. Если вы этого еще не сделали, так вот слышьте, и если так не делали, так начинайте делать с этих пор”.

Истинно решивший служить Господу Богу должен упражняться в памяти Божией и непрестанной молитве Иисусу Христу, говоря умом: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго”.

Таковым упражнением, при охранении себя от рассеяния и при соблюдении мира совести, можно приблизиться к Богу и соединиться с Ним. Ибо, по словам св. Исаака Сирина, без непрестанной молитвы мы приблизиться к Богу не можем” (Преп. Серафим Саровский).

О. Иоанн Кронштадский также часто советовал творить молитву Иисусову.

далее Вы можете посмотреть:

молитвы,
устав Братства,
рубрику "Училище благочестия",
посмотреть наши фотоальбомы,
ознакомиться с журналами "Духовные чтения"
и со страничкой "Наследие".
Пообщаться с редактором сайта иеромонахом Феодосием.
Также мы будем рады увидеть ваши записи в гостевой книге.

Наш адрес: 690041 Россия Владивосток а/я 9



Hosted by uCoz